конспект урока ОРКСЭ "Этика и этикет" (4 класс, УМК "Школа России", Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С.)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата: 26.09.17 Учитель: Кейзер А. В.
Школа: № 148 Студентка: Свинина А.С., 46 гр.
Класс: 4 е Методист: Мухина И. Г.
Кабинет: 113
КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ
Тема: «Этика и этикет»
Цели деятельности учителя: познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников;
- установят аналогии и причинно-следственные связи.
Личностные:
- научатся искать свою позицию в многообразии общественных позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: М.Т. Студеникин (Начальная инновационная школа), «Основы светской этики»: 4 класс; презентация.
Этап урока Методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
| 1 мин | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Сергеевна, присаживайтесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. (Проверяет готовность обучающихся к уроку.) | Приветствуют учителя. Организовывают свою деятельность. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность. |
Наглядный: демонстрация | 2-3 мин | - Прочитайте пословицы с доски.
- О чем эти пословицы? Объясните их смысл. - Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? - Скажите, какое общество вас окружает в течение дня? А есть ли правила, которые вы соблюдаете в этом обществе? Это правила хорошего поведения. | Читают пословицы, объясняют их смысл. Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему урока. | Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; К: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями |
Работа с книгой: чтение, изучение Наглядный: демонстрация Словесный: ответы на вопросы, беседа, объяснение Наглядный: демонстрация Словесный: слово учителя, ответы на вопросы Практический: упражнение Наглядный: демонстрация V. Первичное закрепление во внешней речи
Практический: упражнение VI. Динамическая пауза Наглядный: видеофрагмент VII. Включение в систему знаний
Наглядный: демонстрация
Словесный: слово учителя, ответы на вопросы Наглядный: демонстрация | 7 мин 5 мин 1 мин 7-10 мин 3-5 мин | Что такое этикет? Этикет – это установленный, принятый порядок поведения. Этика изучает мораль – систему норм и правил поведении, выработанных и охраняемых обществом. (см. на стр. 17) - Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях. Немного из истории С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Первая книга об этом так и называлась “О правилах поведения” и была издана еще в 1204 году. Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека. Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость. Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны. Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха. Позже, в первой половине XVI века, в России была написана “Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину - и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам”. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т.д. Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований. В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях. Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности. В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим. Итак, вы в школе и должны соблюдать правила поведения в школе. Давайте, проверим, хорошо ли мы их знаем. Основные правила изложены в стихах. Сейчас я буду называть первую строчку, а вы - последнее слово. На уроке будь старательным, - После первого и третьего урока мы отправимся в самое «вкусное» место в школе. Куда же это? (В столовую) - Ребята, а нравится ли вам приходить в школьную столовую? - А знаете ли вы, ребята, как нужно вести себя в столовой? (Ответы детей) Правила поведения в столовой Входить в столовую надо организованно и спокойно. Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок. Перед едой всегда мой руки. Не разговаривай во время еды. Убери за собой посуду. - Самое главное в поведении за столом - вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать. «Приём гостей дома». Ситуация 1. Хозяин, хозяйка встречают гостей. Гости проходят в дом. Дарят коробку с подарком хозяйке, та, не взглянув на него, быстро благодарит гостей, приглашает всех снять верхнюю одежду и сесть за стол. Очень большой букет цветов, подаренный гостями, хозяйка ставит в вазу на праздничный стол. Вскоре все сидят за столом. Найдите ошибки, которые допушены в данной ситуации. Ошибки:
Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему мальчик допустил четыре ошибки. Какие? Правильный ответ: «Извините пожалуйста, не могли бы вы сказать. который час? После ответа надо сказать: «Спасибо!» Не кричать. Ситуация 3. Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? Ответ: дорогу первым уступает тот, кто вежливее. Ситуация 4. Мальчик звонит другу и приглашает в гости - поиграть в новую игру, а тот не может прийти. Как он должен ответить, чтобы не обидеть друга? Видеофрагмент. Работа в группах. Задание 1 группе: Приведите примеры соответствия одежды и ситуации. Вы должны определить, какую одежду нужно надеть для посещения спортзала, театра, школы. А в какой одежде мы ходим дома, на прогулке. План вашей работы такой: 1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ. 2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой) 3.Выступите. 4.После выступления ответьте на вопросы. Задание 2 группе: Вторая группа расскажет нам, как и какими словами нужно здороваться с разными людьми. Речь – важнейшее средство общения между людьми. А вежливая речь, гораздо эффективнее. (Нарядное платье, пиджак, халат, джинсы, спортивный костюм, галстук, брюки, футболка, шорты, школьная форма, сарафан, юбка, блузка). Задание 3 группе: Прочитайте стихотворение Г.Остера «Вредные советы» и определи, что в них неправильно. Запиши правильные советы.
Не здоровайся ни с кем, Слов «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай, И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун.
Пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома:- Пригодиться самому. Сесть старайся рядом с тортом. В разговоры не вступай: Ты во время разговора Вдвое меньше съешь конфет.
Нигде не замечать И не давать проходу им Нигде и никогда. Им надо ножки подставлять, Пугать из-за угла...
Тетя взрослая пришла И ведет кокой-то важный И серьезный разговор, Нужно сзади незаметно К ней подкрасться, а потом Громко крикнуть прямо в ухо: «Стой, сдавайся! Руки вверх!»
Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Первая группа расскажет нам о выборе одежды. Задание 4 группе: Вставь пропущенные слова. Правила поведения в театре.
(Бутерброды, Вежливы, красиво, лицом, антракта, яблоки, аплодисментами) - Что такое этикет? - Какие правила этикета запомнили? - Нужны ли сейчас знания этих правил? Высказывания ребят (по желанию) Я научился(лась)… Мне стало ясно… Я понял(а)… Теперь я знаю… Я буду стараться… Я узнал(а)… | Слушают стихотворение. Слушают новую информацию. Слушают новую информацию. Слушают стихотворения, отвечают на вопросы. Повторяют правила поведения. Выполняют упражнения. Работают в группе, выполняют задания. Анализируют стихотворение. Выполняют задание, отвечают. Работают в группе, выполняют задания. Выполняют задание. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; допускать возможность различных точек зрения; владеть диалогической формой коммуникации; К: выражение мысли в соответствии с задачами и и условиями коммуникации; правильно выражать свои мысли в речи; К: сотрудничество в поиске и сборе информации; допускать возможность различных точек зрения; владеть диалогической формой коммуникации; К: слушать и понимать речь других; Р: принимают и сохраняют учебную задачу; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного; К: выражение мысли в соответствии с задачами и и условиями коммуникации; правильно выражать свои мысли в речи; П: формулировать ответы Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенн Л: мысленное воспроизведение ситуации; К: слушать и понимать речь других; П: высказывать предположения; К: слушать и понимать речь других; Л: мысленное воспроизведение ситуации; Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; допускать возможность различных точек зрения; владеть диалогической формой коммуникации; П: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Р: принимают и сохраняют учебную задачу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока технологии в 1 классе УМК "Россия" Тема урока: "Ромашковое поле"
Материал содержит конспект урока технологии в 1 классе по теме "Ромашковое поле"....
Конспект урока по математике, 3 класс, Школа России, Умножение и деление на 6, урок-сказка
Даннай материал предназначен для закрепления знания таблицы умножения и деления на 6. Урок представлен в игровой сказочной форме. Выполнен для использования в 3 классе по УМК "Школа России". Содержит ...
Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 3 класса. Школа России. Тема урока: В. В.Бианки « Мышонок Пик»
Тема урока: В. В.Бианки « Мышонок Пик»Цели урока: знакомство с творчеством Виталия Бианки, раскрыть содержание сказки « Мышонок Пик», на примере прочитанной сказки показать, что в своих пр...
Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....
Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.
Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....
Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Школа России. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Цели урока. Формировать навыки правописания слов с со...