Формирование познавательного интереса как средства обучения младших школьников
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МАОУ СОШ №14
города Кемерово
Формирование познавательного интереса как средства обучения младших школьников
Выполнила работу учитель начальных классов:
Каракулова Татьяна Тимофеевна
Кемерово 2012 год
Формирование познавательного интереса как средства обучения младших школьников
Педагоги, психологи, родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов. Как определить реальные возможности ученика и создать именно такие условия, при которых обучение становилось все более успешным? Для этого необходимо формировать познавательный интерес младших школьников.
Основными показателями развития познавательного интереса детей является: появление вопросов; стремление наблюдать, длительно рассматривать объект, выяснять свойства и особенности, интересующих ребенка предметов и явлений; эмоционально – познавательная активность. Для пробуждения и развития познавательного интереса существенное значение имеет содержание знаний.
Прежде, чем призвать младшего школьника к какой-либо познавательной деятельности, необходимо заинтересовать его, позаботиться о том, чтобы ребенок почувствовал, что он готов к деятельности, что он будет действовать сам, а учитель будет только направлять его деятельность. Даже трудные задания, представленные в занимательной форме, носят ярко выраженный развивающий характер.
Занимательные задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность, стимулируя при этом как внимание, так и память. При выполнении занимательных заданий дети чувствуют себя свободно, непринужденно, испытывают удовольствие от сознания своей самостоятельности и полноценности. Некоторые задания носят элементы соревнования, это также повышает активность детей в процессе их выполнения. Занимательные задания помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызвать у учеников глубокое удовлетворение, создать радостное рабочее настроение, облегчить процесс усвоения знаний.
Познавательный интерес, являясь устойчивым интегральным образованием личности ребенка, способствует формированию личности в целом. В процессе его развития заметно активизируется развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала, нравственных отношений. Наиболее эффективными путями развития познавательных интересов школьников являются: комбинирование групповых, фронтальных, индивидуальных форм работы; использование традиционных и нетрадиционных методик организации урока; поэтапное применение игр и игровых ситуаций в учебном процессе; создание положительной эмоциональной атмосферы и обстановки доброжелательности и открытости в общении; предоставление возможности каждому ученику для интеллектуальной и творческой активности.
Литература:
1. Шамардина Т. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся [Текст] / Т. Шамардина // Директор школы. - 2007. - № 4. - С. 57 – 62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики определения и оценки познавательных интересов и предметной направленности младших школьников
Для определения учителем направления своей деятельности по развитию интереса к обучению у учащихся необходимо сначала определить отношение детей к изучаемым предметам, найти причин...
Подготовка к олимпиадам как средство формирования познавательного интереса к математике у младших школьников.
Теоретические основы организации работы по подготовке к олимпиадам с целью развития познавательного интереса у младших школьников. Из истории проведения математических олимпиад. Содержание и организац...
Концепция «Кружковая работа как средство формирования познавательного интереса к математике у младших школьников»
Одним из наиболее значимых средств формирования такого интереса у младших школьников является организация и проведение занятий математических кружков....
Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение»
Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение"...
«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»
laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...
«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»
laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...
Статья на тему: «Метод наблюдения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивной образовательной среды»
В начальной школе ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования....