Тематическое планирование Истоки 1класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Панина Наталья Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_1_klass.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

Программа курса «Азбука истоков»

Пояснительная записка

Программа «Азбука истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина.

«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.

Направленность: социально-педагогическая.

Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными. Перестали. Но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.

Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.

Цель:  развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни.

Задачи:

  1. Подвести учащихся к пониманию сути Истоков;
  2. Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
  3. Развивать образное и логическое мышление;
  4. Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
  5. Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.

Отличительная особенность. 

Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

  • развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
  • осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.

Курс предназначен для преподавания в 1-4-м классах начальной школы.

Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы.

В 1 - м классе дети приходят к пониманию сути Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).

Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».

Методическое обеспечение: разработки занятий, художественные произведения, иллюстрации, учебники, рабочие тетради.

Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Программа  представляет собой метапредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.

Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека.

Содержание программы

Программа курса «Азбука истоков» охватывает период обучения в 1 классе. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.

В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».

Структурирование учебного материала органично осуществляется в соответствии с содержательными линиями, выделенными в НРК ГОС Вологодского края, как с теми основаниями, которые дают возможность раскрыть образовательный потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности учащихся в ее культурно-исторической, социально-правовой, экологической, информационно-методологической и здоровьесберегающей составляющих. Реализуя задачи развития культуры здоровья учащихся, программа нацелена на решение ряда связанных с этим задач, среди которых:

  • формирование навыков и умений, необходимых для сохранения и укрепления духовного и физического здоровья;
  • укрепление желания каждого ребенка самостоятельно находить резервы здоровья в себе самом в любых жизненных условиях;
  • привитие любви к труду как значимой основе жизни и личностного совершенствования;
  • раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребенка и ориентация его на путь самосовершенствования.

Тематика первого класса, в основном, сосредоточена на освоении ребенком средств и специфических источников ценностного познания, в качестве которых выступают «Слово», «Образ», «Книга», что наполняет особым смыслом информационно-методологическую содержательную линию НРК ГОС, так как в центре ценностного поля ребенка оказывается учение как ценность и те средства, с помощью которых он может достичь успеха в учении - слово, образ, книга, информация, путь, метод учения. Разумеется, изучаемый материал несет более глубокий образовательный потенциал, обеспечивающий движение к социальной компетентности и по культурно-исторической,  социально-правовой и другим надпредметным содержательным линиям. Обращение к содержательному обобщению «Мир» дает возможность опереться на расширение познавательных возможностей детей и раскрыть все содержательные линии образовательного стандарта, обеспечивая его достижение.

Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Ребенок постепенно вырабатывает свое представление об «Истоках», узнает, что значат Мир, Слово, Образ, Книга с большой буквы, в чем их духовный смысл.

Начинает первый класс тема «Мир», которая помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры Ставрополя, как мир людей ее созидающих. Социокультурная ценность-категория «Мир» раскрывается на основе ценностей, представленных во всех содержательных линиях регионального компонента образовательного стандарта.

Тема «Слово» раскрывается ребенку посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет  пустым, бессодержательным – «медью звенящей». Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Использование учебного материала по теме «СЛОВО» способствует осуществлению социокультурного единения семьи и начальной школы.

Третья тема первого класса «Образ» рассматривает его как особый способ раскрытия духовных сущностей мира, способ познания и предполагает обучение посредством обращения к «Образу». Однако не все видимое есть Образ. Многое является безобразным. Тема наполняется содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ».

Книга традиционно является основным средством образования в школе. Четвертая тема позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. При необходимости учитель может дополнительно обратиться  к тем великим книгам человечества, на которые опираются традиции семьи учащихся. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.

Социокультурные ценности-категории «Слово», «Образ», «Книга» выступают особо значимыми средствами духовно-нравственного и шире социокультурного познания ребенка, что отвечает информационно-методологической и культурно-исторической содержательным линиям в единстве и целостности их взаимосвязей с другими линиями.

