Роль загадок в формировании словесно-логического мышления детей младшего, среднего и старшего возраста с диагнозом ОНР.
статья по логопедии на тему

Богатырева Татьяна Николаевна

Статья нацелена на формирование словесно-логического мышления в процессе использования загадок на логопедических занятиях.

Содерание:

1. История создания загадок.

2. Предварительная работа над загадками.

3. Конкретная работа по четырем типам загадок. Трудности в работе.

4.  Итоги работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_zagadok.docx39.16 КБ

Предварительный просмотр:

Роль загадок в формировании словесно-логического мышления детей младшего, среднего и  старшего возраста с диагнозом ОНР.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Богатырева Татьяна Николаевна.

2018 год 

Литература:

  1. Серия журналов «Дошкольное воспитание». Беседы о языке.
  2.  Елкина Н.В. «1000 загадок», Ярославль 1997г.
  3.  «Придумай слово» О.С. Ушакова, Москва. «Просвещение» 1996 г.
  4.  «Путешествие в страну игр», «Загадки и скороговорки” О.Н. Козак «Союз». Санкт-Петербург 199Зг.
  5.  Серия журналов «Материнство». «Издательство дом» 1996-1997гг.
  6.  «Учите, играя» А.И. Максакова‚ Г.А. Тумакова, Москва, «Просвещение» 1983 г.
  7.  «Учите детей отгадывать загадки». Ю.Г. Илларионова. Москва «Просвещение» 1985г.
  8.  «Как работать с маленькими детьми» авт. Дженни Лешли, Англия, Москва. «Просвещение» 1993 г.
  9. «Новые загадки для самых маленьких». Гурин Ю.В. Санкт-Петербург 1998 г.
  10.  «Тайна русского слова» (заметки русского человека) Василий (Фазиль) Изарбеков.
  11.  «Знакомим дошкольников с литературой» О.С. Ушакова, Н.В. Гарвиш
  12. «Музыка звуков» Е.А. Левчук
  13. «Жизнь детей и решение проблем» Л. Нагорная
  14.  «Словом душа растет» Н.А. Уликова.

План:

  1.  Вступление. Из истории создания загадок.
  2. Предварительная работа.
  3. Конкретная работа по четырем типам загадок.
  4. Трудности в работе.
  5. Итоги работы.

Приложение:

  1. Конспект занятия.
  2. Пособия по данной теме. 



1 ЧАСТЬ

О необходимости развивай речь ребенка прививать ему интерес и любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты прошлого. К.Д. Ушинский например, ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его  значение для развития мыслительной деятельности ребенка и для всего дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает и вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». (Ушинский К.Д.) О том, что общее высокое развитие ребенка и хорошо развитая устная речь позволят ему быстрее овладеть навыком чтения, писал другой известный педагог В. П. Вахтеров «Чем развитие ученик, тем легче он схватывает логические и грамматические связи между отдельными словами целом предложении, тем лучше читает. Заботясь о развитии детей, мы тем самым облегчаем им процесс чтения». Отсюда следует, насколько велика необходимость развития речи ребенка в дошкольный период, поскольку от развития устной речи ребенка-дошкольника, от его общего развития зависит успех его обучения в школе.

Наблюдение над словарем детей дошкольного возраста показывают, что хоп к моменту поступления в школу практически они овладевают системой грамматических и синтаксических форм языка, их речь несовершенна, словарь беден. Бедность словаря заключается не только в отсутствии многих лексико-грамматических категорий в активном словаре ребенка, но и в неправильном словоупотреблении, в непонимании разных значений , переносных значений. Между тем, способность различать в слове несколько значений, умения понимать переносные значения слов, метафоры языка и художественные метафоры надо развивать у детей уже в дошкольном возрасте, и как один из приемов — это обучение детей отгадыванию загадок.

Что такое загадка?

  1. По словарю С.И. Ожегова

Загадка — изображение или выражение, нуждающиеся в разгадке, истолковании.

  1. Энциклопедический словарь определяет ее как, замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа, выражение в краткой или занимательной форме, иногда стихотворной. Литературная энциклопедия определяет загадку как «замысловатый вопрос, выраженный обычно в форме «метафоры», однако метафоричность не является обязательным свойством загадки, так как встречаются загадки в форме прямого вопроса, где не используется переносное значение слова. Так же литературная энциклопедия сообщает, что первоначально загадка сложила культу, являясь раскрытием религиозной тайны или одной из форм передачи религиозных представлений, мифов. Кроме этого религиозного значения загадка служила в старину одним из способов испытания мудрости. Этот мотив часто используется в сказках, легендах. Будучи образными, живыми, яркими, загадки запоминаются на всю жизнь и навсегда остаются с нами.

На протяжении многих веков они создавались народом, и большинство из них в устном изложении дошло до нас. Только в конце ХVIII столетия передовые деятели русской культуры начали понимать ценность фольклора и стали записывать его. Работа эта постепенно развивалась. Уже ХIХ век оставил нам много сборников народных загадок. В загадках отражен весь окружающий нас мир; мудрость народа, видение им природных явлений, предметов быта, людей, животных, птиц и т.д. В этих маленьких творениях человек выразил себя, свой мир, отношение к окружающему. В загадках - народная душа, ум, жизненный опыт, история народа. Маленькие загадки, веками потешавшие и развлекавшие русских людей, отразили игру народной фантазии, народное остроумие и наблюдательность, они удивительно поэтичны, в них — поэзия народною языка, образный строй живой разговорной речи. Загадка многогранна: обогащает речь человека, учит считать и читать, слушать и чувствовать ритм, понимать других и сочинять свои собственные неповторимые и оригинальные загадки. Поэтому я решила использовать загадки в работе с детьми. 

II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Так как основой для отгадывании загадок служат достаточно полные представления о предметах и явлениях, необходимо учитывать опыт детей как коллективный, так и индивидуальный. Поэтому первым этапом в моей работе  является подготовительный этап.

Учитывая многообразие загадок, я в своей работе применяю те, которые доступны возрасту, умственному развитию и индивидуальным особенностям я ребенка, и использую методические приемы:

  1. последовательность (от простого к сложному);
  2. постоянство (использование загадок по проходимой лексической теме).

 Обучение детей умению отгадывать загадки я начинала не с их захватывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в красках, звуках, движении, изменении. Развитие общей сенсорной культуры, памяти, внимания, наблюдательности ребенка, является основой для мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок. Отсюда следует, что главным условием. обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке.

I видом подготовительной работы является экскурсия, которая проводится во все времена года. На экскурсии я объясняю непонятные слова,  концентрирую внимание детей, обогащаю словарь, развиваю память и учу логически мыслить, так как перед детьми постоянно ставится вопросы: Почему? Зачем? Для чего?

Приведу один из примеров данного вида работы:

Тема: «Время года — зима. Признаки зимы». (Средняя группа)

Ребята, посмотрите, что у вас на пальто, на шапках, на рукавичках. (Снежинки). Давайте рассмотрим, на что они похожи, (Рассматривают разные снежинки и отвечают, что они похожи на звездочки). Рассмотрите лучи у снежинок. Какие они? (Длинные, красивые, тонкие). Посчитайте, сколько их. (...3‚4‚5..). Что можно сказать про снежинки? Какие они? (Красивые, легкие, маленькие). Что будет если подуть на снежинку или взять ее в руку? (Снежинка растает). Почему снежинка тает? (Потому что она боится тепла). При наблюдении за снежинкой пояснительную функцию беру на себя.

Прослушайте стихотворение:

 Белая, узорная

Звездочка — малютка,

Ты слеты мне на руку

Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

                                                      А. Рождественская

После чего спрашиваю детей: о чем это стихотворение? (О снежинке). Как названа снежинка? (Звездочка-малютка). Почему она так названа? (Она похожа на маленькую звездочку). После ответов детей, я еще раз обращаю внимание, на то, как названа снежинка в стихотворении и останавливаюсь на значении слова узорная, объясняю, что такое узор, показываю несколько видов узоров на ткани и на бумаге. Почему звездочка покружилась в воздухе, а не упала сразу на землю? (потому что она села на ладошку и растаяла). Почему снежинка на ладошке растаяла? (Потому что  ладошка теплая. Снежинка боится тепла).

