Уроки ОРКСЭ в школе
статья по орксэ (4 класс)

Калиева Лиана Шамтиевна

Воспитательное значение уроков ОРКСЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

                                               

                                                  Педагогическая статья

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОРКСЭ

Калиева Лиана Шамтиевна,

учитель начальных классов МОАУ СОШ №14

Нефтекамск

2020г.

      Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) введен во всех общеобразовательных учреждениях   города. В нашей школе – это 35 учебных часов 4 классе. Цель предмета  ОРКСЭ  - формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. К сожалению, большинство учителей и родителей по-прежнему оценивают работу школы именно с позиции предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей. Составляя рабочую программу по курсу ОРКСЭ, в первую очередь, обращаю внимание  на  личностные универсальные действия.  потому что фундаментальной основой преподавания учебного курса является приобретение обучающимися базовых ценностных ориентиров,  представлений о морали и нравственности, которые способствуют формированию целостного мировоззрения школьников. Можно сказать, что  основы религиозных культур и светской этики – единственный в школе предмет, который специально предназначен для выполнения функции воспитания. Проработав  20 лет учителем начальных классов, я убедилась в том, что нравственные качества  и чувства человека активно формируются в детском возрасте. Значит, именно в школе мы должны заложить фундамент таких нравственных ценностей, как доброта, отзывчивость, порядочность, честность, трудолюбие, гражданственность и патриотизм.

         Организацию учебной деятельности на уроках ОРКСЭ нельзя представить   без  форм и методов обучения. Среди множества методов организации учебной деятельности предпочтительнее всего беседа, доверительная и  душевная, которая выведет на обсуждение нравственных и моральных проблем, личностно значимых для ребенка. Например, при изучении темы «Моя семья», подбираю ключевые вопросы, раскрывающие нравственные ценности семейных отношений:

       -  Кем являются для тебя мама с папой?

  • Можно ли дружить с родителями?
  • Какие правила дружбы в семье можете назвать?

         Важным условием успешности организации образовательного процесса является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы. Это такие методы, в которых взаимодействие между участниками диалога рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения: обсуждение, дискуссии, диспуты, игры. Рассматривая тему «Народные праздники», знакомлю детей с играми разных народов: у башкирского - «Юрта», у татарского «Уголки», у марийского - «Колечко». Особенно нравится русская народная игра «Ручеек».

   Учитывая особенности современных мобильных, самостоятельных, общительных и любознательных детей, нужно организовывать  работу на уроках ОРКСЭ так, чтобы направить  активную деятельность  в нужное русло. Чем разнообразнее формы организации деятельности обучающихся на уроках, тем интереснее им включаться в образовательный процесс, тем эффективнее происходит усвоение школьниками новых знаний и отработка универсальных учебных действий. С целью обобщения знаний по изученному разделу провожу  уроки-игры по аналогии игры «Счастливый случай».   А в ходе урока-викторины  обучающиеся  отвечают на вопросы из  разделов «Культура» или «Религия». Использование материалов викторин позволяет повысить не только уровень начитанности обучающихся, но и укрепляет интерес к книге, чтению.

 Работа по формированию и развитию познавательной активности осуществляется не только через уроки, но и через внеклассные мероприятия, праздники. Сотрудничество с   школьной библиотекой помогает в подготовке и проведении  методической недели по ОРКСЭ. Оформляются информационные стенды, выставки рисунков и поделок.

 Современный человек уже не может обойтись без помощи новых информационных технологий. Они дают возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Именно поэтому на моих уроках имеют место такие виды работ, как использование презентаций и просмотр видеофильмов. Ведь музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, непривычен и малопонятен для большинства школьников. Например, рассказ о православии будет эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от виртуального посещения храма.  Обсуждение  после просмотра видеопритч с положительными и отрицательными поступками людей способствует воспитанию нравственных качеств, формированию   гуманных отношений между детьми и родителями.

         Некоторые уроки по курсу могут проводиться в форме экскурсий. Обучающиеся посещают городскую мечеть, выезжают в православный храм в Николо-Березовку.  Краеведческий элемент будет способствовать решению еще одной задачи – воспитания уважительного и бережного отношения к старине, отечественному религиозному и культурному наследию.

Следует отметить, что  в начальной школе изучение курса ОРКСЭ требует привлечения родителей. Общими усилиями детей и родителей в  классе были подготовлены праздники национальных культур: «Дружба народов», «Бабушкин сундук», «Кухня народов Башкортостана».

Непосредственную обратную связь обучающегося с учителем помогает установить самостоятельная работа. С целью экономии времени, повышения эффективности урока и заинтересованности детей использую рабочую тетрадь, которую разработала сама.  Она предназначена для использования при изучении модуля «Основы мировых религиозных культур» и содержит  тестовые задания по разделу «Христианство». Пособие  позволяет обучающимся работать  в индивидуальном темпе, не требуя при этом сложных технических средств, помогая  усвоить весь необходимый объем знаний. При  выполнении заданий обучающийся  заносит ответы прямо в рабочую тетрадь (вписывает, подчеркивает, чертит).  Задания ориентированы на знания обучающихся в рамках программного материала, поэтому учителю будет несложно их оценивать. Ответы содержатся в конкретной теме урока, которая была изучена до применения рабочей тетради.

Таким образом, процесс изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должен иметь творческий, поисковый  характер и направлен на  формирование духовно-нравственных ценностей. Такая организация учебной деятельности способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Строитель своей личности" (ОРКСЭ, УМК "Школа 2100")

Цели урока:•      Помочь уточнить смысл понятий: привычка, самовоспитание, саморазвитие.•      Активизировать работу учащихся по самовоспитанию.•...

Проект урока ОРКСЭ (модуль ОПК) в 4 классе "Золотое правило этики" , СО "Школа России"

Проект урока ОРКСЭ  4 класс по модулю "Основы православной культуры", автор учебника  А.В.Кураев...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Работа с текстами на уроках ОРКСЭ в начальной школе

В поурочном планировании не дается рекомендаций по использованию того или иного вида чтения на определенном этапе урока, т.к. выбор вида чтения зависит  от  конкретных  условий:  у...