конспект урока ОРКСЭ "Этика и этикет" (4 класс, УМК "Школа России", Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С.)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Кокшарова Анастасия Сергеевна


Этика и этикет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_4_klass.docx48.74 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:         26.09.17                                                                                                                 Учитель: Кейзер А. В.

Школа: № 148                                                                                                                 Студентка: Свинина А.С., 46 гр.

Класс: 4 е                                                                                                                        Методист: Мухина И. Г.

Кабинет: 113

                                                                                                                                

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ

Тема: «Этика и этикет»

Цели деятельности учителя:  познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета.

Планируемые результаты:

Предметные:

- научатся самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников;

- установят аналогии и причинно-следственные связи.

Личностные:

- научатся искать свою позицию в многообразии общественных позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: М.Т. Студеникин (Начальная инновационная школа), «Основы светской этики»: 4 класс; презентация.

Этап урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. I. Этап самоопределения к деятельности
  2. Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Сергеевна, присаживайтесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

(Проверяет готовность обучающихся к уроку.)

Приветствуют учителя.

Организовывают свою деятельность.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

  1. II. Актуализация знаний и мотивация
  2. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Наглядный: демонстрация

2-3 мин

- Прочитайте пословицы с доски.

  • Часом опоздал, годом не вернёшь.

  • В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

  • Доброе слово и кошке приятно.

  • Не тем богат, что есть, а тем богат, что рад.
  • Кстати промолчать, что большое слово сказать.
  • Ласково слово, что вешний день.
  • На добрый привет, добрый и ответ.

- О чем эти пословицы? Объясните их смысл.

- Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока?

- Скажите, какое общество вас окружает в течение дня? А есть ли правила, которые вы соблюдаете в этом обществе? Это правила хорошего поведения.

Читают пословицы, объясняют их смысл.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют тему урока.

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

К: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями

  1. III. Постановка учебной задачи
  2. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Работа с книгой: чтение, изучение

Наглядный: демонстрация

Словесный: ответы на вопросы, беседа, объяснение

Наглядный: демонстрация

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: упражнение

Наглядный: демонстрация

V. Первичное закрепление во внешней речи

  1. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, беседа

Практический: упражнение

VI. Динамическая пауза

Наглядный: видеофрагмент

VII. Включение в систему знаний

  1. Практический:
  2. Упражнения

Наглядный: демонстрация

  1. VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Наглядный: демонстрация

7 мин

5 мин

1 мин

7-10 мин

3-5 мин

Что такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет!
Это правила такие
Поведения, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил этикет,
И дурных привычек нет!

Этикет – это установленный, принятый порядок поведения.

Этика изучает мораль – систему норм и правил поведении, выработанных и охраняемых обществом. (см. на стр. 17)

- Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях.

Немного из истории

 С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь.

 Первая книга об этом так и называлась “О правилах поведения” и была издана еще в 1204 году.

Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

 Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.

Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны.

Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха.

Позже, в первой половине XVI века, в России была написана “Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину - и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам”. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т.д.

 Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.

В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

 В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Итак, вы в школе и должны соблюдать правила поведения в школе. Давайте, проверим, хорошо ли мы их знаем.

Основные правила изложены в стихах. Сейчас я буду называть первую строчку, а вы - последнее слово.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай не …(перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают)
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).

- После первого и третьего урока мы отправимся в самое «вкусное» место в школе. Куда же это? (В столовую)

- Ребята, а нравится ли вам приходить в школьную столовую?

- А знаете ли вы, ребята, как нужно вести себя в столовой?  (Ответы детей)                                                               

Правила поведения в столовой

 Входить в столовую надо организованно и спокойно.

Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок.

Перед едой всегда мой руки.

Не разговаривай во время еды.

 Убери за собой посуду.

 - Самое главное в поведении за столом - вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать.

«Приём гостей дома».

Ситуация 1.

Хозяин, хозяйка встречают гостей. Гости проходят в дом. Дарят коробку с подарком хозяйке, та, не взглянув на него, быстро благодарит гостей, приглашает всех снять верхнюю одежду и сесть за стол. Очень большой букет цветов, подаренный гостями, хозяйка ставит в вазу на праздничный стол.

Вскоре все сидят за столом.

Найдите ошибки, которые допушены в данной ситуации.

Ошибки:

  1. Хозяйка обязательно должна развернуть подарок, а потом поблагодарить гостей.
  2. Большой букет на стол ставить нецелесообразно. Он мешает всем общаться, да и места занимает много. На стол можно поставить только маленький букетик. В данном случае, приняв букет, надо было его поставить в вазу где-то в комнате.
  3. Гостям необходимо предложить пройти в ванную комнату, чтобы те смогли привести себя в порядок – вымыть руки, причесаться и т.д.

Ситуация  2.   

Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Обращаясь к прохожему мальчик допустил четыре ошибки. Какие?

Правильный ответ: «Извините пожалуйста, не могли бы вы сказать. который час? После ответа надо сказать: «Спасибо!» Не кричать.

Ситуация  3. 

Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

Ответ: дорогу первым уступает тот, кто вежливее.

Ситуация  4.  

Мальчик звонит другу и приглашает в гости - поиграть в новую игру, а тот не может прийти. Как он должен ответить, чтобы не обидеть друга?

Видеофрагмент.        

Работа в группах.

Задание 1 группе:

Приведите примеры соответствия одежды и ситуации. Вы должны определить, какую одежду нужно надеть для посещения спортзала, театра, школы. А в какой одежде мы ходим дома, на прогулке.

План вашей работы такой: 1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)

3.Выступите.

4.После выступления ответьте на вопросы.

Задание 2 группе:

Вторая группа расскажет нам, как и какими словами нужно здороваться с разными людьми. Речь – важнейшее средство общения между людьми. А вежливая речь, гораздо эффективнее.

(Нарядное платье, пиджак, халат, джинсы, спортивный костюм, галстук, брюки, футболка, шорты, школьная форма, сарафан, юбка, блузка).

Задание 3 группе:

Прочитайте стихотворение Г.Остера «Вредные советы» и определи, что в них неправильно. Запиши правильные советы.

  1. Если ты пришел к знакомым

Не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

  1. Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома:-

Пригодиться самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

  1. Девчонок надо никогда

Нигде не замечать

И не давать проходу им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла...

  1. Если к папе или маме

Тетя взрослая пришла

И ведет кокой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой, сдавайся! Руки

вверх!»

  1. Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Первая группа расскажет нам о выборе одежды.

Задание 4 группе:

Вставь пропущенные слова.

Правила поведения в театре.

  • Главное правило – приходить _____________________________________. Приезжайте в театр минут за 20-30.
  • Услышав звонок, следует направиться в зал и занять свои места. Первыми должны сесть те, кто сидит в _______________________________________ ряда, остальным нужно подождать. 
  • У вас место в середине ряда, но вы немного задержалась и теперь, извинившись, должны осторожно пройти к месту, повернувшись __________________________________________________________ к сидящим.
  • Если бы вы опоздали и пришли с началом спектакля, то должны были бы сесть на любое свободное место и уже только после _________________ (перерыва) сесть на своё место.
  • Нельзя в театре занимать ___________________________________ места! 
  • В театр приходят _______________________ одетыми, ведь это праздник.
  • Не рекомендуется приносить в зал шоколад, _____________, ________________________________________________________________. Если Вы не успели перекусить – в театре есть буфет. Но не стоит оставаться там до третьего звонка. 
  • Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Перед началом действия__________________________________ мобильные телефоны.
  • Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов ___________________________________________________________________
  • Не спешите получить ваше пальто в гардеробе, не волнуйтесь. Зритель, которому дорог спектакль, дождётся, пока занавес опустится в последний раз. 
  • На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно ________________________ и внимательны, и тогда у Вас останутся самые приятные впечатления от этого праздника – посещения театра. 

(Бутерброды, Вежливы, красиво, лицом, антракта, яблоки, аплодисментами)

- Что такое этикет?

- Какие правила этикета запомнили?

- Нужны ли сейчас знания этих правил?

Высказывания ребят (по желанию)

Я научился(лась)…

Мне стало ясно…

Я понял(а)…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнал(а)…

Слушают стихотворение.

Слушают новую информацию.

Слушают новую информацию.

Слушают стихотворения, отвечают на вопросы.

Повторяют правила поведения.

Выполняют упражнения.

Работают в группе, выполняют задания.

Анализируют стихотворение.

Выполняют задание, отвечают.

Работают в группе, выполняют задания.

Выполняют задание.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

допускать возможность различных точек зрения;

владеть диалогической формой коммуникации;

К: выражение мысли в соответствии с задачами и и условиями коммуникации;

правильно выражать свои мысли в речи;

К: сотрудничество в поиске и сборе информации;

допускать возможность различных точек зрения;

владеть диалогической формой коммуникации;

К: слушать и понимать речь других;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного;

К: выражение мысли в соответствии с задачами и и условиями коммуникации;

правильно выражать свои мысли в речи;

П: формулировать ответы

Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенн

Л: мысленное воспроизведение ситуации;

К: слушать и понимать речь других;

П: высказывать предположения;

К: слушать и понимать речь других;

Л: мысленное воспроизведение ситуации;

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

допускать возможность различных точек зрения;

владеть диалогической формой коммуникации;

П: рефлексия способов и условий действий;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии в 1 классе УМК "Россия" Тема урока: "Ромашковое поле"

Материал содержит конспект урока технологии в 1 классе по теме "Ромашковое поле"....

Конспект урока по математике, 3 класс, Школа России, Умножение и деление на 6, урок-сказка

Даннай материал предназначен для закрепления знания таблицы умножения и деления на 6. Урок представлен в игровой сказочной форме. Выполнен для использования в 3 классе по УМК "Школа России". Содержит ...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 3 класса. Школа России. Тема урока: В. В.Бианки « Мышонок Пик»

Тема урока:  В. В.Бианки « Мышонок Пик»Цели урока:  знакомство с творчеством Виталия Бианки, раскрыть содержание сказки « Мышонок Пик», на примере прочитанной сказки показать, что в своих пр...

Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Школа России. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.  Цели урока. Формировать навыки правописания слов с со...