«Слово», «Образ» и «Книга» соотносимы с категорией «информация», поскольку сегодня ребенок с раннего детства опосредованно сталкивается с различными ее источниками. Обращение к метапонятию «Информация» вызвано стремительным процессом становления постиндустриальной цивилизации и необходимости защиты духовного мира ребенка от манипулирования с помощью мощных средств медиакультуры, опирающихся на информационные технологии. «Информация» выступает для ребенка как ценность-проблема, позволяющая увидеть многообразный мир сообщений людей друг другу о своих состояниях, намерениях, предпочтениях. Через переживание ценностной значимости информации ребенок выходит на различение ее источников как заслуживающих доверия и опасных, разъединенных с миром человеческих ценностей.

Главными целями курса в 1-м классе являются:

Освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.

Развитие целостного восприятия, способности чувствовать и понимать окружающий Мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу.

Результатом освоения курса будет развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:

  • межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
  • ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум);

Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:

  • изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);
  • изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
  • обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию, к сочувствию.

Тематическое планирование занятий:

Название темы занятий

Кол-во часов

1 класс (32 часа)

1

Мир.

8

2

Слово.

8

3

Образ.

8

4

Книга.

8

Итого:

32

Содержание программы 1 - го года обучения

Тема

Содержание

1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

На первом занятии с учащимися проводится инструктаж по правилам поведения. Так же они знакомятся с содержанием курса кружка.

2

МИР.

СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА.

Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.

МИР И ЛАД.

Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.

ИСТОКИ И ШКОЛА.

Истоки глазами детей. Рождественский дар.

ИСТОКИ И РАДУГА.

Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.

СКАЗКИ ПУШКИНА.

В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

РОДНОЙ КРАЙ.

Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

ЩИТ И ГЕРБ.

Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее.  Святыня России. Герб.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.

Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

3

СЛОВО.

СЛОВО.

Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.

ВЕСНА И СЛОВО.

Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО.

Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Груд и подвиг. Святое Слово.

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ.

Добро. Доброе Слово. Доброе дело.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.

Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг.

СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ.

Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

АЛЕША ПОПОВИЧ.

Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.

ЧАША ЖИЗНИ.

Жизнь. Любовь. Добрые дела.

4

ОБРАЗ.

РОДНИК.

Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник - начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

ОБРАЗ РОДИНЫ.

Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА.

Святой Александр Невский - солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

ОБРАЗ ПРАЗДНИКА.

День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

5

КНИГА.

КНИГА.

Книга - живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец.

КНИГА КНИГ.

Собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Книга книг - Библия. Библия положила начало объяснению книг в семью - библиотеку.

ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ.

Чтение - сердечный дар. Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.

ПЕРВАЯ КНИГА.

Первая книга соединяет труд   семьи и школы.

МИР КНИГИ.

6

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Подведение итогов.

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы духовно-нравственных ценностей;
  • развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
  • умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
  • расширение кругозора и словарного запаса.
  • освоение первичных базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:

Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги.

  • Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество.

      В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

Методические пособия

1 класс

Автор, издание

1

Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин «Азбука Истоков «Золотое сердечко» 1 класс. Учебное пособие

2

Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий под редакцией И.А. Кузьмина

3

О.А. Бандяк «Воспитание на социокультурном опыте».

1 класс. Методическое пособие. Активные формы обучения. Системная разработка

Список литературы:

1. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.

2. Воспитание на социокультурном опыте. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1997. - 96 с.

3. Зеньковский В. В. проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с.

4. Истоковедение. Том 1. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 320 с.

5. Истоковедение. Том 2. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 368 с.

6. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ 2-е изд. Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: «Карапуз», 2001. - 304 с.

7. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.

8. Кузьмин И.А., Камкин А.В. «Истоки». Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.

9. Рожков М.И. «Организация воспитательной работы в школе». Учебное пособие для вузов. Гуманитарный издательский центр. 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности   1 класс  «Уроки доброты»....