«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».
статья на тему
Современному обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и работать в демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен уметь адаптироваться к новым условиям жизни, уметь анализировать ситуацию и адекватно изменять свою деятельность. Важно понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Главное для учителя - увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_chteniya_lakiza_n.v.docx | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Октябрьский район г.п.Талинка
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».
Автор:
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ№7»
Лакиза Наталья Владимировна.
Введение
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
В. А. Сухомлинский
Переступая порог школы, почти каждый ребёнок хочет быть маленьким учёным, исследователем. В этом возрасте каждый урок для ребёнка - творческое и увлекательное занятие. Как спроектировать учебный процесс, чтобы вызвать интерес у маленьких ученых-первооткрывателей? Как учить, чтобы и в дальнейшем ребёнок, как можно чаще задавал вопрос «Почему?» Как убедить родителей, что это не просто игра в науку, а важнейшая деятельность, ведущая детей к обретению самостоятельных знаний и умений.
Мы живём во время экономических перемен, когда государство нуждается в людях, способных самостоятельно принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить.
А исследовательская деятельность стимулирует интерес учеников к самостоятельному поиску знаний и обеспечивает развитие инициативы, творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, способствует реализации Федеральных государственных стандартов.
Исследовательская деятельность направлена на развитие познавательной активности учащихся, умений ориентироваться в огромном информационном пространстве, самостоятельно добывать информацию, умение принимать субъективное решение, умение увидеть, сформулировать и решить проблему,.
С введением ФГОС НОО перед учителем встаёт задача учить школьников по-новому. Речь идёт не только об интеллектуальном и творческом развитии, но и развитии психосоциальной сферы ребёнка. Учитель должен заботиться о расширении детского кругозора, приобретении ребёнком метапредметных умений и навыков, о личностных качествах, таких как потребность в познании, воля, настойчивость в достижении цели.
Исследовательская технология, как новая технология обучения, более тесно связанна с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализоваться в разнообразной учебной и практической деятельности.
Как построить образовательный процесс, чтобы у младших школьников желание учиться хорошо было не ради хороших отметок, а для того чтобы стать умнее, талантливее, способнее и интереснее окружающим и самому себе?
В данной ситуации возникает острая педагогическая проблема: поиск эффективных технологий и приёмов формирования ключевых компетентностей обучающихся.
Поиск путей разрешения противоречий определил цель и задачи моей работы.
Цель: формирование потребности к саморазвитию через использование исследовательской деятельности в системе урочной, внеурочной и внеклассной работы.
Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
- осуществить отбор методов и приемов работы исследовательской деятельности по формированию ключевых компетенций;
- развивать навыки коллективной исследовательской деятельности решения специфических проблемных ситуаций;
- формировать у школьников готовность к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения;
- развивать социально-психологические качества личности.
Процесс развития познавательной активности учащихся средствами исследовательской деятельности предполагает такую организацию урочно-внеурочной работы, которая обеспечила бы высокий уровень сознания, творческой активности учащихся, самостоятельности в различных видах деятельности, что становится возможным благодаря созданию необходимых педагогических условий.
В методике начального обучения выделяют следующие условия:
1.Целенаправленность и систематичность.
2. Мотивированность.
3. Учёт возрастных особенностей.
4. Психологический комфорт.
5. Личность учителя.
6. Творческая среда.
Учёт возрастных возможностей младших школьников – неотъемлемая часть работы при организации исследовательской деятельности.
В начальных классах исследовательская деятельность должна стать специальным предметом обучения.
По способу построения – «поисково - исследовательски»;
По форме это групповое исследование, индивидуальная работа возможна на уровне выполнения отдельных действий.
По месту проведения - урочные и внеурочные;
По времени - кратковременные и долговременные;
- по теме - предметные или свободные;
- по проблеме - освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу.
особым предметом освоения для младших школьников при выполнении проекта должны стать компьютерные программы и их возможности. Роль учителя изменяется в зависимости от этапов работы. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
- консультирует;
- мотивирует;
- помогает;
- наблюдает.
Темы детских работ выбираем из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Стараемся ставить с детьми и учебные цели по овладению приёмами исследования как общеучебными умениями. В процессе работы над темой включаю экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации.
При условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу исследовательскую деятельность организовываю и в урочное время.
По русскому языку: «Великие люди России», « Легко ли писать стихи», « Ученик и учитель. Как человек становится самостоятельным» и др.
По окружающему миру: «Моё имя», «Великие реки России», «Край, в котором я живу», «Заповедники России», «Мой поселок», « Каменное царство» и др.
По литературному чтению: «Любимые книги моих родителей», «Взаимоотношения между людьми в творчестве твоего народа», «Добро и зло в народном творчестве», «Народные и авторские сказки» и др.
По математике: «Тайна числа», «Загадочная арифметика» «Геометрия вокруг нас», « Система мер» и др.
Организация исследовательской деятельности поделена на четыре этапа.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы.
Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
1) поддерживать исследовательскую активность школьников на основе имеющихся представлений;
2)развивать умения ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
3)формировать первоначальные представления о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:
• на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
• на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
• на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.
На данном этапе обучения в центре внимания должно быть обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.
На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.
Литература
1.Ванцян А.Г. Следуя принципам системы //Практика образования. 2006г.№3
2. Гладкая С.В. Исследовательская деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
3.Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, 2009.
4. Ляхова, Л. В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. /Л. В. Ляхова // Начальная школа. 2009. №7. -С.45
5.Планируемые результаты начального общего образования/Л.Л.Алексеева,
6. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова / Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.
7. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. -2-е изд., испр.и дополн. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208с.
8. Савенков, А. И. Психология исследовательского обучения. / А. И. Савенков // Москва, Академия развития. 2005 г. 450с.
9. Семёнова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. /Н. А. Семенов // Начальная школа. 2006. №2. -С.21-26
10. Савенков А.И. Воспитать исследователя.//Практика образования 2006г.№3 с.26- 27. 11.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования
Приложение
Памятка.
Юный исследователь!
Возможно, будущее твоё не будет связано с наукой и ты не станешь всемирно известным учёным. Но первые свои эксперименты и проекты запомнишь на всю жизнь. Ведь с их помощью ты самостоятельно будешь извлекать новые знания. Верю, что впереди тебя ожидает множество открытий! Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий! Новых идей!»
Памятка юному исследователю.
Моё исследование.
1. (Тема исследовательской работы). Как будет называться моё исследование?
2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы?
Что я узнал из литературы?
3. Цель. Что я хочу исследовать?
«Изучить…» «Поставили цель: изучить …».
4. (Задачи).Для чего я хочу провести исследование?
«Выяснить, сколько…»; «Установить, почему…»
«Задачи:
изучить литературу …
выявить …
установить …
выяснить…
рассмотреть …
определить …
5. Дата и место проведения моего исследования.
6. Каким образом я проводил исследование?
Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт.
7. Мои результаты исследования.
Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.
8. (Выводы).Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…(Ответы на поставленные задачи).
«Прочитав книги, мы многое узнали …
Наше предположение подтверждается.
9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?
10. Использованная литература.
11. Приложения
Справочник исследователя
- План проведения исследования: определи тему, сформулируй цель, наметь источники информации, иллюстраций, реши, как ты оформишь сообщение.
Работать можно самостоятельно, или в паре, или в группе.
Срок выполнения: в течение учебного года.
Защита исследования: по мере готовности.
- Возможные источники информации:
- учитель;
- тексты по выбранной тематике в учебниках;
- энциклопедии, справочники, воспоминания, журналы, сборники произведений устного народного творчества, литература по краеведению;
- телевизионные передачи
- музеи – краеведческие, картинные галереи;
- интернет.
3.Вид работы: сочинение, альбом, реферат, презентация, выпуск газеты.
4.Оформление работы: текст с иллюстрациями или фотографиями, рисунками, таблицами, графиками, диаграммами; в конце представляется список литературы.
5. Защита итогов исследования. Обсудите организацию защиты: кто присутствует, кто входит в состав жюри, сколько тем представлено, время на доклад, максимальное количество вопросов.
6. Структура доклада:
- Почему выбрана именно эта тема;
- Основное содержание работы с выражением собственного отношения к фактам, событиям, интересное их изложение;
- Что дала работа по этой теме докладчику, что он посоветует другим.
7.Оценка доклада. Обсудите вариант бланка для заполнения членами жюри:
1.Фамилия, имя автора
2. Название темы.
3.Критерии оценки; оригинальность и ценность собранного материала; структура и логика работы; язык и стиль изложения, оформление, ответы на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство обучения младших школьников
Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельност...
"Выразительное чтение, как средство развития младших школьников"
Презентация по теме самообразования для выступления на учительской конференции. "Выразительное чтение, как средство развития младших школьников"...
Портфолио как средство оценки достижений школьника.
Совершенствование системы образования и введение новых образовательных стандартов в 2009 году направлено на решение ряда задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента ...
«Внеклассное чтение в начальной школе как средство творческого взаимодействия школьника-читателя с текстом литературного произведения»
Одним из важнейших источников знаний для человека является книга. Подсчитано, что в раннем детстве человек задает окружающим до 500 вопросов в день. С годами их число значительно снижается. Это происх...
Игра как средство приобщения младших школьников к изобразительному искусству
Работа содержит теоретический и практический материал для учителей начальных классов и изобразительного искусства по использованию дидактических игра на уроках изобразительного искусства....