Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» Тема урока «Достойно жить среди людей»
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Чекмезова Мария Леонидовна

Конспект урока по ОРКСЭ . Тема: "Достойно жить среди людей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное

бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 131

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока по предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Светская этика»

Тема урока «Достойно жить среди людей»

Автор: Чекмезова Мария Леонидовна

Должность: учитель начальных классов

г. Санкт-Петербург

2016 год

Пояснительная записка

Данная методическая разработка урока является одним из звеньев цепочки развития представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей, для достойной жизни личности, семьи, общества. Необходимость формирования у детей духовно-нравственной культуры связана, с проявляющимся, в последнее время, отсутствием у обучающихся нравственных ориентиров и согласия в вопросах социального поведения, недостатком сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни. Через урок, «Достойно жить среди людей», мы показываем детям важность осознания своих и чужих мыслей и поступков, необходимость укреплять нравственные отношения с другими людьми. Коммуникация детей между собой, анализирование деятельности, положительно влияет на духовно-нравственное воспитание детей, каждый может ощутить себя личностью, почувствовать необходимость общества в себе как в индивидуальности.

        

Технологическая карта урока

Тема: «Достойно жить среди людей»

Тип: комбинированный урок

Цель урока: создать условия для правильного понимания детьми  жизни человека среди людей.

Задачи:

  • развивать мышление и речь учащихся;
  • воспитывать умение анализировать поступки и слова,                    соотносить их с общечеловеческими ценностями;
  • развивать коммуникативные навыки.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Формирование устойчивого интереса к предмету.
  • Воспитание этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия, составляющим моральное достояние человеческой души.
  • Мотивация на нравственные поступи;

Метапредметные:

  • Самостоятельный поиск и получение информации ; аналитические навыки (сравнение и обобщение), умение работать в группе; умение высказать свое предположение на основе работы с текстом.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог .

Личностные:

  •  Понимание необходимости укреплять нравственные отношения с другими людьми.

Ресурсы урока: презентация, раздаточный материал.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Учитель начинает беседу

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите вокруг себя, что вас окружает?

- А кого вы видите здесь? Правильно! - Кто же такой человек? Верно!

 -Посмотрите, мы все похожи! Но значит ли это, что мы все одинаковы? -Но почему же? У нас есть руки, ноги, голова, туловище! Что же нас отличает друг от друга?

 -Конечно! Мы с вами давно знакомы и можем сказать друг о друге, не мало. У меня есть мешочек, в который я положила ваши черты характера, привычки, манеры поведения, предлагаю, угадать, где чьи! Каждый по очереди вытащит одну карточку, прочитает, что на ней написано и попробует определить хозяина, кому эта черта принадлежит!

( В мешке только положительные черты характера и добрые поступки).

Учитель продолжает обсуждение

-Скажите, всё, что мы нашли в мешочке, можно отнести к хорошим, положительным чертам?

-Но разве в жизни так бывает?

- Правильно, как мы  оцениваем себя и своё поведение, так мы можем оценить и поведение других, ведь вы можете назвать примеры отрицательного поведения людей или негативных поступков?

Дети отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

-Стены, окна, мебель, цветы и т.д.

-Людей.

- Это он и она, и я!

-Нет!

- Характер, поведение, чувства, эмоции.

Дети по очереди достают из мешочка, распечатанные на бумаге, слова (Приложение 1)

Дети участвуют в обсуждении

-Да!

-Нет! Мы бывает совершаем и не хорошие поступки и у нас есть плохие черты характера!

-Да! Люди бывают злые, они обижают других, грубят. Например, преступники, злые, невоспитанные люди и даже близкие.

Актуализация необходимых знаний

-Вспомните, пожалуйста, где же мы храним это всё, и хорошее и плохое, где всё это прячется? А что ещё есть внутри нас? Какие чувства?

-Как же мы называем некий «мешочек или сундучок чувств и эмоций» внутри нас?  

Правильно - это наш внутренний мир, наша душа! И у каждого из нас душа неповторима! (Приложение 2,слайд 1)

-Вспомните, какую важную истину мы постигли на прошлом уроке и обозначили на Дереве мудрости?

-А теперь закройте глаза и попробуйте представить себе, что вы на Земле одни, никого рядом нет, чего вам не хватает?

-Кто же для вас самый близкий?

 -Кто дарит вам тепло, любовь и заботу? Конечно!

-Как вы думаете, о чем сегодня будет наш разговор?

-Правильно! Нас всюду окружают люди, мы живём среди людей!

-Внутри нас!

- Любовь, переживания, мысли, эмоции, чувства.

- Внутренний мир! Душа.

Дети обращают своё внимание на Дерево мудрости, которое, на каждом уроке, пополняется «новым» понятием.

-Нравственная установка.

- Общения, близких людей рядом, любви, тепла, заботы.

- Мама и папа. Семья. Друзья.

- О том, что мы живем не в одиночку, а все вместе. Мы не можем жить одни, нам будет плохо.

Организация познавательной деятельности

Учитель объясняет правила игры

-А сейчас разбейтесь на две команды, перед вами конверты с не законченными пословицами, ваша задача дописать пословицы и определить общую тему, которой они связаны!  (Приложение 3)

-Итак, что же у вас получилось? Молодцы! Сегодня на Дереве мудрости появятся два новых яблочка, с этими словами.

Учитель даёт каждой команде по яблоку (Приложение 4)

-А теперь, каждая команда, попробуйте объяснить значение и важность этих двух терминов в нашей жизни!

-Можно объяснить теоретически, а можно и практически. Подумайте! (5 мин)

Учитель читает притчу

-Я предлагаю вам послушать притчу: «Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется».

-Что вы услышали в этой притче? О чём подумали?

-Как вы считаете, если люди будут допускать такие поступки, и не будут контролировать свой гнев, свои эмоции, что может произойти? Подумайте!?

Дети включаются в игру

Слово и дружба. (Приложение 2, слайд 2)

Каждая команда вешает своё яблоко на дерево

Обе команды попробовали разыграть мини-сценки. 

Дети рассуждают о слове и о дружбе, делают выводы

-Каждый человек живет среди людей и нуждается в общении, надо ценить друзей и контролировать свои поступки и эмоции.

Дети выражают своё мнение, обсуждают притчу, делают выводы

-Все люди переругаются, всем будет больно, и все будут одиноки.

Физкультминутка

Учитель организовывает игру

-Мы сыграем в игру под названием «Ай!». Начиная с меня, выполняем задание по кругу. Правой ногой надо наступить на левую ногу соседа. Человек, которому наступили на ногу, должен оправдать обидчика, называя его по имени. Например, я наступаю на ногу Артёма. Артём говорит: «Я прощаю вас, потому, что вы спешили в школу» и наступает на ногу Кате. Катя говорит: « Я не обижаюсь на тебя Артём. В этом автобусе так тесно и всем надо ехать» и т.д. Объяснения могут быть любыми, но не должны повторяться. Примечание: Наступать на ногу необходимо чисто символически, без усилия.

Учитель обсуждает с детьми игру

-Молодцы! Что главное можно вынести из нашей игры? Правильно! Вспомним нашу главную мораль, как же нужно относиться к людям?

-( Приложение 2, слайд 3)

Дети включаются в игру

Играют

Дети включаются в обсуждение

-То, что в жизни люди многое не делают специально, и мы должны сдерживать свои негативные эмоции.

-«Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

Итоги урока

-Обратимся к учебнику. На странице 61 мы видим знаменитые изречения мыслителей. Прочитаем их вместе!

Учитель подводит детей к осмыслению изречений

-Скажите, способны ли мы изменить к себе отношение своими поступками?

-Как вы думаете, обидев человека, имеем ли мы возможность загладить вину, исправить ошибку? Как это можно сделать?

Слово учителя

-Подведём итог. Важно определить не только, кем ты хочешь стать в жизни, а главное - каким ты хочешь стать! А это зависит только от вас самих! Нужно стремиться совершать хорошие поступки, укреплять дружеские отношения с людьми!

Дети слух читают изречения

-«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». (Гельвеций)

-«Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы». (Демокрит)

-«Лучший среди людей тот, кто больше приносит пользы другим». (Джами)

-«Людям полезнее всего делать то, что способствует укреплению дружбы». (Б.Спиноза)

Дети озвучивают свои мысли, выводы

-Да, если будем стараться совершать добрые поступки, то и по отношению к нам, люди будут поступать хорошо.

-Можно извиниться, можно поступками показать, что вы сожалеете.

Рефлексия деятельности

-Каждый человек, когда-либо, совершал не хорошие поступки, говорил плохие слова, и мы всегда сожалеем об этом. Поэтому, я предлагаю вам, заглядывать в себя по чаще, анализировать свои поступки, дела, привычки. А для того, чтобы нам всем было легче расставаться со своими негативными эмоциями, обидами,  мы повесим два конверта: один - конверт хорошего настроения, а другой конверт - плохого настроения. (Приложение 5) Вы можете написать анонимные записки со своими мыслями, поступками, о которых вы бы хотели забыть навсегда, и положить их в конверт для плохого настроения, а взамен, вы можете взять записку из конверта с хорошим настроением, от ваших друзей. Прямо сейчас мы и напишем эти записки. Начнем.  У каждого на столе есть два листка, на одном из них вы можете написать свои добрые чувства, а на другом то, что хотите забыть!

-Какие чувства вы испытывали, когда навсегда прощались со своими плохими эмоциями или поступками?

-Вы все большие молодцы, ведь вы умеете оценивать не только свои положительные поступки, но и отрицательные, а это уже половина успеха!

-Будем надеется, что добрых пожеланий, эмоций и чувств будет всегда больше, чем негативных!

Спасибо за урок!

Дети вешают два конверта на стенд, заполняют листки, раскладывают их по конвертам

Дети делятся своими эмоциями

Список литературы:

1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009
2. Шемшурина А.И.  Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебник ФГОС / А.И. Шемшурина.-Изд. Просвещение, 2014
3. Шемшурина А.И.  Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: методическое пособие ФГОС / А.И. Шемшурина.-Изд. Просвещение, 2015
4.
http://rubooks.org/
5.
http://nsportal.ru/
6.
http://journals.uspu.ru
7.
 http://www.metod-kopilka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по по основам религиозных культур и светской этики. Модуль светская этика.4класс.Тема Россия-наша Родина

Урок основы светской этики в 4 классе.Тема : Россия-Родина мояЦели: закрепить знания детей  о понятии Россия - наша Родина, о символике России.Задачи: Воспитывать патриотическое отношение к...

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

Предмет. Основы религиозных культур и светской этики.Модуль. Основы светской этики.Урок 5.Тема. Добро и зло.

Тема урока: Добро и зло.На уроке предусматривается работа с текстом учебника, работа с иллюстративным рядом, самостоятельная работа....

Методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Методическая разработка урока направлена на обеспечение духовно-нравственного развития учащихся 4 класса в единстве урочной и внеурочной деятельности.  Тип урока- открытие новых знаний. На уроке ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА В ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» «ОНОВЫ ПРВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Тема урока: «Внутреннее строение и убранство храма»

В последние десятилетия произошли серьезные изменения в школьном образовании, появился новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», составленныйна основе федерального госуд...