Формирование словесной речи глухих детей в начальных классах.
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование словесной речи глухих детей в начальных классах.
Речь в школе глухих является предметом обучения, поэтому методисты используют термин «развитие речи», рассматривая его с учебно-педагогической точки зрения. В методике развития речи выявляются педагогические условия и средства воздействия на процесс формирования речевых умений и навыков учащихся, определяется, как нужно организовать обучение, чтобы научить их полноценному общению. Умение полноценно общаться - главная цель развитию речи школьников.
Развитие речи в начальных классах ведётся по трём направлениям: над словами (лексический уровень), над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и над связной речью (уровень текста). Кроме того, в понятие «развитие речи» входит и работа над произношением. Три названных направления развиваются параллельно, хотя и находятся в подчинительных отношениях между собой. Так, усвоение словаря даёт материал для конструирования предложений, а результаты того и другого направления используются при составлении связных рассказов, написании изложений и сочинений. В свою очередь работа над рассказами и сочинениями способствует обогащению словаря школьников, совершенствованию навыков построения предложений, использованию разнообразных синтаксических конструкций.
В современной школе глухих, так же как и в массовой, развитие речи рассматривается как главная задача обучения языку. Именно поэтому работа над речью органично входит в каждый урок не только по языку, но и по всем другим учебным предметам.
Педагог в своей работе ставит перед собой главную цель – развитие элементарной словесной речи, с помощью которой можно получить основы образования. Одна из важнейших задач обучения в специальной школе – формирование слухо-зрительного восприятия речи окружающих людей. При подборе речевого материала учитель должен учитывать один из главных критериев – дифференцированный подход в обучении, который предусматривает реализацию в педагогическом процессе учета индивидуальных особенностей учащихся как важнейшего педагогического принципа.
Обучение словесной речи глухих учащихся осуществляется на всех уроках по всем учебным предметам и во внеклассное время. В соответствии с ведущими принципами обучения языку в школе глухих школьной программой определены содержание и последовательность обучения словесной речи. Основной задачей обучения языку в 1-4 классах является овладение глухими диалогической речью как средством общения.
Программа предусматривает научить школьников пяти видам речевой коммуникации:
1) понимать обращения и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение;
2) обращаться к товарищам (или другому лицу) по заданию учителя или воспитателя, а также по собственному побуждению;
3) отвечать на вопросы и задавать их;
4) сообщать о выполненной и предстоящей работе;
5) участвовать в диалоге.
Анализ перечисленных умений показывает, что материал в программе расположен последовательно: от простого к сложному – и включает в себя требования к овладению как отдельными предложениями разных типов, так и навыками ведения беседы ( о составе семьи, о содержании рассказа, закрытой картинки).
В подготовительном классе глухие школьники учатся всем перечисленным видам коммуникации в дактильной форме, овладевая прежде всего побудительными предложениями. В 1-4 классах эта работа продолжается уже в устной форме.
Усложнение программных требований осуществляется в нескольких планах. Первый из них состоит в том, что с каждым годом обучения возрастает активная речевая деятельность детей и соответственно уменьшается ведущая
роль педагога в их общении.
Второй план возрастание требований касается структуры фразы. Типовые фразы, рекомендуемые к употреблению как в речи учителя, так и учащихся, усложняются и по лексическому составу, и по синтаксической структуре. Например:
1 класс: « Посмотри, пожалуйста, мой альбом. Дайте, пожалуйста, новую тетрадь. Я (не) понимаю. Повторите, пожалуйста».
4 класс: « Я открыл форточку, чтобы проветрить класс. Я думаю, что сначала нужно сделать уроки, а потом пойти гулять».
Третий план возрастания требований программы относится к овладению диалогом. Работа над диалогом начинается в подготовительном классе, где преобладают отдельные вопросы и ответы на них, обособленные реплики. В 1-4 классах школьники учатся более развернутому диалогу не только между двумя лицами, но и между большим количеством участников. С.А.Зыков справедливо подчеркивал, что программа предусматривает обучение живому диалогу, исключающему формальное ведение заученных разговоров. Дети с самого начала учатся спрашивать именно потому, что им интересно или нужно узнать, т.е. речь должна быть для них мотивированной.
Фразеология, является типовой, содержит определенные модели высказываний, по образцу которых строятся другие фразы в различных ситуациях общения.
Например, по образцу фразы- модели «Попроси синий карандаш» могут быть построены другие фразы: «Попроси красный карандаш. Попроси зеленую бумагу. Дай новый альбом. Возьми белую ленту».
Подобные ситуации возникают постоянно на разных уроках и во внеклассное время.
Наличие в программе универсальной, типовой фразеологии постоянно напоминает учителю о необходимости развитии словесной речи в процессе различных видов деятельности. Итак, программой предусматривается достижение основной задачи развития словесной речи глухих детей – овладение языком как средством общения, начиная от овладения отдельными словами и фразами в 1 классе и до умения вести беседу на разные темы, самостоятельно задавать вопросы.
Дидактическая система обучения глухих детей предусматривает первоначальное формирование у младших школьников речи как средства общения. Для достижения этой цели разработана целостная система обучения языку, включающая специфические принципы, методы, содержание обучения. Чтобы активизировать речевую коммуникацию в учебном процессе, широко используют коллективные, групповые формы организации деятельности детей, работа парами, бригадами, с «маленьким учителем». Наблюдение за глухими школьниками во время их самостоятельной коллективной деятельности показывают, что в ряде случаев их общение в процессе совместной работы носит формальный характер. Наблюдения свидетельствуют о том, что школьники общались на основе словесной речи (устно и устно-дактильно).
В процессе совместной деятельности учащиеся использовали различные способы установления взаимопонимания. К ним относят:
1. активное участие в процессе общения, выбор наиболее понятной для партнёра формы общения, поддержание диалога, выяснение, уточнение деталей, переспрашивание, обусловленное необходимостью;
2. использование общеупотребительных невербальных средств в целях достижения более точного результата совместной деятельности;
3. организация чёткой общей работы: стимул к выполнению действия, слежение за его ходом и правильным результатом, исправление ошибки партнёра указанием на неё, отчёт о выполнении работы, оценка результата деятельности партнёра.
Общение детей строилось преимущественно на основе их диалогической речи. В процессе коллективной работы в условиях учебной деятельности глухие учащиеся используют различные способы установления взаимопонимания, употребляя при этом вербальные и невербальные средства общения. Существующая дидактическая система обучения глухих, построенная на широком использовании предметно-практической деятельности детей, слухо-зрительного восприятия устной речи, обеспечивая возможность установления взаимопонимания глухими школьниками на основе словесной речи.
На занятиях по развитию речи организуются разные виды деятельности, создающие у детей потребность в общении. Проводится работа по формированию у детей диалогической речи, когда они учатся обращаться к собеседнику и реагировать на обращение товарища, реагировать на речь выполнением действия или ответным высказыванием и проявлять встречную активность для уточнения понимания.
Словесная речь возникает у ребенка в процессе коллективной деятельности, побуждающей его вступать в словесное общение. В речевой среде дети получают необходимые образцы речи для выражения своих мыслей, интересов и желаний.
Поскольку мы можем говорить об отсутствии словесных средств для общения у глухих учащихся, то важно создать для общения них такую речевую среду, в которой бы этот недостаток постепенно устранялся.
Глухих детей нередко заставляют говорить. Они повторяют готовые образцы речи, потребности в которых не испытывают. Их убеждают в пользе словесной речи. Однако ни принуждение, ни убеждение пользоваться словесной речью не помогают, если не созданы для этого необходимые условия.
В современной школе глухих, так же как и в массовой, развитие речи
рассматривается как главная задача обучения языку. Именно поэтому работа над речью органично входит в каждый урок не только по языку, но и по всем другим учебным предметам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи
В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....
Работа в семье по формированию словесной речи учащихся с нарушением слуха и речи
работа по развитю речи неслышащих детей...
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи на уроках в 1 классе
Среди учащихся школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятств...
Исследование состояния связной речи глухих детей на уроках развития речи.
Проведён содержательный анализ теоретической и методической литературы по исследуемому вопросу, самостоятельно проведено исследование с помощью подобранных методик.Актуальность обусловлена неоьходимос...
Формирование разговорной речи глухих и слабослышащих школьников
В статье говорится о формировании разговорной речи глухих и слабослышащих учащихся через развитие диалогических и монологических высказываний, рассматриваются практические и теоретико-практическ...
Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в формировании письменной речи у детей с ОНР
Статья о взаимодействии логопеда и учителя начальной школы по формированию письменной речи у детей с общим недоразвитием речи...
Роль загадок в формировании словесно-логического мышления детей младшего, среднего и старшего возраста с диагнозом ОНР.
Статья нацелена на формирование словесно-логического мышления в процессе использования загадок на логопедических занятиях.Содерание:1. История создания загадок.2. Предварительная работа над загадками....