Игра как средство приобщения младших школьников к изобразительному искусству
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Работа содержит теоретический и практический материал для учителей начальных классов и изобразительного искусства по использованию дидактических игра на уроках изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_priobshcheniya_mladshih_shkolnikov_k_izobrazitelnomu_iskusstvu.doc | 315 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального Топкинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Топкинская основная общеобразовательная школа
Игра как средство приобщения
младших школьников к изобразительному искусству
Методическая разработка
Автор-составитель:
Зуева Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
и изобразительного искусства
С. Топки, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Игра, как метод организации учебной деятельности обучающихся 6
1.1. Сущность и функции игры и игровой деятельности......................................6
1.2. Сущность и функции дидактической игры и её значение в приобщении младших школьников к искусству………………………………………………11
2.1. Применение обучающих игр на уроках изобразительного искусства…....18
2.2. Организация игровой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства…………………………………………………...29
Приложения…………………………………………………………………….. 48
Введение
Современное общество нуждается в творческом человеке, обладающем аналитическим мышлением, воображением, готовом на диалог, сотрудничество и сотворчество в семейных, социальных, политических, национальных отношениях. Поэтому, человек вынужден включаться в процесс непрерывного обучения и освоения новых технологий. Необходимыми становятся такие качества как мобильность, умение адаптироваться к новым условиям. Эти требования влияют на изменение целей и содержания образовательного процесса.
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания изобразительного искусства, относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм организации воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного искусства. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она
способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. [24]
Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой,
способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В художественно-дидактических играх этой целью является развитие.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. В связи с этим, обучая посредством игры, задача учителя построить урок, чтобы не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Профессионально организованный урок изобразительного искусства поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими.
Актуальность проблемы использования игровых технологий в процессе обучения определяется необходимостью повышения уровня и качества современного образовательного процесса, развития важнейших психических свойств ребенка в учебной, трудовой и творческой деятельности. Игра как важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания. Всё это
обусловило актуальность выбранной темы выпускной работы: «Игровые
технологии как средство приобщения младших школьников к изобразительному искусству».
Объект исследования - игра как средство приобщения младших школьников к изобразительному искусству.
Предмет исследования – процесс обучения с использованием художественно-дидактических игр на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
В качестве гипотезы выдвигаем предположение о том, что целесообразность использования игры, как дидактического метода, может способствовать активизации познавательной деятельности, приобщению к предмету если:
- игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием
изучаемой темы;
- игры используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, четко организуются, соответствуют познавательным возможностям учащихся;
- игры оказывают стимулирующее воздействие при изучении учебного материала.
Цель – систематизация и использование художественно-дидактических игр на уроках изобразительного искусства, как средство приобщения младших школьников к искусству.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить и провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления сущности игры. Определить подходы к проблеме исследования.
- Выявить педагогический опыт использования игр на уроках изобразительного искусства.
- Систематизировать художественно-дидактические игры, используемые при изучении учебного материала на уроках изобразительного искусства.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретический анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, систематизация и классификация, наблюдение, творческие задания.
Практическая значимость работы состоит в систематизации художественно-дидактических игр и творческих заданий и организации игровой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Структура выпускной работы состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. В списке использованной литературы 37 наименований. Объем выпускной работы 43 страницы без списка литературы и приложений.
ГЛАВА I. Игра как метод организации учебной деятельности обучающихся
1.1. Сущность и функции игры и игровой деятельности
Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учёными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных ответов об истоках появления игры очень широк.
Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, к примеру утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.
В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированным тоталитарным режимом, начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества.
В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия, которых ограничены определёнными условиями (правилами) и направлены на достижение определённой цели (выигрыш, победа, приз).
Следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является социокультурным феноменом.
Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнёров и алгоритмами проведения игры. Социокультурная природа игры очевидна, что делает её незаменимым элементом обучения.
Игра — явление многогранное, как феномен культуры она учит, развивает, даёт возможность отдохнуть. Детство без игры и вне игры является аномальным. В детские годы игра является основным видом деятельности человека, поскольку именно через неё ребёнок быстрее знакомится с окружающим миром, правилами и нормами общения с людьми, быстрее усваивает навыки и привычки культурного поведения. В игре дети и подростки проверяют свою силу и ловкость, у них возникает желание фантазировать, открывать тайны и стремиться к чему-то прекрасному. В игре проявляются и развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Она является одной из генетических основ художественного творчества, способствующая его формированию и сопровождающая его. [Цит. по Кукушину В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе – Ростов –на-Дону, 2003. - С. 81-82].
Игра — это образное, деятельное отражение жизни. Она возникла из труда и готовит молодое поколение к труду, к активному познанию окружающей действительности.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воспроизведение и усвоение общественного опыта, в котором создаётся и совершенствуется самоуправление поведением». [30]
Автор рассматривает следующие функции игры:
- развлекательную - развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес, подвигнуть (вдохновить);
- коммуникативную - усвоение норм поведения;
- самореализации - возможность самоопределения;
- терапевтическую - преодоление трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую - определение отклонений от норм поведения;
- коррекционную - внесение положительных изменений в структуру личности;
- социализации - включение в систему общественных отношений.
Если рассматривать структуру развёрнутой игровой деятельности, то можно определить её основные компоненты:
- побудительные - потребности, мотивы, интересы, стремления, определяющие желание ребёнка участвовать в игре;
- ориентировочные - определяющие выбор средств и способов игровой деятельности;
- исполнительские - действия, операции, позволяющие реализовать игровую цель;
- контрольно-оценочные - коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
Об учебном, развивающем значении игры высказывались философы, мыслители, учёные: Платон, Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, К. Ушинский, Л. Толстой. Проблемы использования игр в учебно-воспитательном процессе изучали известные педагоги-практики, новаторы А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Яковлев.
В работах А. Макаренко игра рассматривается как мощное средство воспитания воли, коллективизма, формирования практических навыков. Он
считал, что детские ролевые игры так же важны для развития ребёнка, как и для взрослого. Однако, педагог отмечал, что только та игра является
педагогически ценной, в которой ребёнок действует активно, мыслит, строит, комбинирует, моделирует человеческие взаимоотношения.
Деятельность А. Макаренко является ярким примером игровой позиции учителя. Он определял игру как важный метод, считая, что между игрой и трудом нет большого различия, что в каждой хорошей игре есть трудовое усилие и усилие мысли, есть такая же ответственность, как и в работе (труде). Л. Выготский понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребёнка, как основу для преобразования игровых действий в умственные. Он назвал игру «девятым валом развития», руководящим средством воспитания и обучения.
Проблеме развития творческого потенциала учащихся в игровых ситуациях на уроках изобразительного искусства и художественного труда посвящены работы Б. Неменского, Б. Юсова, С. Коновец, В. Тименко.
По мнению Ф. Блехер, игру можно назвать дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с элементом заинтересованности, а Т. Маслова считает игру одним из эффективных средств умственного развития ребёнка. Она подчёркивает, что включение дидактической игры в педагогический процесс способствует тому, что
дети, восхищённые игрой, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки. Таким образом, игра является средством самореализации и самовыражения личности. [34]
Выдающийся психолог Д. Эльконин подчёркивал социальную природу игры. Проанализировав структуру сюжетно-ролевой игры, он выделил единицу игры - роль, которую берёт на себя играющий. К характерным признакам игры также относится игровое действие: что именно происходит
в определённых границах времени и места по добровольным правилам.
Игровые правила — это ещё один, очень важный компонент игры.
Игровое действо в определённой воображаемой ситуации — это образное преобразование реальности, где личность, спрятавшись за маской, «играет» другую роль. Для игры характерна свобода, выход за пределы «настоящей жизни». Правильно организованная интересная дидактическая игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребёнка.
Игру можно рассматривать как [37]:
- особое отношение личности к окружающему миру;
- особую деятельность играющего, которая изменяется и разворачивается как его субъективная деятельность;
- социально заданный и усвоенный играющим вид деятельности (или отношение к миру);
- деятельность, благодаря которой происходит развитие психики;
- социально-педагогическую форму организации обучения.
Игра — это путь к познанию своих возможностей. Самопроверка всегда побуждает к самосовершенствованию. Поэтому детские игры — важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над формированием воли, характера, положительных привычек. Приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, неутомимости, целеустремленности. Детям нравится сам процесс игры, для них — это работа, требующая усилий. Они преодолевают в игре серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Игры дополняют учебный процесс, способствуют развитию важнейших психических свойств, необходимых для трудовой деятельности и творчества. Большинство игр построено на самопроверке своих возможностей, на стимулировании их развития. Это важное психолого-
педагогическое средство развития и воспитания. [1]
Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.
Несомненно, дидактической игре, обеспечивающей приобщение личности к искусству должно отводиться особое внимание. Данный аспект будет рассмотрен нами в следующем параграфе выпускной работы.
1.2. Сущность и функции дидактической игры и её значение в приобщении младших школьников к искусству.
Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940-1950-х гг. и было связано с использованием в педагогическом процессе технических средств и программированного обучения.
Технология (от греч. « techne » - искусство, мастерство, умения и «логос» - наука) – совокупность приёмов и способов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.[18]
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Ведущими признаками технологии являются [17]:
1. совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов;
2. логика, последовательность компонентов;
3. методы, приёмы, действия, операции;
4. гарантия результата.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г.К. Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам [30]:
- Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
- По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
- Согласно Г.К. Селевко, по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые,
имитационные, игры-драматизации.
- По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
- По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. [19, 86-87]
Таким образом, дидактическая игра содержит: цель, средства, процесс, результат игры.
Поэтому дидактическая игра — это разновидность игры по правилам, специально созданным педагогом с целью обучения и воспитания детей.
А. Запорожец подчёркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».
Игра на уроке — это вид работы, позволяющий снять усталость,
предотвращающий умственную перегрузку, поддерживающий трудоспособность. Эти факторы, а также активная работа учащихся обеспечивают высокий уровень усвоения учебной информации.
Дидактические игры могут:
- иметь словесную форму;
- объединять слово и практические действия;
- сочетать слово и наглядность;
- объединять слово и реальные предметы. [34]
В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом обучения творческой деятельности самостоятельно по способностям.
Это позволяет решать сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с раннего возраста;
- задания всегда опережают развитие способностей;
- поднимаясь самостоятельно, доходя до определённого уровня, ребёнок развивается наиболее успешно;
- все развивающие игры разнообразны по содержанию, но создают атмосферу непринуждённости, радости.
Педагогические игры достаточно разнообразны по:
- дидактическим целям;
- организационной структуре;
- возрастным возможностям их использования;
- специфике содержания.
Целевая ориентация игр:
- дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность,
применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
- воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности;
- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия.
При проведении игры важно обеспечить положение, при котором соревнующиеся будут равны по силам и находиться в равных условиях. Необходимо создать такую обстановку, которая предопределит правильное отношение к игре со стороны детей.
Позиция взрослого в игре всегда должна быть активной. Роль арбитра, посредника, члена жюри позволяет давать оценки, характеризовать поведение учеников. Учитель может принимать участие в игре, превращая ее в воспитательный фактор, что способствует гармонизации отношений «учитель — ученик». Это основная функция игровой позиции педагога,
способствующей созданию творческой атмосферы. Игровая позиция учителя
представляет собой своеобразный стиль отношений между взрослыми и детьми. Учитель с помощью игры может выявить психоэмоциональное
состояние ученика, дифференцировать задачу урока, учитывая творческую индивидуальность ребенка, его мироощущение, понимание окружающей
действительности, тяготение к тому или иному стилю изобразительного искусства, виду материала.
Более гибкому учебному процессу способствует определение психоэмоционального состояния, как класса, так и отдельного ученика
(в начале и в конце урока) с помощью особых приемов (например, в виде работы с цветовыми карточками). Организуя сюжетные игры, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе через их игровые взаимоотношения путем продуманного распределения ролей.
Основные функции игровой позиции педагога:
- гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;
- повышение творческого потенциала коллективной деятельности;
- экономия нервных затрат педагогов и школьников;
- обеспечение гибкого поведения учителя. [19]
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.
Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.
Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность
более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность
работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.
Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-
изобразительной деятельности и отношении к занятиям.
Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения.
Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.
Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».[3]
Включение игровых моментов на уроках изобразительного искусства
позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки. Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения. В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве. Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения.
Дидактическая игра получила всеобщее признание. Учителя давно и успешно включают игры в уроки изобразительного искусства, математики, русского языка, естествознания. Возможности игры в роли активного участника учебного процесса уникальны. В игре развиваются у ребенка мышление, память, воображение, внимание, способности, начинают формироваться волевые качества личности, зачатки характера.
Опыт многих педагогов убеждает, что дидактические игры необходимы на уроках изобразительного искусства. Для ребенка рисование, одно из любимых занятий дошкольного детства, становится школьным предметом и приобретает новую окраску. И необходимо сделать так, чтобы оно не
превратилось в будничную, скучную обязанность, а сохранило в своей
сущности праздник творчества, момент раскрытия всего, что волнует, захватывает ребенка, время встречи с прекрасным и проникновения в него. Включение дидактических игр в систему педагогических ситуаций вызывает у детей особый интерес к пониманию окружающего мира, положительно сказывается на продуктивно-изобразительной деятельности учащихся и их отношении к занятиям. Во-вторых, уроки изобразительного искусства, как правило, проводятся по расписанию последними, и дети к этому времени уже устают. Игра восстановит физические силы ребенка, создаст радостное рабочее настроение. [15, с.136]
Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен «увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься». Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский «в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо».[26]
Дети, особенно младшие школьники, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, «играть в сказку». Почему сказка любимый детьми
жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего
значения. Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства на уроках изобразительного искусства. Тем и хорош этот урок, что он соединяет воедино многие искусства.
Таким образом, важно сделать урок изобразительного искусства интересным и занимательным. Этому мы посвятим следующую главу нашей работы.
2.1. Применение обучающих игр на уроках изобразительного искусства
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и интересных упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала. Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы. Чередование в течение урока всех видов деятельности даёт возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.
Упражнение как важнейший метод учения строится на многократном повторении определенных действий с целью формирования и совершенствования умений и навыков. Без них никаких умений и навыков сформировать невозможно. Упражнение — это активный поиск обучающимися оптимальных способов выполнения действий: умственных при решении учебных задач (упражнений) теоретического плана или сенсорно-двигательных при обучении практическим навыкам как в сознаваемых, так и в несознаваемых компонентах).
Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.
Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».
Игровые упражнения на уроках изобразительного искусства занимают значительное место в системе учебных ситуаций.
Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения.
По форме упражнения могут быть:
- изобразительными (рисунок, живопись, лепка);
- устными (ответы по теоретическим вопросам);
- письменными (анализ произведений искусства).
- Упражнения могут носить характер зрительного диктанта. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу. Ученики копируют действия учителя. Ценность этого вида упражнений заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Выполняя действия «под диктант», школьники перенимают правильные, профессиональные приемы работы. При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы класса. Зрительный диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, конструировании.
Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер - предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.
- Упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок.
- Упражнения на передачу цветом определенного настроения, способствуют осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета.
- Упражнения отвлеченного характера развивают мыслительную деятельность. С подобными упражнениями ученики справляются за короткий срок (3—15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.
Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.
Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.
На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:
- на внимание;
- развивающие глазомер;
- тренирующие наблюдательность;
- развивающие творческие способности;
- воздействующие на эмоции и чувства;
- раскрывающие личностные возможности ребенка.
Рассмотрим игры, которые переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.
- Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы
Цель: данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить
оптимальные решения, развивают восприятие, мышление, внимание, воображение.
Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.
Используя изображенные на доске геометрические фигуры, нарисовать предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику). (Приложение 1)
Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».
Из готовых силуэтов составить натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.
Игра-головоломка.
Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер. (Приложение 1)
Дополните изображение.
Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. (Приложение 1)
Назовите предметы, похожие на геометрические тела.
Выполните аппликацию, состоящую из деталей одного цвета и близкой формы. Дайте название работе.
Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение
может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики. (Приложение 1)
"Из пятна".
На каждом листе бесформенное пятно, нарисованное краской, из которого надо создать некий фигуративный образ, сохранив очертания пятна. Подрисовывать можно фломастерами, тушью.
«Прошёл дождик».
Цель: учить использовать пятно как одно из главных средств изображения.
Дождем смыты цвета с некоторых осенних листьев, нужно раскрасить смытые листья. Игровое упражнение: обмакнем опавший листок в краску и сделаем его отпечаток на белой бумаге. Что это нам напоминает?
Найди пропажу.
Обвести на картинке карандашами (фломастерами, ручками) квадрат, треугольник, круг. (Приложение 1).
Сосчитай-ка!
- Сосчитать, сколько раз встречается:
а) круг;
б) квадрат;
в) треугольник;
г) ромб;
д) прямоугольник. (Приложение 1)
- Сосчитать, сколько раз встречается круг, квадрат, треугольник и ромб:
а) белый;
б) чёрный. (Приложение 1).
- Сосчитать, сколько раз встречается квадрат, круг, треугольник:
а) маленький;
б) большой. (Приложение 1).
Поиграй в сыщика.
- Найти и закрасить круг – красным, квадрат – синим, прямоугольник – зелёным цветом.
- Найти и раскрасить треугольники жёлтым цветом, многоугольники – синим.
- Все треугольники одним цветом. (Приложение 1).
- Игры и упражнения по цветоведению
Цель: данные игры и упражнения закрепляют знания о названиях различных цветов и их оттенков, помогают осваивать новые понятия.
Составить пары (контрастные цвета, сближенные цвета).
Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары.
Это упражнение помогает усвоению основных понятий.
Назвать основные, дополнительные, производные цвета.
Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.
Холодные и теплые цвета.
Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.
Игра-соревнование «Кто больше?».
На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.
«Кто больше составит пар?»
Для нее потребуется 36 карточек (их примерный размер 6 Х 6 см), на которых нарисованы или наклеены круги или квадраты одного размера, но разных цветов и оттенков, например:
по два круга
- Лилового
- Светло-желтого
- Темно-красного
- Светло-зеленого
- Темно-голубого
- Светло-оранжевого
- Темно-розового
- Черного вишневого
по два квадрата
- Коричневого
- Темно-желтого
- Светло-красного
- Темно-зеленого
- Светло-голубого
- Темно-оранжевого
- Светло-розового
- Серого
- Фиолетового цвета
Перед началом игры карточки раскладываются на столе (фигурами вниз), играющие рассаживаются вокруг стола и поочередно открывают по две карточки, называя при этом цвет круга или квадрата. Тот, кому удалось открыть 2 карточки с одинаковыми фигурами, забирает их себе.
Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.
- Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий
Цель: данные игры и упражнения служат для усвоения и закрепления новых терминов, понятий и определений, связанных с изобразительным искусством.
Продолжите цепочку слов.
Упражнение проводится в начале урока. Учащиеся продолжают перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка...
Объясните значение слова.
Например: ритм — это…, дизайн — это… (Задания для повторения).
«Найди свою группу»
Группировка понятий, терминов, названий по жанрам (видам).
Вычеркните лишнее слово.
Упражнение носит характер упражнение № 3, т. е. обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов.
- Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства
Цель: данные игры и упражнения учат анализировать, классифицировать, обобщать по каким либо признакам произведения искусства;
способствуют развитию образного, логического мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства
эмоциональной культуры восприятия, активизации внимания.
Подбор прилагательных, характеризующих произведение искусства (репродукция или слайд).
Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.
Сравните впечатления
Сравнить два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся.
«Коллекция репродукций»
Для игры потребуется 10 репродукций картин известных художников, которые детям предлагается распределить на группы так, чтобы в каждой из составленных ими групп были картины, объединенные каким-либо общим признаком. Подобную группировку можно осуществить, например:
- на основании принадлежности объектов к тому или иному классу – люди, растения, животные;
- на основании общности эмоционального тона изображений – радостные, печальные;
- по цветовой гамме и другим признака.
Соотнесите произведение искусства со стихотворением.
Подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор. (Приложение 2).
Игра «Угадай».
Стихи, загадки, по которым учащиеся должны догадаться, о каком произведении (предмете) искусства идет речь. (Приложение 2)
Указать автора или название произведения.
Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны фамилии художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с номерами. Ученики заполняют таблицу. (Приложение 2)
Отгадывание кроссвордов (составление).
При их составлении кроссвордов у учащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий. При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление. (Приложение 2)
Викторина «Аукцион знаний».
Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, вопросы к которой учитель готовит заранее. Также можно провести игру «В мастерской художника», используя специально подобранный материал. Например, на уроках по декоративно-прикладному искусству.
Викторина «Брейн-ринг». (Приложение 2)
- Сюжетно-ролевые игры
Цель: данные игры и упражнения учат анализировать, классифицировать, обобщать по каким либо признакам произведения искусства;
способствуют развитию образного, логического мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства
эмоциональной культуры восприятия, активизации внимания.
Игра "Следствие ведут знатоки".
По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» – ученики класса.
Игра «Лучший экскурсовод».
Выбранные на соискание почетного звания ученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности.
VI. Игры по декоративно-прикладному искусству
Цель: данные игры и упражнения служат для закрепления знаний о разных направлениях декоративно-прикладного искусства и навыков работы разными приёмами кистью.
Эстафета «Веселый узор».
Игра проводится в начале урока перед работой над созданием узора из ягод (приемом тычка) и листьев (приемов примакивания) в полосе.
Материал. Узор-образец, состоящий из ягод и листьев, ряд из ягод, ряд из листьев.
