Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы Т.Д.Васильевой, К.В.Савченко, Т.И.Тюляевой (проект "Песпективная начальная школа). Материал четко структурирован, снабжен нормативно - правовой базой, методическими рекомендациями, соответствует ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_orkse.docx | 49.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ), 4 класс
Модуль: Основы светской этики
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Рабочая программа по учебному курсу «ОРКСЭ» разработана в соответствии с основными требованиями ФГОС НОО, ПООП НОО, на основе концепции комплекта «Перспективная начальная школа» и авторской программы «Основы светской этики». Авторы: Т.Д.Васильева, К.В.Савченко, Т.И.Тюляева. Программы по учебным предметам. Примерный учебный план: в 3 ч. / Сост. Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник. 2013 г. Ч 3.
Нормативные документы и методические рекомендации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
- «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изм. и доп., вступ. в силу с 6 октября 2009 г. № 373);
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015 – 2016 уч. год; (в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576);
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2014 года №1089;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»;
- Мин. Обр. и Науки РФ. Письмо от 25 мая 2015 г. N 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно - нравственной культуры народов России»;
- Устав ГБООУ АО АСШИ № 1;
- Примерные основные образовательные программы начального общего образования (одобрены решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15);
- Основная образовательная программа начального общего образования ГБООУ АО АСШИ № 1;
- Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) для учителей, работающих по ФГОС НОО и ФГОС ООО ГБООУ АО АСШИ № 1.
Программу обеспечивают:
1. Васильева Т.Д., Савченко. К.В., Тюляева. Т.И. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики: рабочая программа. Программы по учебным предметам. Примерный учебный план: в 3 ч. / Сост. Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник. 2013. Ч.3.
2. Васильева Т.Д., Савченко. К.В., Тюляева. Т.И. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4 кл.: учебник. – М.: Академкнига/Учебник. 2013.
3. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики.Поурочно - тематическое планирование. 4 кл.:методическое пособие / Т.Д Васильева., К.В. Савченко, Т.И.Тюляева. и др. – М.: Академкнига/Учебник. 2014.
1.2 Цели и задачи изучения учебного курса
Основная цель учебного курса - сформировать у младших школьников мотивацию к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса:
1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
1.3 Ведущие идеи программы
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определённой системе базовых национальных ценностей. Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы светской этики» реализуются по направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
1.4 Планируемые результаты освоения учебной программы
Раздел 1. Введение в предмет.
Обучающиеся узнают: Что такое философия и этика, что они изучают, на какие вопросы стремятся ответить. В чем и как выражается мудрость, накопленная человечеством за тысячелетия.
Какие «вечные вопросы» волнуют человечество с древности и до нашего времени. Что такое мораль и нравственность, как они связаны с этикой.
Какое значение имеют мораль и нравственность в жизни человека. Какие традиции отношения к Родине исторически существуют в российском обществе. Что такое «малая родина» и какую роль она играет в становлении человека. Какие этические правила нашли отражения в мифах, легендах и сказках разных народов. Какие этические представления были у наших предков во времена Древней Руси.
Обучающиеся получат возможность научиться: применять понятия «этика», «мораль», «нравственность» для описания и анализа фактического материала; соотносить этические правила, содержащиеся в учебных и литературных текстах, с явлениями и фактами действительности; сопоставлять тексты на основе общих этических идей.
Раздел 2. Человек и мир.
Обучающиеся узнают: Какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло» в разные эпохи и в разных культурах; как проявляются добро и зло в жизни человека. Что называется добродетелями и пороками, как они связаны с понятиями «добро» и «зло». Как добродетели и пороки влияют на жизнь человека и его взаимоотношения с другими людьми. Кто такой Конфуций и в чем заключается суть его учения о добродетелях благородства и справедливости. Как в разные эпохи люди отвечают на вопрос о смысле жизни. Что такое ценности с точки зрения этики. Почему жизнь человека – это самая большая ценность. Чему учит этика буддизма и кто такой Будда. Что такое совесть и что значит «жить по совести».
Обучающиеся получат возможность научиться: различать зло и добро и их проявления в жизни; оценивать с помощью этих понятий явления и факты действительности; различать добродетели и пороки, оценивать их значение в собственной жизни; применять полученные этические знания для самоанализа и самооценки.
Раздел 3. Человек в мире людей.
Обучающиеся узнают: Что такое толерантность и как проявляются в жизни уважительные отношения между людьми. Что такое конфликт и какие существуют способы разрешения конфликтных ситуаций. Какими этическими правилами регулируются отношения людей в семье. Какими этическими правилами регулируются дружеские отношения между людьми. Что такое этикет, какие существуют правила этикета и почему их необходимо соблюдать. Как поступать бескорыстно и в чем может проявляться сострадание к другому человеку. О том что такое нравственный выбор; как и почему люди его совершают. Что такое подвиг и во имя чего люди совершают подвиги. Кто из наших предков и современников достоин нашего уважения и памяти. Какие героические страницы нашей истории мы всегда должны помнить. Что означает свобода человека и за что человек несет ответственность. Что такое ответственность и в чем она может проявляться. Что такое заповеди и почему они являются нравственным законом для людей. О нравственной основе иудаизма, христианства и ислама.
Обучающиеся получат возможность научиться: применять этические нормы в общении с другими людьми; применять этикетные нормы в повседневной жизни.
Раздел 4. Твой нравственный выбор.
Обучающиеся узнают: Что такое духовные ценности и какую роль они играют в жизни людей. Что такое самосовершенствование и что значит «работать над собой». Какие существуют права ребенка и как эти права защищаются Конституцией Российской Федерации.
Обучающиеся получат возможность научиться: применять знания о правах ребенка в повседневной жизни; с помощью этических норм регулировать свое поведение; определять для себя перспективы личностного роста.
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться |
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.); – на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества; – излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. | – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики; – устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. |
1.5 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Основы светской этики»
Обучение по программе курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
- формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов; - развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и 16 средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; - понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;
- формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
- развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.
2. Содержание курса «Основы светской этики»
2.1. Общая характеристика учебного предмета
Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Методический аппарат учебника предполагает выполнение учащимся интеллектуальных действий разного уровня и характера, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с работой в малых группах, что позволяет эффективно решать проблему соотношения обучения, развития и социализации. Высокий уровень дифференциации и
вариативности вопросов и заданий позволяют младшему школьнику работать в зоне своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения, достижения образовательного результата.
При изучении предмета реализуется системно-деятельностный подход, который в рамках системы «Перспективная начальная школа» предполагает: социализацию школьников, воспитание у них гражданственности и патриотизма, гражданской идентичности, формирование положительных и конструктивных качеств личности, воспитание уважения к многонациональному, поликультурному и поликонфессиональному составу российского общества.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП) содержание учебника направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Данная задача обеспечивается содержанием материала учебника, его методическим обеспечением, реализацией аксиологического, коммуникативного, деятельностного подходов.
В выборе подходов к отбору содержания учебника и его методическому обеспечению авторы руководствовались также тем, что задачи социализации и аккультурации рассматриваются в современных теориях воспитания как задачи практической подготовки учащихся к жизни в плюралистическом обществе и интеграции в это общество, совершающиеся уже в школьной жизни. Укрепление идентичности и воспитание толерантности становятся в этом случае составляющими одного процесса.
Развитие коммуникативной деятельности школьников рассматривается в учебнике в трех аспектах:
- как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
- как сотрудничество (коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности);
- как условие интериоризации - процесса преобразования внешней социальной и предметной деятельности во внутренние умственные действия и операции (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации и рефлексии).
Учебный предмет имеет большой потенциал для развития коммуникативных и речевых действий учащихся, т.к. в силу его универсального, максимально обобщенного характера предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения и т. д.
Достигается это за счет включения вопросов и заданий непосредственно в контекст урока:
- заданий на осмысление материала, выражение собственного мнения, повторение, работа с иллюстративным материалом)
- заданий, нацеленных на совершенствование умений учащихся в разных видах речевой деятельности (чтении, письме, слушании, говорении), на обогащение лексического запаса учащихся, на совершенствование коммуникативного, нормативного и этического аспектов культуры речи учащихся;
- цитат, содержащих высказывания и оценочные суждения писателей, философов, и заданий на их осмысление и интерпретацию;
- заданий, предусматривающих обращение к разным типам учебных и художественных текстов, фрагменты которых включены в содержание проводимых уроков;
- заданий, требующих более глубокого осмысления материала, а также перспективных заданий – мини-проектов, задания творческого и рефлексивного характера.
Таким образом, коммуникативная компетентность и коммуникативные УУД ученика в процессе изучения курса формируются посредством: поиска и нахождения обоснований, доказательств и выводов; оценки изучаемого материала; развития коммуникативных умений (задавать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал, планировать учебную деятельность, работать с источниками информации, оформлять и презентовать результаты деятельности); развития социально-коммуникативных умений (слушать, участвовать в беседе, быть инициатором речевой деятельности, дискутировать, интегрироваться и кооперироваться в деятельности, аргументировать и обосновывать).
Реализация курса «Основы светской этики» имеет ряд особенностей, влияющих на организацию и проведение уроков и других форм образовательного процесса.
В содержании реализуется высокий потенциал межпредметных связей, в значительной степени опирающихся на социальную практику и жизненный опыт учащихся, и позволяющих рассматривать актуальные ситуации повседневной жизни.
Через систему заданий, нацеленных на развитие самостоятельности мышления школьников, на обучение их поисковой деятельности, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, на формирование уверенности в своих силах и в то же время на постоянную самооценку и самоконтроль своей деятельности, реализуется деятельностный подход. Изучаемый материал обеспечивает создание ситуаций, которые проектируются с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности УУД учащихся.
Учебник рассматривается авторами не только как основной источник информации, но и как средство организации деятельности учащихся по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования, заданных ФГОС, на всех этапах урока.
высоком, мировоззренческом уровне.
Применение разных методов в их оптимальном сочетании для освоения представленного в учебнике содержания позволяет при изучении курса обеспечить практическую направленность учебного процесса, способствует созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования УУД, создает условия для применения их в практической деятельности, исключает формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений, учитывает возрастные особенности школьников, их личный жизненный опыт, создает условия для решения задач духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся в соответствие с требованиями ФГОС и новой предметной области в них – духовно-нравственной культуры.
1.Учебно-исследовательская и проектная деятельность в курсе «Основы светской этики» осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, направленности на создание условий для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка. В ее содержании можно выделить несколько аспектов:
Выработка новых знаний, формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ.
2. Проектирование - процесс разработки и создания проекта (прототип предполагаемого объекта), всегда ориентированного на практику. Реализация проекта - это решение реальной задачи, учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, направленная на достижение результата, создание модели планируемого объекта.
3. Во всех направлениях внешкольной деятельности, внеурочной, внеклассной работы по курсу «Основы светской этики» широко используется исторический, краеведческий, художественный материал, развиваются умения школьника самостоятельно добывать знания, применять их на практике. Общими условиями организации любой формы внеклассной работы являются: учет интересов и потребностей конкретного класса, четкое планирование внеклассной деятельности, определение ее конкретных результатов, тесная связь с материалом других предметов (литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка и другие).
При организации внеурочной деятельности используются различные формы работы, при их выборе следует оценить их воспитательное значение с позиции цели, задач, функций, личностных, предметных, метапредметных результатов.
Тем не менее, все формы организации внеурочной деятельности по данному курсу (индивидуальные, парные, групповые, массовые) имеют много общего, способствуют развитию у школьников интереса к предмету, направлены на решение задач нравственного, морально-этического,
нравственно-правового, патриотического воспитания. Чтобы не превратить внеурочную деятельность в продолжение уроков, надо позаботиться о разнообразии видов, форм, методов организации этой работы. К важнейшим видам внеклассной, внеурочной работы можно отнести: познавательную, игровую, досугово-развлекательную, социально-преобразующую, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую деятельность; проблемно-ценностное общение; художественное творчество.
