Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа
по основам религиозных культур и светской этики
модуль «Светская этика» для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ose.docx | 58.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 31
с углубленным изучением предметов эстетического профиля
«Рассмотрено на заседании Утверждаю
предметного методического объединения Директор школы:
протокол №_____ _____________Е.В.Туренко
от «_____» _____________2014 г протокол педагогического совета №__
Руководитель МО: от «____»_______________2014 г.
________________Г.Г.Рудько
Рабочая программа
по основам религиозных культур и светской этики
модуль «Светская этика»
для 4 класса
Составитель рабочей программы
Алёшина Юлия Михайловна,
учитель начальных классов.
г. Нижневартовск, 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» преподаётся на основе нормативно-правовой базы:
- Приказа МОН РФ от 31.01.2012 № 69,
- Приказа МОН РФ от 1.02.2012 № 74,
- приказа МО СО от 13.12. 2011 № 01-110/6434,
- приказа МО СО от 14.12.2011 № 1404-ОД,
- Письма МО СО от 17.02.2012 № 01-110/858,
- Приказа УОКиС от 15.12.2011 № 779,
- Письма УОКиС от 16.12.2011 № 2046 (информационная поддержка на сайте:http://orkse.org),
- личных заявлений родителей и лиц их заменяющих,
- учебного плана МБОУ « СОШ № 31 с УИП ХЭП» г. Нижневартовска ; 4 класс – 1 час в неделю.
Цели изучения предмета.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи изучения предмета:
Основными задачами ОРКСЭ являются:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Концепция построения модулей курса ОРКСЭ, комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов религии и этики базируется на принципе общеобразовательного, светского характера курса.
Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
- педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это введение в религиозно-культурную традицию России.
Для реализации программного содержания используется УМК
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г
CD-диск к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г
Количество часов в год – 34
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в I четверти – 9
Количество часов во II четверти – 7
Количество часов в III четверти –10
Количество часов в IV четверти – 8
Специфика класса
Родителям учащихся четвёртой параллели было предложено выбрать один зи модулей из учебного курса « Основы религиозной культуры и светской этики» и в результате выбора получилось, что – 3 человека из 4 В, 7 учеников из 4 Д и 15 учеников из 4 Г пожелали изучать модуль « Основы светской этики»
Сборная группа состоит из 25 человек.
По исследованиям на начало учебного года в 4 классах, учащиеся показали следующий результат:
• высокий уровень школьной мотивации у 7 учащихся, что составляет 29,5 %, средний уровень мотивации- у 15 учащихся -62,5 %, низкий уровень мотивации- 2 ученика-8%.
• Учащиеся 4 классов способны адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием-14 человек, 56%.
• Учащиеся умеют осуществлять действие по образцу и заданному правилу-20 человек,
80 %
• Умеют контролировать свою деятельность по результату: на среднем уровне - 62,5 % , на низком уровне -17% , на высоком - 21%.
• Учащиеся умеют осуществлять причинно-следственные связи и отношения, взаимосвязанные с речевым компонентом интеллекта на среднем уровне – 14 человек,
56 %, у 29% учащихся – уровень ниже среднего.
• Учащиеся 4 классов имеют средний уровень работоспособности.
Художественно- эстетическая направленность предмета.
Целью эстетизации образовательного процесса является формирование у учащихся эстетического отношения к действительности. Средствами уроков курса «Основы светской этики» формируется:
- стремление к гармонии и совершенству;
- толерантность, сочувствие, сопереживание, умение встать на позицию другого человека, понять его;
- чувствовать и переживать прекрасное, возвышенное, комическое и трагическое;
- придавать эстетическое содержание поведению, содержанию и результатам деятельности, отношениям, оценкам;
- способность к образности, метафоричности, эмоциональности в освоении мира и самовыражении.
Эстетизация направлена на подчинение всех видов и форм педагогического процесса законам красоты и гармонии.
Технологически урок выстраивается по схемам:
впечатление – понимание – принятие;
переживание - отношение-освоение;
впечатление - уподобление – осмысление – обобщение.
На уроке используются такие художественные приемы:
- составление художественных коллекций из произведений искусства по различным признакам: содержание, настроение, жанр, автор, эпоха, стиль;
- словесное рисование;
- музыкальное «рисование»;
- жестовое «рисование»;
- импровизация на уточнение деталей;
- импровизация на перевоплощение;
- создание системы творческих заданий.
На уроках используются формы художественно-познавательной ориентации:
- Дискуссионно - аналитические формы: беседа, обсуждение, конференции, вечер вопросов и ответов;
- наглядно-практические формы: выставки, экскурсии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, оформление кабинетов;
- игровые формы: викторины, турниры, воображаемые путешествия, инсценирование, выставки.
Искусство тесно связано с игрой. Общими между игрой и искусством являются такие свойства, как изобразительность, добровольность, свобода, особый характер общения, особое удовольствие. Через игровые ситуации создается эстетическая среда общения.
Эстетическая направленность предмета выражается через освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность, милосердие, сострадание, целостность…
Способы и формы оценивания образовательных результатов
Предусматривается качественная взаимооценка в виде создания и презентации
творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов
могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса отсутствует.
Сроки реализации программы 2014-2015 учебный год.
Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».
Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.
Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.
Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:
- общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
- множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.
Перечень изучаемого учебного материала
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю 4 класса, всего 34 ч в год.
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.
Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания курса должно обеспечить:
- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление веры в Россию;
- укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Требования к метапредметным результатам:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
Требования к предметным результатам:
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
Россия – наша Родина
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.
Что такое светская этика?
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: культура, мораль, этика
Мораль и культура
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: мораль, культура.
Особенности морали
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: культура, материальная культура, духовная культура, мораль.
Добро и зло
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия
Добродетель и порок
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок.
Свобода и моральный выбор человека
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.
Свобода и ответственность
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа
Основные термины и понятия: Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.
Моральный долг
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Моральный долг. Моральная обязанность.
Справедливость
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа
Основные термины и понятия: Справедливость. Моральные правила справедливого человека.
Альтруизм и эгоизм
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Эгоизм. Альтруизм. Разумный эгоизм
Дружба
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.
Основные термины и понятия: Добродетельные отношения. Дружба.
Что значит быть моральным
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.
Основные термины и понятия: Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: Род. Семья. Фамилия. Родословная
Нравственный поступок
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.
Золотое правило нравственности
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Золотое правило нравственности.
Стыд, вина и извинение
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.
Честь и достоинство
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Честь. Достоинство. кодекс чести .
Совесть
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля.
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка
Джентльмен и леди
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: джентльмен, леди
Образцы нравственности в культуре Отечества
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.
Этикет
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Этикет. Образец. Правила этикета.
Семейные праздники
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни.
Любовь и уважение к Отечеству
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.
Граф – схема к программе по основам религиозных культур и
светской этики
модуль «Светская этика» для 4 класса 34 ч.
№ модуля | Название модуля | У - М | С - П | К – С | А – П | С - О | К - Р |
1. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть I.
17 ч | 1 | 3 | 1 | 5 | 5 | 2 |
2. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть II.
17 ч | 1 | 3 | 1 | 5 | 5 | 2 |
Модуль № 1: Основы религиозных культур и светской этики. Часть I. 17 ч
Компетентность: - умение анализировать ситуации, отстаивать свою точку зрения.
Цель: - формировать представление о духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества;
- развивать речь, воображение учащихся, умение работать с текстом, обогащать словарный запас;
- воспитывать нравственные качества на примере литературных героев и жизни реальных людей.
Знать:- что такое мораль, морально добрый поступок ; отличать добродетель от порока;
Уметь: - оперировать словами: альтруизм, эгоизм, добродетель, пороки;
УУД: свободная ориентация в понятийном аппарате данного модуля и восприятие текстов художественного и научного стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Художественно-эстетическая направленность: эстетическая направленность данного модуля выражается через освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность;
Дата № урока | Этап | Тема | Способы достижения цели | Оценочная деятельность |
1 01.09 - 06.09. 14 | .У -М | Россия - наша Родина. | Организация учебного процесса направленного на систематизацию и обобщение имеющихся знаний | с/о доли участия в беседе |
2. 08.09- 13.09.14 | С – П | Что такое светская этика? | Частично – поисковая деятельность | с/о доли участия в беседе |
3. 15.09- 20.09.14 | С – П | Мораль и культура. | Частично – поисковая деятельность | с/о доли участия в беседе |
4. 22.09 - 27.09.14 | С – П | Особенности морали. | Частично – поисковая деятельность | в/о доли участия в беседе |
5. 29.09 - 04.10.14 | К – С | Добро и зло. | Самостоятельная работа. | рефлексивная оценка |
6. 06.10- 11.10.14 | А – П | Добро и зло. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | в/о доли участия в обсуждении |
7. 13.10 - 18.10.14 | А – П | Добродетели и пороки. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | в/о доли участия в обсуждении |
8. 20.10- 25.10.14 | А – П | Добродетели и пороки. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | рефлексивная оценка |
9. 27.10- 01.11.14 | А – П | Свобода и моральный выбор человека. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | с/о доли участия в беседе |
10. 10.11- 15.11.14 | А – П | Свобода и ответственность. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | с/о доли участия в беседе |
11. 17.11- 22.11.14 | С – О | Моральный долг. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | с/о доли участия в беседе |
12. 24.11- 29.11.14 | С – О | Справедливость. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | самоконтроль: понятийный аппарат |
13. 01.12 - 06.12.14 | С – О | Альтруизм и эгоизм. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | самоконтроль: понятийный аппарат |
14. 08.12 - 13.12.14 | С – О | Дружба. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | самоконтроль: понятийный аппарат |
15. 15.12 - 20.12.14 | С – О | Что значит быть моральным? | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | Содержательная оценка умения систематизировать и обобщать изученное при коллективном обсуждении. |
16. 22.12.- 27.12.14 | К – Р | Творческие работы учащихся по разделу. | Содержательная оценка учителем | |
17. 12.01.- 17.01.15 | К – Р | Подведение итогов. Праздник для родителей. | Рефлексия |
Модуль № 2: Основы религиозных культур и светской этики. Часть II. 17 ч
Компетентность: - умение анализировать ситуации, отстаивать свою точку зрения.
Цель: - формировать представление о духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества;
- развивать речь, воображение учащихся, умение работать с текстом, обогащать словарный запас;
- воспитывать нравственные качества на примере литературных героев и жизни реальных людей.
Знать:- что такое золотое правило нравственности, богатырь и рыцарь как нравственные идеалы; образцы нравственности в культуре Отечества;
Уметь: - оперировать словами: честь и достоинство, нравственный поступок;
УУД: свободная ориентация в понятийном аппарате данного модуля и восприятие текстов художественного и научного стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Художественно-эстетическая направленность: эстетическая направленность данного модуля выражается через освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность;
Дата № урока | Этап | Тема | Способы достижения цели | Оценочная деятельность |
18. 19.01 - 24.01.15 | У – М | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. | Организация учебного процесса направленного на систематизацию и обобщение имеющихся знаний | с/о доли участия в беседе |
19. 26.01 - 31.01.15 | С – П | Нравственный поступок. | Частично – поисковая деятельность | с/о доли участия в беседе |
20. 02.02 - 07.02.15 | С – П | Золотое правило нравственности. | Частично – поисковая деятельность | с/о доли участия в беседе |
21. 09.02- 14.02.15 | С – П | Стыд, вина и извинение. | Частично – поисковая деятельность | в/о доли участия в беседе |
22. 16.02 - 21.02.15 | К – С | Честь и достоинство. | Самостоятельная работа. | рефлексивная оценка |
23. 23.02 - 28.02.15 | А – П | Совесть. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | в/о доли участия в обсуждении |
24. 02.03 - 07.03.15 | А – П | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | в/о доли участия в обсуждении |
25. 09.03 - 14.03.15 | А – П | Джентльмен и леди. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | в/о доли участия в обсуждении |
26. 16.03 - 21.03.15 | А – П | Образцы нравственности в культуре Отечества. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | с/о доли участия в беседе |
27. 30.04- 04.04.15 | А – П | Этикет. | Коллективная работа | рефлексивная оценка |
28. 06.04 - 11.04.15 | С – О | Праздники. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | самоконтроль: понятийный аппарат |
29. 13.04 - 18.04.15 | С – О | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | с/о доли участия в беседе |
30. 20.04 - 25.04.15 | С – О | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России. | Упражнения направленные на формирование понятийного аппарата | самоконтроль: понятийный аппарат |
31. 27.04 - 02.05.15 | С – О | Подготовка творческих проектов по теме:«Духовные традиции России» | Поисковая деятельность | Содержательная оценка умения систематизировать и обобщать изученное при коллективном обсуждении. |
32. 04.05 - 09.05.15 | С – О | Творческие работы: «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры в моем городе » | Содержательная оценка умения систематизировать и обобщать изученное при коллективном обсуждении. | |
33. 11.05 - 16.05.15 | К – Р | Творческие работы: «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества» | Содержательная оценка учителем | |
34. 18.05 - 23.05.15 | К – Р | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур» | Рефлексия |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по курсу « Основы светской этики»
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Дополнительная литература.
1.Лазарев А.И. Народоведение. Дом. Род. Народ. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
2.Лазарев А.И. Народоведение. Жизнь по народному календарю. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
3.Лазарев А.И. Народоведение. Народные промыслы и ремёсла. – Челябинск: ЮУКИ, 2000.
4. Праздники народов России. Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004.
2. Интернет-ресурсы.
1.Специализированный портал www.orkce.ru
2.Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru;
3.Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.
3. Информационно-коммуникативные средства.
1.Электронное приложение к учебнику «CD-диск к курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.
4. Технические средства обучения.
- Телевизор.
- Компьютер.
- Мультимедийная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")
Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Для учителя 4-5 классов по Основам светской этики...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов .
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этике (модуль "Светская этика")
По программе А.А. Шемшуриной...