На классной доске перед каждой командой прикрепляется чистая полоса бумаги (половина листа альбома) для коллективной работы над созданием узора. По команде учителя к своим полосам подходят первые представители от каждой команды-ряда и выполняют приемом тычка первую полосу узора, которого должны будут придерживаться все остальные участники эстафеты. Затем выходят вторые представители команд и выполняют второй ряд узора, состоящий из трех листьев, приемом примакивания (прикладывания), задавая расстояние между рядами узора.
Следующие участники игры выполняют ряд узора из трех ягод. Сколько учащихся сидит в ряду, столько и рядов будет в узоре.
Правило. Участник эстафеты выходит выполнять свой ряд узора только тогда, когда предыдущий товарищ по команде сядет на свое место.
Выигрывает та команда, учащиеся которой правильно, красиво и быстро справились с работой, не нарушая правил игры.
«Бабушкин сундучок».
Выставляется коробка, наполненная изделиями народных мастеров (тканые и вышитые полотенца, керамическая посуда, игрушки и т.д.).
Учащиеся по очереди вынимают из сундучка по одному изделию, называют его, решают к какому виду декоративно-прикладного искусства оно относится, какой мастер его мог сделать.
«Ярмарка».
Ученики делятся на команды, каждая из которых представляет один из видов декоративно-прикладного искусства. «Мастера» входящие в группу обсуждают, какое изделие они повезут на ярмарку (можно нарисовать, приготовить готовые изделия).
Затем представители от каждого ремесленного центра рассказывают о своей продукции. Например: «Я – гончарных дел мастер. Продаю разную посуду: миски, кувшины, тарелки, горшки. А для детишек на забаву имеются игрушки-свистульки – лошадки, козочки, петушки» дети определяют, какой «Мастер» лучше представил свой товар.
2.2.Организация игровой деятельности на уроках
изобразительного искусства
Тема урока: «Путешествие в город Изобразительного искусства»
Цели для ученика 1. применять знания о жанрах изобразительного искусства; 2.быть инициативными, самостоятельными;
| Цели для учителя
обобщить знания учащихся об основных видах и жанрах изобразительного искусства, формировать умение различать их; формировать эстетические чувства, вкус.
развивать зрительную и эмоциональную чувствительность.
воспитывать чувство коллективизма, умение работать в микроколлективе. |
Урок обобщения | Урок-путешествие |
Опорные понятия, термины «портрет», «натюрморт», «пейзаж». | Материалы и инструменты: карандаши, гуашь, кисти, ёмкость с водой, тряпочка. |
Оборудование:
|
Этап урока | Деятельность учителя (используемые методы, приемы, формы) | Деятельность ученика | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные УУД | |||
Сообщение темы (2 мин.) | Сегодня мы совершим путешествие по улицам волшебного города, который каждый из вас хорошо знает. Этот город Изобразительное искусство. Названия улиц в этом городе говорят о мастерах, которые здесь живут и работают. Давайте вместе заглянем на каждую улицу и поможем художникам найти утерянные названия, ответить на очень интересные вопросы и выполнить задания. | Эмоциональный настрой на предстоящий урок. | Регулятивные УУД Организация внимания | |
(3 мин.) | Предлагает разделиться на две команды, приготовить представление своей команды (название, приветствие) Объявляет условия игры: Оценивание от 3 до 1 балла. В конце игры оценку «5» получает та команда, которая набирает от 35-30 баллов; «4» - 30-25 баллов, «3»-менее 20 баллов. | Учащиеся объединяются в команды, вытягивая карточки с определённым цветом (красные, синие.) Приветствие команд. Оценка: 5 балла. | Коммуникативные УУД Умение договориться | |
«Строим свой город (село)» ( 5 мин.) | Проводит соревнования между командами. Каждая команда получает карточки, на которых изображены небо и земля. Карточки имеют небольшие прорези, в которые дети должны вставить изображения домов и деревьев. Максимальное количество баллов: «5» | Коллективная работа команд. Учащихся располагают изображения (большие — внизу, маленькие — вверху). | Умение использовать правила линейной перспективы. | Коммуникативные УУД Умение договориться Регулятивные УУД Умение оценивать результат |
Игра в тайники (5 мин.) | Команды получают карточки (по количеству игроков). На каждой карточке «скрыто» изображение какого-то предмета (предмет нарисован точками, которые нужно соединить, чтобы получить новое изображение). Победителем считается команда, в которой все игроки справились с заданием раньше, чем игроки других команд. Максимальное количество баллов «5». | Индивидуальная работа учащихся. Учащиеся обводят предмет по точкам и получают новый образ. | Умение четко и быстро создать образ. | Регулятивные УУД. Действовать по плану, оценивать результат, |
Путешествие в музей (5 мин) | Команды получают наборы репродукций (5—6 репродукций для каждой команды) и карточки с надписями «портрет», «натюрморт», «пейзаж». Команда определяет жанр картины. Максимальное количество баллов – «5». | Распределяют репродукции по жанрам изобразительного искусства. | Умение определять и систематизировать произведения искусств по жанрам. | Регулятивные УУД. Действовать по плану, оценивать результат; Коммуникативные УУД Умение договориться, отстоять свою точку зрения. |
Украсим посуду (7 мин.) | Каждая команда получает фотографию или иллюстрацию с изображением цветка (у каждой команды — свой цветок) и листочка (формы цветков и листочков должны быть простыми), а также шаблон любого бытового предмета (чашки, блюда, вазы и т. п.). Максимальное количество баллов – «5». | Коллективная творческая работа. Команды должны создать орнамент из предложенных изображений (дети самостоятельно стилизуют растения) и украсить им шаблон посуды. Победителем считается команда, первой справившаяся с заданием, правильно составившая орнамент из предложенных изображений. | Умение составлять композицию из элементов декоративно-прикладного искусства на посуде. | Регулятивные УУД. Действовать по плану, оценивать результат, формировать способы деятельности. Коммуникативные УУД Умение образно излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку. |
Загадочное письмо (7 мин.) | Команды получают шаблоны яиц и с помощью символов рисуют пожелания, написанные с обратной стороны шаблона. Для того чтобы детям легче было выполнить это задание, они могут пользоваться своими словариками, где записаны и зарисованы символы. Максимальное количество баллов – «5». | Коллективная творческая работа Например:
(Рисунок солярных знаков).
