Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи на уроках в 1 классе
проект на тему
Среди учащихся школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятствуя формированию полноценной учебной деятельности учащихся в контексте развивающего обучения.
Повышение эффективности и качества обучения учащихся предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у таких учащихся недостатков устной и письменной речи. Такие нарушения являются серьезным препятствием в овладении детьми на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах - в усвоении ими грамматики родного языка и других общеобразовательных предметов. Под указанными видами нарушений понимается недостаточное развитие связной речи, грамматического строя, лексических средств и фонетической стороны речи, включая фонематические процессы.
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач с младшими школьниками. Это необходимо для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, для подготовки детей к дальнейшему обучению.
Обследование детей с ОНР выявило у них отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов – микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки). Это свидетельствует о трудностях в программировании связных монологических высказываний.
Таким образом, актуальной остаётся проблема формирования связной речи у детей начальных классах с общими нарушением речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_sobolevskoy_n.a._-_kopiya.docx | 117.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
«Формирование связной речи у детей
с общим недоразвитием речи на уроках в 1 классе»
Выполнил
учитель начальных классов
ГБСКОУ школа-интернат «Перспектива»
г.о. Новокуйбышевск
Соболевская Наталья Александровна
Самара 2013 г.
Содержание
- Анализ ситуации
- Актуальность
- Цель и задачи
- Планируемые результаты
- Система работы
- Диагностический инструментарий
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение
Анализ ситуации
Младший школьный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель. Поэтому учителю следует заботиться о развитии связной монологической речи учащегося, с учетом свойств его личности.
В последнее время резко возрос интерес к аспектам личностного и речевого развития. Между тем нерешенными остаются проблемы их взаимовлияния у детей младшего школьного возраста.
Развивающее обучение ставит своей целью не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка.
Наблюдения показывают, что традиционное обучение младших школьников рассказыванию и пересказыванию строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приемы руководства. Функция ребенка на таком занятии исполнительская, а не развивающая. Это препятствует развитию таких свойств личности ребенка, как активность, самостоятельность, творчество. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, в процессе специально организованного обучения.
В этой связи, перед учителем встаёт необходимость, вести в рамках коррекционно-развивающей программы с детьми начальных классов с диагнозом «Общее недоразвитие речи» (ОНР) целенаправленную систематическую работу по развитию связной речи и речевого общения, используя на занятиях более эффективные, целесообразные, интересные и занимательные для детей методы, приемы и средства, которые способствуют появлению интереса у учащихся к данному виду речевой деятельности.
Актуальность
Среди учащихся школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятствуя формированию полноценной учебной деятельности учащихся в контексте развивающего обучения.
Повышение эффективности и качества обучения учащихся предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у таких учащихся недостатков устной и письменной речи. Такие нарушения являются серьезным препятствием в овладении детьми на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах - в усвоении ими грамматики родного языка и других общеобразовательных предметов. Под указанными видами нарушений понимается недостаточное развитие связной речи, грамматического строя, лексических средств и фонетической стороны речи, включая фонематические процессы.
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач с младшими школьниками. Это необходимо для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, для подготовки детей к дальнейшему обучению.
Обследование детей с ОНР выявило у них отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов – микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки). Это свидетельствует о трудностях в программировании связных монологических высказываний.
Таким образом, актуальной остаётся проблема формирования связной речи у детей начальных классах с общими нарушением речи.
Цели и задачи
Цель: создание условий для формирования связной речи у детей с ОНР на уроках в 1-ом классе, используя некоторые наиболее продуктивные методы и приёмы коррекционного воздействия на речь учащихся.
Задачи:
- Совершенствовать навыки ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко;
- Развивать умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о природе по заданному плану;
- Совершенствовать навык пересказа сказок и небольших текстов по заданному или коллективно составленному плану; с изменением времени действия и лица рассказчика;
- Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану;
- Самореализовать ребенка, проявление его индивидуальности;
- Формировать желания рассказывать о собственных переживаниях и впечатлениях.
Участники данного проекта: учащиеся 1 «Б» класса V вида (в возрасте 7-8 лет) ГБСКОУ школы-интерната «Перспектива».
Планируемые результаты
Данный проект – краткосрочный, рассчитан на 1 год реализации.
По окончанию данного проекта предполагается улучшение построения связной речи у учащихся 1 класса V вида с диагнозом ОНР.
В результате использования методов и приёмов по формированию связной речи дети научатся:
- Различать основные элементы книги (строение книги)
- Подготовить и организовать выставку рисунков «Обложка книги»
- Составлять и изготавливать книжки-малышки
- Составлять и оформлять коллективный творческий комикс
- Выступать с представлением кукольного театра, созданного учащимися
- Устно описывать пейзажную картину и писать сочинение на тему «Весна»
Система работы
- Формирование связной речи с детьми с ОНР
Традиционное обучение продолжает ориентироваться на развитие коммуникативной компетенции школьника (т.е. совокупности конкретных знаний и умений) вне учета субъективных свойств личности, определяющих речевое поведение.
Таким образом, в работе с детьми с ОНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, при которой или по поводу которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование плана высказывания.
Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи младших школьников, наряду с традиционными методами и приемами, были использованы средства моделирования (схемы, пиктограммы, предметные картинки), а также цикл занятий по сказкотерапии.
2. Методы и приёмы формирования связной речи у учащихся 1-го класса
Средствами наглядного моделирования, используемые при обучении младших школьников, являются:
- пересказ;
- составление различных рассказов;
- рассказывание с элементами творчества.
Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи.
Пересказ – это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Кроме того, усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Требования к подбору текстов для пересказа:
- Высокая художественная ценность произведения;
- Идейная направленность
- Динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия;
- Объем пересказа (возрастная особенность детей);
- Словарно-грамматическая наполняемость текста.
Занятия по обучению детей пересказу строятся с опорой на графические схемы, отображающие последовательность событий.
Методические приемы, используемые при обучении детей пересказу: Приложение 1
Алгоритм структуры занятия по обучению детей пересказу текста с опорой на графические схемы. Приложение 2
Виды занятий с картинным материалом.
1. Составление рассказов по серии сюжетных картин.
При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Используются следующие приемы работы по серии сюжетных картинок:
- Установление последовательности серии.
- Отобрать из нескольких картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ.
- Восстановить последовательность событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки).
- Определить, какой картинки не хватает (необходимо выложить картинки, кроме одной; дети должны догадаться, чего не хватает и рассказать; и тогда выкладываем недостающую картинку).
- Найти лишнюю картинку.
- Распутать две сюжетные линии про одного главного героя.
- Подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения.
- Использовать семантические абсурды (найти несоответствие между текстом рассказа и картинками).
Также дети выделяли главную мысль в каждой картинке серии и изображали ее в виде пиктограммы (схематичного рисунка). Таким образом, составлялся графический план рассказа.
2. Составление рассказов по сюжетным картинам.
Для составления рассказов используются многофигурные картинки с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета (“Мы дежурим”, “Дочки-матери”, “Семья”, “Игры на площадке”, “Зимние развлечения”). Но на уроках не стоит ограничиваться только картинами, предназначенными для деятельности школьников. Также детям предлагается жанровая живопись, способная взволновать ребенка, вызвать желание обсудить увиденное: “Прибыл на каникулы”, “Опять двойка” Ф.П. Решетникова, “Иван царевич на сером волке”, “Три богатыря”, “Аленушка” В.М. Васнецова, “Утро в сосновом бору” И.И.Шишкина и другие. Надо, чтобы ребенок видел особенности композиции картины, цветовой палитры, сумел выразить свое отношение к изображенному на картине; при описании жанровой картины – почувствовал мастерство художника и его настроение. При анализе картины необходимо уделить внимание построению рассказа. В качестве плана при составлении рассказов по картине используются карточки-символы:
- Вопросительный знак (дети рассказывают, как называется картина)
- Символ, обозначающий место действия;
- Символ, обозначающий время действия;
- Карточки со стрелками, обозначающие композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины)
- Действующие лица, изображенные на картине;
- Действия героев картины;
- Их одежда;
- Настроение и характер действующих лиц;
- Цветовая палитра
- Символ “сердце” (дети рассказывают, какие чувства вызывает у них картина).
3. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий.
Основные этапы работы с картинкой:
1. Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение.
“Кто больше назовет живых предметов?”,
“Кто больше назовет неживых предметов?”,
“Кто больше увидит?” (ребенок называет изображенные на картинке предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала).
