Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи
статья по теме
В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_svyaznoy_rechi_u_detey_s_narusheniem_intellekta_na_urokakh_razvitiya_rechi.docx | 140.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексеенко
Екатерина Викторовна
учитель начальных классов
ГОУ «Урульгинской школы
-интернат»
с. Урульга,
Карымского района
Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи.
Развитие речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья – одна из важных задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Работая над исправлением, коррекцией различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся с ограниченными возможностями познавательные способности, совершенствуем психические функции.
Непосредственными задачами уроков развития устной речи являются:
- расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности;
- постоянное повышение речевой мотивации учащихся;
- одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для более четкого и полного освещения темы;
- организация связных высказываний школьников.
На уроке используются все существующие методы. Главным является наглядный метод. Параллельно с демонстрацией наглядного материала используются словесные методы (беседа, рассказ), метод экскурсий и наблюдений. Практические методы: зарисовки, трафареты, аппликация, работа с деформированным текстом и т.п.
Очень важно, чтобы учитель сумел заинтересовать учащихся. Для этого необходимо использовать различный игровой материал: загадки, кроссворды, ребусы, кукольный театр, обыгрывание ситуаций, дидактические и ролевые игры.
Большая часть времени на уроке должна отводиться формированию и развитию активной речевой практики учащихся в условиях специально разработанных учителем речевых ситуаций. В уроке сохраняется коррекционная направленность: коррекция недостатков произношения, активизация и пополнение словарного запаса, исправление недостатков в построении предложений и связной речи. Проводится специальная работа по обогащению речи словами, речевыми оборотами и устойчивыми конструкциями, формируются «сигнальные» неречевые средства (жест, мимика).
Другое важное требование - это создание на уроке речевой ситуации. Для этого тема должна звучать не просто «Фрукты», а, например, «Свари с мамой компот», не «Одежда», а «Помоги Маше одеться на прогулку» и т.п.
Умения и навыки в речевой ситуации:
- Активизировать и обогатить запас слов и этикетных выражений, используемых в различных ситуациях.
- Учить адекватно использовать предметный и этикетный словарь.
- Учить организовывать высказывания содержательно и интонационно, исходя из ситуации общения.
- Расширять возможности участия в диалоге.
- Закреплять умения строить простые предложения.
- Учить построению связного высказывания с опорой на картинный план и без него.
Виды упражнений:
- Подбор эпитетов (кошка - маленькая, рыжая, добрая, старая, персидская). Узнавание по эпитетам (деревянный, прямоугольный, высокий - стол). Подобные «загадки» дети загадывают сами.
белая |
стройная |
высокая |
тонкая |
- Подбор к предмету действий, узнавание предмета по действиям (ветер - воет, пыль поднимает, листья срывает, тучи гоняет). На небе сверкает, землю согревает, освещает - солнце. Подбор к действиям предмета - Кто и что плавает? Кто и что летает?
Ворона (что делает?) летает, ?, ?. ? и т.д
- Подбор обстоятельств (Учиться можно как? - хорошо, прилежно, много).
- Смысловое значение (домик, дом, домище).
- Вставка пропущенного слова.
- Распространение предложений.
- Называние частей слова (дерево - ствол, крона, листья, корень. Что это? - этажи, крыша, подъезд, двери, окна).
- Точность слов и выражений (одеть и надеть, нужно вставить слово в выражение).
- Составление предложения с заданным словом.
- Составление предложений с несколькими данными словами.
- Объяснение слов.
- Отгадывание и составление загадок.
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу. (лук)
- Придумать загадку о луке.
- Классификация предметов.
Виды упражнений, при выполнении которых может применяться создание высказываний с помощью графических схем, натуральных предметов, символов, планов, опорных слов, иллюстраций, вопросов:
- называние частей предмета, признаков предмета, действий;
- работа с загадками;
- сравнение предметов;
Сравнить животных кролика и зайца:
Общие признаки | Отличия |
Размер | Форма тела |
Части тела | Место обитания |
Мех | Цвет меха |
Питание |
- упражнения на анализ и синтез (чей хвост, с какого дерева листья и т.п.);
- подбор однокоренных слов;
- работа с антонимами и синонимами (игра «Противоположности»)
- составление предложений по образцу;
- составление предложений с заменой некоторых слов;
- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок;
- восстановление деформированного предложения;
- составление предложения, рассказа по картинке или серии картинок;
- составление предложений по опорным словам;
- составление рассказа по плану, по картинному плану, по условно-картинному плану, словесному плану;
1. Внешний вид (части тела).
2. Зимующая или перелетная.
3. Где живет. 4. Чем питается.
5. Как выводит птенцов.
6. Какую пользу приносит человеку
- рассказ по картине или серии картинок.
В силу того что у учащихся с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствуют представления об окружающем мире, учителю специальной (коррекционной) школы необходимо добиваться прочного усвоения учебного материала по данному предмету, а добиться этого можно лишь применяя разнообразные виды упражнений, создавая мотивационную обстановку на уроке.
Список литературы.
1. Аксёнова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / А. К. Аксёнова. – М. : Владос, 2004.
2. Аксёнова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1–4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская. – М. : Просвещение, 1991.
3. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. – М. : Владос, 1998.
4. Худенко, Е. Д. Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) / под ред. В. В. Воронковой. – М. : Школа, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и воспитания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...
Особенности развития устной речи у детей с нарушением интеллекта
Курсовая работа...
«Развитие связной речи у детей с нарушением интеллекта посредством сказкотерапии».
Развитие речи у детей занимает одно из ведущих направлений педагогики. Как показывают многочисленные исследования, именно младший школьный возраст является сензитивным для формирования речевых навыков...
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи на уроках в 1 классе
Среди учащихся школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятств...
«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...
Характеристика нарушений речи у детей с нарушением интеллекта
Статья , в которой описываеися характеристика нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями...
Доклад: «Приемы формирования навыка устного счета у детей с нарушением интеллекта на уроках математики»
Устный счет является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет ...