РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных внеурочных (коррекционно-развивающих) занятий «Развитие познавательных процессов» для обучающейся 3 «В» класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обу
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных процессов» составлена на основе:
- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития;
- Сан ПиН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования, разработанной с ориентировкой на содержание (7.2) для детей с ЗПР»
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе;
- Программы воспитания МБОУ-СОШ №1 сл. Большая Мартыновка,
- «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ №1 сл. Большая Мартыновка»
Цель программы:
- коррекция неравномерности развития познавательной функции
Задачи программы:
- активизировать познавательные процессы обучающейся, корригировать недостатки мыслительных операций, обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности;
− корригировать недостатки пространственно-временных представлений дифференцированно, уделяя особое внимание представлениям «неделя-месяц-год»;
− совершенствовать познавательную деятельность как основу компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
− стимулировать познавательную активность, интерес к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознание имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;
− корригировать типичные дисфункции: недостатки пространственно-временных представлений, в т.ч. препятствующих успешной ориентировке в здании школы, по дороге к ней, а также пониманию протяженности обозначаемых в речи временных периодов, несформированность произвольного контроля, трудности произвольной концентрации внимания, недостатки зрительно-моторной координации и пр.;
− корригировать недостатки мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) и действий;
− обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakovleva.docx | 48.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Администрация Мартыновского района
МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ-СОШ №1
__________________________ __________________________ сл. Большая Мартыновка
Лыткина С. В. Басюк Е. П. _______________________
Протокол №1 Протокол №1 Реуцкова И. В.
от «28» августа 2023 г. от «29» августа 2023 г. Приказ № _______
от «30» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуальных внеурочных (коррекционно-развивающих) занятий
«Развитие познавательных процессов»
для обучающейся 3 «В» класса Яковлевой Татьяны
по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития (вариант )
Учитель-дефектолог: Бражкина Вероника Васильевна
сл. Большая Мартыновка 2023 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных процессов» составлена на основе:
- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития;
- Сан ПиН от 10 июля 2015 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования, разработанной с ориентировкой на содержание () для детей с ЗПР»
- Приказа Министерства образования и науки РФ от г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе;
- Программы воспитания МБОУ-СОШ №1 сл. Большая Мартыновка,
- «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ №1 сл. Большая Мартыновка»
Цель программы:
- коррекция неравномерности развития познавательной функции
Задачи программы:
- активизировать познавательные процессы обучающейся, корригировать недостатки мыслительных операций, обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности;
− корригировать недостатки пространственно-временных представлений дифференцированно, уделяя особое внимание представлениям «неделя-месяц-год»;
− совершенствовать познавательную деятельность как основу компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
− стимулировать познавательную активность, интерес к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознание имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;
− корригировать типичные дисфункции: недостатки пространственно-временных представлений, в т.ч. препятствующих успешной ориентировке в здании школы, по дороге к ней, а также пониманию протяженности обозначаемых в речи временных периодов, несформированность произвольного контроля, трудности произвольной концентрации внимания, недостатки зрительно-моторной координации и пр.;
− корригировать недостатки мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) и действий;
− обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности.
Место курса в учебном плане.
Согласно учебному плану МБОУ-СОШ №1 сл. Большая Мартыновка занятия осуществляются из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год.
В соответствии с Календарным учебным графиком в 2023-2024 учебном году количество часов в неделю –2, в год –67.
Содержание коррекционного курса «Развитие познавательных процессов»
В соответствии с выделенными особенностями детей с ОВЗ коррекционная работа в 3 классе может быть конкретизирована и обозначена следующими разделами:
Раздел 1 Комплексное обследование обучающегося.
Определение первичного уровня развития. Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений. Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов
Раздел 2 Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Крупная моторика. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие ловкости движений. Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации. Мелкая моторика. Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение штриховальных линий. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков). Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Соединение линий по точкам. Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.
Раздел 3 Коррекция сенсорных процессов.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие . Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Назначение основных форм. Описание предметов. Живое - неживое. Выделение признака формы; Сопоставление размеров двух предметов, контрастных по высоте, длине, ширине, толщине. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале. Восприятие пространства. Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, выше - ниже и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на
листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур.
Восприятие времени. Изучение временных показателей: времён года, дней недели. Последовательность событий. Раньше - позже. Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь предметов. Определение на ощупь величины предметов из разного материала.
Раздел 4 Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций.
Активизация познавательной деятельности. Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне в работе над математическими навыками. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.
Раздел 5 Итоговая диагностика.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (ФГОС).
Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса дефектологических занятий. Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-дефектолог пытается достичь.
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы
- представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
- заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий;
- понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.);
- элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
- понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
- первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные:
Осознавать познавательную задачу, воспринимать еѐ на слух, решать еѐ (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные:
Слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- строить монологическое высказывание с учѐтом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты
Обучающейся научится:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина форма;
- различать и сравнивать разные предметы по признаку: веса (тяжелый – легкий); фактуре (гладкий – шершавый, твердый – мягкий);
- различать: вкусовые качества предметов (кислый, сладкий, горький, соленый);запахи (приятные, неприятные); контрастную температуру окружающих предметов и явлений (холодный – горячий);
- основные геометрические фигуры;
- речевые и неречевые звуки;
- составлять предмет из 2 – 3 частей;
- определять на ощупь величину объемных фигур и предметов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;
- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
- выделять части суток и определять порядок дней недели;
- выполнять несложные графические работы под диктовку;
- ориентироваться: в помещении по инструкции педагога;
- на плоскости листа бумаги (центр, верх (низ);
- на собственном теле (правая (левая) рука (нога), правая (левая) часть тела;
- определять расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под)
Рабочая программа разработана с учетом целевых ориентиров Программы воспитания МБОУ – СОШ №1 сл. Большая Мартыновка на уровне начального общего образования.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Сроки изучения | Виды деятельности | Виды и формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | к.р. | п.р. | ||||||
1-3 | Комплексное обследование обучающегося | 3 | 0 | 0 | Определение первичного уровня развития. Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений. Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов | Устный опрос. Тестовая работа. | ||
4-11 | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. | 8 | 0 | 0 | Крупная моторика. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие ловкости движений. Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации. Мелкая моторика. Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение штриховальных линий. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков). Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Соединение линий по точкам. Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. | Устный опрос. Практическая работа. | ||
12-34 | Коррекция сенсорных процессов. | 23 | 0 | 0 | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Назначение основных форм. Описание предметов. Живое - неживое. Выделение признака формы; Сопоставление размеров двух предметов, контрастных по высоте, длине, ширине, толщине. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале. Восприятие пространства. Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, выше - ниже и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур. Восприятие времени. Изучение временных показателей: времён года, дней недели. Последовательность событий. Раньше - позже. Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь предметов. Определение на ощупь величины предметов из разного материала. | Практическая работа. | ||
35-65 | Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций. | 31 | 0 | 0 | Активизация познавательной деятельности. Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне в работе над математическими навыками. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением. | Практическая работа. | ||
66-67 | Итоговая диагностика | 2 | 0 | 0 | Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений. Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов | |||
Общее количество часов по программе | 67 | 0 | 0 |
Поурочное планирование
№ урока | Дата по плану | Примечание | Название темы | |
1 | Диагностика | Обследование обучающегося. Наблюдение учителя- дефектолога за уровнем развития ВПФ. | ||
2 | Нахождение нелепиц на картинках | Обследование обучающегося. Нахождение нелепиц на картинках. Запоминать 3-4 предмета и воспроизвести их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | ||
3 | Нарисуй по памяти | Обследование обучающегося. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». Запоминать 3-4 предмета и воспроизвести их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | ||
4 | Одновременное рисование | «Одновременное рисование» Проведение параллельных линий – вертикальных и наклонных. Графический диктант | ||
5 | Рисование узоров | Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем узоров. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов. | ||
6 | Рисование элементов букв и цифр | Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем элементов букв и цифр. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов. | ||
7 | Рисование элементов букв и цифр | Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем элементов букв и цифр. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов. | ||
8 | Штриховка | Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. | ||
9 | Штриховка | Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. | ||
10 | Графический диктант | Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Развитие координации движений руки и глаза. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. | ||
11 | Графический диктант | Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Развитие координации движений руки и глаза. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. | ||
12 | Развитие слухового восприятия | Дифференцирование звуков шумовых и музыкальных инструментов. Упражнения: «Послушай и назови звучащий предмет», «Определи, что это» | ||
13 | Развитие слухового восприятия | Характеристика звуков по громкости и длительности. Упражнения: «Послушай и назови звучащий предмет», «Определи, что это» | ||
14 | Развитие слухового восприятия | Формирование чувства ритма. Игровые упражнения | ||
15 | Развитие зрительного восприятия | Выделение буквенных форм. Нахождение различие у двух сходных картинок. Упражнение «Какую букву заменили». Игра «Найди и раскрась» Упражнения: «Что изменилось», «Чего не хватает» | ||
16 | Развитие зрительного восприятия | Выделение буквенных форм. Нахождение различие у двух сходных картинок. Упражнение «Какую букву заменили». Игра «Найди и раскрась» Упражнения: «Что изменилось», «Чего не хватает» | ||
17 | Развитие зрительного восприятия | Подбор подписей к сюжетным рисункам. Развитие объема кратковременной и оперативной памяти посредством написания зрительных диктантов | ||
18 | Развитие зрительного восприятия | Подбор подписей к сюжетным рисункам. Развитие объема кратковременной и оперативной памяти посредством написания зрительных диктантов | ||
19 | Восприятие пространства | Ориентироваться на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) | ||
20 | Восприятие пространства | Моделировать расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. | ||
21 | Восприятие пространства | Ориентироваться в помещении и на улице; Выполнить задание педагога, связанного с изменением направления движения. | ||
22 | Восприятие пространства | Составлять простейшие схемы-планы комнаты. | ||
23 | Восприятие цвета. | Цвет предметов. Группировка оттенков одного цветового тона. Игра «Сбор фруктов». Краски. Карандаши. Листы бумаги. Трафареты фруктов, корзин. Карточки-задания | ||
24 | Восприятие цвета. | Цвета радуги. Игра «Разговор красок». Краски. Карандаши. Листы бумаги. Карточки-задания | ||
25 | Развитие внимания | Активизация зрительного внимания путём описания предмета по контурному изображению его части. Игра «Чей силуэт?» Игра «Узнай, что это?» | ||
26 | Развитие внимания | Развитие сосредоточенности, устойчивости внимания. Лабиринты. Игры: «Помогите герою», «Разведчики», «Лабиринты» | ||
27 | Развитие внимания | Развитие произвольного внимания. Найди отличия. Упражнения: «Найди отличия», «Корректор» | ||
28 | Развитие внимания | Внимание (распределение). Упражнения: «Вычёркивай буквы и слушай», «Сколько знаков?», «Разложи вслепую» | ||
29 | Развитие внимания | Внимание (переключение). Упражнения: «Шумящие коробочки», «Крестики, точки» | ||
30 | Память зрительная. | Тренировка зрительной памяти. Упражнения: «Попробуй сосчитать», «Раскрась фрагменты рисунка» Упражнения: «Запомни расположение и зарисуй так же», «Запомни и воспроизведи». | ||
31 | Память слуховая. | Тренировка слуховой памяти. Упражнения: «Разминка», «Запомни и повтори», «Слушай и рисуй» | ||
32 | Память вербальная. | Тренировка вербальной памяти. Упражнения: «Найди фигуры», «Слова, начинающиеся с одной буквы» | ||
33 | Память опосредованная. | Тренировка опосредованной памяти. Упражнения: «Шершавые дощечки», «Подбери картинку», «Найди фигуры» | ||
34 | Развитие аналитико-синтетической деятельности | Развитие мышления, сообразительности. Упражнения: «Что изменилось?», «Составь картинку», «Дорисуй и сосчитай» | ||
35 | Длина. | Различение предметов по длине. Игры: «Домики-дорожки», «Сложи узор», «Медведь и пчёлы» Игрушки. Полоски разной длины. Карточки-задания. Карандаши | ||
36 | Право, лево, верх-низ | Формирование навыков пространственной ориентировки | ||
37 | Сравнение по размеру. | Различение предметов по размеру: длиннее – короче, широкий – узкий. Игры: «Самолёты», «Кто быстрее», «Гаражи» Конструктор. Полоски разной ширины. Бумага цветная. Карточки-задания. Карандаши. | ||
38 | Больше-меньше. | Сравнение предметов по размерам: больше – меньше Игры: «Закрой двери в домиках», «Зеркало», «Помоги цыплятам» Картонные домики. Двери разной ширины. Шнуровки. Карточки-задания | ||
39 | Контрастные размеры. | Сравнение предметов контрастных размеров по высоте, глубине Упражнение «Продолжи ряд». Игра «Помоги достать». Счётный материал. Карандаши. Карточки-задания | ||
40 | Исключи лишнее | Формирование математических навыков, стойких знаний цифр от 1 до 10. Счётный материал. Карандаши. Карточки-задания | ||
41 | Восприятие формы | Сравнение предметов по форме. Осуществление последовательных действий . Игры: «Составь фигуру», «Что сначала, что потом» Наборы кругов и квадратов разного размера и цвета. Счётные палочки. Образцы. | ||
42 | Куб | Различение, называние геометрических фигур. Знакомство с понятием «куб». Упражнение «Найди такой же». Игра «На что похоже?» Наборы из 4–5 геометрических фигур. Карточки с изображением предметов. Силуэты предметов. | ||
43 | Шар | Различение геометрических фигур. Определение их цвета, расположения. Знакомство с понятием «шар». Упражнение «Скажи наоборот». Игра «Составь узор» Силуэты цветов. Набор геометрических фигур. Карточки-задания | ||
44 | Группировка предметов по форме | Упражнения: «Проведи дорожку», «Разложи правильно». Игры «Составь квадрат», «Чем это может быть?» Набор предметов разной формы. Квадраты, разрезанные на 4 части. Геометрические фигуры | ||
45 | Цвета радуги. | Группировка оттенков одного цветового тона. Игры «Сбор фруктов», «Разговор красок» Краски. Карандаши. Листы бумаги. Трафареты фруктов, корзин. Карточки-задания | ||
46 | Цвет предметов | Подбор предметов по слову, обозначающему цвет. Игра «Домики для животных» Пластилин. Дощечки для лепки. Карточки-задания | ||