А теперь отгадайте загадку:

«Что за звездочки такие

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке»

                          (Снежинки)

При разборе загадки объясняю значение слов сквозные, вырезные.

После данной экскурсии большинство детей легко отгадывают загадку.

Экскурсии в природу проводились с учетом лексической темы, когда детям нужны знания, специально подводящие к отгадыванию загадок.

Приведу пример наблюдения за весенним солнышком (мл. гр.)

Дети вышли на прогулку. Тепло. Пригревает солнышко. Они подставляют солнцу лицо, руки, улыбаются.

- Какое сегодня солнышко?

- Солнышко хорошее, теплое, - отвечают дети.

- «И такое чистое, ясное, лучистое», - привожу строчку из стихотворения и поясняют слова чистое, ясное, лучистое.

- Оно горячее, жгучее? -

- Оно горячее, жгучее?

 – Нет, оно теплое, - говорят дети.

- Солнышко греет щеки, руки, пригревает нас. Вам приятно, ребята?

- Приятно.

- как же можно еще сказать о солнышке? Какое оно?

- Солнышко ласковое, оно улыбается нам, весной оно рано встает.

В ходе занятия я помогаю детям найти, объяснить слова, точно характеризующие явление.

- А теперь отгадайте загадку:

«Кто ранехонько встает,

Чей мы ждем всегда восход?

Кто включил на небе свет?

У кого готов ответ?

Свет дает нам и тепло, Лучи проходят сквозь стекло,

Кто заглянет к нам в оконце?

Светит всем, конечно, …»

 (Солнце).

После проведения экскурсии большинство детей легко отгадывают данную загадку.

Экскурсии в п природу проводятся в качестве наблюдений за птицами, животными, насекомыми, деревьями, явлениями природы.

Загадки типа:

«Зимой и летом одним цветом»,

«Зимой белый, летом серый»,

«Светит, но не греет»,  

«Весело ласкает, землю согревает»,

«Жарит, палит, панамку накинуть велит» -  (Солнце), предлагаются детям только после специально проведенной системы наблюдений, которые позволяют увидеть явления в разные периоды его развития, в изменении и составить о нем более полные представления. В старшем возрасте дети сами могут загадывать загадки о различных явлениях и объектах.

II  вид подготовительной работы — рассматривание объектов, связанных с определенной лексической темой. 

Приведу один из примеров .(Мл. гр.) Тема: “Транспорт”/

Рассматриваем велосипед. Определяем признаки внешнего вида: что есть у велосипеда? (Колеса — у большого — 2, у маленького - 3, педали, руль, сиденье, багажник, звонок); характер движения (велосипед едет по дороге, на велосипеде катаются на улице); назначение (нужен, чтобы на нем катались дети и взрослые). Знания полученные во время рассматривания являются основой для отгадывания загадки:

“Чудо, чудо. чудеса.

Подомной два колеса,

Я ногами их верчу,

И качу, качу, качу.”

После рассматривания объекта большинство детей отгадывают загадку верно. Таким образом, рассматривая различные предметы, дети учатся выделять существенные признаки, связи, зависимости, отмечают особенности внешнего вида, материала из которых они сделаны, назначение, способ использования предметов.

При рассматривании птиц, животных, насекомых внимание детей обращаю на части тела, особенности строения, образ жизни, повадки. Например, рассматривая гуся (в мл. гр.), мы отмечаем, какая у него длинная шея, крепкий длинный клюв, красные лапы, между пальцами перепонки; гусь может летать, громко гоготать, а если его рассердить, то он шипит и щиплется. Знание этих особенностей помогает детям отгадать загадки про гуся:

          «Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки!" (Гусь)

         «Шипит, гогочет,

Щипнуть меня хочет.

Я иду, не боюсь

Кто же это?» (Гусь)

III вид  предварительной работы - сравнение. 

Проводя предварительную работу, я учу детей всматриваться в явления, сравнивать их, видеть общее и отличительное, вопросами побуждая находить слова и выражения для обозначения виденного: «На что похоже?», «С чем можно сравнить?», “»Какими словами можно сказать об этом?». Чем разнообразнее будут сопоставления, тем легче дети усваивают переносный смысл образных выражений, что необходимо при отгадывании загадок.

Например, осенью в начале сентября (ср. гр.) мы рассматривали траву, цветы на газоне (экскурсия в парк).

- Ребята, на что похож газон?

 - На разноцветный ковер

- Почему? (пояснительную функцию беру на себя). Потому что на нем много цветов разных по форме и величине, таких же, как на нашем ковре в группе".

- Посмотрите, кто это летает?

 - Бабочки.

 - На что похожи бабочки?

- На птицу, на самолет. 

- А теперь послушайте загадку:

 «На большой цветной ковер

Села эскадрилья.

То раскроет, то закроет,

Расписные крылья”. (Бабочки).

После отгадывания загадки обращаю внимание детей на слово эскадрилья, объясняю его значение.

- А какой самолет на земле, большой или маленький?

- На земле самолет большой, а в небе маленький.

 В данном случае мы сравниваем предмет на расстоянии. Дальше следует загадка:

 “На земле - большой как дом.

  В небо поднимается - в точку превращается”. (Самолет).

После проведенной работы большинство детей отгадывали загадки правильно.

Таким образом, поиски логически точных и образных выражений для обозначения наблюдаемого развивают внимание, память и подводят в частности к пониманию загадок.

IV вид предварительной работы — тактильные ощущения.

Умственное развитие ребенка идет успешнее, если он получает большое количество информации от своих органов чувств. Поэтому на подготовительном этапе работа начинается с воспитания тактильной памяти. В процессе работы я учу детей узнавать предметы на ощупь, различать тепло и холод, металл, дерево, мягкие и твердые предметы, величину, количество, запах, вкус.

Например, при прохождении темы «Фрукты (лимон)» (мл. и ср. группы), дети называют цвет (желтый), форму (овальный), пробуют на вкус (кислый), определяют твердый или мягкий, нюхают (запах нравится, я поясняю, что он ароматный), разрезаем (смотрим какой он внутри, рассматриваем косточки; обращаю внимание на то, что разрезали острым ножом), оговариваем, в каком виде едят лимон (сырым с песком, кладут в чай). Заканчиваем чаепитием с лимоном.

В результате этой работы активизируется словарь детей и детям достаточно легко отгадать загадку о лимоне:

 «Цветом желт и ароматен.

В чай кладу, и чай приятен.

Только очень кислый он.

 Режу я ножом...» (лимон)

После проведенной работы почти все дети отгадали загадку правильно. Таким образом, работа по развитию тактильной памяти является важным этапом в подготовке детей к отгадыванию загадок. 



III. Конкретная работа

Проведя вышеуказанную предварительную работу, я стала загадать загадки 3-х типов, учитывая их словарный запас, слуховое восприятие, память, мыслительные операции и индивидуальные особенности.

1 тип загадок -  описательные, в которых используются в основном эпитеты. Данные загадки более доступны детям. Я начала использовать их уже в раннем детстве с З-х лет. Загадки данного типа подобраны мною с учетом лексических тем.

Приведу пример: При прохождении в младшей группе темы: «Дикие животные. Заяц», я загадала загадку: «Белый, пушистый, прыгает ловко, грызет морковку». (Заяц). Большинство детей дали правильный ответ, однако, 2 детей сказали, что это белка, так как они обратили внимание на слова «пушистый» и «прыгает ловко», но логически не поняли, что белка морковку не ест. При отгадывании загадок, ребенка необходимо побудить к доказательству, т.е. он должен ответить на вопросы: Как догадался? Почему так решил? Объясни, как ты думал? Данные вопросы заставляют рассуждать, объяснять, доказывать, Результат зависит от личного опыта ребенка. При отгадывании этих загадок не все дети быстро справлялись с заданием. Объясняется это степенью нарушения речевых функций, сенсорных функций (т.е. знание цвета, формы, величины предмета), нарушением лексического и грамматического строя речи, маленьким словарным запасом, неумением рассуждать, правильно строить фразу, предложение, отсутствием соответствующих знаний. Например, при отгадывании загадки о зайца, один ребенок уловил слово «белый» и им объяснил, что это «зайчик». У данного ребенка ограниченный запас слов (ОНР II ур.). После тщательно проведенной предварительной работы дети (даже с ОНР II ур.) намного лучше отгадывают загадки данного типа. Для лучшего отгадывания я использую подсказки в виде мнемотехники — карточек с показом характерных функций (цвет, размер, качество предмета, его функции), что значительно облегчает отгадывание загадок и правильное доказательство отгадки, т.к. детям младшего и среднего возраста необходима опора на наглядный материал. В средней группе я стала использовать их самостоятельного составления детьми описательных загадок друг другу, опираясь на мои вопросы - подсказки. Необходимость в наводящих вопросах с моей стороны зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

В возрасте пяти лет почти все дети справляются с заданием, но до сих пор испытывают трудности, т.к. у них нет выразительных средств речи (ограничен словарь).

II вид — загадки на сравнение. Данный тип я стала использовать с детьми младшего возраста, опираясь на проведенную предварительную работу. В средней группе загадки этого типа используются постоянно, и к концу года большинство детей хорошо отгадывают их.

Приведу пример: Загадываю загадку про брови в средней группе:

«Над глазами стрелочки

У мальчика и девочки.

Кто устроился так ловко

Над глазами?

Это...» (бровки) 

Дети легко опаздывают (в большинстве своем), так как они используют опыт предварительной работы в младшей и средней группе, когда мы рассматривали части тела, проходя тему: «Кукла, как прообраз человека».

Однако, при работе над данным типом загадок дети встретились с определенными трудностями.

Приведу пример:

При рассматривании арбуза я загадала загадку:

«Он большой, как мяч футбольный

Если спелый, все довольны.

Как приятен он на вкус.

Что это за шар...(арбуз).

 Большинство детей дали правильный ответ, но один ребенок сказал, что это шар, т‚к. он похож на мяч — он выделил один признак, вспомнил знакомое словосочетание, т.к. ранее мы сравнивали мяч с шаром, и связанную с ним отгадку, которую поторопился произнести, не вдумываясь в смысл новой загадки, не обращая внимание на то, что знакомое выражение употреблено в другой ситуации, в новых связях и отношениях. В таких случаях я неоднократно провожу индивидуальную работу, беседую с родителями, даю задание воспитателям для закрепления необходимого материала. Цель моей работы заключается в том, чтобы научить ребенка выделять все указанные в загадке признаки (производить анализ), а затем объединять (синтезировать) их и на основе соотнесенных признаков делать вывод - отгадывать.

III тип — загадки метафорические, построенные по принципу полного замещения одного понятия другим на основе их сходства. ‘Гак как у детей с ОНР страдает процесс логического мышления, то, следовательно, понимание загадок данного типа сильно затруднено.

Например, в средней группе я предложила детям отгадать загадку про пылесос:

«Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

 Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер ТУ».

Дети дали такие ответы:

- «Это слон, потому что хобот».

- «Мама, потому что чистоту любит».

 - «Холодильник, потому что гудит».

Часть ребят не дали никого ответа.

 При отгадывании дети выделяют 1 признак и, основываясь на нем, дают т.к. метафорические загадки содержат нетипичные признаки предмета или явления и поэтому допускают различные толкования.

Пробуя работать над этими загадками, я пришла к выводу, что они могут быть использованы в полной мере в старшей группе и подготовительной группе.

В средней группе я использовала только так называемые “прозрачные» загадки, т.е. в которых образные средства понятны детям благодаря большому внешнему  сходству предмета сопоставления с предметом загадки.

 Например: “Скатерть бела всю землю одела“.

Над данным типом загадки я работаю только с детьми сильной подгруппы, опираясь на проведенную предварительную работу.

Таким образом, подбирая загадки по той или иной теме, я учитывала подбор типа загадок для детей с определенным уровнем развития, т.к. об одном и том же предмете могут быть загадки всех З-х типов.

Например, загадки I и II типа я загадываю детям, интеллектуальное развитие которых отстает от возраста, III типа — детям, которые значительно выше по развитию («прозрачные» метафорические загадки).

III тип  — загадки-рифмы. 

Задача ребенка в этих загадках: отгадать рифму - ответ. Давая такие загадки, я отмечала, что у детей с сохранным фонематическим слухом отгадывание таких загадок вызывает удовольствие. Если же он нарушен, то дети, как правило, дают ответ - отгадку в соответствии с описанием какого-то признака или молчат.

Например, в младшей группе я загадала загадку:

«К нам приехал сладкий груз,

Называется…» (арбуз).

Дети с нарушенным фонематическим слухом дали следующие ответы:

- «Это конфеты, потому что сладкие».

- «Это виноград, потому что он вкусный».

- «Это мед, потому что он сладкий».

Только благодаря многократному повторению загадок-рифм дети учатся подбирать нужное слово - рифму. В данном случае очень хорошо использовать знакомые рифмы из сказок.

Например:

«А за ними вдоль забора скачет бабушка - ...(Федора)».

Проводя работу по этому типу загадок, я пришла к выводу, что:

  1. При чтении текста важно передать его ритмическую структуру. Только тогда отгадка мелодически завершит произведение. Например:

«Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

 Как же быть без хруста,

Если я ...(капуста)».

Детям среднего возраста эту загадку я прочитала подчеркивая опорные слова «без хруста» и сохранив незаконченность интонации на последних словах «если я...».

  1.  Загадки с рифмующейся отгадкой необходимо использовать для коллективного отгадывания. Они рассчитаны на хоровые ответы детей, т.к. каждый ребенок, даже не нашедший ответ в данном конкретном случае, приобщается к работе, осознает себя способным к отгадыванию и скорее овладевает этим видом работы с загадками, что особенно важно для детей с нарушенным фонематическим слухом. В конце учебного года этим типом загадок овладели практически все дети. 


V. все виды загадок я также использую в работе при автоматизации и дифференциации звуков. Например, загадка, используемая для автоматизации звука «Ш»:

«Скачет зверушка

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку

И комар и мушка. (Лягушка)

Или звука «Ч»:

«Упадет - подскачет‚

Ударишь — не плачет». (Мяч).

Мною подобраны такие загадки, для работы автоматизации и дифференциации звуков.

Итог:

Таким образом, подбирая загадки, я учитываю:

  1.  Соответствие тематики загадок воспитательно-образовательным задачам и жизненному опыту детей;
  2. Полноту и конкретность характеристики;
  3. Доступность языка и степень сложности художественного образа.

Загадка имеет большое значение в развитии и становлении личности ребенка. Чем легче ребенок отгадывает, тем выше его интеллект, ибо здесь необходимо развитее всех психических процессов: воображения, представления, памяти, обобщения, восприятия (формы, величины), развитие слуха.

Учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод: если систематически, последовательно работать над загадками, учитывая индивидуальные особенности детей, можно научить их отгадывать все виды загадок, значит хорошо развить словесно-логическое мышление.

Разгадывание загадок — увлекательное занятие, оно будит воображение, позволяет увидеть необычное, развивает наблюдательность, память, гибкость мышления.

Работа проводится в течение 10 лет на разных возрастных группах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста".

Примерное тематическое планирование дидактических игр, упражнений по формированию графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста, диагностика уровня сформиро...

Особенности развития познавательной деятельности учащихся младшего, среднего и старшего возраста

В своем докладе я остановлюсь на развития речи и познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста, подростков и учащихся старшего возраста. В школу интернат 5 вида принимаются дети с г...

Особенности методики развития качества силы хоккеистов младшего, среднего и старшего школьного возраста

Высокий уровень физической подготовки спортсмена — основа для роста мастерства. Во многих видах спорта (в том числе и в хоккее) особого внимания требует развитие силовых способностей занимающихся.Повы...

Формирование словесно-логического мышления у младших школьников с речевыми нарушениями

В презентации рассматриваются операции словесно-логического мышления, механизмы протекания и этапы формирования словесно-логического мышления. А также педагогические принципы построения системы развит...

Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста

Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...

Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет

Развитие памяти в дошкольном возрасте имеет огромное значение, в первую очередь для успешного обучения в школе, способности осваивать учебную программу. Поскольку в дошкольном возрасте ведущая роль от...

Статья "Развитие читательского интереса у детей младшего среднего возраста с ОВЗ"

Статья "Развитие читательского интереса у детей младшего среднего возраста"...