Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Алешина Юлия Михайловна

Рабочая программа

по основам религиозных культур и светской этики

модуль «Светская этика» для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ose.docx58.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 31

 с углубленным изучением предметов эстетического профиля

«Рассмотрено на заседании                                           Утверждаю

предметного методического объединения                   Директор школы:  

протокол №_____                                                                _____________Е.В.Туренко                                                    

 от «_____» _____________2014 г                                протокол педагогического совета №__

Руководитель МО:                                                         от «____»_______________2014 г.                                                                            

________________Г.Г.Рудько                  

Рабочая программа

по основам религиозных культур и светской этики

модуль «Светская этика»

для 4 класса

Составитель рабочей программы

 Алёшина Юлия Михайловна,

учитель начальных классов.

                                                                     

г.  Нижневартовск, 2014 г.

                                     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики»  преподаётся на основе нормативно-правовой базы:

  • Приказа МОН РФ от 31.01.2012 № 69,
  • Приказа МОН РФ от 1.02.2012 № 74,
  • приказа МО СО от 13.12. 2011 № 01-110/6434,
  • приказа МО СО от 14.12.2011 № 1404-ОД,
  • Письма МО СО от 17.02.2012 № 01-110/858,
  • Приказа УОКиС от 15.12.2011 № 779,
  • Письма УОКиС от 16.12.2011 № 2046 (информационная поддержка на сайте:http://orkse.org),
  • личных заявлений родителей и лиц их заменяющих,
  • учебного плана МБОУ « СОШ № 31 с УИП  ХЭП» г.  Нижневартовска ;  4 класс – 1 час в неделю.

Цели изучения предмета.

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи изучения  предмета:

Основными задачами  ОРКСЭ являются:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

       Концепция построения модулей курса ОРКСЭ, комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов религии и этики базируется на принципе общеобразовательного, светского характера курса.

Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
  • педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это введение в религиозно-культурную традицию России.

Для реализации программного содержания используется УМК

«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г 

CD-диск к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г

Количество часов в год – 34

Количество часов в неделю – 1

Количество часов в I четверти – 9

Количество часов во II четверти – 7

Количество часов в III четверти –10

Количество часов в IV четверти – 8

Специфика класса

Родителям учащихся четвёртой параллели было предложено выбрать один зи модулей из учебного курса « Основы религиозной культуры и светской этики» и в результате выбора получилось, что – 3 человека из 4 В, 7 учеников из 4 Д и 15 учеников из 4 Г пожелали изучать модуль « Основы светской этики»

Сборная группа состоит из 25 человек.

По исследованиям на начало учебного года в 4 классах, учащиеся показали следующий результат:

• высокий уровень школьной мотивации у 7 учащихся, что составляет 29,5 %, средний уровень мотивации- у 15 учащихся -62,5 %, низкий уровень мотивации- 2 ученика-8%.

• Учащиеся 4 классов способны  адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием-14 человек, 56%.

• Учащиеся умеют осуществлять действие по образцу и заданному правилу-20 человек,

80 %  

• Умеют контролировать свою деятельность по результату:  на  среднем уровне - 62,5 % ,  на  низком уровне -17% ,  на высоком - 21%.

• Учащиеся умеют осуществлять причинно-следственные связи и отношения, взаимосвязанные с речевым компонентом интеллекта на  среднем  уровне – 14 человек,

56 %,  у  29%  учащихся – уровень ниже среднего.

• Учащиеся 4  классов имеют средний уровень работоспособности.

Художественно- эстетическая направленность предмета.

Целью эстетизации образовательного процесса является формирование у учащихся эстетического отношения к действительности. Средствами уроков курса «Основы светской этики» формируется:

- стремление к гармонии и совершенству;

- толерантность, сочувствие, сопереживание, умение встать на позицию другого человека, понять его;

- чувствовать и переживать прекрасное, возвышенное, комическое и трагическое;

- придавать эстетическое содержание поведению, содержанию и результатам деятельности, отношениям, оценкам;

- способность к образности, метафоричности, эмоциональности в освоении мира и самовыражении.

Эстетизация  направлена  на подчинение всех видов и форм педагогического процесса законам красоты и гармонии.

Технологически урок выстраивается  по схемам:

 впечатление – понимание – принятие;

переживание - отношение-освоение;

впечатление - уподобление – осмысление – обобщение.

На уроке используются такие художественные приемы:

- составление художественных коллекций из произведений искусства по различным признакам: содержание, настроение, жанр, автор, эпоха, стиль;

- словесное рисование;

- музыкальное «рисование»;

- жестовое «рисование»;

- импровизация на уточнение деталей;

- импровизация на перевоплощение;

- создание системы творческих заданий.

На уроках используются формы художественно-познавательной ориентации:

- Дискуссионно - аналитические формы: беседа, обсуждение, конференции, вечер вопросов и ответов;

- наглядно-практические формы: выставки, экскурсии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, оформление кабинетов;

- игровые формы: викторины, турниры, воображаемые путешествия, инсценирование,  выставки.

Искусство тесно связано с игрой. Общими между игрой и искусством являются такие свойства, как изобразительность, добровольность, свобода, особый характер общения, особое удовольствие. Через игровые ситуации создается эстетическая среда общения.

Эстетическая направленность предмета выражается  через  освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность, милосердие, сострадание, целостность…

   Способы и формы оценивания образовательных результатов

Предусматривается  качественная  взаимооценка в виде создания и презентации

творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов

могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса отсутствует.

Сроки реализации программы 2014-2015 учебный год.

Общая характеристика учебного курса

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».

Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.

Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.

Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:

  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
  • множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.

Перечень изучаемого учебного материала

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. 
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю 4 класса, всего 34 ч в год.

описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания курса  должно обеспечить:

  • понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
  •  формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление веры в Россию;
  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.  

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Требования к метапредметным результатам:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

Требования к предметным результатам:

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.

Содержание  учебного  предмета

Россия – наша Родина

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.

Что такое светская этика?

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: культура, мораль, этика

             

 Мораль и культура

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: мораль, культура.

          Особенности морали

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: культура, материальная культура, духовная культура, мораль.

           Добро и зло

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия

        Добродетель и порок

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок.

         Свобода и моральный выбор человека

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.

        Свобода и ответственность

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.

         

 Моральный долг

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Моральный долг. Моральная обязанность.

          Справедливость

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Справедливость. Моральные правила справедливого человека.

           Альтруизм и эгоизм

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Эгоизм. Альтруизм. Разумный эгоизм

           Дружба

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.

Основные термины и понятия: Добродетельные отношения. Дружба.

           Что значит быть моральным

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.

Основные термины и понятия: Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: Род. Семья. Фамилия. Родословная

           Нравственный поступок

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.

          Золотое правило нравственности

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Золотое правило нравственности.

           Стыд, вина и извинение

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.

Честь и достоинство

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Честь. Достоинство. кодекс чести .

            Совесть 

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля.

         Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия:  Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка

          Джентльмен и леди

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: джентльмен, леди

     Образцы нравственности в культуре Отечества

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.

      Этикет

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Этикет. Образец. Правила этикета.

      Семейные праздники

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.

      Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. 

      Любовь и уважение к Отечеству

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.


Граф – схема к программе по основам религиозных культур и

светской этики  

модуль «Светская этика» для 4 класса                                                                                                             34 ч.

модуля

Название модуля

У - М

С - П

К – С

А – П

С - О

К - Р

1.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть I.

               

                                     17 ч

1

3

1

5

5

2

2.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть II.

                                 

                                          17 ч

1

3

1

5

5

2

Модуль № 1: Основы религиозных культур и светской этики. Часть I.               17 ч 

Компетентность: - умение анализировать ситуации, отстаивать свою точку зрения.

Цель: - формировать представление о  духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества;

- развивать речь, воображение учащихся, умение работать с текстом, обогащать словарный запас;

- воспитывать нравственные качества на примере  литературных героев и  жизни реальных людей.

Знать:- что такое мораль, морально добрый поступок ; отличать добродетель от порока;

Уметь: -  оперировать словами: альтруизм, эгоизм, добродетель, пороки; 

УУД: свободная ориентация в понятийном аппарате данного модуля и восприятие текстов художественного и  научного стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Художественно-эстетическая направленность: эстетическая направленность данного модуля  выражается  через  освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность;

Дата

№ урока

Этап

Тема

Способы достижения цели

Оценочная  деятельность

1

 01.09 -

06.09. 14

.У -М

Россия  - наша Родина.

Организация учебного процесса направленного на систематизацию и обобщение имеющихся знаний

с/о доли участия в беседе

2. 

08.09-

13.09.14

С – П

Что такое светская этика?

Частично – поисковая деятельность

с/о доли участия в беседе

3. 15.09-

20.09.14

С – П

Мораль и культура.

Частично – поисковая деятельность

с/о доли участия в беседе

4. 

22.09 -

27.09.14

С – П

Особенности морали.

Частично – поисковая деятельность

в/о доли участия в беседе

5. 

29.09  -

04.10.14

К – С

Добро и зло.

Самостоятельная работа.

рефлексивная оценка

6.

 06.10-

11.10.14

А – П  

Добро и зло.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

в/о доли участия в обсуждении

7. 

13.10 -

18.10.14

А – П

Добродетели и пороки.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

в/о доли участия в обсуждении

8. 

20.10-

25.10.14

А – П

Добродетели и пороки.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

рефлексивная оценка

9. 

27.10-

01.11.14

А – П

Свобода и моральный выбор человека.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

с/о доли участия в беседе

10. 10.11-

15.11.14

А – П

Свобода и ответственность.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

с/о доли участия в беседе

11. 17.11-

22.11.14

С – О

Моральный долг.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

с/о доли участия в беседе

12. 24.11-

29.11.14

С – О

Справедливость.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

самоконтроль: понятийный аппарат

13. 01.12 -

06.12.14

С – О

Альтруизм и эгоизм.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

самоконтроль: понятийный аппарат

14. 08.12 -

13.12.14

С – О

Дружба.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

самоконтроль: понятийный аппарат

15. 15.12  -

20.12.14

С – О

Что значит быть моральным?

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

Содержательная оценка умения систематизировать и обобщать изученное при коллективном обсуждении.

16. 22.12.-

27.12.14

К – Р

Творческие работы учащихся по разделу.

Содержательная оценка учителем

17. 12.01.-

17.01.15

К – Р

Подведение итогов. Праздник для родителей.

Рефлексия

Модуль № 2: Основы религиозных культур и светской этики. Часть II.               17 ч 

Компетентность: - умение анализировать ситуации, отстаивать свою точку зрения.

Цель: - формировать представление о  духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества;

- развивать речь, воображение учащихся, умение работать с текстом, обогащать словарный запас;

- воспитывать нравственные качества на примере  литературных героев и  жизни реальных людей.

Знать:- что такое золотое правило нравственности, богатырь и рыцарь как нравственные идеалы; образцы нравственности в культуре Отечества;

Уметь: -  оперировать словами: честь и достоинство, нравственный поступок; 

УУД: свободная ориентация в понятийном аппарате данного модуля и восприятие текстов художественного и  научного стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Художественно-эстетическая направленность: эстетическая направленность данного модуля  выражается  через  освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность;

Дата

№ урока

Этап

Тема

Способы достижения цели

Оценочная  деятельность

18. 19.01 -

24.01.15

У – М

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Организация учебного процесса направленного на систематизацию и обобщение имеющихся знаний

с/о доли участия в беседе

19. 26.01 -

31.01.15

 С – П

Нравственный поступок.

Частично – поисковая деятельность

с/о доли участия в беседе

20. 02.02 -

07.02.15

С – П

Золотое правило нравственности.

Частично – поисковая деятельность

с/о доли участия в беседе

21. 09.02-

14.02.15

С – П

Стыд, вина и извинение.

Частично – поисковая деятельность

в/о доли участия в беседе

22. 16.02  -

21.02.15

К – С

Честь и достоинство.

Самостоятельная работа.

рефлексивная оценка

23. 23.02 -

28.02.15

А – П

Совесть.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

в/о доли участия в обсуждении

24. 02.03 -

07.03.15

А – П

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

в/о доли участия в обсуждении

25. 09.03 -

14.03.15

А – П

Джентльмен и леди.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

в/о доли участия в обсуждении

26. 16.03 -

21.03.15

А – П

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

с/о доли участия в беседе

27. 30.04-

04.04.15

А – П

Этикет.

Коллективная работа

рефлексивная оценка

28. 06.04 -

11.04.15

С – О

Праздники.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

самоконтроль: понятийный аппарат

29. 13.04 -

18.04.15

С – О

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

с/о доли участия в беседе

30. 20.04 -

25.04.15

С – О

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России.

Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата

самоконтроль: понятийный аппарат

31. 27.04 -

02.05.15

С – О

Подготовка творческих проектов по теме:«Духовные традиции России»

Поисковая деятельность

Содержательная оценка умения систематизировать и обобщать изученное при коллективном обсуждении.

32. 04.05 -

09.05.15

С – О

Творческие  работы:   «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры в моем городе »

Содержательная оценка умения систематизировать и обобщать изученное при коллективном обсуждении.

33. 11.05 -

16.05.15

К – Р

Творческие работы: «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

Содержательная оценка учителем

34.

18.05 -

23.05.15

К – Р

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур»

Рефлексия

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по курсу « Основы светской этики»

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Дополнительная литература.

        

1.Лазарев А.И. Народоведение. Дом. Род. Народ. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.

2.Лазарев А.И. Народоведение. Жизнь по народному календарю. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.

3.Лазарев А.И. Народоведение. Народные промыслы и ремёсла. – Челябинск: ЮУКИ, 2000.

4. Праздники народов России. Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004.

2. Интернет-ресурсы.

1.Специализированный  портал www.orkce.ru 

2.Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru;

3.Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.

3. Информационно-коммуникативные средства.

1.Электронное приложение к учебнику «CD-диск к курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.  4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.   

 4. Технические средства обучения.

  1. Телевизор.
  2. Компьютер.
  3. Мультимедийная доска.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе

Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса  разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")

Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов .

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы  светской этики») для 4 классов...