| Умение распознавать солярные символы и составлять из них текст. | Коммуникативные УУД Умение образно излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку Регулятивные УУД Действовать по плану, оценивать результат, формировать способы деятельности. |
Найди лишнего (6 мин.) | Объясняет задание Максимальное количество баллов – «5». | Команды получают карточки с изображениями героев определённой сказки, но рядом с ними необходимо найти лишних сказочных героев. Например: Заяц, Колобок, Волк, Курочка Ряба, Медведь, Дед, Баба. Победителем считается команда, первой справившаяся с заданием. | Умение соотносить художественный образ литературного героя с литературным произведением, находить лишний предмет. | Коммуникативные УУД Умение образно излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку. Регулятивные УУД Действовать по плану, оценивать результат, формировать способы деятельности. |
(5 мин.) | Подведение итогов путешествия от 35-30 баллов – «5» от 30-25 баллов – «4» менее 20 баллов – «3» (Награждение похвальными грамотами) | Самооценка учащихся и совместная с учителем оценка результативности урока. | Регулятивные УУД Оценка своей работы и других учащихся Коммуникативные УУД: Постановка вопросов; построение речевых высказываний; умение слушать и слышать. |
Тема урока: «ИЗО-загадки»
Цели для ученика
| Цели для учителя Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний | Форма урока творческий марафон |
Этапы творческого марафона | |
|
|
Материалы и оборудование | |
Для учителя: Презентация PowerPoint с заданиями, ребус с темой урока, аудиозапись | Для учащихся: Бумага ФА-4, ФА-2, кроссворд для каждой команды на ФА-3, карточки с названиями картин и авторами, карточки с описанием портретов сказочных героев, гуашь, палитра на каждого ребенка, кисти, салфетки для рук, фломастеры, цветная бумага клей ножницы, простые карандаши. |
Этап урока | Деятельность учителя (используемые методы, приемы, формы) | Деятельность ученика | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные УУД | |||
Сообщение темы и цели урока (3 мин.) | Итак, друзья, внимание - -Тему нашего урока вы узнаете, если ребус отгадаете. Что же у нас получилось? Правильно, ЗАГАДКИ! И тема нашего урока сегодня «Загадки», а загадки непростые, а специально для начинающих художников. Обсуждение условий марафона и оценивание его этапов. Каждый правильный ответ – «1» балл. | Эмоциональный настрой на предстоящий урок. Определение темы и проблемы урока Учащиеся отгадывают зашифрованную в ребусе тему урока | Умение разгадывать ребус. | Регулятивные УУД Организация внимания Коммуникативные УУД Умение слушать и слышать другого. |
(3мин.) | Загадывает загадки для определения названия команд. 1.Не похож на человечка, Первая команда называется «Карандаши». 2.Следующую загадку отгадаете, и название второй команды узнаете. Свою косичку без опаски Вторая команда называется «Кисточки» Да, ребята, а у нас сегодня присутствуют на уроке Госпожа Палитра и Синьор Тюбик. Я предлагаю их выбрать в жюри. Согласны? | Работа в командах. Учащиеся активно обсуждают и отгадывают слова разминки. Сюжетно–ролевая деятельность.
| Умение отгадывать загадки. | Коммуникативные УУД Умение образно излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку о выборе названия команды. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Первый этап «Нарисуй и представь эмблему» (7 мин.) | Вам предстоит нарисовать или создать эмблему. Пока играет музыка – вы рисуете и клеите, если музыка стала тише – значит пора заканчивать, а если совсем остановилась – нужно отложить все материалы. Итак, время пошло. Подведение итогов. (Жюри оценивает). | Коллективная работа. Учащиеся создают эмблему своей команды, а затем представляют её. Сюжетно-ролевая деятельность. | Умение использовать знания графического дизайна. | Коммуникативные УУД Умение образно излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку о выборе эмблемы команды. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные УУД Определять цель и составлять план работы над образом. |
Второй этап – «Загадки Умные» (5мин.) | В изобразительном искусстве очень много выражений, очень много материалов для передачи изображений. Вставить нужную букву в клетку, написать целиком все слово, отгадать кроссворд сейчас Умники будьте готовы! Каждое правильно отгаданное слово принесет вам один фант (у «карандашей» - это вырезанные из цветного картона карандаши, а у «кисточек» - кисточки). И еще один сюрприз: в кроссворде спрятано слово. Кто слово найдет – тот своей команде дополнительный фант принесет. (Приложение 1) (Жюри оценивает). | Учащиеся отгадывают кроссворд. Самостоятельная работа | Умение узнавать жанры изобразительного искусства в определениях. Узнавать понятия и определения, связанные с изобразительным искусством. | Познавательные УУД Извлекать информацию, перерабатывать ее, анализировать; развивать наблюдательность, внимание Овладение практическими умениями и навыками. Коммуникативные УУД Умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения. |
Третий этап «Загадки Фантастические» (5 мин.) | На листочках линии, кружочки, завитушки, черточки и точки. Вы, применив свое воображение, нафантазировать должны изображение. (Жюри оценивает). | Коллективная работа На листах бумаги с изображением различных линий, дети создают образы. (Работают под музыку). | Умение составлять композицию из элементов декоративно-прикладного искусства. | Познавательные УУД Устанавливать аналогии на соответствие музыки и художественного образа Овладение практическими умениями и навыками. |
Четвёртый этап «Загадки Подвижные» (5 мин.) | Каждой команде нужно выстроиться по цвету волос. Карандашам – от самого светлого к темному. Кисточкам - от самого темного к светлому. (Жюри оценивает). | Команды выстраиваются в соответствии с заданием. Групповая работа | Умение определять цвет от светлого к тёмному и от тёмного к светлому. | Регулятивные УУД Действовать по плану, оценивать результат, формировать способы деятельности Овладение практическими умениями и навыками в восприятии цвета. |
Пятый этап «Загадки Теоретические» (5 мин.) | Учитель показывает репродукции картин. (Приложение 2) (Жюри оценивают) | Просмотрев репродукции картин, игроки записывают цифру картины соответствующую тому или иному художнику. Каждый правильный ответ - один балл. | Умение соотносить репродукцию картины с её автором. | Регулятивные УУД Действовать по плану, оценивать результат, формировать способы деятельности Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства. |
Шестой этап «Загадки Художественные» (7 мин.) | Узнай портрет по описанию и нарисуй его. (Приложение 3.) | Команды читают описание сказочного героя внутри своей команды, распределяют, кто, что будет рисовать и приступают к работе. По окончании работы педагог зачитывает описание, показывает рисунок и просит другую команду узнать сказочного персонажа. | Умение создавать художественный образ. | Познавательные УУД Использовать художественные приемы роботы в раскрытии образа. Коммуникативные УУД Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные УУД Действовать по плану, оценивать результат, формировать способы деятельности. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства |
(5 мин.) | А сейчас мы попросим жюри объявить итоги нашего марафона «ИЗО - загадки». Вы сегодня замечательно поработали, все были активны. Работая в команде, каждый знал, что от него зависит общий успех. И наше жюри, Госпожа Палитра и Синьор Тюбик хотят наградить вас грамотами. (награждение похвальными грамотами) | Самооценка учащихся и совместная с учителем оценка результативности урока. Рефлексия | Коммуникативные УУД: Постановка вопросов; построение речевых высказываний; умение слушать и слышать Оценка своей работы и других учащихся. |
Приложение 1.
Кроссворд:
П | Е | Й | З | А | Ж | ||||
Н | А | Т | Ю | Р | М | О | Р | Т |
Г | Ж | Е | Л | Ь | |||||||
К | О | Н | Т | Р | А | С | Т | ||||
К | А | Р | А | Н | Д | А | Ш | ||||
Г | Р | А | Ф | И | К | А | |||||
А | Р | Х | И | Т | Е | К | Т | У | Р | А |
- Изображение природы;
- Изображение посуды, фруктов, предметов, красиво
расположенных на столе; - Сине-белая роспись;
- Ряд несхожих качеств и признаков;
- Инструмент художника;
- 6. Вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями, без красок;
- 7. Вид изобразительного искусства.
Приложение 2
Названия картин: | Ответы: |
| И. Шишкин «Лесные дали» - 2 И. Левитан « Золотая осень» - 1 В. Серов «Мика Морозов» - 4 И. Грабарь «Февральская лазурь» -3 И. Айвазовский «Ялта» - 5 |
Приложение 3.
Описание сказочного героя:
«Вот как она выглядела: волосы цвета морковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому же еще и в крапинку – от веснушек; в большом широком рту сверкали белые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи у нее видно, не хватило, она вшила в него кое-где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один - коричневый, а другой – черный. А огромные черные туфли, казалось, вот-вот свалятся …»
(Пеппи Длинный чулок)
«Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело – отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты…»
(Страшила из «Изумрудного города»)
Заключение
В данной работе были рассмотрены вопросы применения художественно-дидактических игр на уроках изобразительного искусства с целью приобщения младших школьников к изобразительному искусству.
На основе теоретического анализа психологической, методической, педагогической литературы было определено, что:
- использование дидактических игр, упражнений и творческих заданий на уроках изобразительного искусства позволяет существенно изменить отношение учащихся к учебному труду и изобразительному искусству в целом.
- Был выявлен педагогический опыт использования художественно-дидактических игр на уроках изобразительного искусства.
На основе его были систематизированы и предложены упражнения, творческие задания и художественно-дидактические игры, используемые при изучении учебного материала на уроках, и определена их роль.
- Каждый педагог должен иметь свою систему дидактических игр, творческих заданий и упражнений, которые он мог бы предложить ученикам в зависимости от их типологических особенностей и этапа коррекционно-развивающей работы. Правильно подобранную, умело и уместно проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.
Использование предложенных упражнений, творческих заданий и художественно - дидактических игр позволяет улучшить процесс воспитания личности ребёнка, вследствие которого развиваются его творческие
способности, повышается продуктивность мыслительной деятельности, развивается заинтересованное отношение к действительности, проявляющееся в личностной активности, качестве учебной деятельности,
42
художественном уровне реализуемых проектов, оригинальности их решения; ответственном отношении к делу, самостоятельности и организованности, отзывчивости.
Из этого следует, что тема работы актуальна. Предложенные упражнения и художественно-дидактические игры можно использовать на уроках изобразительного искусства. Практическая работа в МБОУ Топкинская ООШ показала, что творческие задания и художественно-дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения учебного материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение искусства. Это деятельность способствует развитию всесторонней и гармоничной личности.
Список литературы
- Абрамова, М. А Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1-4 классы/ М. А Абрамова - М.: ГИЦ ВЛАДОС -, 2004. 122с.
- Ветошкина, Ю. А. Предметно-тематические карты к урокам – новый вид методической документации. / Ю. А. Ветошкина. // Начальная школа. - 2012. - № 2. – С. 44 - 48
- Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка. [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: 2005. - 248 с.
- Геронимус, Ю.В. Игра, модель, экономика [Текст] / Ю.В. Геронимус. – Москва, 1989. 208 с.
- Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил.
- Гуров, Г. Е. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека: 7 – 8 кл.: метод. пособие / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008 – 111 с.
- Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации. / И. И. Зайцева. // Педагогическая мастерская. Все для учителя! Пилотный выпуск. – 2011. – С. 4 – 6.
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].– М.: Просвещение, 2011. – 129 с.
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].– М.: Просвещение, 2011. – 129 с.
44
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].– М.: Просвещение, 2011. – 129 с.
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 2011. – 193 с.
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 2011. – 193 с.
- Изобразительное искусство. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 2009. – 208 с.: ил.
- Изобразительное искусство. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 2012. – 272 с.: ил.
- Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для учителя / Б. П. Юсов и др. ; под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Народная асвета, 1992. – 191 с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил.
- Кашелев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов/ С.С. Кашелев - Мн.:2002- 95с.
- Колеченко, А.К. «Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей.- СПб.:КАРО, 2002 - С.149
- Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе [Текст] / В.С. Кукушин - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 81-96 с.
- Логвинова, И. М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС / И. М. Логвинова, Г. Л. Копотева. // Управление начальной школой. – 2011. - № 12. - С. 12 – 18.
- Локтева, О. Методы закрепления и контроля. / О. Локтева. // Искусство. 2011. - № 8. С. 5 – 6.
- Методические приемы для работы на уроке. Копилка идей. // Педагогическая мастерская. Все для учителя! Пилотный выпуск. – 2011. – С. 11 – 15.
- Методические приемы для работы на уроке. Копилка идей. // Педагогическая мастерская. Все для учителя! Пилотный выпуск. – 2011. – С. 11 – 15.
- Минич, О.А., Хаткевич, О.А. Педагогические игры. [Текст]/ О.А. Минич, О.А Хаткевич - М.: 2005. – С.128 С.3.
- Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин – М.: Просвещение, 1994. 160 с.
- Неменский, Б. М. Педагогика искусства [Текст] / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007. – 255 с. - (Библиотека учителя. Изобразительное искусство)
- Новоселова, В. П. Учим видеть и рисовать на уроках изобразительного искусства [Текст] / В. П. Новосёлова. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2009. – 48 с.
- Пидкасистый, П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии [Текст]: учебное пособие / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – Москва, 1996. – 268 с.
- Пьянкова, Н. И. Изобразительное искусство в современной школе [Текст] /Н. И. Пьянкова. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с. - (Библиотека учителя. Изобразительное искусство).
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Г.К. Селевко. – Москва: Народное образование, 1998. – 44 с. С. 14-15, С 50-60.
- Технология игровой деятельности [Текст]: учебное пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; научный ред. В. А. Фадеев - Рязань: РГПУ, 1994. – 120 с.
- Финогенов, А.В. Игровые технологии в школе [Текст]: Учебно-методическое пособие / А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов. – Красноярск: Красноярск. гос. ун-т, 2001. – 90 с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.: ил.
- Чен, Н. В. Дидактическая игра – основа развития воображения и фантазии: методическая копилка. / Н. В. Чен. // Искусство. Все для учителя! Пилотный выпуск. – 2011. – С. 6 – 10.
- Чен, Н. В. Игры на уроках изобразительного искусства (для учащихся начальной школы): её величество игра. / Н. В. Чен // Искусство. Все для учителя! Пилотный выпуск. – 2011. – С. 26 – 28.
- Шмаков, С.А. Игры учащихся — феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков. – Москва: Новая школа, 1994. – 240 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры. Издание второе [Текст] / Д.Б. Эльконин – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективная деятельность как актуальный метод художественного воспитания и приобщения младших школьников к изобразительному творчеству
Цель данной работы – определить содержание, раскрыть различные формы организации коллективного творчества на уроках изобразительного искусства в условиях специального (коррекционного) образовательного...
Игра как средство обучения младших школьников
Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельност...
Игра как средство обучения младшего школьника.
С приходом ребенка в школу, игровая деятельность продолжает играть важную роль в жизни школьника. И поэтому учитель использует игру в обучении грамоте в 1 классе. Таким образом игра служит методом обу...
Методические разработки на тему: «Дидактические игры как средство обучения младших школьников»
СодержаниеВведение Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения 1.1 Исторические предпосылки возникновения игры.1.2 Современные дети современные игры.1....
Статья Игра как средство развития младшего школьника Автор: Воробьева В.И.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития...
Мастер –класс по теме : « Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»
В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.. И малыши, впервые пришедшие в школу, находятся в положении людей, начавших жизнь с чисто...
Статья. Современные формы организации внеурочной деятельности с младшими школьниками по изобразительному искусству.
В статье представлена характеристика различных инновационных форм организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству с младшими школьниками: занятия-экскурсии, творческие мастерские, ур...