47 | Сутки. | Различение понятий «утро», «вечер», «день», «ночь» Освоение умений различать части суток. Упражнения «Когда это бывает?», «Найди и покажи» | ||
48 | Времена года | Формирование временных представлений. Игра «Найди лишний предмет» Иллюстрации из серии «Времена года». Предметные картинки. | ||
49 | Неделя | Определение последовательности событий. Упражнения: «Подумай и закрась», «Собери цепочку» | ||
50 | Буквы. | Упражнения: «Вычёркивай буквы и слушай», «Сколько знаков?», «Разложи вслепую» | ||
51 | Одежда, обувь | Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние, назначение, уход за ними | ||
52 | Дом | Формирование знаний о городе, улицах, доме, в котором живёшь, домашнем адресе | ||
53 | Насекомые | Формирование знаний о насекомых, их разнообразии | ||
54 | Овощи и фрукты - разные продукты | Формирование навыков классификации и дифференциации понятий овощи и фрукты | ||
55 | Одежда, обувь. | Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние, назначение, уход за ними | ||
56 | Птицы. | Формирование знаний о птицах, их разнообразии | ||
57 | Деревья | Формирование знаний о деревьях, их названия, польза, уход | ||
58 | Домашние животные. | Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании | ||
59 | Дикие животные. | Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании | ||
60 | Зоопарк | Формирование знаний о животных, которые живут в зоопарке, их питание, уход за ними | ||
61 | Устный счет. | Развитие умения дифференцировать примеры. Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры «Соотнеси число с картинкой», «Шифровка» | ||
62 | Решение примеров на сложение. | Развивать активность мыслительной деятельности через решение примеров. «Шифровка» | ||
63 | Решение примеров на вычитание. | Развивать активность мыслительной деятельности через решение примеров. «Найди закономерность» | ||
64 | Решение задач на сложение и вычитание | Развитие воображения, мышления посредством решения простых задач на сложение и вычитание. Развитие речи, воображения, мышления через составление задач по картинке и их решение. Задачи на внимательность. «Математическое лото» «Составь задачу по картинке» | ||
65 | Решение задач на сложение и вычитание | Развитие воображения, мышления посредством решения простых задач на сложение и вычитание. Развитие речи, воображения, мышления через составление задач по картинке и их решение. Задачи на внимательность. «Математическое лото» «Составь задачу по картинке» | ||
66 | Итоговая диагностика | Обследование обучающегося | ||
67 | Итоговая диагностика | Обследование обучающегося |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Методические материалы для учителя
1Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. –М.: АРКТИ, 2002
2 Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000
3 Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006
4 Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008 —№ 1 — с. 47 – 54
5 Вильшанская А.Д. Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. … канд. педагог.наук. – М.,2005 – 23 с. 9
6 Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д.
Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1 – М.:Школьная Пресса, 2005 –96с. — С. 65–73.
7 Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО // Коррекционная педагогика. – 2003 - № ; С. 54 – 56
8 Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты» (М.: ВЛАДОС, 2001).
#1052;етодическое пособие «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В.Боровика, М. : Гуманитарный изд. центр Владос, 2008
10 .Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга1. – М.: ШкольнаяПресса, 2005 – 96с.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
- Федеральный портал «Российское образование»
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Дефектологический лортал посвященный детям с особенностями психофизического развития
- Возрастные нормы развития детей http://
- Практический материал
- Интерактивные игры
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебное оборудование
Краски.
Карандаши.
Листы бумаги.
Трафареты фруктов, корзин.
Карточки-задания
Иллюстрации из серии «Времена года».
Предметные картинки.
Набор предметов разной формы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования по теме «Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
Урок по письму и развитию речи в 3 классе разработан на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4классы под редакцией В....
Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования . Тема.Выделение предложений из речи и текста.
Тема. Выделение предложений из речи и текста.Цель: Упражнять в выделении предложений из речи и текста.Задачи: Образовательные: закрепить правило написания предложений, познакомить с новым словом ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели:приобретать практические навыки устной и письменной речи;формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать интерес к родному языку.Основные задачи п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
- формировать основы знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели формировать, совершенствовать, знания, умения,навыки, владеть языком в разных сферах речевого общения. Основные задачи предмета «письмо и развитие речи» формировать основные орфог...
Конспект урока по математике в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования Тема.Сложение и вычитание в пределах 15.
Цель. Формировать вычислительные навыки в пределах 15.Задачи:1) образовательная: формирование вычислительных навыков в пределах 15;2) коррекционно-развивающая: развитие памяти, внимания, мышления, реч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету Окружающий социальный мир для ученика 2 класса обучающегося с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройст...