Технологическая карта урока "Строитель своей личности" (ОРКСЭ, УМК "Школа 2100")
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Честнокова Татьяна Павловна

Цели урока:

•      Помочь уточнить смысл понятий: привычка, самовоспитание, саморазвитие.

•      Активизировать работу учащихся по самовоспитанию.

•      Развивать универсальное учебное умение -  оценивать качества, поступки, высказывания реальных лиц, героев произведений с точки зрения нравственных ценностей.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroitel_svoey_lichnosti.docx44.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Строитель своей личности» (УМК «Школа 2100»)

Цели:

  • Помочь уточнить смысл понятий: привычка, самовоспитание, саморазвитие
  • Активизировать работу учащихся по самовоспитанию
  • Развивать универсальное учебное умение -  оценивать качества, поступки, высказывания реальных лиц, героев произведений с точки зрения нравственных ценностей.        

Оборудование: дипломы для награждения учащихся в номинациях «Неделя без компьютерных игр», «Победа над собой»,  рисунок буквы Я, «построенной» из кирпичиков, рисунок цветка с буквой Я в центре, карточки с опорными  словами по теме (самовоспитание, привычки, строитель, саморазвитие, садовник, желание, характер, сила воли). Раздаточный материал: индивидуальные рабочие листы (Приложение 1), групповые рабочие листы (Приложение 2).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Заранее подготовленная группа учащихся инсценирует ситуацию, предложенную на стр. 30-31 учебника.

Учитель организует беседу:

– Какие мнения высказали ребята?

– Какое противоречие у них возникло? (Они не уверены, что человек может себя изменить.)

- Сформулируйте свой вариант вопроса, который следует из этого противоречия.

Учащиеся формулируют основной вопрос урока и записывают его в индивидуальный рабочий лист: «Может ли человек себя изменить?»

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

II. Решение проблемы, открытие новых знаний.

А)Гипотезы  учащихся. Первичное осмысление понятий.

Учитель предлагает учащимся высказать свои варианты ответа на этот вопрос и сделать первичный выбор одного из вариантов ответа в рабочем листе:

  1. Кем на роду написано, тем и станешь. Человек себя изменить не может.
  2. Каждый человек может изменить себя.

3.  Не каждый человек может себя изменить.

– Определите, какая позиция вам наиболее близка, и закрасьте соответствующий кружок зеленым цветом. Результаты выбора на первичном этапе учащимися не комментируются.

- Выберите три слова, которые, на ваш взгляд,  наиболее соответствуют главному вопросу сегодняшнего урока: самовоспитание, привычки, строитель, саморазвитие, садовник, желание, характер, сила воли.

Затем по ходу урока учащиеся подчеркивают опорные слова, которые соответствуют теме урока.

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления.

Актуализация личного опыта учащихся.

Обсуждение акции «Неделя без компьтерных игр»

- Пробовали ли вы изменять себя?

- Какой договор с самим собой осуществляли  на этой неделе? (Договор с самим собой: «Неделя без компьютерных игр» (см. Приложение 3)

-Легко или трудно вам было осуществить этот договор?

- Что вам сказали близкие?

- Чем вы заняли появившееся свободное время?

- Что поняли о самом себе?

- Можно ли сказать, что на этой недели вы изменяли себя, занимались самовоспитанием?  

Награждение учащихся, которые достигли лучших результатов в ходе акции «Неделя без компьютерных игр».

-Почему этим ребятам удалось стать победителями? («Сильнее всех владеющий собой!»: сила воли, упорство)

-Оцените свою силу воли. Самооценка учащихся с использованием «волшебной линеечки» на рабочем листе (С – сила воли) .

         С

Повторение и оценка степени трудности этапов проекта «Первые шаги самовоспитания».

- В 3 классе мы тоже развивали свою силу воли, когда работали над проектом  «Первые шаги самовоспитания» (Приложение 4). Давайте вспомним его основные шаги и определим их степень трудности.

Учащиеся оценивают степень трудности каждого шага проекта в рабочем листе буквами: Т – трудно, Л - легко.

А) Выбрать качество, над которым ты хочешь работать.

Б) Выбрать девиз, эмблему, человека, на которого буду равняться.

В)Составить список ежедневных дел для достижения желаемого качества.

Г) Выполнять намеченное, вести личный дневник.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Работа в группах.  Практикум «Учимся составлять список ежедневных дел».

Образование групп, выбор лидера.  Группы учащихся формируются по цвету индивидуальных рабочих листов: при подготовке к уроку учитель (классный руководитель) оценивает степень развития некоторых личностных качеств учащихся и определяет состав групп по необходимым перспективам развития.

1 группа  Развитие организованности

2 группа Развитие уверенности в себе, развитие активности

3 группа Развитие аккуратности

Учащиеся в группах дополняют  список ежедневных дел для развития необходимого качества характера (Приложение 2). Затем представляют данный список всему классу, сравнивают качества и необходимые шаги для их развития.  

- А какие качества развиваются у школьника в групповой работе?

- Оцените работу своей группы. Самооценка учащихся с использованием «волшебной линеечки» на рабочем листе (М - «Мы»).

      М

Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Уточнение понятия «привычка».

- Какое опорное слово вы включили в заголовок к  спискам ежедневных дел? Развиваю полезные... (привычки).

Уточнение значения слова «привычка» по словарю (учебник, стр.125).

- Что значит «сформировавшееся действие»? Когда появляются привычки? (Когда действие совершается много раз.)

Составление правила «четырёх П» для развития привычек с опорой на текст учебника стр. 32-33 (комментированное чтение). Приведение примеров на каждый пункт правила. Запись правила «четырёх П» в рабочий лист.

Аукцион идей «Как не забыть о полезной привычке?» (повесить девиз, эмблему, план на холодильник, на зеркало, возле компьютера, на парту, в дневник; сделать закладки с надписями, сделать заставку на экране компьютера, телефона; попросить друзей и взрослых напоминать, проверять вечером по личному дневнику)

Знакомство с пословицей  «Посеешь привычку – пожнешь характер»? (стр. 32) Словесное иллюстрирование пословицы.

Использовать основы смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (словарная статья, текст учебника).

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Перерабатывать полученную информацию: определять причины явлений и событий.

Уточнение необходимых условий для самовоспитания.

- Какие плоды в воспитании своего характера есть у наших одноклассников?

Номинация «Победа над собой»: награждение и интервью с победителями.  

- Какую цель ставили перед собой, для чего?

- Кто помогал? Быстро ли добились результатов?

- Как добились результатов? (желание, время, помощь)

Проблемный вопрос: Почему нашим одноклассникам -  лидерам в номинации «Победа над собой» не удалось изменить себя во 2, 3 классе, а в 4 классе получилось?

Уточнение понятия «самовоспитание» по рабочему листу и тексту учебника с.36-37.

-Сделаем вывод: при каких обязательных условиях человек может изменить себя? (Если захочет, осознает, оценит себя и проявит усилия). Подчеркните ключевое слово в определении понятия «самовоспитание»: сознательная работа. 

Повторное возвращение к шагам проекта.

- В чем трудность первого шага самовоспитания: выбрать качество, над которым ты хочешь работать. Первый шаг не самый легкий: важно искреннее желание!

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

Перерабатывать полученную информацию: определять причины явлений и событий, делать выводы на основе обобщения знаний.

Введение понятия «саморазвитие».

Проблемный вопрос: Как вы думаете, а занимаются ли самовоспитанием взрослые?

Учащиеся приводят примеры близких людей.

Возможно выступление присутствующих на уроке взрослых (родители, учителя, знаменитые люди города).

Возможна презентация учащихся о знаменитых людях, изменивших себя или чтение текста учебника с соответствующими примерами стр.34-35.

Сравнение двух понятий «саморазвитие» и «самовоспитание» с  точки зрения русского языка.  (Это сложные слова, в них два корня).

- Какой общий корень у этих слов? Выделите его.

- Вам не кажется, что этот корень может быть подсказкой для ответа  на главный вопрос нашего урока: «Может ли человек изменить себя?» Мнения учащихся.

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления.

Активизация потребности в самовоспитании.

Создание символической модели своего характера.

- Вернемся к словам, которые оценивали в начале урока: как связаны с темой самовоспитания и саморазвития слова «строитель» и «садовник»?

К ответам учащихся учитель может добавить высказывания: «Наша личность – сад, а наша воля – его садовник» (Шекспир), «Человек сам строит свою судьбу!»

Выбор понравившегося образа: садовник или строитель. Создание символической модели характера (цветок с буквой Я в центре, на лепестках которого записываются важные для ребенка качества характера, или буква Я, «построенная» из кирпичиков, на которых записаны качества характера).

Демонстрация и анализ моделей.

– Все ли «кирпичики» заполнены?  Все ли лепестки? Могут ли появится новые?

– О чём это говорит? (Человек строит себя всю жизнь.)

– Какие получились модели: одинаковые или  разные, (так как у каждого человека свои жизненные приоритеты, цели и привычки, которые он хотел бы в себе воспитать).

– Есть ли что-то похожее? Значит, мы можем помочь друг другу в изменении себя.  

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Оценивать качества и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Проводить самооценку качеств характера. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления.

IV. Выражение решения проблемы.

Рефлексия.

– Вернемся к 3 вариантам ответа на главный вопрос урока. Подчеркните мнение, которое у вас сложилось в завершении урока, допишите эту мысль: «Человек может себя изменить, если ...» Учащиеся аргументируют свой выбор того или иного утверждения. (Человек может себя изменить, если захочет, если он способен оценить самого себя, осмыслить свои положительные и отрицательные качества и постоянно работать над формированием полезных привычек, если он проявит усилия, если рядом будут надежные помощники и единомышленники)

- А кто сегодня на уроке изменял себя, был более активным? Самооценка учащихся с использованием «волшебной линеечки» на рабочем листе (А – активность) .

В итоге получается ключевое слово «САМ»

   С        А       М

- Чем хотите заняться дома? Выберите, какое домашнее задание вы выполните самостоятельно.

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Домашнее задание по выбору учащихся

А)Подготовка сообщения о людях, которые могут быть примером самовоспитания и саморазвития.

Б) Проект «Герои книг и фильмов, которые воспитывали сами себя».

Б)Возобновление работы по проектной памятке «Первые шаги самовоспитания».

В)Подготовка к «Ярмарке полезных привычек».

Итог урока

- Что вы хотите пожелать друг другу?

- Желаю вам построить прекрасный дворец своей личности и вырастить великолепный сад своей души!

Возможное содержание второго урока по теме.

Выполнение продуктивных заданий.

Уточнение приемов по памятке «Новые шаги в самовоспитании» (см. Приложение).

Сообщение уч-ся о людях-примерах в саморазвитии.

Внеклассные мероприятия для активизации потребности учащихся в самовоспитании.

«Ярмарка полезных привычек».

Клуб интересных встреч «Чудеса саморазвития»

Список используемых источников и литературы

  1. Бунеев, Р.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.   5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева.  – М. : Баласс, 2012. - 128 с.
  2. Бунеев, Р.Н., Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4–5 классы  [Электронный ресурс] /Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов,  И.И. Кремлева. –  http://www.school2100.ru/uroki/elementary/DNV.php 
  3. Конспекты и презентации уроков по предмету «Основы светской этики» [Электронный ресурс] http://www.school2100.ru/pedagogam/ lessons/general.php?SECTION_ID=1606 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку 1 класс 2100

Технологическая карта по русскому языку 1 класс 2100...

Технологическая карта по литературному чтению 1 класс 2100

Технологическая карта по литературному чтению 1 класс 2100...

Технологическая карта урока математики 3 класс программа 2100

Технологическая карта урока математики 3 класс Программа 2100 Тема:" Арифметические действия над числами"...

Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100

Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100 Тема"Проверочнвя работа № 3 « Буква непроизносимых согласных в корне слова»...

Технологические карты_Окружающий мир_3 класс, "Школа 2100"

Технологические карты к урокам окружающего мира, 2 часть "Мое Отечество", 3 класс, глава 1 "Твои родные и твоя Родина в потоке времени", Образовательная программа "Школа 2100"Урок 2. "Живая связь врем...

Технологическая карта урока по информатике УМК "Школа 2100" 3 класс "Состав и действия предмета. Графический редактор Paint инструмент выделение и выделение произвольной области объекта".

Технологическая карта и презентация к уроку информатики по теме "Состав и действия предмета. Графический редактор Paint: инструмент выделение и выделение произвольной области".Тип урока: &la...

Технологическая карта урока информатики по УМК "Школа 2100", 1 класс. Тема: «Понятия «истина» и «ложь». Мир информатики – 1 год обучения: Суждение истинное и ложное»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятиях «истина» и «ложь» и истинных, ложных суждениях.Задачи урокаДидактические:сформировать знание о понят...