Работа в семье по формированию словесной речи учащихся с нарушением слуха и речи
статья по теме
работа по развитю речи неслышащих детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок, имеющий дефект слуха, затрудняющий непосредственное общение с окружающими, приходит в специальную школу с отсутствием словесной речи, а в лучшем случае с очень ограниченным словарным запасом, который, хотя и служит в какой-то мере средством общения, задерживает развитие ребенка на стадии наглядно-образного мышления.
Значение развития словесной речи у глухого ребенка чрезвычайно велико и является первоочередной задачей не только школы, но и семьи. В школе овладение словесной речью происходит в единстве и во взаимосвязи с усвоением основ наук. Каким же может быть участие родителей в формировании речи неслышащего?
Многие родители весьма смутно представляют себе цель и задачи специальной школы для глухих детей и тем более особенности их обучения и воспитания. Психология неслышащего ребенка, принципы и методы сурдопедагогики, к сожалению, порой остаются для них непостижимой тайной.
Часто из-за своего неведения родители оказываются перед неразрушимыми проблемами в воспитании и обучении неслышащего ребенка. Порой они идут по линии наименьшего сопротивления: приспосабливаются к поведению малыша, его требованиям и капризам, а это связано с опасными последствиями в формировании личности ребенка. Бывает и так: отец и мать, не понимая своего ребенка, приходят в отчаяние от его капризов и злых выходок, не догадываясь о том, что подобное поведение не что иное, как реакция на непонимание, невозможность прямого контакта с окружающими как нигде, часто в семьях глухих детей приходится наблюдать проявления слепой, нетребовательной родительской любви, отношения между родителями и ребенком, которые носят парадоксальный характер: ребенок приказывает, а родители выполняют его волю и желания, что приводит к развитию в характере ребенка отрицательной черты – эгоистичности.
С самого начала обучения неслышащего ребенка педагоги, школа должны установить прочный контакт с его семьей, ознакомить родителей с основами специальной психологии, сурдопедагогики, указать роль семьи в воспитании и обучении неслышащего ребенка. При этом просвещение родителей в данных вопросах должно носить целенаправленный, планомерный, научный характер – только тогда оно принесет хорошие результаты в формировании личности неслышащего ребенка, в его обучении основам наук.
При правильной организации обучение и воспитание в семье может принести очень заметные результаты. Родители являются для ребенка самыми близкими людьми, в домашней непринужденной обстановке можно наиболее успешно создавать и использовать ситуации для расширения словарного запаса и развития речи ребенка, для закрепления понятий, полученных в школе. И результаты будут положительными, если эта работа будет вестись постоянно, целенаправленно, педагогически и методически правильно, во взаимосвязи с насущными потребностями обучения и воспитания ребенка определенного возраста, а не стихийно, эпизодически, от случая к случаю.
Развитие речи неслышащего в условиях домашнего пребывания - одна из серьезнейших проблем специального обучения. Ее решение позволит определить наиболее рациональные формы общения с глухим ребенком в семье, установить нормальные контакты между ним и окружающей средой, даст ответ на насущный вопрос взаимопонимания родителей и ребенка, ощутимо поможет школе в выполнении основной ее задачи – формировании устной речи как средства общения.
В первых же беседах с родителями выясняется, что многие из них часто не понимают своего ребенка и по этой причине возникают конфликтные ситуации. Дело в том, что в период начального обучения в школе речи как таковой у неслышащего ребенка почти нет, внятно он говорить еще не умет, письменной речи у него нет; запас слов очень ограничен; дактилология смазана, да и родители, к сожалению, часто ее не знают, а если и знают, то пользуются неправильно – торопливо, не договаривая слова и т.д. обнаружилось и другое: родители почти не знают истинного словарного запаса своего ребенка, его способности к запоминанию. Встречается и противоположное мнение: «Мой ребенок отлично меня понимает, он все считывает с губ». На вопрос «Почему же вы говорите, что он не выполняет ваших требований, а вступает с вами в конфликт?», следует ответ: «Потому что он упрямый, нервный!». В данном случае мы встречаемся с глубокой ошибкой некоторых родителей: непонимание путают с упрямством, злостью и отклонениями в развитии нервной системы ребенка. Это непонимание возникает из-за отсутствия должной тренированности в чтении с губ, при встрече с незнакомыми словами, при ускорении темпа речи, при смазанной артикуляции и при других нарушениях основных правил чтения с губ.
Важно, чтобы родители глубоко осознали, какую серьезную роль в формировании характера ребенка, становлении его как личности могут сыграть постоянные планомерные занятия в кругу семьи по развитию устной речи ребенка.
Знание требований к устной речи неслышащих детей – непременное условие успеха в этой работе. Речь должна быть по возможности внятной, двусторонней (родитель – ребенок – родитель), связной, а не отрывочной, ситуативной, естественной.
Большое значение приобретает умение правильно дозировать нагрузку во время занятий. Анализ наблюдений показывает, что неумеренная нагрузка, методическая неграмотность приводят к отрицательному со стороны ребенка отношению к занятиям. Возникающие порой перегрузки являются причиной недостаточного усвоения ребенком требуемого объема знаний, а отнюдь не его упрямство или лень, как иногда считают.
В жизни детей большое и важное место занимает игра, являющаяся естественной потребностью ребенка. Игра как форма деятельности детей заслуживает самого пристального внимания со стороны учителей и родителей с точки зрения развития устной речи ребенка и формирования у него необходимых житейских понятий. Нигде, как в игре, нельзя так быстро и основательно сформировать и закрепить у неслышащего ребенка пространственные понятия, такие, как сверху, снизу, справа, слева, сбоку, вперед, назад, далеко, близко, в середине и т.д.
При специальном построении игра позволяет четко разграничить значения предлогов в, на, под, за, из-за, из-под, с и т.д., которые довольно сложно дифференцируются в речевой практике неслышащих детей. Развитие в речи в процессе и в форме игры имеет и другое положительное значение – через игру познаются окружающий мир, его закономерности, формируются представления о логической последовательности и взаимосвязи некоторых явлений и событий, игра помогает закреплению полученных понятий.
Игра может принести большую пользу развитию речи ребенка в том случае, если она выбрана правильно, с учетом определенных воспитательных задач, в связи с учебным материалом по развитию речи и, конечно, только в том случае, когда родитель является активным участником игры, умеет провести ее занимательно, часто меняется с ребенком ролями в игре. Только таким образом можно узнать, понял ли ребенок игру, осознаны ли им те или иные ситуации. Работа по развитию устной речи ребенка в семье должна закреплять и дополнять знания, полученные в школе, быть органически связанной с учебной программой.
Не менее важной сферой формирования речи неслышащего ребенка в семье является его деятельность дома, начиная от режимных моментов (подъем, завтрак, обед, ужин, прогулка) и кончая помощью по дому. Все перечисленные моменты создают большие возможности для развития словесной речи в семье.
Опыт работы позволяет сделать некоторые выводы:
1.Формирование словесной речи неслышащих учащихся в семье должно стать одной из основных задач родителей и школы.
2.Планомерные и систематические занятия родителей по развитию речи своих детей под руководством педагога обеспечивают высокую результативность в обучении школьников.
3.Вооружение родителей основами знаний специальной педагогики, психологии сделает их помощниками и единомышленниками воспитателя и учителя.
4.Постоянная работа по развитию устной речи неслышащего ребенка в семье обеспечивает необходимое взаимопонимание и контакт между родителями и ребенком.
5.Возникнет дружный, единомышленный родительский коллектив.
6.Постоянная взаимосвязь педагога и родителей обеспечит формирование детского коллектива.
7.Совместная деятельность родителей и педагогов в указанном направлении способствует развитию положительных сторон личности учеников.
8.Проявления негативизма, столь частые и характерные для неслышащих детей, исчезнут.
9.Специальная школа должна всемерно расширять контакты с родителями таких детей, воспитывать в их лице верных и грамотных помощников в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сознательного чтения младших школьников с нарушением слуха и речи.
В статье описаны приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Как научить читать и понимать прочитанныый текст детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и речи...
Читательское развитие детей с нарушением слуха и речи
Виды работ по развитию чтения детей с нарушением слуха и речи...
Роль движения в реабилитации детей с нарушением слуха и речи
В работе показаны примерные упражнения для развития психомоторики. Роль движения в функции восстановления речи и слуха....
«Особенности преподавания адаптивной физической культуры в младших и средних классах в коррекционной школе для детей с нарушением слуха и речи»
Данная работа посвящена особенностям физического развития слабослышащих школьник...
Познавательно-исследовательский проект для учащихся с нарушениями слуха и речи 5 «а» класса ГКОУ ШИ г.Тихорецка Тема «Подари улыбку»
Название проекта: « Подари улыбку»Вид проекта: Познавательно- исследовательскийСрок реализации проекта: краткосрочный (13.11.17г -31.01.18г)Групповая работа: учащиеся 5 «а&raqu...
Методическая разработка занятия по теме "Развитие психических процессов у детей с нарушением слуха и речи на материале занятия "Домашние и дикие животные" для 2 класса"
Конспект занятия предназначен для коррекционных педагогов, психологов, работающих с детьми с нарушением слуха и речи, по курсу «Развитие познавательных процессов». Материал будет актуален ...
Особенности эмоционального развития школьников (с нарушениями слуха и речи)
В данной статье рассматриваются особенности эмоционального развития младших школьников и их поведенческие реакции....