2.2. Содержание курса «Основы светской этики» (34 часа)
Раздел 1. Введение в предмет
Россия – наша Родина. Отношение к Родине. «Малая родина».
Мудрость, собранная веками. Мудрость и истина. Притчи – источники мудрости. Басни Эзопа.
Этика. Мораль. Нравственность. Аристотель и Цицерон о морали и нравственности. Этические нормы и правила.
Этика в древности. Мифы, сказки, легенды как источники первых этических представлений. Высказывания греческих, римских, египетских мудрецов о человеке и законах человеческого общежития; «законы Ману». Нравственное воспитание подрастающего поколения в Древней Греции.
Этические традиции Древней Руси. «Поучение» Владимира Мономаха. «Поучение» Серапиона Владимирского. Идеал человека в представлении древнерусских мыслителей.
Раздел 2. Человек и мир
Добро и зло – основополагающие понятия этики. Проявления добра и зла в жизни и в душе человека. Качества и поступки, в которых проявляют себя добро и зло.
Добродетели и пороки. Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные добродетели, их воспитание и развитие.
Добродетели благородства и справедливости. Учение Конфуция как этическая система. Гуманность и благопристойность. Понятия «благородный муж» и «низкий человек».
Смысл и ценность человеческой жизни. Ответы на вопрос о смысле жизни. Сохранение и поддержание жизни и здоровья – обязанность человека перед собою и обществом.
Представления о достойной жизни. Этическое учение Л.Н. Толстого.
Истинные и ложные ценности в жизни человека. Умение различать истинные и ложные ценности.
Совесть и ее значение для человека и его взаимоотношений с обществом. Совесть и стыд. Понятие «жить по совести».
Буддизм, нравственные основы буддийской религии. Будда.
Раздел 3. Человек в мире людей
Терпимость и толерантность. Представления о многообразии человеческих типов, характеров, точек зрения, образа жизни. Представления Представления о многообразии человеческих типов, характеров, точек зрения, образа жизни. Представления о необходимости уважительного отношения между людьми. Конфликт и способы его разрешения этическими средствами.
Человек в семье. Значение семьи в жизни человека. Права и обязанности детей и родителей в семье. Этические основы семьи. Ценности, объединяющие семью.
Дружба и ее роль в жизни человека. Этические основы дружбы.
Любовь с точки зрения этики. Нравственные основы любви. Представления о любви как основе человеческой жизни.
Этикет. Представления об этикете и этикетные обычаи разных народов и в разные времена. Этикет в современном мире. Представления о необходимости соблюдения этикетных норм и правил.
Милосердие и благотворительность. Прощение как важная составляющая милосердия. Умение прощать и сострадать. Формы благотворительности. Волонтерское движение и благотворительные организации в современном мире.
Свобода и ответственность. Личная свобода и ее границы. Ответственность человека за себя и других людей.
Нравственный выбор. Януш Корчак – врач, писатель, педагог.
Подвиг. Подвиги в военное и мирное время. Героические страницы в истории России. Государственные награды.
Заповеди как древнейший нравственный закон человеческой жизни. Содержание и этический смысл десяти заповедей.
Иудаизм, нравственные основы иудейской религии. Пророк Моисей.
Христианство, нравственные основы христианской религии. Иисус Христос и его учение.
Ислам, нравственные основы ислама. Пророк Мухаммад.
Раздел 4. Твой нравственный выбор
Духовные ценности и их значение в жизни людей.
Самосовершенствование и его значение для развития человеческой личности. Цели в жизни человека и пути их достижения. Самоопределение человека.
Этика в повседневной жизни. Мотивы человеческих поступков. Золотое правило нравственности и его значение.
Представления о выборе жизненного пути, о нравственных и безнравственных поступках.
Права детей, Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности. Знание прав и обязанностей как обязательное условие жизни человека в современном мире.