Используется схематическое изображение слов-предметов
“Кто самый внимательный?” (дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку.)
2. Нахождение связей между объектами на картинке.
Учитель соединяет линией два предмета:
“Расскажи, как связаны между собой объекты, которые я соединяю линией?”, “Кто лучше запомнил? (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи).
Используется схематическое изображение слов-действий.
Возможно обыгрывание детьми в пантомиме действий персонажей картинки с последующим озвучиванием.
3. Исследование картинки на полисенсорной основе.
“Закрой глаза и представь, что ты попал в картинку. Что ты слышишь?”
“Пройди по картинке, дотронься до предметов, которые тебе попадаются на пути. Что ты почувствовал?”
“Вдохни запах. Какие запахи ты почувствовал?”
“Попробуй на вкус. Какие у тебя возникли вкусовые ощущения?”
4. Копилка образных сравнений.
“Скажи, какой предмет? Что такое же?”.
5. Выстраивание временной последовательности событий на картинке.
“Выбери какого-нибудь героя. Придумай, что он делал раньше до появления на картинке, что будет делать потом”.
6. Разные точки зрения.
“Выбери какого-нибудь героя, войди в его состояние и опиши окружающие предметы или события с его позиции. Затем опиши того же героя в другом состоянии или другого героя в ином состоянии”.
4. Описание пейзажной картины.
При разборе картины с использованием символов дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением, описывают изображенные объекты, выражают свое отношение к картине (символы: время года, часть суток, погода, композиция, слова – признаки, образные выражения, цветовая палитра, сердце). Одна из основных задач при этой работе - развитие образной речи, что идет через эмоциональную сторону восприятия картины. Дети учатся подбирать сравнения, образные выражения. Детям предлагаются репродукции картин И. И. Левитана “Золотая осень”, И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”, “Сентябрьский снег”, работы К.Ф. Юона, И.И.Шишкина, А.К. Саврасова и другие.
Работа по картинке проводится парами или группой учащихся. В процессе подготовительной работы учащиеся учатся анализировать и обобщать изображенное на картине, у них формируется целостное и одновременно дифференцированное представление об изображенной ситуации. На фронтальном занятии дети справляются с заданием составить рассказ по картине, могут логично, связно передать содержание, употребляя разнообразную лексику и образные сравнения.
Приемы обучения детей рассказыванию. Приложение 3
5. Сказкотерапия
Особенность используемого цикла сказкотерапии состоит в том, что развитие личности учащегося происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.
Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
В общей основе развития личности лежит путь овладения речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).
В рассказах детей, как правило, наблюдается нарушение логической последовательности в изложении, употребление однотипных связей, многочисленное присутствие элементов ситуативности, пауз, лишних движений и лексическая невыразительность. Комплекс этих проблем негативно отражается на развитии такой характеристики личности, как креативность.
По мнению ученых, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого-либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом.
Направления развития личности и речи младших школьников через сказкотерапию. Приложение 4
Методы и приемы работы в сказкотерапии. Приложение 5
3. Этапы реализации
Организационный:
В первом классе формирование связной речи по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.
Поэтому в первом полугодии проводится подготовительный этап, в который включаются творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии, где дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки исследовательской работы и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя», «Моя семья», «Моя родословная», «Моя любимая игрушка».
В работе используются игры и задания позволяющие активизировать устную речь детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения составления рассказа по заданной теме. Обучающиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д.
В 1 классе отдельных занятий, посвящённых сочинительству, не проводится. На уроках и внеклассных занятиях возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями: анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Достичь этого можно проблемным, эвристическим или частично-поисковыми методами. Подобная работа проводится на уроках обучения грамоте, окружающего мира, математики, технологии, музыки и т.д.
Основной:
Предполагаемая дата проведения мероприятия | Место проведения мероприя-тия | Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение | Участники |
Сентябрь -Октябрь | В классе | Диагностика на выявление уровня сформированности связной речи у детей с ОНР в начале учебного года | Учитель | Учащиеся |
Октябрь | В классе | Обработка данных диагностики. Подборка методов коррекционной работы на формирование связной речи учащихся 1-го класса | Учитель | Учитель |
Октябрь – Декабрь - октябрь - ноябрь - декабрь | В классе В библиотеке | Применение методов и приёмов формирования связной речи: Составление рассказа по серии сюжетных картинок (результат – книжка-малышка). Составление рассказа по сюжетной картинке «Наш класс» (результат – обложка к книжке, коллективный рассказ). Составление рассказа по сюжетной картинке с придумыванием предыдущих и последующих событий (результат – комиксы на тему «Мы дежурим») | Учитель Учащиеся | Учащиеся Родители Учитель Учащиеся Родители Учитель Учащиеся Родители Учитель |
Декабрь | В классе | Диагностика на выявление уровня сформированности связной речи у детей с ОНР в середине учебного года. | Учитель | Учащиеся |
Декабрь | В классе | Обработка данных диагностики. | Учитель | Учитель |
Январь – Апрель - январь - февраль - март - апрель | В классе В библиотеке На сцене На прогулке в парке | Применение методов и приёмов формирования связной речи: Придумывание и обыгрывание новогодней волшебной сказки (результат – представление кукольного театра) Описание пейзажной картины на тему «Весна» (результат – сочинения детей) | Учитель Учащиеся | Учащиеся Родители Учитель Учащиеся Учитель |
Апрель - май | В классе | Итоговая диагностика на выявление уровня сформированности связной речи у детей с ОНР в конце учебного года. | Учитель | Учащиеся |
Май | В классе | Обработка данных. Сравнительный анализ уровня сформированности связной речи детей с ОНР в течение года | Учитель | Учитель |
Заключительный: Учащиеся оформляют выставку своих достижений для школы.
Диагностическая работа с учащимися
1. Организация и методы исследования
Цель исследования: провести исследовательскую работу по активизации связной речи детей младших школьников с общим недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- Подобрать диагностические методики по исследованию связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
- Описать шкалу оценок по каждому из заданий методики.
- Провести диагностическое исследование в три этапа.
- Проанализировать полученные результаты.
Апробация данной системы проходила на базе учащихся 1 «Б» класса V вида ГБСКОУ школы-интерната «Перспектива», г.о. Новокуйбышевск, Самарской области.
Сроки проведения данной диагностики:
1 этап: Выявление уровня сформированности связной речи у учащихся в начале учебного года – сентябрь-октябрь 2012 г.
2 этап: Выявление уровня сформированности связной речи у учащихся в середине учебного года – декабрь 2012 г.
3 этап: Выявление уровня сформированности связной речи у учащихся в конце учебного года – апрель-май 2013 г.
В исследовании принимало участие 9 учащихся с диагнозом ОНР.
Список учащихся 1 «Б» класса V вида:
- Рома Б.
- Стас Б.
- Влад К.
- Андрей Л.
- Вова Л.
- Маша М.
- Егор П.
- Илья С.
- Святослав С.
В целях комплексного исследования связной речи учащихся 1 «Б» класса с диагнозом ОНР, использовалась методика, предложенная Глуховым В. П., которая включает в себя шесть заданий:
Задание 1: Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (картинки-действия).
Цель: определить способности детей составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы.
Задачи: развивать у детей самостоятельное установление смысловых отношений в высказывании и передавать их в виде соответствующей по структуре фразы.
Инструкция. Подготовка исследования: Для проведения исследования требуются несколько картинок следующего образца:
- Мальчик поливает цветы.
- Девочка ловит бабочку.
- Мальчик ловит рыбу.
- Девочка катается на коньках (санках).
- Девочка играет в кубики.
Исследование проводится в индивидуальной форме. При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: Скажи, что здесь нарисовано?
Анализ результатов.
Ответ на вопрос-задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по смыслу содержанию предложенной картинки, полное или точно отображенное ее предметное содержание | 5 баллов. |
Длительные паузы с поиском нужного слова | 4 балла. |
Сочетание указанных недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы при выполнении всех (или большинства) вариантов задания | 3 балла. |
Адекватная фраза-высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие. Не все варианты задания выполнены | 2 балла. |
Отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса. Составление фразы подменяется перечислением предметов, изображенных на картинках | 1 балл. |
Оценка результатов:
5 баллов высокий уровень;
4 балла средний уровень;
3 балла недостаточный уровень;
2 балла низкий уровень;
1 балл задание выполнено неадекватно.
Задание 2: Составление предложения по трем картинкам (например, девочка, корзинка, лес).
Цель: выявить способности детей составить предложение по трем картинкам.
Задачи: развивать способности детей устанавливать, логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.
Инструкция. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах.
Анализ результатов.
Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание | 5 баллов. |
Если у детей имеются отдельные недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации | 4 балла. |
Фраза составлена на основе предметного содержания только двух картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание | 3 балла. |
Ребенок не смог составить фразу высказывание с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую ему помощь | 2 балла. |
Предложенное задание не выполнено | 1 балл. |
Оценка результатов.
5 баллов высокий уровень;
4 балла средний уровень;
3 балла недостаточный уровень;
2 балла низкий уровень;
1 балл задание выполнено неадекватно.
Задание 3: Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)
Цель: выявить возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Задачи: развивать способности детей передать содержание рассказа полно без наличия смысловых пропусков, повторов.
Для этого мы использовали знакомую детям сказку: Гуси-лебеди.
Текст произведения прочитывался дважды, перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа. При анализе составленных пересказов особое внимание обращалось на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.
Анализ результатов.
Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста | 4 балла. |
Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста | 3 балла. |
Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента | 2 балла. |
Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена | 1 балл. |
Задание не выполнено | 0 баллов. |
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень;
3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;
1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.
Задание 4: Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок.
Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Задачи: закреплять способности детей развивать фразовую речь, при составлении рассказа по картине.
Инструкция. Это задание использовалось для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Мы использовали серию из четырех картинок по сказке Теремок. Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, который их внимательно рассматривает и составляет рассказ по картинкам.
Анализ результатов.
Самостоятельно составлен связный рассказ | 4 балла. |
Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражено содержание картинок | 3 балла. |
Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь | 2 балла. |
Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету | 1 балл. |
Задание не выполнено | 0 баллов. |
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень;
3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;
1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.
Задание 5: Сочинение рассказа на основе личного опыта.
Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Задачи: развивать фразовую речь, при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры.
Инструкция. Детям предлагалось рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети, в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях.
Анализ результатов.
Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания | 4 балла. |
Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания, большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания | 3 балла. |
В рассказе отражены все вопросы задания, отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий, информативность рассказа недостаточна | 2 балла. |
Отсутствуют один или два фрагмента рассказа, большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий | 1 балл. |
Задание не выполнено | 0 баллов. |
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень;
3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;
1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.
Задание 6: Составление рассказа-описания.
Цель: выявление полноты и точности отражения в рассказе основных свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения.
Задачи: развивать у детей способность отражать основные свойства предметов, используя языковые средства словесной характеристики.
Инструкция. При описании куклы дается следующая инструкция-указание. Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине, назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове и т.п.
Анализ результатов.
В рассказе-описании отражены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании признаков предмета | 4 балла. |
Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета | 3 балла. |
Рассказ-описание составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен, в нем не отражены некоторые существенные признаки предмета | 2 балла. |
Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания | 1 балл. |
Задание не выполнено | 0 баллов. |
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень;
3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;
1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.
2. Результат диагностического исследования активизации связной речи учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
В целях комплексного исследования связной речи учащихся 1 «Б» класса V вида с ОНР, нами использовалась методика, предложенная Глуховым В.П., включающая в себя шесть заданий для выявления уровня активизации связной речи. Критерии отнесения ребенка к тому или иному уровню составлялся на основании суммирования балов за все шесть заданий.
от 26 до 21 баллов | Высокий уровень развития связной речи |
от 20 до 15 баллов | Средний уровень развития связной речи |
от 14 до 9 баллов | Недостаточный уровень развития связной речи |
от 8 до 3 баллов | Низкий уровень развития связной речи |
Результаты исследования учащихся 1 «Б» класса V вида на 1, 2 и 3 этапе представлены в Приложении 6.
Заключение
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его младший школьный период. Многие ученые, педагоги, психологи в своих работах уделяли внимание развитию речи у детей, рассматривая речь как средство общения и познания окружающего мира. Так, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский указывали, что речь и язык необходимо развивать и совершенствовать, т.к. это формирует мышление. К.Д.Ушинский писал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка». Концепция современного образования ставит перед учителями задачу подготовки учащихся, умеющих в совершенстве владеть языком, использовать его как главное коммуникативное средство.
В связи с возрастающим информационным потоком, воздействующим на ребенка, мы часто сталкиваемся с тем, что дети не владеют навыками грамотной устной и письменной речи, что в свою очередь сказывается на качестве их обучения. Речь как живой организм не приемлет вторжения инородных явлений, следовательно, нельзя заменить «живой язык» компьютером или другими техническими средствами. Прочувствовать речь и язык ребенок может через чтение литературы, через восприятие художественных образов, тем самым приобщаясь к сокровищнице языкового народного творчества.
Таким образом, приведенные в работе методы и приемы формирования связной речи имеют большое значение для повышения качества знаний учащихся начальных классов по русскому языку и чтению.
Список используемых источников
- Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. М.: Владос, 2003.
- Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием / В.П. Глухов. М.: Аркти, 2004.
- Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008.
- Львов М.Г. «Методика развития речи младших школьников». – М.: «Просвещение», 1985.
- Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Журнал Дошкольное Воспитание №6, за 2004 год. – М.: Воспитание дошкольника.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003.
- "Русский язык и культура речи". Учебник, под ред. В.Д.Черняк, М.:Высш.шк.;С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.
- Сидорчук Т.А., Лелюх С. В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2009.
- Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста: практ. Пособие /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М: Айрис-пресс, 2007.
- Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи школьников и сказкотерапия. – М.: ТЦ Сфера, 2-е изд, 2009.
Интернет-ресурсы
http://www.refi.su/help_60_3.html
http://festival.1september.ru/articles/602411/
http://bolrcio.blogspot.ru/2011/02/blog-post.html
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приемы обучения детей рассказыванию
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6.
Результаты диагностического исследования учащихся 1-го класса на 1, 2 и 3 этапе.
| Имя ребенка | 1-е задание | 2-е задание | 3-е задание | 4-е задание | 5-е задание | 6-е задание | Общее кол-во баллов | Уровень развития |
1 | Рома Б. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | Недостаточный уровень |
2 | Стас Б. | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 5 | Низкий уровень |
3 | Влад К. | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 14 | Недостаточный уровень |
4 | Андрей Л. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 8 | Низкий уровень |
5 | Вова Л. | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 10 | Недостаточный уровень |
6 | Маша М. | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 1 | 7 | Низкий уровень |
7 | Егор П. | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 12 | Недостаточный уровень |
8 | Илья С. | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 15 | Средний уровень |
9 | Святослав С. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 8 | Недостаточный уровень |
Итак, в результате исследования связной речи учащихся 1 «Б» класса с общим недоразвитием речи, мы получили следующие данные:
- С высоким уровнем развития речи в классе детей нет.
- Со средним уровнем развития связной речи в классе 1 ученик: Илья С.
- С недостаточным уровнем речевого развития в классе 5 учащихся: Рома Б., Влад К., Вова Л., Егор П., Святослав С.
- С низким развитием связной речи в классе 3 учащихся: Стас Б., Андрей Л., Маша М.
Следовательно, в классе в начале года преобладают дети с недостаточным и низким уровнем развития связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа. Курс логопедических занятий. Общее недоразвитие речи III уровень. 1 класс.
Рабочая учебная программа курса логопедия 1 класса составлена на основе «Программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками» под редакцией А.М. Козыревой и лого...
Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи
В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....
Сводная характеристика проявлений общего недоразвития речи у учащихся 1 класса (начало учебного года)
Учителю о детях с недостатками речи.Трудности усвоения программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к...
Доклад на МО классных руководителей "Формирование грамматической стороны речи учащихся с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств".
Ппроблема формирования грамматических средств речи у детей с речевыми нарушениями занимает важное место в современной коррекционной педагогике, вопрос о методике их развития и коррекции является одним...
Календарно-тематическое планирование занятий по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1 класса с использованием информационных компьютерных технологий
Календарно-тематическое планирование занятий по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1 класса с использованием информационных компьютерных технологий. В ходе занятий и...
Рабочая программа "Коррекция общего недоразвития речи у ученика 1 класса"
Программа рассчитана на коррекцию общего недоразвития речи у учеников 1 класса...
Рабочая программа "Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для обучающихся 2 класса общеобразовательной школы"
Предлагаемая рабочая программа предназначена для обучающихся с логопедическим заключением «Нарушение формирования процессов чтения и письма» (2 класс), «Дисграфия», «Дисл...