Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".
методическая разработка (4 класс) по теме

черкашина марина николаевна

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презентации с притчами, стихотворение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Нягань

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

КОНСТРУКТ

Модуль «Основы светской этики»

Тема урочного занятия «Дружба»

для 4-го класса

                                                                                                                   Автор:

                                Черкашина М. Н. учитель начальных классов

Нягань, 2012 год

Урок  № 14 модуля «Основы светской этики»

Тема: «Дружба»

Цель урока: формирование у учащихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи урока:

Образовательные:

расширить представлениео понятиях  «друг», «дружба»; показать ценность и необходимость дружбы.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении        

                    определённых проблем; коммуникативные навыки.

Воспитательные:

Продолжать воспитывать способность сопереживать чувствам других людей, толерантное отношение в общении с окружающими.

Планируемые результаты:

Личностные:

самоопределение в жизненных ценностях;

умение объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Умение осуществлять информационный поиск;

готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Предметные:

понимание ценности дружбы и дружеских отношений;

выстраивание конструктивных отношений в  обществе.

Оборудование учителя: презентация к уроку; словари: Ожегова, Ефремовой, синонимов,психологический словарь, Даля; текст притчи «Как помочь другу», карточки с цитатами известных людей, видео продукт  – мультфильм «Про настоящую дружбу», игрушка «Солнышко».

Оборудование учащихся: рабочая тетрадь ученика.

Педагогический инструментарий:

Технологии: ИКТ, ТРКМ.

Формы: индивидуальный, фронтальная, групповая.

Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный.

Приёмы: беседа, обсуждение, работа со справочной  литературой, игра «Ассоциации», приемы технологии КРМ (кластер, синквейн), медиотекст  «Про настоящую дружбу», драматизация (инсценирование  стихотворения «Требуется друг»)

Участие родителей: совместная деятельность при выполнении домашнего задания (поиск информации).

Межпредметные связи:литературное чтение,риторика.

Этапы

Цели этапа

Содержание

УУД

Оценка

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Организационный момент

(1 мин.)

Создать благоприятный психологический  климат.      

Приветствие.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Волевая саморегуляция  (Р).

II.Мотивационный этап

(4мин.)

Вызвать первоначальный интерес (мотивацию) к теме урока. Определить тему урока, сформулировать цель.

Организовывает инсценировку стихотворения: А. Барто«Требуется друг» Беседует с учащимися по стихотворению.

Уточняетцель урока, которую сформулируют дети.

Четверо учащихся инсценируют стихотворение. Смотрят инсценировку, участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Определяют тему урока, формулируют цель.

Смыслообразование(Л),

целеполагание (Р),

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, умение строить речевое высказывание в устной форме (П)

Словесная оценка

III. Актуализация знаний.

(7 мин.)

Раскрыть определение «Дружба».

Организует работу по составлению Кластера.

Работают в группах, составляют кластер,работают со словарями.

Смыслообразование(Л),

прогнозирование (Р),

поиск и выделение необходимой информации (П),

умение строить речевое высказывание в устной форме (П),

анализ (П)

Словесная оценка.

IY. Работа по теме урока.

(8мин.)

Проверить уровень осознания детьми понятия «Дружба».

Показать ценность дружбы.

Предлагает  детям встать в круг и продолжить фразу «Для меня дружба – это…»

Предлагает выбрать слова и вставить в мудрые мысли известных людей.

Дети высказываются, передавая друг другу  игрушку «солнышко».

Обсуждают в группах и записывают на карточках. Сверяют результаты по слайду.

Смыслообразование (Л),

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, внесение необходимых изменений и корректив, оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. (Р),

поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, синтез (П).

Самооценка.

Взаимооценка

V. Физминутка.

(1 мин.)

Снять психофизическое напряжение учащихся

Организует физпаузу.

Выполняют упражнения

Волевая саморегуляция (Р).

VI. Продолжение работы по теме урока.

(6 мин)

Способствовать осознанию того, что каждый человек может совершать добрые поступки, сопереживать чувствам других людей.

Учитель зачитывает притчу.

Организует обсуждение в группах учащихся по притче «Как помочь другу». Дает правильное окончание притчи.

Дети слушают текст притчи, обсуждают в группах возможный вариант ее окончания, высказываются, сопоставляют свой вывод с правильным ответом.

Смыслообразование (Л),

прогнозирование,

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, внесение необходимых изменений и корректив (Р),

умение строить речевое высказывание в устной форме (П),

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить взаимодействие со сверстниками (К).

Взаимооценка.

YII. Итог урока.

(8 мин.)

Проверить степень осознания детьми основных понятий темы, и готовность руководствоваться ими в повседневной жизни.

Организует просмотр мультфильма «Про настоящую дружбу».

Формулирует домашнее задание, выделяя в нем обязательную и факультативную часть:

1) Написать сочинение о друге (по желанию);

2) Творческое представление друга (фото, рисунок, интервью);

3) Побеседуйте с родителями о том, какие ещё  качества можно отнести к понятию дружба.

Смотрят мультфильм, выводят правило дружбы.

Записывают домашнее задание.

Нравственно-этическая ориентация, смыслообразование (Л),

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка (Р),

общеучебные УУД (П).

YIII. Рефлексия.

(4 мин.)

Подвести итог урока. Сопоставить свои первоначальные знания о дружбе  с тем, что узнали на уроке.

Подводит итог урока, используя метод синквейна.

Составляют синквейн.

Смыслообразование, нравственно-этическая ориентация (Л),

прогнозирование, контроль, оценка (Р),

моделирование (П),

умение вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения (К).

Оценка учителя, само- и взаимооценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации

Слайд 2

Уровень подготовки обучающихся К данному уроку обучающиеся должны уметь работать с текстом, выделять главную мысль в массиве текста, договориться о распределении ролей в совместной деятельности, использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Слайд 3

Компетенции педагога Прохождение курсовой подготовки по программе «ОРКСЭ », владение различными образовательными технологиями , приёмами психолого-педагогической коррекции , создание условий - для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся, - для повышения учебной мотивации школьников при освоении урочного материала.

Слайд 4

РИСКИ при проведении занятия Разный уровень сформи-рованности коммуникатив-ных навыков обучающихся, готовности учащихся к самостоятельной поиско-вой деятельности Продумать алгоритм деятельности обучающихся в групповой и индивидуаль-ной работе, помощь учителя при определении выступающего от группы Превышение регламента урока Определить временные рамки каждого этапа Риски, связанные с применением ИКТ. Замена видео продукта печатной или иллюстра-тивной информацией. ПУТИ их преодоления

Слайд 5

Мультимедийная презентация, видео продукт – мультфильм «Про настоящую дружбу», раздаточный материал (карточки с текстом для групповой работы) - текст притчи «Как помочь другу», - карточки с цитатами известных людей Наглядность и дидактический материал

Слайд 6

. Базовый уровень: словарная работа; работа в группе; инсценировка стихотворения; работа с притчей Повышенный уровень: выполнение домашнего задания по выбору, интервью Описание заданий базового и повышенного уровней:

Слайд 7

Описание заданий д ля индивидуальной работы чтение наизусть стихотворения для групповой работы работа по карточкам с цитатами известных людей, с текстом притчи, поиск информации, обсуждение, работа по составлению кластера, синквейна для фронтальной работы просмотр мультфильма , поиск ответа на поставленную проблему, беседа

Слайд 9

Предварительная работа педагога Поиск, изучение и отбор информации в различных источниках , подготовка презентации, составление конструкта урока, с оставление алгоритма работы учащихся для организации самостоятельной и поисковой деятельности, п одготовка раздаточного материала, о пределение рисков и путей их преодоления.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Притча «Двое в пустыне»

Слайд 2

Через пустыню шли двое и о чём-то разгорячённо спорили. Один, то и дело, облизывая тонкие сухие губы с застывшим на них желтоватым налётом, страстно что-то доказывал второму, но тот лишь презрительно морщился и хрипло усмехался: «Безумны твои речи», — и в свою очередь начинал развивать собственные. идеи. Но вскоре первый нетерпеливо перебивал второго, и всё начиналось сначала. Каждый из них отстаивал свою правоту, старался продемонстрировать свою силу, стремился обратить в свою веру.

Слайд 3

И вот уже на пороге ночи спор перешёл в ссору, и уже готова была вспыхнуть вражда. И каждый уже кричал другому, что может обойтись и без него. И тогда они, не сговариваясь, решили пойти врозь — каждый своей дорогой. Их уже обступила холодная мрачная ночь. И вокруг простиралась пустыня. И первый дерзко шагнул во тьму.

Слайд 4

Предположи, как закончилась эта история?

Слайд 5

Но вскоре он услышал за собой шаги своего спутника и подумал: «Какая во мне сила! Он пошёл за мной, потому что он не может обойтись без меня ». « Всё-таки как он слаб! Надо пойти за ним, чтобы уберечь его от бед и опасностей, иначе это будет лежать на моей совести», — думал в это время другой, догоняя первого.

Слайд 6

В чём истина?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ОРКСЭ «Как христианство пришло на Русь» 4 класс ( УМК: "Основы религиозных культур и светской этики «Основы православной культуры»")

Тема урока «Как христианство пришло на Русь» Тип урока:  урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о крещении Руси. Зада...

Конспект урока и презентация по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс.

Методическая разработка по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Конспект урока и презентация по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме: «Каждый интересен» (4 класс, УМК «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» под ред. А.И. Шемшуриной)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о дружбе и особенностях каждого человека как личности.  Дидактические:1) дать представление о п...

Технологическая карта по ОРКСЭ по теме "От добрых правил – добрые слова и поступки" (4 класс) УМК: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4 класс, А.И. Шемшурина. М.: Просвещение, 2014

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи урокаДидактические:Дать п...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме «Простые школьные и домашние правила этикета» (4 класс, УМК : «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»)

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятиях «школьный» и «домашний» этикет и о его роли в обществе.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать основные прави...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Премудрости этикета» (УМК «Основы религиозных культур и светской этики»), 4 класс

Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения ориентироваться в мире этикета.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Узнать, что такое этике...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Красота этикета" (УМК "Основы религиозных культур и светской этики", 4 класс)

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятии «этикет» и его роли в обществе.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Продолжить формировать у обучающихся общее ...