Работа с текстами на уроках ОРКСЭ в начальной школе
статья по орксэ (4 класс)
В поурочном планировании не дается рекомендаций по использованию того или иного вида чтения на определенном этапе урока, т.к. выбор вида чтения зависит от конкретных условий: уровня подготовленности класса, техники чтения учащихся, фронтальной, индивидуальной или групповой организации деятельности, целеполагания, постановки вопроса и т.д. В учебниках и методических рекомендациях к преподаванию курса ОРКСЭ для чтения, осмысления и анализа учителю и учащимся предлагаются тексты, обладающие различным дидактическим потенциалом в соответствии с принятой в методике типологией учебных текстов. Более подробно на уроках ОРКСЭ рассматривается работа с притчами, поскольку именно этот вид текстов представляет определенную сложность для педагогов. Но именно притча более удобна в использовании на уроке:
- краткое содержание;
- нет прямого указания на мораль;
- интересна обучающимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstami_na_urokah_orkse_v_nachalnoy_shkole.docx | 474.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 320 Приморского района
г.Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ «ОСНОВ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выполнила: Чаус Маргарита Александровна
Учитель начальных классов
2019 г.
Основными формами учебной коммуникации на уроке являются монологические (выступление, рассказ, ответ, пересказ, вопрос, сообщение, доклад, аргументация, критика, доказательство, опровержение, выражение собственной точки зрения и т.д.) и диалогические (беседа, дискуссия, дебаты, переговоры, ролевая игра, театрализация, турнир, интервью, защита проекта и другие).
В методике преподавания курса ОРКСЭ в большой степени должно находить отражение положение ФГОС нового поколения о том, что важнейшим условием успешного формирования и гармоничного развития коммуникативной компетентности учащихся является наличие коммуникативно насыщенной образовательной среды, преодоление монологизма традиционной образовательной системы, в рамках которой многие виды коммуникации имеют характер имитационных.
Ребенок должен иметь возможность «примерить» на себя как можно большее количество коммуникативных ролей, оказаться в разных ситуациях общения, совершенствовать свои умения в разных видах речевой деятельности и формах взаимодействия.
Одним из основных способов организации деятельности учащихся при освоении курса является работа с текстами учебников. Каждый из учебников, входящих в УМК, позволяет учащимся на основе работы с учебными текстами осваивать ценностный смысл реалий определенной культуры, формировать умения присваивать информацию, овладевать методами и приемами работы с учебной информацией. В связи с этим в поурочном планировании закономерно обращение к комплексным заданиям, предусматривающим перевод текстовой деятельности в дискурсивную.
В процессе выполнения заданий, учащиеся, осуществляют цикл познавательных действий: восприятие (через чтение); понимание, осмысление (через ответы на вопросы фронтально, в парах или группах); интерпретацию (через выбор мнения, принятие решения), создание собственного «встречного» текста-дискурса (через участие в диалоге, в обсуждении, написание собственного текста и т.д.).
При работе с текстовым материалом учебника, учитель должен использовать различные виды чтения, которые практикуются в начальной школе:
- комментированное чтение, которое позволяет предупредить недопонимание текста, способствует поддержанию внимания учащихся;
- ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной
- информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное чтение фрагмента художественного произведения, притчи, диалога, которое способствует эмоционально-эстетическому восприятию текста.
В поурочном планировании не дается рекомендаций по использованию того или иного вида чтения на определенном этапе урока, т.к. выбор вида чтения зависит от конкретных условий: уровня подготовленности класса, техники чтения учащихся, фронтальной, индивидуальной или групповой организации деятельности, целеполагания, постановки вопроса и т.д.
В методическом аппарате урока ОРКСЭ должны находить применение различные виды работы с учебной информацией:
1) прогнозирование содержания урока по названию с опорой на изученный ранее материал или индивидуальный опыт (например: «Как вы понимаете смысл названия урока? Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок?»)
2) понимание основной мысли текста, выделение ключевых слов;
3) прогнозирование последовательности изложения;
4) сопоставление разные точек зрения;
5) смысловое свертывание содержания текста (сжатый пересказ);
6) сопоставление иллюстративного материал с содержанием текста;
7) перенос информации в виде кратких записей;
8) выбор необходимой информации из текста;
9) анализ своего эмоционального состояния в процессе чтения;
10) постановка вопросов к прочитанному.
В учебниках и методических рекомендациях к преподаванию курса ОРКСЭ для чтения, осмысления и анализа учителю и учащимся предлагаются тексты, обладающие различным дидактическим потенциалом в соответствии с принятой в методике типологией учебных текстов:
1) Аксиономические тексты: содержат достоверную (научную) информацию, фактический материал, терминологический аппарат, характеризуются отсутствием эмоций и авторской позиции. В учебном процессе используются как источники знания, способствуют развитию памяти, механизмов воспроизведения, обогащению лексического запаса, расширению кругозора учащихся.
2) Проблематизирующие тексты содержат проблемную информацию, рассуждения, умозаключения, в основе их – противопоставления, размышления, изложение субъективного опыта. В учебном процессе способствуют развитию логического и критического мышления, способности к пониманию, навыков смысловой обработки текста, мышления, стимулируют познавательную мотивацию учащихся.
3) Личностно окрашенные тексты содержат обращение к личностному опыту, эмоциям, образу жизни, чувствам и ощущениям читателя, характеризуются наличием риторических вопросов и восклицаний. В учебном процессе способствуют расширению эмоционального опыта, формированию мировоззренческих основ личности ребенка.
4) Ценностно окрашенные тексты интерпретируют информацию в контексте культурных и духовных ценностей, нравственных проблем, жизненных позиций, содержат изложение ценностных противоречий, дилемм или проблем, обращение к личному мнению; характеризуются наличием ценностной лексики, диалоговой формой. В учебном процессе способствуют формированию у школьников нравственной сферы, индивидуальной жизненной позиции.
Помимо собственно учебных, аксиономических текстов, в уроки ОРКСЭ в качестве дополнительного материала целесообразно включать тексты других типов: стихи, фрагменты религиозных текстов и художественных произведений, притчи, мифы, высказывания ученых, философов, религиозных и политических деятелей и т.д.
Для оптимизации работы с текстами разных типов, совершенствования общеучебных умений, углубления понимания прочитанного и установления диалогового взаимодействия на уроке большое значение имеет формирование у учащихся умения задавать вопросы к тексту.
Эта задача последовательно решается через задания, организующие индивидуальную и групповую работу с текстом. Например: Прочитайте фрагмент из книги «…». Придумайте к тексту один – два вопроса, которые вы могли бы задать своим одноклассникам во время обсуждения прочитанного фрагмента в классе»; «Самостоятельно прочитайте текст. Подготовьте по прочитанному тексту вопрос для одноклассников».
Для успешной работы такого рода учителю необходимо владеть принятой в методической науке типологией учебных вопросов Б. Блума и последовательно обучать школьников овладению умением формулировать вопросы разных типов и отвечать на них.
Простые (фактические) вопросы. (Что? Кто? Когда?) Устанавливают факт владения или не владения содержанием текста. Ответом на них служит конкретная информация, почерпнутая из первоисточника.
Уточняющие вопросы. (Правильно ли я понял, что…? Можно ли сказать, что…?) Устанавливают диалоговое взаимодействие между собеседниками и текстом, организуют обсуждение, предоставляют возможность уточнить понимание. Ответ на них является не только подтверждением правильности или ошибочности понимания, но и сигналом готовности к диалогу.
Объясняющие (интерпретационные) вопросы. (Почему? В чем причина?) Устанавливают причинно-следственные связи, помогают понять идею текста и выражают интерес собеседника к тому или иному аспекту. Ответом на них может быть как информация, содержащаяся в тексте, так и предположение того, кому адресован вопрос.
Оценочные вопросы. (В чем отличие? В чем сильные и слабые стороны? Это хорошо или плохо?) Помогают установить критерии оценки тех или иных событий, явлений, фактов и соотнести эти критерии с позицией собеседника. Ответ на оценочный вопрос предполагает не только оценку, но и мотивацию этой оценки.
Творческие (аналитико-синтетические) вопросы. (Что было бы…? Что изменится, если…? Как вы думаете, что произойдет…) Способствуют более личному осмыслению проблемы и подразумевают наличие точки зрения как адресата, так и адресанта, что может послужить поводом для обсуждения, дискуссии, а в случае отсутствия расхождений просто стимулирует творческое воображение.
Практические вопросы. (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни…? Как бы вы поступили…?) Предполагают выход проблемы в практическую плоскость и в отдельных случаях рефлексию.
Помимо чтения, еще одним видом речевой деятельности учащихся на уроке является слушание (аудирование). Учитель не только дает инструкции по выполнению заданий и организации и деятельности учащихся, но и выступает в качестве источника информации.
Однако думается, что процент монологической речи учителя на уроке по данному курсу в 4 классе должен быть минимальным (не более 4 минут на один монолог), т. к. в лекции реализуются в большей степени отношения между учителем – носителем информации и учеником – реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность.
Дополнительные источники информации предоставляют достаточно обширный материал, которым учитель может дополнить содержание урока, но делать это необходимо, соблюдая чувство меры, понимая, что включать дополнительный материал в урок надо избирательно и вариативно. Слушание для учащихся на уроке должно осознаваться ими не как пассивное времяпровождение, а как учебная деятельность. Поэтому рассказ учителя должен находить продолжение в заданиях для учащихся: прокомментировать тот или иной факт, высказать свое отношение к услышанному, решить проблемную ситуацию на основе полученной на слух информации, задать вопрос.
Развитие связной устной речи учащихся (говорение) – еще одна задача всего школьного обучения, и в частности, уроков по данному предмету. Прежде всего, материал учебников предоставляет большие возможности для работы над разными видами пересказа: подробный, который позволяет запомнить и воспроизвести детали, подробности, иногда даже индивидуальный стиль первоисточника; краткий, который требуют сжатия информации, выделения главного, вы-явления причинно-следственных связей; выборочный, который способствует совершенствованию умений в области поиска и дифференциации информации.
Задания, обращающие ученика к этому виду речевой деятельности, могут быть сформулированы непосредственно (например: «Перескажите содержание фрагмента текста»), а могут быть «замаскированы» под различными формулировками: «Расскажите…», «Объясните, …», «Прокомментируйте то, что изображено на иллюстрации…» и т.д.
Рассмотрим несколько методов, которые могут существенно обогатить методическую палитру учителя. В последнее время в методической литературе эти методы нашли свое объединения под общим наименованием – «культура критического мышления при анализе текста».
Что понимается при этом под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, которые помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: "Вызов - осмысление - размышление".
Рассмотрим эти стадии подробно.
На этапе вызова из памяти "вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры». Можно бесконечно перечислять применяемые здесь приемы, но, очевидно, в педагогической копилке каждого учителя имеется собственные сокровища, предназначенные для решения главной задачи –мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.
На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирования собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов учитель помогает обучающимся самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит "присвоение" нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом.
Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Рассмотрим несколько приемов графической организации текста. Графическое структурирование текста для многих учеников является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации.
Наиболее популярным из современных методов является – кластер.
Кластер – (от англ. – cluster- гроздь) - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются
новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.
Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание в отдельные схемы.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
Конечно, учащимся может быть предложен и такой способ структурирования текста – как оформление его в таблицу. Любая таблица – представляет собой результат некоторой классификации, оформленный в виде нескольких столбцов и строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала. Многообразие дидактических упражнений, построенных на табличном методе столько велико, и здесь приведено только несколько:
- заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста;
- описание логики построения таблицы;
- построение таблицы по образцу, когда заполнены только первый столбец и первая строка и т.д.
Учитель в своей работе может использовать еще несколько видов интересных упражнений, связанных с созданием таблиц.
Упражнение «Двойной дневник» дают возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории. Оформление "Двойного дневника". Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты
текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно, возникли определенные аналогии из предыдущего опыта. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие
мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?
Итак, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в таблице. Конечно, такой прием заставляет читателя быть более внимательным к прочитанному.
Еще одним интересным табличным приемом является таблица, которую авторы назвали: «Знаю, хочу узнать, узнал». (Д. Огле 1996): один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала.
Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом (модулем в целом) обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), учащиеся заполняют графу «Узнал».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить еще графы для заполнения.
Можно выделить еще один прием составления плана – усложнение. Простой план составляется в ходе первоначального чтения, когда фиксируются основные пункты в зависимости от количества выбранных смысловых частей текста. Далее возможны два пути: группирование или детализирование.
Первый путь предполагает составление подробнейшего простого плана (для начала можно идти вслед почти за каждым абзацем). Такой перечень положений, сюжетов, фактов, составляющих текст, подсказывает вам соответствующую группировку пунктов под общими заголовками.
Второй путь - составление краткого простого плана с последующей детализацией пун к-тов. Выбор того или иной способа зависит от индивидуальных образовательных особенностей обучающегося.
По сути, все эти приемы идентичны тем, которые мы применяли при построении кластеров. Составление плана не только способ работы, помогающий понять текст, но и результат понимания: не поняв текст даже "идеальный читатель" не сумеет составить план.
Очевидно, что если читающий работает с текстом, который в будущем будет недоступен во всей своей полноте, то конспект является настоятельной необходимостью.
В случае, когда обучающиеся получают в индивидуальный доступ учебные книги, в которых может идти вся необходимая работа, процедура конспектирования может быть заменена графической разметкой текста.
К формам такой разметки относятся: подчеркивания, выделение цветом, маркировка специальными значками и т.д.
Мастерами работы с текстовой информацией даже изобретены две методики, получившие устойчивые названия и толкование.
Первая называется «Инсерт». ИНСЕРТ - звуковой аналог условного английского сокра-щения (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997).
Прием осуществляется в несколько этапов.
1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную
в нем информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что им уже известно;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Предметная область использования: учебные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Очевидно, что этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
Предложенные значки могут быть заменены другими символами по вашему усмотрению. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии ранжирования информации.
Вторая методика, ничем не уступающая первой в простоте применения, называется «Плюс, минус, интересно».
В данном случае – текст размечается с помощью трех видов значков, логика расстановки которых может быть выбрана учителем или самим обучающимся. Например: анализ теста с точки зрения того или иного тезиса. Тогда значок «Плюс» сигнализирует о сильном аргументе в поддержку тезиса, «минус» о слабом аргументе или аргументе в пользу антитезиса, «интересно» - представляет собой повод для размышления. Эти же три значка может использовать читатель для оценки значимости или новизны материала для себя лично.
Более подробно на уроках ОРКСЭ рассматривается работа с притчами, поскольку именно этот вид текстов представляет определенную сложность для педагогов. Но именно притча более удобна в использовании на уроке:
- краткое содержание;
- нет прямого указания на мораль;
- интересна обучающимся.
Притчей называются близкий басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Словарь В. И. Даля толкует притчу как «поучение в примере» [1;9]
Однако, с другой стороны, именно притча обладает наибольшим воспитательным потенциалом и развивает аналитические навыки, логическое и критическое мышление.
Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: Человек и Мир, Добро и Зло, Любовь, Милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.
Способы использования притч в учебном процессе:
- обсуждение основной идеи и смысла истории;
- анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);
- притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
- иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии,изображения);
- сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
- выделить ключевые понятия;
- инсценировка по рассказу (истории);
- найти или предположить (вставить) пропущенные слова;
- связь содержания притч с современной жизнью;
- рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной
- исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли т.п.);
- сравнение нескольких притч.
Обратимся к нескольким притчам, в которых выявим мораль, то есть поучительный нравственный вывод, отметим содержательные и языковые особенности и пропишем вопросы к притче для детей младшего школьного возраста.
Притча для детей и взрослых «Совесть без муки». (Тема урока «Совесть»)
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Беседа по притче:
- Как поступит герой притчи?
- Почему он вернет кошелек хозяину?
- Что помогает человеку отличить добро от зла?
- Конечно же, это совесть.
- В чем смысл притчи?
- Чему она нас учит?
В притче «Совесть без муки» не определено конкретное время, не сказано, на какой территории происходит событие, не названы исторические имена. В тексте человек безымянен, то есть это «человек вообще» (на его месте могли быть разные люди).
Интересна эта притча и тем, что мораль в ней открывается сразу: все люди, даже очень бедные, поступают по совести. Притча учит нас тому, что мы должны быть всегда честными, не поддавались соблазнам, поступать по совести.
Язык притчи простой. Текст почти содержит простую разговорную лексику.
Притча «Два волка». (Урок по теме: «Моральный выбор»).
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Беседа по притче:
- Кто главные герои притчи?
- C чем сравнивает старик внутренний мир человека?
- Что представляет собой каждый волк?
- Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука?
- В чём нравственный урок притчи?
В притче время точно не определено, территория не названы. Поучительный вывод здесь виден не сразу. Только поразмыслив, мы понимаем, что в притче «Два волка» внутренний мир человека сравнивается с борьбой двух волков (миров). Белый и чёрный волки представляют противоположные понятия о добре и зле. И человеку всегда необходимо самостоятельно сделать выбор между добром и злом. Можно сказать, что притча – небольшая по объёму. В притче много слов, которые понятны человеку в любом возрасте.
Таким образом, мы видим, как в данных притчах соединяются обобщение и оценка явлений жизни человека с краткость языка, необычностью повествования.
Притча о маме.
Однажды за день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
— Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что мне там делать?
Бог ответил:
— Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.
— А как я пойму его, ведь я не знаю его языка?
— Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
— Как и когда я должен вернуться к Тебе?
— Твой ангел скажет тебе все.
— А как зовут моего ангела?
— Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты для начала будешь называть его — мама.
Дети могут работать в группах и им необходимо ответить на вопрос:
- Кто такой ангел?
- Почему неважно, как зовут ангела?
- Что для вас является важным в отношениях с мамой? Напишите 5 предложений.
Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы на уроке приходим к какому-то общему мнению. Работа над притчей думать, размышлять, приводить свою точку зрения.
Приведу пример организации работы с притчей по теме урока « Христианские заповеди. Совесть».
Притча «Корзину-то возьми».
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
- Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…
Анализ притчи:
- О чем эта притча?
- О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)
- О каком важном законе нравственности напоминает притча?
- В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?
- Чему учит притча?
Также на уроках можно использовать следующие притчи:
- Восточная притча «Как важна в жизни Любовь».
Давно... Очень давно был остров, на котором жили все Чувства и духовные ценности людей: Радость, Грусть, Познание и другие. Вместе с ними жила и Любовь.
Однажды Чувства заметили, что остров погружается в океан и скоро затонет. Все сели в свои корабли и покинули остров. Любовь не спешила и ждала до последней минуты. И только, когда она увидела, что на спасение острова нет надежды, и он почти весь ушел под воду, она стала звать на помощь.
Мимо проплыл роскошный корабль Богатства. Любовь просила взять ее на корабль, но Богатство сказало, что на его корабле много драгоценностей, золота и серебра и для Любви места нет.
Любовь обратилась к Гордости, корабль которой проплывал мимо... Но в ответ Любовь услышала, что ее присутствие нарушит порядок и совершенство на корабле Гордости.
С мольбой о помощи Любовь обратилась к Грусти. «О, Любовь, – ответила Грусть, – мне так грустно, что я должна оставаться в одиночестве». Мимо острова проплыла Радость, но она была так занята весельем, что даже не услышала мольбу Любви.
Вдруг Любовь услышала голос: «Иди сюда Любовь, я возьму тебя с собой».
Любовь увидела седого старца, и она была так счастлива, что даже забыла спросить имя его. И когда они достигли Земли, Любовь осталась, а старец поплыл дальше.
И только когда лодка старца скрылась, Любовь спохватилась.... ведь она даже не поблагодарила старца. Любовь обратилась к Познанию: «Познание, скажи мне, кто спас меня?». «Это было Время», – ответило Познание. «Время?» – удивилась Любовь – Отчего Оно мне помогло?» Познание ответило: «Только Время понимает и знает, как важна в жизни Любовь».
- Жизнь – это кофе
Как-то раз, бывшие выпускники собрались в гости к своему профессору.
Профессор, спросил у них о том, как они поживают?
Бывшие выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив своим гостям кофе, профессор принес кофейник и поднос, уставленный самыми разными чашками – фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными и простыми, и дорогими, и изысканными. Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны. Никто не выбрал чашки простые и дешевые. Желание иметь для себя только лучшее и есть источник ваших проблем.
Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Иногда она просто дороже, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, было – кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась. А теперь подумайте: жизнь – это кофе, а работа, деньги, положение, общество – это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет КАЧЕСТВА нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. Наслаждайтесь своим кофе!!!!!!!!!
- Осел и колодец
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю»
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
... Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Каждая проблема – это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.
Запомните пять простых правил:
1. Освободите свое сердце от ненависти — простите всех, на кого вы были обижены
2. Освободите свое сердце от волнений — большинство из них бесполезны.
3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
4. Отдавайте больше.
5. Ожидайте меньше.
4. Притча Гвозди
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
- Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже"
В завершении, хочется добавить, чтобы работа с текстом стала продуктивной, учителю необходимо: тщательно выстраивать алгоритм урока; четко ставить задачи перед учащимися; ориентироваться на уровень подготовленности учащихся и их учебную мотивацию; не стоит забывать о дифференцированном и личностно-ориентированном подходе.
Список литературы и интернет источников
- Емельянова Т.В, Савченко К.В Методика работы с текстами на уроках ОРКСЭ.//www.orkce.org
- Елисов А. Жанр притчи и ее нравственный смысл.//pritcha-elisova.ucoz.ru
- Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2011. – 73 с.
- Словарь литературоведческих терминов под. ред. С. П. Белокуровой. M., 2005, электронная версия,//www.gramma.ru
- Виртуальный университет социальной сети nsportal.ru. притчи на уроках ОРКСЭ. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2014/12/09/pritchi-na-urokakh-orkse
- Инфоурок. Мастеркласс работа с притчами на уроках ОРКСЭ. https://infourok.ru/masterklass-rabota-s-pritchami-orkse-klass-887904.html
- Виртуальный университет социальной сети nsportal.ru. Особенности работы над притчей на уроках ОРКСЭ. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2014/12/20/osobennosti-raboty-nad-pritchey-na-urokakh-orkse
- Виртуальный университет социальной сети nsportal.ru. Притчи для уроков ОРКСЭ. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/11/30/pritchi-dlya-urokov-orkse
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом на уроках ОРКСЭ
Использование активных форм и методов работы с текстом на уроках ОРКСЭ. Выступление на районном семинаре учителей ОРКСЭ....
Виды работы над текстом на уроке чтения в начальной школе.
В предложенной памятке дан перечень 37 видов работы над текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Использование на уроках предложенных видов работы поможет вести продуманную и целенапр...
Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ в начальной школе
Методы работы....
Воспитание патриотизма на уроках ОРКСЭ в начальной школе («Основы религиозных культур и светской этике»)
Опыт работы по патриотическому воспитанию на уроках ОРКСЭ...
Нестандартные формы и приёмы работы с текстом на уроках ОРКСЭ
В своей статье я описала нестандартные формы и приемы работы с текстом на уроках ОРКСЭ. Данные формы и приемы способствуют глубокому пониманию и усвоению материала. Игровой материал сделает урок ярким...
Работа с текстом на английском языке в начальной школе
В МБОУ НШДС 13 на уроках английского языка в 3 классе используется текст для развития понимания текста, умения находить ответы в тексте, работать с ним и использовать необходую грамматику....
Работа с текстом на уроке математики в начальной школе
Статья: «Работа с текстом на уроке математики в начальной школе»....