2.3 Тематическое планирование курса «Основы светской этики»
№ п/п | Название раздела | Авторская программа | Рабочая программа | Проекты | Региональное содержание |
1 | Введение в предмет | 5 | 5 | 1 | |
2 | Человек и мир | 8 | 8 | ||
3 | Человек в мире людей | 11 | 13 | 3 | 3 |
4 | Твой нравственный выбор | 6 | 8 | 1 | |
Всего | 30 | 34 | 4 | 4 |
* В соответствии с годовым календарным графиком работы и режимом ГБООУ АО АСШИ№1 рабочая программа составлена на 34 рабочие недели.
3. Календарно - тематическое планирование
№ п/п, | Да-та | Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Регион. содержание | Домашнее задание | |
Предметные | Метапредм. и личностные | ||||||
1 четверть - 9 часов | |||||||
Раздел 1. Введение предмет (5 часов) | |||||||
1 | Россия - наша Родина. (У. с. 3 - 9) | Смысловое чтение. уч. и худ. текстов; извлечение, описание, структурирование и переработка информации. Ответы на учебные вопросы, участие в обсуждении, представление собственной точки зрения | Формирование первоначальных представлений о курсе «Светская этика», развитие понятий: Родина, малая родина, Отчизна, отчий край, священное место. | Освоение знаково - символических средств поиска информации. Воспитание гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну. | Архангельск - моя малая Родина. | Рисунок на тему «С чего для тебя начинается Родина» | |
2. | Мудрость, собранная веками. (У. с.10- 15) | Игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения | Формирование представлений о человеческой мудрости, знакомство с понятием «истина», закрепление понятия «притча» | Позитивная моральная оценка и моральные чувства; формулирование собственного мнения и позиции; аргументирование собственной точки зрения. | Найти притчи, раскрывающие понятия: истинная дружба, любовь, верность» | ||
3. | Этика. Мораль. Нравственность. (У. с.15- 20) | Работа со словарем; осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов, ответы на учебные вопросы разного типа. | Формирование представлений о связи этики, морали и нравственности | Ориентация в системе моральных норм и ценностей; | Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (с. 20) | ||
4. | Этика в древности. Мифы, сказки, легенды. (У. с. 21 - 27) | Использование новых лексических единиц «миф», «легенда»; участие в беседе и обсуждении; выборочный пересказ. | Формирование представлений о том, зачем древние люди сочиняли мифы и сказки. Усвоение новых понятий «миф» и «легенда». | Работа с текстовыми источниками информации. Формулирование и аргументирование собственного мнения. | Записать правила поведения, которые должны соблюдать люди. | ||
5. | Этика в Древней Руси. (У. с.27- 34) | Осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц «демократия», «проповедь», и «поучение»; словарная работа; участие в беседе обсуждении, подготовка сообщений. | Формирование представлений об этических нормах наших предков. Формирование представлений о качествах и поступках человека, которые ценились в Древней Руси. Знакомство с мировоззрением древнерусских мыслителей. | Аргументирование собственной точки зрения; осуществление расширенного поиска информации в учебнике и вне его; смысловое чтение. | Подготовить сообщение о «Поучениях» В. Мономаха. | ||
Раздел. 2. Человек и мир (8 часов) | |||||||
6. | Добро и зло (У. с.35 - 42) | Осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц «добро» и «зло». Аргументированное представление собственной точки зрения. | Формирование представлений о смысле понятий «добро» и «зло». | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных жанров; осуществление сравнения; вступление в диалоги участие в обсуждении проблемы. | Вспомнить сказки, рассказы и кинофильмы на тему добра и зла. | ||
7. | Добродетели и пороки (У. 43- 50) | Осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц «добродетель» и «порок» | Формирование представлений о том, как добродетели и пороки связаны с понятиями добра и зла. | Развитие готовности к самообразованию и самовоспитанию, позитивной моральной оценки и моральных чувств. | Сообщение «Что такое добродетели в понимании Аристотеля» | ||
8. | Добродетели благородства справедливости. (У. с.50 - 57) | Осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц «гуманность», «благопристойность»; словарная работа; Аргументированное представление собственной точки зрения. | Формирование представлений о важности добродетелей благородства и справедливости; формирование понятий «гуманность» и «благопристойность» | Уважение к личности и ее достоинству; доброжелательное отношение к окружающим; развитие готовности к самообразованию и самовоспитанию. | «Проверь себя» (У. с 57) | ||
9. | Смысл и ценность жизни (У. с.58- 65) | Беседа (система вопросов и ответов по тексту, заданиям и иллюстрациям учебника) | Формирование представлений о важности «вечных вопросов» в жизни человека | Уважение личности, ее достоинства и ценностей семьи; оптимистическое восприятие мира; признание ценности здоровья; готовность слушать собеседника и вести диалог. | Придумать вопросы для беседы о смысле жизни с членами семьи. | ||
2 четверть - 7 часов | |||||||
10. | Ценности человеческой жизни (У. с.66-71) | Осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новой лексической единицы «суета»; Беседа (система вопросов и ответов по тексту, заданиям и иллюстрациям учебника) | Формирование представлений о человеческих ценностях (истинных и ложных) | Готовность и способность выполнения моральных норм по отношению к взрослым и сверстникам; интерпретирование и оценивание событий, явлений и фактов. | Рассуждения на тему «Что для меня является ценным в жизни» | ||
11. | Человеческая жизнь как высшая ценность (У. с. 72-80) | Осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новой лексической единицы «буддизм»; Беседа (система вопросов и ответов по тексту, заданиям и иллюстрациям учебника) | Формирование представлений об этической этике буддизма, о буддийских притчах; | Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать существование различных точек зрения и право каждого человека иметь свою собственную; уважение к религиозным традициям разных народов. | Прочитать и объяснить смысл буддийской притчи (У.с. 72-73) | ||
12. | Для чего живет человек (У. с. 80-85) | Ответы на учебные вопросы разного типа; участие в беседе обсуждении, аргументированное представление собственной точки зрения; написание творческой работы; | Формирование представлений о важности поступков человека, об истинных и ложных ценностях; | Уважение к человеческим ценностям, признание ценностей других людей, здоровья; работа с информацией; смысловое чтение текстов разных стилей и жанров | У. с. 84 - 856 прочитать басню «Скупость», ответить на вопросы. | ||
13. | Совесть (У. с. 85-91) | Осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новой лексической единицы «совесть»; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление собственной точки зрения; | Формирование представлений о том, что значит «жить по совести» | Позитивная моральная самооценка и моральные чувства | Заполнить лист самоанализа | ||
Раздел 3. Человек в мире людей (13 часов) | |||||||
14. | Толерантность (У. с. 92- 98) | Осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новой лексической единицы «толерантность»; игровая имитация проблемных ситуация и поиск путей их оптимального разрешения | Формирование представлений о том, почему нужно быть терпимым; знакомство с понятием «толерантность» | Уважение к разным людям, народам России и мира, принятие их; развитие толерантности, готовности занять равноправное положение с другими людьми. | Эссе на тему «Зачем нужна толерантность» | ||
15-16 | Человек в семье (У. с. 99-106) Подготовка и защита проекта «Традиции моей семьи» | Ответы на учебные вопросы разного типа; участие в беседе обсуждении, аргументированное представление собственной точки зрения; Беседа (система вопросов и ответов по тексту, заданиям и иллюстрациям учебника) | Формирование представлений о том, почему в жизни человека важны понятия «дом» и «семья». Формирование представлений о правах и обязанностях членов семьи. | Развитие уважения к ценностям семьи, готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и право каждого человека иметь свою собственнную. | Подготовка проектной работы «Традиции моей семьи» По выбору: У. с. 104 №3 или с. 106 №2 | ||
3 четверть - 10 часов | |||||||
17. | О дружбе (У. с. 106- 112) | Осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц «оратор» и «риторика»; Ответы на учебные вопросы разного типа; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление собственной точки зрения; | Формирование представлений о дружбе и о том, что значит дружить; знакомство с понятиями «оратор» и «риторика»; | Умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения; логические действия анализа, сравнения и обобщения; установление аналогий и причинно - следственных связей; построение рассуждений. | Найти пословицы о дружбе и умении дружить | ||
18 - 19 | Этикет (У. с. 112- 117) Проектные работы по темам | Осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новой лексической единицы «этикет»; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление собственной точки зрения; групповая работа; | Формирование представлений об этикете и пользе соблюдения правил этикета; | Уважение к истории, традициям других народов, к личности, ее достоинству; доброжелательное отношение к окружающим. | Проектные работы по темам «Хорошие и плохие привычки в нашем классе», «Человек в школе», «Человек в семье», «Человек в гостях» | ||
20. | Милосердие и благотворитель-ность (У. с. 117-124) | Осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц «милосердие» и «благотворительность»; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление собственной точки зрения; творческая работа; | Формирование представлений о том, что такое милосердие и благотворительность; кто такие волонтеры; | Развитие этических чувств как регулятора морального поведения; воспитания доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; | Волонтерское движение на Севере | Придумать и нарисовать эмблему волонтерской организации | |
21. | Януш Корчак - врач, писатель, педагог (У. с. 125-130) | Ответы на учебные вопросы разного типа; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление собственной точки зрения; | Знакомство с биографией и деятельностью Я. Корчака; Формирование представлений о том, что такое нравственный выбор и как его можно сделать. | Позитивная моральная самооценка и моральные чувства; доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительное и бережное отношение к их культуре. | Посмотреть вместе с родителями фильм А. Вайды «Корчак» | ||
22. | В жизни всегда есть место подвигу (У. с. 131 - 139) | Ответы на учебные вопросы разного типа; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление собственной точки зрения; Беседа (система вопросов и ответов по тексту, заданиям и иллюстрациям учебника) | Формирование представление о том, что такое подвиг т во имя чего его совершают. Знакомство с поступками известных предков и современников, достойных уважения, восхищения, памяти; | Воспитание уважения к истории; развитие гражданского патриотизма и чувства гордости за свою страну. | Архан-гельск - город воинской славы | Сообщение об участниках ВОВ из твоей семьи. | |
23. | Свобода и ответственность (У. с. 140- 147) | Осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц «свобода» и «ответственность»; Ответы на учебные вопросы разного типа; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление собственной точки зрения; | Формирование представлений о том, какого человека можно считать свободным и что может ограничить свободу человека; формирование представлений о том, как связаны между собой понятия «свобода» и «ответственность» | Получение знаний об основных правах и обязанностях гражданина, об уважении к личности; развитие самостоятельности и ответственности за собственные поступки; развитие начальных форм регуляции эмоциональных состояний. | У. с. 146, ответить на вопросы | ||
24. | Заповеди - нравственные законы (У. с. 147-151) | Осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц «пророк», «заповедь», «иудаизм»; Ответы на учебные вопросы разного типа; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление собственной точки зрения; работа с иллюстративным материалом | Формирование понимания того, что собой представляет древнейший нравственный закон, что такое заповеди иудаизм и во что верят люди, исповедующие эту религию; | Воспитание уважения к истории, получение первоначальных представлений о религиозной культуре иудаизма, освоение общемирового наследия. | У. с. 151, прочитать текст «Это интересно!» | ||
25. | Заповеди любви (У. с. 154 - 161) | Осмысление, оценка и интерпретация, событий, явлений и фактов с использованием новой лексической единицы «христианство»; Беседа (система вопросов и ответов по тексту, заданиям и иллюстрациям учебника) | Формирование представлений о том, что с точки зрения этикета означает «любить»; формирование представлений о том, кто такие христиане и чему учит христианская этика; | Воспитание уважения к истории, получение первоначальных представлений о религиозной культуре христианства, освоение общемирового наследия. | Христианс-тва на Севере | Обсудить с родителями учение Иисуса Христа | |
26. | Еще о законах человеческого общежития (У. с. 161- 169) | Осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц «ислам» и «мусульмане»; Беседа (система вопросов и ответов по тексту, заданиям и иллюстрациям учебника) | Формирование представлений о том, кто такой Мухаммад, чему он учил людей, что такое ислам и во что верят люди, исповедающие эту религию; | Воспитание уважения к истории, получение первоначальных представлений о религиозной культуре ислама, освоение общемирового наследия. | Подумать, что общего в этических учениях мировых религиозных культур | ||
4 четверть - 8 часов | |||||||
Раздел 4. Твой нравственный выбор - 8 часов | |||||||
27. | Духовные ценности (У. с. 170 - 174) | Ответы на учебные вопросы разного типа; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление собственной точки зрения; Беседа (система вопросов и ответов по тексту, заданиям и иллюстрациям учебника) | Формирование представлений о духовных ценностях и их значении в жизни человека | Уважение человеческих ценностей, готовность к выполнению моральных норм и правил, бережное отношение к матер. и дух. ценностям. | Сочинение - размышление на тему «как беречь свое здоровье» | ||
