Технологическая карта урока "Строитель своей личности" (ОРКСЭ, УМК "Школа 2100")
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Цели урока:
• Помочь уточнить смысл понятий: привычка, самовоспитание, саморазвитие.
• Активизировать работу учащихся по самовоспитанию.
• Развивать универсальное учебное умение - оценивать качества, поступки, высказывания реальных лиц, героев произведений с точки зрения нравственных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroitel_svoey_lichnosti.docx | 44.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Строитель своей личности» (УМК «Школа 2100»)
Цели:
- Помочь уточнить смысл понятий: привычка, самовоспитание, саморазвитие
- Активизировать работу учащихся по самовоспитанию
- Развивать универсальное учебное умение - оценивать качества, поступки, высказывания реальных лиц, героев произведений с точки зрения нравственных ценностей.
Оборудование: дипломы для награждения учащихся в номинациях «Неделя без компьютерных игр», «Победа над собой», рисунок буквы Я, «построенной» из кирпичиков, рисунок цветка с буквой Я в центре, карточки с опорными словами по теме (самовоспитание, привычки, строитель, саморазвитие, садовник, желание, характер, сила воли). Раздаточный материал: индивидуальные рабочие листы (Приложение 1), групповые рабочие листы (Приложение 2).
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. | Заранее подготовленная группа учащихся инсценирует ситуацию, предложенную на стр. 30-31 учебника. Учитель организует беседу: – Какие мнения высказали ребята? – Какое противоречие у них возникло? (Они не уверены, что человек может себя изменить.) - Сформулируйте свой вариант вопроса, который следует из этого противоречия. Учащиеся формулируют основной вопрос урока и записывают его в индивидуальный рабочий лист: «Может ли человек себя изменить?» | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему). |
II. Решение проблемы, открытие новых знаний. А)Гипотезы учащихся. Первичное осмысление понятий. | Учитель предлагает учащимся высказать свои варианты ответа на этот вопрос и сделать первичный выбор одного из вариантов ответа в рабочем листе:
3. Не каждый человек может себя изменить. – Определите, какая позиция вам наиболее близка, и закрасьте соответствующий кружок зеленым цветом. Результаты выбора на первичном этапе учащимися не комментируются. - Выберите три слова, которые, на ваш взгляд, наиболее соответствуют главному вопросу сегодняшнего урока: самовоспитание, привычки, строитель, саморазвитие, садовник, желание, характер, сила воли. Затем по ходу урока учащиеся подчеркивают опорные слова, которые соответствуют теме урока. | Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления. |
Актуализация личного опыта учащихся. | Обсуждение акции «Неделя без компьтерных игр» - Пробовали ли вы изменять себя? - Какой договор с самим собой осуществляли на этой неделе? (Договор с самим собой: «Неделя без компьютерных игр» (см. Приложение 3) -Легко или трудно вам было осуществить этот договор? - Что вам сказали близкие? - Чем вы заняли появившееся свободное время? - Что поняли о самом себе? - Можно ли сказать, что на этой недели вы изменяли себя, занимались самовоспитанием? Награждение учащихся, которые достигли лучших результатов в ходе акции «Неделя без компьютерных игр». -Почему этим ребятам удалось стать победителями? («Сильнее всех владеющий собой!»: сила воли, упорство) -Оцените свою силу воли. Самооценка учащихся с использованием «волшебной линеечки» на рабочем листе (С – сила воли) . С Повторение и оценка степени трудности этапов проекта «Первые шаги самовоспитания». - В 3 классе мы тоже развивали свою силу воли, когда работали над проектом «Первые шаги самовоспитания» (Приложение 4). Давайте вспомним его основные шаги и определим их степень трудности. Учащиеся оценивают степень трудности каждого шага проекта в рабочем листе буквами: Т – трудно, Л - легко. А) Выбрать качество, над которым ты хочешь работать. Б) Выбрать девиз, эмблему, человека, на которого буду равняться. В)Составить список ежедневных дел для достижения желаемого качества. Г) Выполнять намеченное, вести личный дневник. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
