Методическая разработка учебного занятия по предмету «Основы религиозных культур и светской этике. Модуль: светская этика» «Человек рождён для добра»
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Методическая разработка учебного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 423

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка учебного занятия

по предмету «Основы

религиозных культур и светской этике.

Модуль: светская этика»

«Человек рождён для добра»

Учитель начальных классов

Дмитриева Марина Валентиновна

Раздел: Простые нравственные истины.

Тема урока: «Человек рождён для добра»

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Цель: формировать духовно-нравственные качества учащихся.

Задачи: расширять представления о доброте, её роли в жизни каждого человека.

Развивать способность помогать и сочувствовать людям.

Воспитывать гуманные чувства, доброжелательное отношение к окружающему миру.

Формирование УУД:

Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, установление соответствия поступков нравственным правилам, сопоставление, сравнение героев, их поведения, классификация материала по разным основаниям.

Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, выражать и аргументировать свое мнение.

Регулятивные: развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: ценить и принимать базовые ценности «добро», «доброта». Уважение к людям, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Оборудование урока: раздаточный материал для работы в группах, видеозапись притчи о добре (https://www.youtube.com/watch?v=njf_rFzhNm0), учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», 4класс, А.И.Шемшурина, г. Москва, «Просвещение»,2013г, тетрадь.

Ход урока.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

(мотивация к учебной деятельности)

У нас урок светской этики.

Что нам необходимо для работы?

Проверьте готовность к уроку. Учитель проверяет готовность к уроку.

Дети настраиваются на урок, осуществляют самоконтроль готовности к уроку.

2

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

- Вспомните, какое задание вы получили на прошлом уроке.

-Расскажите.

Сегодня ребята приготовили вам задание. Послушайте , какие мудрые высказывания писателей они нашли, и попробуйте их объяснить.(Приложение №1)

-А как ты сам это понимаешь?

Найти и выписать пословицы и поговорки. Дети читают наизусть (или по записи в тетради).

Ребята слушают. Думают. Дают ответ: «Я понимаю это так…».

Отвечает тот, кто читал (он обсуждал это в ГПД и дома с родителями).

3

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

- Как вы думаете, что значит для людей человеческая жизнь?

- Что она дает человеку?

-А человек что может дать жизни?

-Эти дары направлены на благо жизни или во вред?

- Это добро, благо.

Возможность заниматься любимым делом, радоваться, дружить.

Свой труд, талант, способность изобретать лучшее.

Во благо, т.к. человек стремиться к развитию.

4

Первичное закрепление новых знаний.

-Что же такое добро?

-А что такое зло?

-У вас на партах лежат слова. (Приложение №2)

Разложите их в два столбика: ДОБРО, ЗЛО (таблички с этими словами учитель прикрепляет к доске).

-Группы готовы? Тогда проверяем.

Ваша группа под словом ДОБРО прикалываете те слова, которые относятся к этому понятию.

-А теперь вторая группа приколет слова к понятию «зло».

Взаимопроверка.

Правильно ли выполнила задание 1 группа?

Молодцы. Теперь вы проверьте, как эта группа справилась с заданием.

Молодцы. Обе группы выполнили задание верно.

-Так какие поступки должен совершать человек?

-Всегда это удается?

Дети дают ответы.

(Добро – это то, что  помогает человеку и обществу жить и развиваться.

Зло- это все то, что мешает людям общаться, творить, стремиться к лучшей жизни.)

Ребята объединяются в группы (распределяет учитель) и раскладывают слова.

(Обман, насилие, взаимовыручка, честь, помощь, честность, хвастовство, трудолюбие, честь, жестокость, скромность, милосердие, совестливость, лживость, справедливость, эгоизм).

Выполняет одна группа по выбору учителя.

Выполняет вторая группа.

Вторая группа сравнивает слова, которые у них остались на парте с теми, что на доске. Слова одинаковые. Ребята выполнили задание правильно.

Первая группа проверяет так же.

Добрые поступки.

Нет.

5

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

-Посмотрите притчу о добре и скажите, чему она учит.

-Почему же люди, зная, что добро лучше, всё же совершают злые поступки?

-Легко ли быть добрым человеком?

-Почему?

-Для чего рожден человек?

-Приведите примеры добрых дел взрослых людей, родных, одноклассников.

-Да, именно хороших поступков ждут окружающие люди, об этом много стихов и песен, об этом слагают сказки.

Работа с учебником.

Откройте учебник на стр.87.

-Героев каких сказок вы видите?

-Какие они?

- Всегда ли Баба-Яга и Кощей Бессмертный поступают плохо?

Когда же они поступили хорошо? В какой сказке?

Назовите хорошее качество характера сказочного героя.

Дети слушают и думают над содержанием притчи. Высказывают свои мысли.

Варианты ответов (не думают, забывают «золотое правило» и др.)

Нет.

Нужно преодолевать себя, сдерживаться.

Человек рожден для добра.

Дети называют примеры из жизни.

Иванушка (из разных сказок). Баба-Яга, Емеля и Кощей Бессмертный.

Добрые, злые, ленивые.

Нет. (Кощей охраняет свои богатства. Баба –Яга в сказке «Морозко» дала тулуп Иванушке, указала путь(санки-поросенок). Емеля рассмешил принцессу и др.)

Дети называют героя и хорошую черту его характера.

6.

Домашнее задание. Рефлексия.

Дома вы еще раз прочитаете параграф на стр.86-89 и выполните задание по желанию: сочините сказку или нарисуете рисунок к теме урока.

А сейчас оцените свою работу на уроке.

Продолжите предложение:

  1. Я для себя на уроке узнал(а)……
  2. Мне понравилось….
  3. Мне не понравилось…
  4. Я испытывал(а) трудности…

Закончить урок мне хочется словами А.Лесных:

«Как бы жизнь не летела - дней своих не жалей,

Делай доброе дело ради счастья людей.

Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,

Делай доброе дело – тем живем на Земле»

Я уверена, что вы всегда , в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Спасибо за работу на уроке.

Дети определяют уровень д/з.

Учитель создает условия для рефлексии учащимися результатов и процесса деятельности на уроке.

Приложение №1

Мудрые высказывания писателей.

«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям»

(Ж.-Ж. Руссо)

«Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого человека и в самом себе» (В. Шекспир)

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». (Б. Паскаль)

«Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям». (М. Пришвин)

«Доброта лучше красоты». (Г. Гейне)

«Доброта – вот то качество, которое я желаю приобрести больше всех других». (Л. Н. Толстой)

«В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других». (Л. Н. Толстой)

Приложение №2

Карточки для двух групп со словами

Обман

честь

насилие

жестокость

взаимовыручка

 скромность

честь

 милосердие

помощь

совестливость

честность

лживость

хвастовство

справедливость

трудолюбие

 эгоизм

Приложение №3

Притча о гвоздях.

  Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
       В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
      Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
      Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...

разработка урока по по основам религиозных культур и светской этики. Модуль светская этика.4класс.Тема Россия-наша Родина

Урок основы светской этики в 4 классе.Тема : Россия-Родина мояЦели: закрепить знания детей  о понятии Россия - наша Родина, о символике России.Задачи: Воспитывать патриотическое отношение к...

Рабочая учебная программа по "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика"

Рабочая учебная программа  по модулю "Светская этика" для обучающихся 4 класса...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...

Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: «Светская этика».

Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики...

Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс

Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...