28. | О самосовершенство-вании (У. с. 175-180) | Осмысление, оценка и интерпретация, событий, явлений и фактов с использованием новой лексической единицы «самосовершенствование»; Беседа ; Ответы на учебные вопросы разного типа; участие в беседе и обсуждении, аргументир. представл. собственной точки зрения; игр. имитация проблемных ситуаций. | Формирование представлений о том, что такое самосовершенство-вание и формирование представлений об умении «работать над собой». | Развитие потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании; развитие начальных форм регуляции эмоциональных состояний и рефлексии. | Подумать, что нужно изменить в себе и как. | ||
29. | Этика для себя (У. с.180-185) | Ответы на учебные вопросы разного типа; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление собственной точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптим. разрешения; творч. работа. | Формирование представлений о том, что такое мотив и нравственный выбор. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей, уважение к человеческим ценностям, адекватное самостоятельное оценивание правильности выбора человека. | Учебник с. 186 №4, письменно | ||
30. | Твои права или Конвенция о правах ребенка (У. с. 185 - 192) | Ответы на учебные вопросы разного типа; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление собственной точки зрения; творч. работа. | Знакомсто с Конвенцией о правах ребенка и понятиями «имею право» и «права ребенка» | Освоение знаний об основных правах ребенка; уважение личности, человеческих ценностей; способность высказывать собст. мнение, умение отстаивать свою позицию. | Эссе на тему «Я имею право…» | ||
31. | Что должны знать дети о правах и законе (У. с. 193-199) | Ответы на учебные вопросы разного типа; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление собственной точки зрения; творч. работа., игровая имитация пробл. ситуаций и поиск путей их оптим. разрешения. | Формирование представлений о правах ребенка, развитие понимания, что некоторые права ребенка можно назвать «незаметными», развитие понимания того, что некоторые права можно назвать «незаметными». | Знание основных прав ребенка; уважение личности, человеческих ценностей; умение высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию. | Составить перечень прав ребенка или разыграть ситуацию, в кот. ребенок защищает свои права. | ||
32. | Твой багаж в дорогу жизни (У. с.199-205) | Ответы на учебные вопросы разного типа; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление собственной точки зрения; творч. работа. | Развитие понимания необходимости правильного выбора жизненного пути, представлений о жизненных ценностях | Формулирование собственного мнения, умения отстаивать свою позицию и учитывать разные мнения; ориентация в системе моральных норм и ценностей; понимание конвенционного характера морали. | Размышление на тему «Мир, в котором я хочу жить» (эссе, презентация и др.) | ||
33. | Подготовка проектов | Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом, выбор тем для индивидуальных творческих работ. | Освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»; формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре; Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллект. труда. Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение. | Темы по краеведению | Подготовка проектов | |
34. | Защита проектов | Выступления учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Выбор модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Собрание проводится с родителями 3 класса во втором полугодии. В кабинете стоит компьютер с интерактивной доской для показа презентации....
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики"
Рабочая программа по модулям " Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики"...
О модуле «Светская этика» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Сообщение для родителей 3 класса о модуле "Светская этика" комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики".
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики", реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС...
Рабочая программа внеурочного курса занятий «Основы религиозных культур и светской этики» в 1 классе
Цель внеурочных занятий по ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных тради...
Открытый урок по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы буддийской культуры» Тема: «Буддизм в России»
Данную разработку можно использовать при проведении классных часов и занятий по комплексному курсу "«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы б...