Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: «Светская этика».
план-конспект урока (орксэ, 4 класс) по теме

Умняшкина Галина Ивановна

Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение 

МОУ «СОШ №24»

Учитель

Умняшкина Галина Ивановна

Учитель начальных классов

Курс ОРКСЭ

Модуль «Светская этика»

Учебник

Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёв Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс. – М.: Баласс, 2014. (Образовательная система 2100)

Тема урока/внеклассного мероприятия

Справедливость и милосердие

Класс

4 класс

Цель урока

Определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков.

Задачи урока

1. Познакомить с моральными нормами с ориентацией на их выполнение; учить давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других людей

2.Развивать учебные умения работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения

3.Воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести;

Оборудование

Проектор, экран, компьютер, клубок для энергизатора

 

Этапы http://www.menobr.ru/bitrix/images/1.gif урока  

Ход урока 

Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) 

I. Организационный момент.

Энергизатор «Клубок»

Учитель берет клубок (лучше красивого сутажа) и предлагает учащимся встать в круг. Учитель берет конец тесьмы и передает клубок, разматывая его, учащемуся напротив, называя одно из понятий изученных на уроках ОРКСЭ (ценности, духовность, добро, культура, мораль, нравственность, этика, моральный долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни и т.д.), второй учащийся, удерживая отрезок клубка (нитки) рукой (или намотав на палец), передает клубок следующему учащемуся, называя понятие, и так далее, пока остатки клубка вновь не окажутся у учителя (учитель предлагает еще два понятия - СПРАВЕДЛИВОСТЬ и МИЛОСЕРДИЕ).

В конце концов, оказывается, что все участники связаны единой “сеточкой – паутинкой из понятий, которые нужны нам на уроках ОРКСЭ”. Учитель предлагает проверить, насколько тонка и насколько крепка нить, связывающая класс, как эта конструкция зависит от каждого учащегося. Проверить, какую нагрузку может выдержать эта паутинка, можно, натянув ее и положив на нее различные предметы, олицетворяющие “противоположные понятия” или “конфликты”, или “проблемы”, и даже “вынести их за дверь и выкинуть в мусорное ведро”. 

 

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

 

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

 

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентирова

ться в нравственном содержании и смысле своих и

чужих поступков.

 

 

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных

 

источников (текст, серия рисунков).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

 

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

 

 

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентирова

ться в нравственном содержании и смысле своих и

чужих поступков.

 

 

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

 

 

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

II.Актуализация знаний.

 

Учитель составляет на доске  список понятий:

Добро.

Зло.

Духовность.

Бездуховность.

Нравственность.

Безнравственность.

Справедливость.

Милосердие.

– Какие понятия нам понадобятся на уроке?

– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей?

Учитель выслушивает все ответы учащихся, не давая комментариев http://www.menobr.ru/bitrix/images/1.gif и оценок.

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Послушайте внимательно притчу «Последний лист» и попробуйте определить тему нашего урока:

(слушают притчу «Последний лист»

Беседа о прослушанной притче.

- Какие из выше перечисленных понятий подходят к этой притче?

- Что чувствует человек, когда совершает что-либо доброе для ближнего? (дети отвечают) Милосердная помощь другому спасает жизнь тебе самому. Милосердие спасает всех: и тех, кому оказывается помощь, и тех, кто эту помощь оказывает.

Заслушиваются ответы детей, также рекомендуется устроить в классе выставку детских проектных работ по теме.

– Откройте учебник на с. 34.

– Какова тема нашего  урока ? (http://www.menobr.ru/bitrix/images/1.gif Справедливость  http://www.menobr.ru/bitrix/images/1.gif и  http://www.menobr.ru/bitrix/images/1.gif милосердие .)

– http://www.menobr.ru/bitrix/images/1.gif Справедливость  http://www.menobr.ru/bitrix/images/1.gif и  http://www.menobr.ru/bitrix/images/1.gif милосердие  свойственны всем людям?

– Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? Судя по рисунку, где будут происходить события? (В школе.)

– А уместны ли в школьных ситуациях такие понятия, как http://www.menobr.ru/bitrix/images/1.gif справедливость http://www.menobr.ru/bitrix/images/1.gif и  http://www.menobr.ru/bitrix/images/1.gif милосердие ?

Вместе с ребятами выбирается вариант чтения (вслух, про себя, по ролям, по абзацам или как-то иначе).

– Как Лена http://www.menobr.ru/bitrix/images/1.gif и  Антошка отреагировали на поступок Илюши? (Они возмутились его поведением.)

– В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? (Как поступить по http://www.menobr.ru/bitrix/images/1.gif справедливости ?)

– Какое понятие в этом случае будет уместно? (Несправедливость по отношению к другим ребятам.)

– Почему Рустам не согласился с Антошкой? (Он считает, что сказать учителю о нарушении правил – значит наябедничать.)

– В чём запутались ребята?

(Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу?

Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?)

– Как можно это сформулировать в виде вопроса?

Учащиеся высказывают свои предположения.

– Посмотрите на с. 75, какой проблемный вопрос предлагают авторы?

Как человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

 

 

Предлагается в парах выполнить задания, отмеченные серым цветом на с. 34.

1.      Есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара?

2.      Чем отличается поучение от рассказа? Что у них общего?

– Давайте посмотрим сценку, которую приготовили вам ребята. Как вы думаете, о каком правиле идёт речь?

Инсценировка текста «Золотое правило» (с комментированием)

Автор: Две с половиной тысячи лет назад жил в Китае знаменитый учёный и мудрец по имени Конфуций. Однажды один из его учеников спросил:

– Учитель, ты очень много знаешь о мире, говоришь, что все должны помогать друг другу, не лениться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками. Скажи, а можно ли всё твоё учение обозначить одним-единственным словом? И из всех правил выбрать главное? (Можно? Предположите.)

– Можно, – улыбнулся в ответ старый, мудрый Конфуций. – Слово это – «взаимность», а правило – «не делай другому того, чего не желаешь себе». (У вас был такой вариант?)

Так, согласно легенде, китайский мудрец Конфуций сформулировал правило, которое позже назвали золотым правилом нравственности.

Почему оно «золотое»? (Как мы решили?)

Да потому, что все народы мира используют его, чтобы отличать добрые поступки от злых(Как?) Ведь ни один человек не хочет зла себе самому. Каждый хочет себе только добра. Выбирая, как поступить с другим человеком – что ему сказать, что сделать, – поставь себя на его место. Представь, что эти слова скажут сейчас тебе. Что это тебе сейчас сделают вот так. Понравится это тебе или нет? И тогда тебе легко будет понять, какой поступок плохой, а какой – хороший. (Теперь понятно, как? Понятно, почему правило золотое?)

«Золотое правило нравственности» по-разному звучит на разных языках, но смысл его не меняется. (Вот это да!) Так, в стародавние времена на Руси появилась пословица: «Чего в другом не любо, того и сам не делай». А в наши дни, например, в автобусах и поездах мы часто слышим объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы!» Или же: «Хочешь, чтобы тебя уважали, – сам уважай других». (Верно?)

– Кто сформулировал «золотое правило нравственности»?

- Какие новые ценные качества человека, которые вы узнали на уроке,  входят в «золотое правило нравственности»? (Справедливость и милосердие)

 - Как вы их понимаете?

– А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на с. 34?

– Что же делать Антошке, как разрешить ситуацию? Нельзя же оставлять поступок Илюши без объяснений? По «золотому правилу нравственности», что бы следовало сделать Антошке? Примерьте на себя. (Не кричать, не обижать Илюшу. Например, сказать: «Как ты сегодня быстро всё закончил, только случайно мусор разбросал».)

– Рассмотрим, что может произойти дальше.

Лучше, если развитие ситуации будут моделировать учащиеся.

– Вот Илюша сидит в раздевалке, уже надевает уличные ботинки. Тут прибегает Антошка со словами: «Илюха, ты что? Вернись в класс, ты после себя мусор на полу оставил!» Как отреагирует Илюша? Примерьте на себя.

– Дальше возможны два варианта. Илюша скажет: «Ой, извини, я сейчас тороплюсь, убери за меня, а завтра я за тебя!» Ситуация разрешена?

– Но может же быть и иначе. Илюша может просто отказаться и уйти.

– А если воспользоваться «золотым правилом нравственности»? Что вы посоветуете Антошке? Что он должен сделать?

Работа с иллюстрацией на с. 35.

– Объясните, сработало ли «золотое правило нравственности» в ситуации, изображённой на картинке. (Да, сработало. Девочка опоздала на встречу, но извинилась за это.)

– Обратите внимание, что опоздавшая девочка бежит, искренне просит прощения (может быть, что-то произошло по дороге) и положила руку на сердце, то есть сожалеет, что заставила подругу ждать.

– Согласитесь, что в жизни встречаются подобные ситуации, но люди часть теряются и ситуации остаются неразрешёнными.

– А что написано об этом в тексте учебника?

– Посмотрите на рисунок на с. 36.

– Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением?

– Прочитайте подписи под картинками. (Преступление. Справедливое наказание.)

– К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек?

– Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок?

VI. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Работа в группах: Задание 1. 

Придумайте и обыграйте ситуации:

-ребенок, нарушивший какой-то родительский запрет и   заслуживший наказание;

-преступник, осужденный по закону;

-нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзающий и голодный.

-ребенок взял из портфеля деньги

-мальчик, играя на перемене, проломил стену

   Показав свою сценку, сформулируйте суждение о том, почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость, т.е. милосердие

Задание 2. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию. 

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому  негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.

 

Вопросы к учащемуся (начало формирования алгоритма самооценки).

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось ли тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с ... (имя учащегося) учились оценивать свою работу.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентирова

ться в нравственном содержании и смысле своих и

чужих поступков.

 

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

 

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

VII. Итог урока. Рефлексия.

В завершении урока учащиеся заполняют лист самооценки.

 

Получается ли проявлять справедливость и милосердие в жизни?

Всегда получается

Иногда

Не получается

 

 

 

 

 

VIII. Домашнее задание.

 

– Подумайте над проектом, который мы условно назовем «Эра милосердия». Вот вам несколько тем: -предложите социальную рекламу по нашей теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидении.  -подберите пословицы, поговорки, афоризмы о справедливости и милосердии. -подберите стихи, фрагменты из фильмов. Можете подобрать и обсудить примеры немилосердных поступков и героев для обсуждения темы.

 

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Проект урока по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе

Тема урока: «Зачем творить добро?»Модуль: «Основы православной культуры»Автор: А.В.КураевФорма: урокТип урока: комбинированныйЦель урока: формировать представления о добре и зле, как основных этически...

Урок по основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной культуры») по теме: «Экскурсия в храм в Жулебино».

Расширить, обобщить и уточнить у детей представление о назначении православного храма, его устройстве, о православной традиции отношения к храмам через знакомство с храмами района Жулебино.Дать первич...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Урок по Основам религиозных культур и светской этике ( модуль "Основы исламской культуры") с применением КОЗ

Тема: "Заповеди ислама о семье и семейной жизни".Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению заповедей ислама о семье и сравн...

Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" ,4 класс

Урок  курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" Цель: формировать у учащихся представ...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...