Работа в группах. Практикум «Учимся составлять список ежедневных дел». | Образование групп, выбор лидера. Группы учащихся формируются по цвету индивидуальных рабочих листов: при подготовке к уроку учитель (классный руководитель) оценивает степень развития некоторых личностных качеств учащихся и определяет состав групп по необходимым перспективам развития. 1 группа Развитие организованности 2 группа Развитие уверенности в себе, развитие активности 3 группа Развитие аккуратности Учащиеся в группах дополняют список ежедневных дел для развития необходимого качества характера (Приложение 2). Затем представляют данный список всему классу, сравнивают качества и необходимые шаги для их развития. - А какие качества развиваются у школьника в групповой работе? - Оцените работу своей группы. Самооценка учащихся с использованием «волшебной линеечки» на рабочем листе (М - «Мы»). М | Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы. Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. |
Уточнение понятия «привычка». | - Какое опорное слово вы включили в заголовок к спискам ежедневных дел? Развиваю полезные... (привычки). Уточнение значения слова «привычка» по словарю (учебник, стр.125). - Что значит «сформировавшееся действие»? Когда появляются привычки? (Когда действие совершается много раз.) Составление правила «четырёх П» для развития привычек с опорой на текст учебника стр. 32-33 (комментированное чтение). Приведение примеров на каждый пункт правила. Запись правила «четырёх П» в рабочий лист. Аукцион идей «Как не забыть о полезной привычке?» (повесить девиз, эмблему, план на холодильник, на зеркало, возле компьютера, на парту, в дневник; сделать закладки с надписями, сделать заставку на экране компьютера, телефона; попросить друзей и взрослых напоминать, проверять вечером по личному дневнику) Знакомство с пословицей «Посеешь привычку – пожнешь характер»? (стр. 32) Словесное иллюстрирование пословицы. | Использовать основы смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (словарная статья, текст учебника). Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Перерабатывать полученную информацию: определять причины явлений и событий. |
Уточнение необходимых условий для самовоспитания. | - Какие плоды в воспитании своего характера есть у наших одноклассников? Номинация «Победа над собой»: награждение и интервью с победителями. - Какую цель ставили перед собой, для чего? - Кто помогал? Быстро ли добились результатов? - Как добились результатов? (желание, время, помощь) Проблемный вопрос: Почему нашим одноклассникам - лидерам в номинации «Победа над собой» не удалось изменить себя во 2, 3 классе, а в 4 классе получилось? Уточнение понятия «самовоспитание» по рабочему листу и тексту учебника с.36-37. -Сделаем вывод: при каких обязательных условиях человек может изменить себя? (Если захочет, осознает, оценит себя и проявит усилия). Подчеркните ключевое слово в определении понятия «самовоспитание»: сознательная работа. Повторное возвращение к шагам проекта. - В чем трудность первого шага самовоспитания: выбрать качество, над которым ты хочешь работать. Первый шаг не самый легкий: важно искреннее желание! | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения. Перерабатывать полученную информацию: определять причины явлений и событий, делать выводы на основе обобщения знаний. |
Введение понятия «саморазвитие». | Проблемный вопрос: Как вы думаете, а занимаются ли самовоспитанием взрослые? Учащиеся приводят примеры близких людей. Возможно выступление присутствующих на уроке взрослых (родители, учителя, знаменитые люди города). Возможна презентация учащихся о знаменитых людях, изменивших себя или чтение текста учебника с соответствующими примерами стр.34-35. Сравнение двух понятий «саморазвитие» и «самовоспитание» с точки зрения русского языка. (Это сложные слова, в них два корня). - Какой общий корень у этих слов? Выделите его. - Вам не кажется, что этот корень может быть подсказкой для ответа на главный вопрос нашего урока: «Может ли человек изменить себя?» Мнения учащихся. | Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Извлекать информацию, представленную в разных формах. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления. |
Активизация потребности в самовоспитании. | Создание символической модели своего характера. - Вернемся к словам, которые оценивали в начале урока: как связаны с темой самовоспитания и саморазвития слова «строитель» и «садовник»? К ответам учащихся учитель может добавить высказывания: «Наша личность – сад, а наша воля – его садовник» (Шекспир), «Человек сам строит свою судьбу!» Выбор понравившегося образа: садовник или строитель. Создание символической модели характера (цветок с буквой Я в центре, на лепестках которого записываются важные для ребенка качества характера, или буква Я, «построенная» из кирпичиков, на которых записаны качества характера). Демонстрация и анализ моделей. – Все ли «кирпичики» заполнены? Все ли лепестки? Могут ли появится новые? – О чём это говорит? (Человек строит себя всю жизнь.) – Какие получились модели: одинаковые или разные, (так как у каждого человека свои жизненные приоритеты, цели и привычки, которые он хотел бы в себе воспитать). – Есть ли что-то похожее? Значит, мы можем помочь друг другу в изменении себя. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Оценивать качества и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Проводить самооценку качеств характера. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления. |
IV. Выражение решения проблемы. Рефлексия. | – Вернемся к 3 вариантам ответа на главный вопрос урока. Подчеркните мнение, которое у вас сложилось в завершении урока, допишите эту мысль: «Человек может себя изменить, если ...» Учащиеся аргументируют свой выбор того или иного утверждения. (Человек может себя изменить, если захочет, если он способен оценить самого себя, осмыслить свои положительные и отрицательные качества и постоянно работать над формированием полезных привычек, если он проявит усилия, если рядом будут надежные помощники и единомышленники) - А кто сегодня на уроке изменял себя, был более активным? Самооценка учащихся с использованием «волшебной линеечки» на рабочем листе (А – активность) . В итоге получается ключевое слово «САМ» С А М - Чем хотите заняться дома? Выберите, какое домашнее задание вы выполните самостоятельно. | Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. |
Домашнее задание по выбору учащихся | А)Подготовка сообщения о людях, которые могут быть примером самовоспитания и саморазвития. Б) Проект «Герои книг и фильмов, которые воспитывали сами себя». Б)Возобновление работы по проектной памятке «Первые шаги самовоспитания». В)Подготовка к «Ярмарке полезных привычек». | |
Итог урока | - Что вы хотите пожелать друг другу? - Желаю вам построить прекрасный дворец своей личности и вырастить великолепный сад своей души! | |
Возможное содержание второго урока по теме. | Выполнение продуктивных заданий. Уточнение приемов по памятке «Новые шаги в самовоспитании» (см. Приложение). Сообщение уч-ся о людях-примерах в саморазвитии. | |
Внеклассные мероприятия для активизации потребности учащихся в самовоспитании. | «Ярмарка полезных привычек». Клуб интересных встреч «Чудеса саморазвития» |
Список используемых источников и литературы
- Бунеев, Р.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева. – М. : Баласс, 2012. - 128 с.
- Бунеев, Р.Н., Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4–5 классы [Электронный ресурс] /Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева. – http://www.school2100.ru/uroki/elementary/DNV.php
- Конспекты и презентации уроков по предмету «Основы светской этики» [Электронный ресурс] http://www.school2100.ru/pedagogam/ lessons/general.php?SECTION_ID=1606
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по русскому языку 1 класс 2100
Технологическая карта по русскому языку 1 класс 2100...
Технологическая карта по литературному чтению 1 класс 2100
Технологическая карта по литературному чтению 1 класс 2100...
Технологическая карта урока математики 3 класс программа 2100
Технологическая карта урока математики 3 класс Программа 2100 Тема:" Арифметические действия над числами"...
Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100
Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100 Тема"Проверочнвя работа № 3 « Буква непроизносимых согласных в корне слова»...
Технологические карты_Окружающий мир_3 класс, "Школа 2100"
Технологические карты к урокам окружающего мира, 2 часть "Мое Отечество", 3 класс, глава 1 "Твои родные и твоя Родина в потоке времени", Образовательная программа "Школа 2100"Урок 2. "Живая связь врем...
Технологическая карта урока по информатике УМК "Школа 2100" 3 класс "Состав и действия предмета. Графический редактор Paint инструмент выделение и выделение произвольной области объекта".
Технологическая карта и презентация к уроку информатики по теме "Состав и действия предмета. Графический редактор Paint: инструмент выделение и выделение произвольной области".Тип урока: &la...
Технологическая карта урока информатики по УМК "Школа 2100", 1 класс. Тема: «Понятия «истина» и «ложь». Мир информатики – 1 год обучения: Суждение истинное и ложное»
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятиях «истина» и «ложь» и истинных, ложных суждениях.Задачи урокаДидактические:сформировать знание о понят...