Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 3 - 4«Б» классов по адаптированной основной общеобразовательной программе
рабочая программа (3 класс)
Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.docx | 36.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании МС Учителей __________________ Протокол № _________ от «_____» __________ 20 ___ г. Руководитель МО _________ ___________________________ | Согласована и рекомендована к утверждению Заместителем директора по УВР МБОУ «Знаменская СОШ» ____________________/ / от «_____» ___________ 20 ___ г. | Утверждена Приказом директора МБОУ «Знаменская СОШ» __________________/ / № _________ от «____» ____________ 20 ___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Развитие психомоторных и сенсорных процессов»
3 - 4«Б» классов
по адаптированной основной общеобразовательной программе
Составитель программы
Педагог-психолог
МБОУ «Знаменская СОШ»
Логинова Татьяна Артёмовна
с. Знаменка
2018-2019уч.год
1.Пояснительная записка
1.1.Цели и задачи
ЦЕЛЬ: На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.
ЗАДАЧИ:
- развитие познавательной активности учащихся,
- формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки
- предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи,
- воображения;
- формирование общеинтеллектуальных умений: приѐмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей
- терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и
- представлений об окружающей действительности;
- психологическая коррекция поведения ребѐнка;
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Одним из вариантов психолого-педагогического сопровождения учащихся в учебном плане является реализация коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Данный курс интегрирует в себе два раздела: психомоторные и сенсорные процессы.
Психомоторика – совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека. Психомоторика предназначена для осуществления произвольных движений, целесообразных действий в процессе получения и преобразования информации.
Психомоторика имеет определенную специализацию:
-произвольные моторные процессы: движения, действия, поступки;
-сенсорные процессы, решающие задачи отражения и регуляции предметных свойств в окружающей действительности.
Развитие моторной системы тесно связано с развитием сенсорного опыта. Сенсорные системы (визуальная, слуховая, вестибулярная, соматическая) и двигательную функцию необходимо рассматривать как единое целое.
В нашей школе обучаются дети, имеющие нарушение интеллекта. Созданы специальные /коррекционные/ классы-комплекты для детей с умственной отсталостью. Для успешной адаптации, формирования высших психических функций и речевого развития была создана данная коррекционно-развивающая программа.
Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится в малой группе, которая формируется из числа учащихся коррекционного класса. Численность группы не более 5-6 человек. Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.
В работе с учащимися используется: Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: АPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:
1.2 Содержание программы коррекционной работы определяет следующие принципы:
- Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учѐтом диагностических данных
- Безусловное принятие каждого ребѐнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
- Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
- Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.
- Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
1.3. Характеристика содержания направлений коррекционной работы
1 ЭТАП: Диагностический
В диагностический этап входят диагностика психо - эмоционального, интеллектуального развития ребенка с УО. Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом. Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения подростка в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик, которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.
2 ЭТАП: Коррекционно-развивающий:
Данный этап включает в себя следующие задачи:
- помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
- формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
- повышение социального статуса ребенка в коллективе;
- развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
- формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
- развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
- создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:
- Когнитивный блок;
Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.
- Эмоциональный блок;
Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.
- Поведенческий блок.
Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.
3 ЭТАП: Диагностический
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.
Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться. У ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.
4 ЭТАП: Прогностический.
Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций подростков.
1.4 Планируемые результаты коррекционной работы
3-4 класс
Учащиеся должны уметь:
- проявлять интерес к познанию и самопознанию;
- снижение эмоциональных перегрузок и отвлекаемости на уроках;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- опосредовать свою деятельность речью.
- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;
- умение сотрудничать;
- уметь понимать и передавать свои чувства.
Своевременная психолого-педагогическая помощь умственно отсталым учащимся является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
Основное содержание курса
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий – 3 часа.
1 РАЗДЕЛ
Коррекция когнитивных процессов, (12 часов)
Обучение приѐмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. "Релаксация - напряжение". Развитие рефлексивных навыков "Я чувствую..."
2 РАЗДЕЛ
Коррекция социальных и коммуникативных умений, (7 часов)
Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнѐрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.
3 РАЗДЕЛ
Коррекция поведения, (7 часов)
Обучение приѐмам психической саморегуляции. Обучение приѐмам контроля над своими действиями. Обучение основным приѐмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.
4 РАЗДЕЛ
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы, (3 часа)
Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию - под контроль.
Итоговые исследования учащихся - 2 часа.
Общая структура занятий является такой же, что и для всех коррекционных занятий:
1 часть: "Разминка", в котору ю включены упражнения для профилактики нарушений зрения, дыхательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, настрой на предстоящую деятельность.
2 часть: "Основная", в которую включены упражнения по теме.
3 часть: "Заключительная", в которой подводятся итоги занятия, проводится "рефлексия".
2. Календарно – тематическое планирование по коррекционному курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 3-4 классы.
№ | Дата по плану | Дата фак-ки | Название раздела, тематика занятий | Кол-во часов | Хар-ка основных видов деят-ти ученика Основные виды уч. деятельности |
Обследование детей, 3 часа | |||||
1 | Методика Ясюковой (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты) | 1 | Оценкиа изменений познавательных процессов, пси-их состояний, личностных реакций у учащихся в результате отсутствия психокоррекционных воздействий | ||
2 | Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД) | 1 | |||
3 | Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий) Методика "Типы Памяти" Методика "Эталоны" (Типы памяти и преобладающий тип) (Зрительное восприятие) | 1 | |||
Коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться", 12 часов | |||||
4 | "Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических функций". Упражнение 1. «Найди отличия». игра «Четыре стихии» упражнение «Нарисуй и зачеркни» Игра с мячом "Бывает, не бывает …" Упражнение «Человечки на зарядке» Упражнение «Фокусировка» | 2 | Форми-ние полноце-нности зрительного восприятия. Компенсация мотор-ной недостаточности. Совершенствование пространственных представлений. Составление предло-жений по сюжетной картинке. Ответы на вопросы. Совершенствование процессов анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Формирование прочно-сти и точности воспроизведения. Расширение границ Зрительного воспр-тия. Расширение объема и уточнение зрительной памяти. Совершенствование зрительного анализа и синтеза. Формирование логии-ческого мышления, синтеза в пределах предложения. Отработать четкость слухового восприятия и слуховых предст-авлений о звуках. Совершенствование устойчивости вним-ания, зрительно-прос-транственного анализа и синтеза, зрительного мнезиса. Развитие синтеза в пределах контекста. Знает свои сильные и слабые стороны Знает свои ресурсы, приемы повышения самооценки слухового, кинестетического анализаторов. Активизация синте-тических процессов. | ||
5 | |||||
6 | "Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий" Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) | 2 | |||
7 | |||||
8 | "Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания". Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. Дидактическая игра «Угадай по голосу (ребенок, взрослый, пожилой, измененный голос ребенка) Дидактическая игра «Кто и как голос подает? (имитация крика животных) | 2 | |||
9 | |||||
10 | "Коррекция восприятия". Игры и упражнения для развития зрительного восприятия; Игры и упражнения для развития зрительного внимания, памяти; Упражнения для развития пространственных представлений; Упражнения для развития зрительного анализа, синтеза, конструктивных действий. | 2 | |||
11 | |||||
12 | "Релаксация - напряжение" Дыхательные упражнения; Мышечное расслабление. Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев» Упражнение «Птица, расправляющая крылья» | 2 | |||
13 | |||||
14 | "Развитие рефлексивных навыков" Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо - два шага вперед – один шаг назад); словесный отчет о выполнении Графический диктант с усложненными заданиями | 2 | |||
15 | |||||
Коррекция социальных и коммуникативных умений Психологический тренинг "Среди людей", 7 ч: | |||||
16 | Освоение приѐмов активного общения "Я и другие" Упражнение "Ты мне нравишься" Упражнение "ЗУМ" Упражнение "Аппаратчики" Упражнение "Ищу друга" Упражнение "Объятие" Упражнение "Привет, привет" Упражнение "Восточный рынок" Упражнение "Упрямая сороконожка" | 1 | Формирование навыков и умений общения с группой сверстников. Формирование позити-вного эмоционального отношения к себе; Переживание в группе и осознание прошлого Эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний. Адекватное воспри-ятие обучающимися действительности и самого себя; Адаптивность пове-дения обучающихся в соответствии с роле-выми ожиданиями других; Положительная моти-вация на сохранение и укрепление своего здоровья,формирование потребности в ЗОЖ знает основные приѐмы релаксации. Знает как ориенти-роваться в эмоцио-нальных состояниях. Формирование адеква-тной самооценки. Владеть своими чувс-твами принимать чув-ства другого человека Применять способы саморегуляции на практике Рефлексировать свое эмоциональное состояние. | ||
17 | Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие" Упражнение "Прошепчи имя на ушко" Упражнение "Интервью" Упражнение "Что важно для меня" Упражнение "Отдам тебе то, что есть у меня" Упражнение "Хороший друг" Упражнение "Биография друга" Упражнение "Все мы чем-то похожи" Упражнение "Никто из вас не знает, что я..." | 1 | |||
18 | Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю" Упражнение "Вертушка" Упражнение "Три беседы" Упражнение "Резервуар" Упражнение "Холодный психотерапевт" Упражнение "Мои родители" Упражнение "Экзамен" Упражнение "Правила хорошего слушания" Упражнение "Испорченный телефон" Упражнение "Фигура" | 1 | |||
19 | "Обучение владению собой" Упражнение "Рычи, лев, рычи, стучи, поезд, стучи" Упражнение "Ролевая гимнастика" Упражнение "Взаимоотношения" Упражнение "Розовый куст" Упражнение "Поза покоя" Подведение итогов, рефлексия. Вступление. Настрой на работу. Упражнение "Морские волны" Упражнение "Чемодан" Упражнение "Дыши и думай красиво" Упражнение "Замри!" Упражнение "Волшебное слово" | 1 | |||
20 | Сплочение группы "Учимся общаться" Упражнение "Выбери остров" Упражнение "Встреча" Упражнение "Вездеходы" Упражнение "Ёжик" Упражнение "Эхо" Упражнение "Передача ритма" | 1 | |||
21 | Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре". | 1 | |||
22 | "Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения. | 1 | |||
Коррекция поведения "Познавая себя и других", 7 часов | |||||
23 | "Я - это я! Знаю ли я себя" Формирование мотивации на познание самого себя. | 1 | преодоления неадекват-ных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения. Признавать собствен-ные ошибки, пережи-вать чувство неловко-сти, вины за свое агрессивное поведение; сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру; выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрес-сией; анализировать процесс и результаты познава-тельной деятельности; работать самостояте-льно в парах, в группах. применять на практике правила общения предупреждать эмоцииональные кон-фликты управлять развитием коммуникативной ситуации | ||
24 | "Я и мои чувства" Первоначальное представление о специфике психики. Формирование мотивации самопознания | 1 | |||
25 | "Добрым быть на свете веселей" знания об основных составляющих Я -образа. | 1 | |||
26 | "Учимся управлять своими эмоциями" Повторяем изученные эмоции. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Доброта. Злость. | 1 | |||
27 | "Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела? Гнев. Сказкотренинг "Возвращение блудного попугая." | 1 | |||
28 | "Настоящий друг". (Сказкотерапия, видеотренинг). Злость. Сказкотренинг"Беляночка и Розочка". Доброта "Самый маленький гном". | 1 | |||
29 | "Поведение и культура" научить детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя. Упражнение «Дневник побед» | 1 | |||
"Коррекция эмоционально-личностной сферы" 3 часов | |||||
30 | "Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции. Снятие мышечного напряжения, Снятие негативных эмоций | 1 | выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрес-сией; контролировать себя, находить ошибки в работе и самостояте-льно их исправлять; Основы саморегуляции. Имеет навыки владения собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Владеет навыками контроля агрессии. | ||
31 | "Застенчивость". Обучение эффективным способам общения, формирование чувства доверия | 1 | |||
32 | "Агрессию - под контроль. Коммуникативность". Снятие вербальной и невербальной агрессии, выплескивание гнева | 1 | |||
Итоговые исследования учащихся, 2 часа | |||||
33 | Методика Ясюковой (Визуальный, Практический, Математический, Речевой интеллекты) Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД) | 1 | Оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий. | ||
34 | Методика "Типы Памяти" Методика "Эталоны" (Типы памяти и преобладающий тип) (Зрительное восприятие) Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий) | 1 |
3. Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение
Аппаратные средства
- Компьютер
- Мультимедиа
- Колонки
- Принтер
Не аппаратные средства (игры, специализированные приспособления)
- Функционально-ориентированные игрушки и пособия (геометрическое лото, логические кубики, пазлы, т.д.)
- Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)
- Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата , краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, цветные карандаши)
- Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
- Тетради для творческих работ учащихся
- Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2006.
- Жизненные навыки / Под. ред. С.В. Кривцовой. М., 2002. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
- Ильина М. В. "Чувствуем, познаѐм, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
- Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). М., 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования по теме «Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
Урок по письму и развитию речи в 3 классе разработан на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4классы под редакцией В....
Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования . Тема.Выделение предложений из речи и текста.
Тема. Выделение предложений из речи и текста.Цель: Упражнять в выделении предложений из речи и текста.Задачи: Образовательные: закрепить правило написания предложений, познакомить с новым словом ...
Конспект урока русского языка во 2-3-4 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ОВЗ по темам "Предлог " и "Главные члены предложения"
Конспект урока разработан для урока в малокомплектном классе. Урок разработан с использованием интерактивной доски....
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧИТАЮЩИЙ РОСТОК» ДЛЯ 1 КЛАССА
Курс «Читающий росток» способствует расширению читательского пространства, актуализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя...
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных внеурочных (коррекционно-развивающих) занятий «Развитие познавательных процессов» для обучающейся 3 «В» класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обу
Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных процессов» составлена на основе:- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования...