Формирование разговорной речи глухих и слабослышащих школьников
статья на тему
В статье говорится о формировании разговорной речи глухих и слабослышащих учащихся через развитие диалогических и монологических высказываний, рассматриваются практические и теоретико-практические методы обучения в работе по речевому развитию, предлагаются речевые упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 13.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование разговорной речи глухих и слабослышащих школьников.
Ф.И.О.: Стрельникова Ольга Ивановна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Место работы: КОУ ВО «Воронежская школа-интернат № 6 для обучающихся с ОВЗ» г. Воронеж
Проблема формирования и развития разговорной речи глухих и слабослышащих школьников получила широкое освещение в специальной литературе. С.А. Зыков, Б.Д.Корсунская, Л.В.Быкова рассматривают данную проблему применительно к начальному периоду обучения (1-4классы). Обучение в средних классах связано с качественно новым, продвинутым этапом развития речи школьников с недостатками слуха. Этот этап, являясь продолжением начального периода обучения, в то же время отличается от него возросшими познавательными и речевыми возможностями учащихся, уровнем мышления, которое становится всё более абстрактным. Овладение языком становится более осознанным и произвольным.
На данном этапе происходит перестройка речевых умений и навыков, совершенствуются мыслительные процессы на основе осознания языковых явлений и их дифференциации, анализа, сопоставления, обобщения и группировки речевого материала. Мышление учащихся всё больше централизуется на словесно-логической основе, что необходимо для овладения языковой системы в целом.
Важнейшая задача этого этапа – дальнейшее развитие и совершенствование разговорной речи учащихся.
Наиболее естественным для речевого общения является устный диалог. Именно в диалогической речи коммуникативная функция языка находит наибольшее проявление. Наряду с диалогом в разговорной речи используются высказывания монологического характера в виде развёрнутого ответа на вопрос, уточнения сказанного, сообщения информационного характера и т.д. Отдельные высказывания в виде кратких монологов могут содержаться и в диалоге. В средних классах диалог и монолог становятся предметом специального изучения и широко используются в общении.
В содержание обучения входит закрепление навыков речевого общения с окружающими, совершенствуются навыки понимания и употребления вопросов, просьб, поручений, а также умение правильно на них отвечать. Ведётся систематическая работа по обогащению речи школьников лексикой и фразеологией разговорной речи, по дальнейшему развитию диалога. Дети учатся связывать слова в составе предложения по законам грамматики, перестраивать свои высказывания, употреблять простые и сложные предложения. У них вырабатывается умение отвечать на вопрос словом, словосочетанием, текстом, проявлять инициативу в развёртывании диалогов и бесед.
С целью развития монологической речи выдвигается требование – уметь отвечать на вопросы двумя – тремя предложениями, где каждое последующее предложение раскрывает содержание предыдущего, а также уметь строить свои высказывания в форме повествования, описания, рассуждения.
В работе по речевому развитию учащихся оправдывают себя два важных метода обучения – практический и теоретико-практический. Из практических методов обучения широкое распространение получили специальные речевые упражнения, направленные на понимание и выполнение поручений, просьб, обращений, на понимание вопросов, составление ответов. Применяются также методы инсценирования, создания и использования речевых ситуаций, элементов дидактической игры, практического показа употребления речевого материала в процессе общения. Эти методы тесно связаны со словесными и наглядными методами.
Методы теоретико-практического обучения языку используются на уроках грамматики, где школьники знакомятся со способами построения предложения как единицы речевого высказывания, приобретают навыки в употреблении синтаксических конструкций в речи, учатся образовывать новые формы слов, различные словосочетания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование словесной речи глухих детей в начальных классах.
Обучение словесной речи глухих учащихся осуществляется на всех уроках по всем учебным предметам и во внеклассное время. В соответствии с ведущими принципами обучения языку в школе глухих школьной прог...
Формирование умений разговорной речи на уроках предметно-практического обучения в школе для неслышащих детей.
Изложенный в статье материал поможет учителю совершенствовать работу по развитию разговорной речи неслышащих учащихся на уроках предметно-практического обучения. Авторы статьи: Н.В. Мирошниченко, Н.В....
Примерный речевой материал обиходно-разговорного характера для формирования разговорной речи слабослышащих учащихся II отделения во внеурочное время.
Составленный речевой материал позволяет организовать работу воспитателей (родителей) по формированию обиходно-разговорной речи....
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Главным направлением в обучении иностранному языку является коммуникативный подход, т.е. обучение умению владеть разговорной речью, общаться на иностранном языке. Для успешного решения этой задачи нео...
Методические рекомендации по развитию разговорной речи у слабослышащих учащихся на уроках и во внеурочное время.
Слабослышащие дети не могут самостоятельно овладеть правильной речью, хотя и имеют определённый словарный запас. В школу, как правило, они приходят, имея общее недоразвитие р...
«Формирование грамотной разговорной речи первоклассников через знакомство с народными сказками о животных»
Сообщение на тему «Формирование грамотной разговорной речи первоклассников через знакомство с народными сказками о животных»...
Формирование грамотной разговорной речи первоклассников через знакомство с народными сказками о животных (выступление МО)
Данное сообщение включает в себя важность ознакомления учащимися с народными сказками о животных для формирования грамотной разговорной речи...