Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ в начальной школе
статья по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ в начальных классах.
Курс ОРКСЭ-составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного воспитания и развития обучающегося. Очень часто использование ИКТ на уроках вызывает интерес к изучению предмета.
Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ в начальных классах.»
Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ в начальных классах.
Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность.
Курс ОРКСЭ в отличие от традиционных школьных предметов принципиально новый.
Учитывая уровень развития младших школьников, которым адресован курс, важно организовать обучение в доступной и интересной форме.
Одна из особенностей данного курса — обязательное использование ИКТ на уроках.
Все модули снабжены электронными учебниками, который имеет не только учитель, но и обучающиеся.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Использовать ИКТ можно на любых этапах урока: актуализация знаний, открытие учащимися новых знаний, закрепление, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания
знаний, закрепление, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания.
Электронный учебник, просмотр роликов и фильмов, обучающее и контрольное тестирование,
прослушивание музыки, использование интернет -ресурсов, защита проектов, демонстрационные
презентации.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Уроки «ОРКСЭ» могут проходить в кабинете информатики, что позволяет каждому ребёнку на занятиях поработать с электронным учебником. По каждой теме есть теоретический материал, статьи из словарей, интерактивные модели, иллюстрации, тренировочные упражнения и контрольные тесты. Выполняя тренировочные и контрольные упражнения, обучающиеся видят свой результат.
Электронный учебник, теоретический материал, статьи из словарей, интерактивные модели, иллюстрации, картины, тренировочные упражнения, контрольные тесты.
Пример: Любой модуль начинается с темы урока « Россия — наша Родина». На этом уроке используется демонстрационная презентация и фронтальная работа по ней. В конце урока обучающиеся заполняют таблицу по технологии «Критического мышления» : Что я знал, что я узнал и что хочу ещё узнать. В качестве домашнего задания учащимся предлагается составить презентацию на темы «Моя Родина» или моя «Моя малая Родина». Учащимся разрешается объединиться в группы по 2-3 человека или сделать работу индивидуально. Презентации выполняются на хорошем уровне, в достаточном объёме с соблюдением всех норм для составления презентаций. Идёт отработка информационных и общекультурных компетенций. В сети интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока и самостоятельно его оформить.
Так по окончании модуля «Основы светской этики» учащимися были составлены следующие презентации:
- «Нравственный образ богатыря»
- «Добро и зло»
- «Добро и зло в русских народных сказках»
- «Береги честь смолоду»
- «Этикет и его разновидности»
- «Мы пришли в гости»
- «Добродетель и порок»
- «Нравственные истоки»
- «Моя семья — моя крепость»
- «Нравственные ценности моей семьи»
- «Крепка та семья, где чтут традиции»
- «Ценности православной семьи»
- «Баба Яга: добро или зло?»
- «Дружба дороже богатства»
- «Сто рублей или сто друзей?»
- «Жизнь дана на добрые дела»
- «Есть ли богатыри в наши дни?» и другие
Так же обучающимся нравится составлять кроссворды, викторины и разного рода задания (доскажи слово, закончи фразу, переведи фразу на современный язык, соедини парами и т. п.) Ребята могут составлять их для закрепления материала и для контроля.
На уроках можно просматривать видеоролики, созданные специально для урока или отрывки из мультфильмов, фильмов или даже фильмы. Это позволяет наглядно представить, прочувствовать с героем, учит сопереживать.
Пример: Так по теме «Род и семья — исток нравственных отношений в истории человечества» урок начинаем с просмотра видеоролика «Для меня семья — это..». Данный ролик был снят специально к уроку, рассуждают четвероклассники нашей школы о роли семьи. После просмотра ребята пытаются ответить на вопрос: А что для меня значит семья?
Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи, скульптуры, архитектуры позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого материала, осуществить процесс «свертывания» информации.
Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсии. Ведь не в каждой школе есть возможность посетить храм или мечеть, музей или галерею. Можно провести туда заочную (виртуальную) экскурсию, где представлены экспонаты ведущих художественных музеев и картинных галерей мира, 3D модели залов, позволяющие в реальном времени «путешествовать» по музею, получать необходимую информацию из всплывающих подсказок и аудиофайлов. Большинство картин представлено в высоком разрешении, что позволяет зрителю разглядеть мельчайшие детали художественного произведения, недоступные при использовании репродукций. Рассматриваемые сюжеты и образы должны выражать основные идеологические, этические, эстетические доминанты.
Применение ИКТ формирует навык исследовательской деятельности, способствует повышению качества образования, развивает личностные, регулятивные, метопредметные УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе
Практическая ценность данной работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения, выводы и рекомендации позволяют совершенствовать и повысить эффективность процесса преподавания ма...
Использование ИКТ на уроках истории в начальной школе
КУРСОВАЯ РАБОТАИспользование ИКТ на уроках истории в начальной школеСодержание Введение 1.Понятие о ИКТ и их возможность использования в процессе обучения2.Возможност...
Использование УУД на уроке математики в начальной школе.
Выступление на пед.совете в ГБОУ школа №464 г.Павловска, 26.03.2015Докладчик: Нефёдова Л.Е....
Статья "Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе в условиях ФГОС"
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Использование ИКТ ...
Работа с текстами на уроках ОРКСЭ в начальной школе
В поурочном планировании не дается рекомендаций по использованию того или иного вида чтения на определенном этапе урока, т.к. выбор вида чтения зависит от конкретных условий: у...
Воспитание патриотизма на уроках ОРКСЭ в начальной школе («Основы религиозных культур и светской этике»)
Опыт работы по патриотическому воспитанию на уроках ОРКСЭ...
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках ОРКСЭ в начальной школе»
Учебный предмет ОРКСЭ обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нрав...