Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в формировании письменной речи у детей с ОНР
статья на тему
Статья о взаимодействии логопеда и учителя начальной школы по формированию письменной речи у детей с общим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1_.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Первушина Н.Д., учитель-логопед
Санкт-Петербург
Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в формировании письменной речи у детей с ОНР
Современная школа должна быть готова к работе с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был наделен природой.
Наиболее полно эта задача может быть реализована в общеобразовательной школе, учебно-воспитательный процесс, который отвечал бы социокультурным особенностям региона, социальным запросам населения и требованиями государства к образовательным стандартам, гибко реагирующим на психофизиологические особенности, способности и склонности детей.
Научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителей, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного сделать два: окино – окно и т. п. Иногда учителя начальных классов относят эти ошибки к невнимательности, в лучшем случае учитель рекомендует писать с ребенком больше диктантов. И тогда возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе.
Нарушения чтения и письма являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников и школьников с ОНР. Расстройства чтения и письма имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы.
Между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная связь и взаимообусловленность. Несформированность представлений о звуковом составе слова приводит не только к специфическим нарушениям письма, но и к своеобразным нарушениям чтения. Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения, а иногда и на понимание прочитанного. Дети с ОНР вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом они делают много самых разнообразных ошибок.
Нарушения чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дислексии от ошибок чтения иного характера, чрезвычайно важно для построения эффективной коррекционной работы с детьми с ОНР.
Дети с ОНР в настоящее время всё чаще встречаются в общеобразовательной школе. Особенности речевого развития, своевременная помощь на любом этапе обучения этих детей –этими знаниями и практическими умениями в полной мере владеет учитель –логопед.
Однако наиболее эффективным в решении данной проблемы по мнению ученых и практиков будет тандем в работе школьного логопеда и учителя начальных классов. Школьный логопед и учитель начальных классов дополняют друг друга и решают специфические задачи в развитии речевой деятельности учащихся.
Учитель начальных классов и учитель-логопед стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.
Но всё же существуют определённые отличия деятельности учителя логопеда общеобразовательной школы от учителя:
- Индивидуальное логопедическое занятие длится 15-20 мин; групповое 35-40 мин
- Логопед занимается только с теми, кому нужна коррекционная помощь.
- Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек.
- Учитель-логопед составляет примерное тематическое планирование и может остановиться на любом материале до тех пор, пока дети не освоят необходимое.
- Учитель-логопед опирается на медицинские аспекты, т.к. любая коррекция эффективна только при наличии знаний в области психофизиологии данного дефекта.
- Учитель-логопед только подчёркивает успехи детей, таким образом, прививая положительное отношение к учёбе и ускоряя эффективность работы.
- Учитель-логопед строит свою деятельность согласно специфике дефекта, изначально объединяя детей со сходными речевыми нарушениями в группы или подгруппы. Тем самым всегда осуществляет индивидуальный подход.
Совместное проведение логопедом и учителем диагностики проблем ребенка не исключает и специального логопедического обследования. Важно, чтобы учитель не занимал пассивную позицию, ожидая, когда логопед во всем разберется и объяснит ему возникшую проблему, а сам попробовал в ней разобраться. Это даст возможность увидеть проблему ребенка со всех точек зрения: учебного процесса и физиологии (недоразвитие, нарушение речевых функций).
Учитель-логопед и учитель начальных классов, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для выработки единого подхода к обучению учащихся с ОНР, нуждающихся в специализированной помощи. Выстроенная система взаимодействия между школьным логопедом и учителями начальной школы сделает систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письменной речи у учащихся начальных классов более эффективной, что в дальнейшем позволит детям с ОНР максимально адекватно воспринимать учебный материал и адаптироваться к процессу обучения.
При обсуждении с учителем важно учитывать следующие моменты:
• не употреблять сложные специфические, малопонятные учителю термины;
• обсуждать не причины проблемы (нарушение, недоразвитие какой-нибудь речевой функции у ребенка), а сами учебные проблемы, их конкретные проявления;
• максимально уточнить, в чем состоят учебные проблемы ребенка;
Важным условием эффективной коррекционно-педагогической работы выступает психолого-педагогическая грамотность учителя начальных классов в вопросах нарушений письменной речи и ее выявления и коррекция. Традиционными формами взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов являются консультации, беседы, выступления на педагогических советах, методических объединениях, на которых четко разграничиваются для учителя начальных классов специфические и орфографические ошибки, а также со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом. Но в то же время эти формы взаимодействия недостаточно разнообразны и поэтому необходим поиск новых форм взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов.
Подводя итог можно сделать вывод, что чем компетентнее будет организована совместная деятельность учителя-логопеда и учителя начальных классов, тем эффективнее пойдет развитие и устранение нарушений письменной речи у детей с нарушениями речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Начальная школа. - 2007. - № 3. - С. 6 - 8.
2. Бунина взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса // Дошкольное образование. – 2010. – № 8. – С. 10 – 12.
3. Вавилкина Г.М. Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов // Логопед. –2006. – № 5 – С. 25.
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.
5. Сунагатуллина И.И. Подготовка учителя начальных классов к работе с детьми с нарушениями речи // Логопед. – 2009. – №6. – С. 114 – 125.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ....
Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)
Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...
Принципы и направления работы учителя начальных классов по формированию ценности здоровья у детей.
Работа учителя начальных классов по формированию ценности здоровья у младших школьников должна представлять собой целенаправленную и системную деятельность, строящуюся на основе прогаммы воспитания об...
Рекомендации логопеда для учителей начальных классов по формированию умений навыков письма
Данный материал полезен учителям начальных классов по формированию навыков письма у детей с различными нарушениями устной речи и навыков письма. Материал дан в форме таблицы, где выделены затруднения ...
Взаимодействие учителя – логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся.
Учитель начальных классов для ребенка самый первый, самый важный после родителей человек. В начальной школе слово учителя для ребенка имеет очень весомое значение. Роль учителя для ребенка с про...
Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в освоении младшими школьниками с нарушениями речи ООП НОО
Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и...
Содержание взаимодействия логопеда и учителя начальных классов по устранению ошибок при нарушении письма у младших школьников
В статье описывается взаимодействие логопеда и учителя начальных классов при работе по устранению ошибок при нарушении письма у младших школьников....