АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧИТАЮЩИЙ РОСТОК» ДЛЯ 1 КЛАССА
рабочая программа (1 класс) на тему
Курс «Читающий росток» способствует расширению читательского пространства, актуализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitayushchiy_rostok.docx | 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области
«Специальная школа-интернат с.Ериловка»
Утверждена приказом ОУ
от 31.08.2016 г. №63
Директор школы_______О.Н. Самойлова
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЧИТАЮЩИЙ РОСТОК»
ДЛЯ 1 КЛАССА
на 2016-2017 учебный год
Рассмотрена
на методическом Совете
протокол № 1 от 29 .08.2016 г.
I. Пояснительная записка
1.1. Цели курса:
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов.
Задачи:
Формировать приёмы функциональной грамотности;
Формировать детскую читательскую биографию: «Читаю-значит расту…»
Воспитывать «Идеального читателя»- свободного, творчески продуктивного культурного человека.
1.2. Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) (далее Программа)
1. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
2. СанПиНа 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2015 г., регистрационный N 38528);
3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; информационными письмами Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016г №НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями и учебными пособиями» и от 19 августа 2016г. №07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
4. Приказа Министерства Образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
5.Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат с. Ериловка»
1.3 Место программы в учебном плане
Программа рассчитана на 32 ч. в год (1ч. в неделю).
1.4. Общая характеристика курса
Курс «Читающий росток» способствует расширению читательского пространства, актуализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
1.5.Формы организации образовательного процесса
литературные игры,
конкурсы-кроссворды
библиотечные уроки
путешествия по страницам книг
проекты
уроки-спектакли.
1.6.Технология обучения
В практике занятий используются такие педагогические и психологические приёмы:
развитие внимания к сигналам текста, прежде всего к слову (непонятному, ключевому, образному) и связи слов;
- формирование умения активно воспринимать текстовую информацию (видеть непонятное, задавать вопросы, прогнозировать содержание, проверять свои соображения, соотнося их с текстом);
- стимулирование читательского воображения для воссоздания образов, созданных автором;
- нацеливание на поиск существенного, главного и выражение смысла текста во внешней речи;
- побуждение к размышлению над текстовыми смыслами с целью определения собственной нравственной позиции
- интонирование произведения или отрывка (выразительное чтение, позволяющее передать личную точку зрения исполнителя);
- устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, сообщение, рецензия и т.п.);
- создание текста (сочинения) «по следам» прочитанного;
- «раскадровка» текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения;
- чтение по ролям;
- драматизация произведения, иллюстрирование произведений, создание индивидуального образа героя, события и т.д.
- сочинение предыстории или продолжения описанного события;
- творческий пересказ от лица разных героев;
- превращение текста в произведение другого жанра (например, рассказа в сказку, прибаутки в дразнилку);
- сочинение истории с заданными героями, но с изменением основного тона;
- рассказ о личных впечатлениях, связанных с текстом.
1.7. Личностные и предметные результаты освоения АООП
В результате освоения программы «Читающий росток» у школьников формируются следующие предметные умения:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
Личностные умения:
- уметь работать с книгой
- участвовать в беседе о прочитанной книге
- соблюдать правила поведения в библиотеке.
II. Содержание программы и планируемые результаты освоения АООП
В результате изучения курса «Читающий росток» «научится:
Учебные книги первоклассника.
распознавать элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление); правилам пользования книгой;
правилам поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе
рассматривать, читать и слушать.
Писатели детям
инсценировать картины-эпизоды из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники
играть в разные игры, отгадывать загадки, сочинять загадку.
Русские народные сказки. Сказки народов мира
узнавать героев народных сказок, инсценировать сказки.
Книги-сборники стихотворений для детей
находить нужное произведение в книге-сборнике по иллюстрациям, в виде игры «Кто быстрее найдёт произведение в книге?»;
участвовать в конкурсе «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
юмористических стихов.
Книги о животных
узнавать животных, узнают много интересного о них, попробуют сочинить рассказ
«Мой маленький друг».
III. Учебно-тематический план
3.1. Учебно-тематический план
№занятия | Программный материал | Кол-во часов |
1 | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». | 1 |
2 | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | 1 |
3,4 | Хорошо живётся - хорошо и поётся. Книга-сборник «Тень, тень-потетень: русские народные игры, песенки, потешки, сказки». | 2 |
5,6 | Сила-то небольша, да ухватка хороша. Сказка братьев Гримм «Лиса и гуси». | 2 |
7,8 | Хорошее начало – половина дела. Сказка В. Берестова «Аист и соловей». | 2 |
9,10 | «…Но чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить…» Сказка В. Осеевой «Добрая хозяюшка». | 2 |
11,12 | Чужая сторона – мачеха. Е. Чарушин «Волчишко». | 2 |
13,14 | В семье дружат – живут, не тужат. Ю. Коринец «Я и кролики». | 2 |
15,16 | Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна. В. Сутеев «Мышонок и карандаш». | 2 |
17,18 | Всякий человек по делу узнаётся. Р. Сеф «Необычный пешеход». | 2 |
19,20 | Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. Б. Заходер «Мордочка, хвост и четыре ноги». | 2 |
21,22 | Около чего постараешься, тому и порадуешься. Словацкая народная сказка «У солнышка в гостях». | 2 |
23,24 | Под лежачий камень вода не течёт. Русская народная сказка «Нет козы с орехами». | 2 |
25,26 | Как человек захочет, так он о том и похлопочет. М. Пришвин «Ёж». | 2 |
27,28 | Умей дело делать, умей и позабавиться. Чтение стихотворений А. Барто. | 2 |
29,30 | Дружба заботой да подмогой крепка. Сказка Д. Биссета «Альбатрос и черепаха». | 2 |
31 | Без дела жить – только небо коптить. С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах». | 1 |
32 | По страницам любимых книг. Выставка книг. Рекомендации к летнему чтению. | 1 |
3.2. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Класс для проведения занятий;
2.ЭОР;
3. Авторские книги-произведения, книги-сборники, книги народных и фольклорных жанров, детская литература и периодика согласно тематике занятий.
4. Интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Читающий росток»
Планирование для 1 класса специальной школы-интерната...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности для 2 класса по курсу "Вокруг меня мир", "Риторика", «Уроки нравственности», «Истоки».
Адаптированная основная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности для 2 класса ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельностидля 2-4 классов«Основы проектной деятельности »...
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" для 4 класса
Адаптированная рабочая программа курса «Шахматы» в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современног...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Читающий лицей"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности...