рабочая программа по курсу ОРКСЭ Основы православной культуры
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Программа поможет быстро разработать уроки по курсу Основы Духовно-нравственной культуры народов России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochas_programma_orkse_zaritskoy_t.n.docx | 74.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций
Нормативные документы
Федеральный уровень
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
- Об объявлении в Российской Федерации Года культуры / Указ Президента РФ от 22.04.2013 г. № 375
- Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
- О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
- Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
- Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
- Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
- О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
- О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
Региональный уровень
- Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
- Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
- Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.
Федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644).
- Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 (зарегистрирован в Минюсте России).
Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Федеральный уровень
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2011.
Региональный уровень
- О приоритетных направлениях повышения квалификации педагогических и руководящих работников областной системы образования Челябинской области в 2014 году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.02.2014 г. № 03-02/889.
- О проведении мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 15.04.2014г. № 03-02/2669.
- О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 103/4286 от 18.06.2011 г.
- Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/5868 от 08.08.2012 г.
- О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01 сентября 2012 г./ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01-1786 от 09.06.2012 г.
- О порядке введения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях с 01 сентября 2012г./ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 24/ 6142 от 20.08.2012 г.
- Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл.; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
- Учебный план, Годовой календарный учебный график и Расписание учебных занятий МОУ СОШ № 17 на 2014-2015 учебный год.
Данная рабочая программа составлена на основе вариативной программы инновационного комплексного курса для 4−5 классов общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (А.Я.Данилюк, М.: Просвещение, 2010).
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Цель комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
Основные содержательные модули курса:
- Основы православной культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
- Основы мусульманской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры.
В МОУСОШ № 17 выбраны модули:
- Основы православной культуры
- Основы мировых религиозных культур
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Образовательный результат (обучающийся научится) | Образовательный результат (обучающийся получит возможность научиться) | Кол-во лет на освоение | Классы | ||
Личностные: | |||||
| |||||
– Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; – Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории – Сформированность гуманистических, демократических ценностей. – Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. – Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах сверстников; – Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. – Осознание значения семьи в жизни человека и общества. – Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; – Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; – Сформированность гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; – Сформированность чувства ответственности и долга перед Родиной. – Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. – Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; – Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. – Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. – Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. | - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; - устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | 52
1-2 | 74-5 8 4-5 | ||
| |||||
– Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развития опыта участия в социально значимом труде. – Сформированность основ современной экологической культуры соответствующей; опыт экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях. – Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. – Сформированность основ современной экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. | - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию. | 51-2
1-2 | 74-5 4-5 | ||
| |||||
– Сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, традициям России и народов мира; – Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. – Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. – Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия своего края, народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. – Сформированность навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. – Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. – Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. – Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | - адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; - эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных н помощь и обеспечения благополучия. | 51-2
1-2 | 74-5 8 4-5 |
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Образовательный результат (обучающийся научится) | Образовательный результат (обучающийся получит возможность научиться) | Кол-во лет на освоение | Классы | Подл. ли промежуточной аттестац. |
Метапредметные результаты: | ||||
- Целеполагание: | ||||
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. – самостоятельно ставить новые цели и задачи деятельности; – самостоятельно анализировать условия достижения цели и задач на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; – самостоятельно формулировать познавательную цель и задачи. | - самостоятельно ставить новые учебные задачи; - умение самостоятельно определять цели деятельности, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; - умение самостоятельно выделять альтернативные способы достижения цели деятельности и выбирать наиболее эффективный | 2 года 2 года | 4-5 классы 4-5 | Да Да |
- Планирование: | ||||
- в сотрудничестве с учителем планировать пути достижения познавательных задач; – самостоятельно составлять планы.
- самостоятельно планировать пути достижения познавательных целей и задач; – самостоятельно составлять планы, в том числе альтернативные. | - выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; - построение жизненных планов во временной перспективе; - при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения | 2 года 2 года | 4-5 4-5 | Да Да |
- Прогнозирование: | ||||
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий. - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. | - Умение самостоятельно прогнозировать будущие события и развитие процесса. | 2 года 2 года | 4-5 4-5 | Да Да |
- Контроль: | ||||
– в сотрудничестве с учителем осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия. – самостоятельно осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия. | - Основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей | 2 года и далее | 4-5 |
Да |
- Оценка: | ||||
– в сотрудничестве с учителем оценивать и принимать решения, определяющие дальнейшую деятельность. – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям. | - Адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; - Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности | 2 года 2 года | 4-5 4-5 | |
- Коррекция: | ||||
–самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце. –самостоятельно корректировать свою деятельность в соответствии с изменяющейся ситуацией. | - Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | 2 года 2 года | 4-5 4-5 | |
- Волевая саморегуляция: | ||||
– самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. – основам волевой саморегуляции | - основам саморегуляции эмоциональных состояний; - прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей | 2 года 2 года | 4-5 4-5 | |
- Смысловое чтение и работа с информацией: | ||||
– основам ознакомительного и изучающего чтения; – самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, в том числе с использованием ресурсов библиотек и интернета, для выполнений учебных заданий; – структурировать тексты. - усваивающему и поисковому чтению; –осуществлять поиск информации с использование различных источников для решения учебных и жизненных задач; –самостоятельно создавать структурированные тексты. | - основам рефлексивного чтения[1]; - ставить проблему, аргументировать ее актуальность; - самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; - выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; - организовывать исследование с целью проверки гипотез; - делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации | 2-года 2 года | 4-5 4-5 | |
- Освоенность методов познания, инструментария и понятийного аппарата, логических действий и операций: | ||||
– осуществлять выбор способов решения задач – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая критерии; устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя – формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач; – строить логическое рассуждение. – преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осуществлять выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять анализ на основе самостоятельного выделения существенных и несущественных признаков – самостоятельно давать определение понятиям; – самостоятельно осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая основания и критерии, установливать причинно-следственные связи; – самостоятельно объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования проблемы; –обобщать понятия; формулировать и обосновывать гипотезы под руководством учителя. | - основам рефлексивного чтения; - ставить проблему, аргументировать ее актуальность; - самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; - выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; - организовывать исследование с целью проверки гипотез; - делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации | 2 года 2 года | 4-5 4-5 | |
- Умений проектной, в том числе учебно-исследовательской, деятельности | ||||
– планировать учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме; – выполнять учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями; – оформлять учебный проект под руководством учителя в соответствии с требованиями; – представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации с использованием объектов наглядности; – при представлении продукта учебного проекта аргументировать свою позицию, используя языковые средства адекватные исследуемой проблеме; – самостоятельно по образцу проводить контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта. – самостоятельно планировать учебный проект (учебное исследование), используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме; – самостоятельно выполнять учебный проект (учебное исследование), используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями; – самостоятельно оформлять учебный проект (учебное исследование) в соответствии с требованиями; – представлять продукт (результат) учебного проекта (учебного исследования) в форме устной презентации с использованием объектов наглядности и аргументированных ответов на вопросы; – при представлении продукта (результата) учебного проекта (учебного исследования) спорить и отстаивать свою позицию; – проводить самоконтроль и самооценку хода и результатов выполнения учебного проекта (учебного исследования). | - основам рефлексивного чтения; - ставить проблему, аргументировать ее актуальность; - самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; - выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; - организовывать исследование с целью проверки гипотез; - делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации | 2 года 2 года | 4-5 4-5 | |
- Планирование совместной деятельности: | ||||
– учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем; – планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя. – совместно с группой вырабатывать цели и функции участников совместной деятельности под руководством учителя; – планировать общие способы работы в совместной деятельности со сверстниками (без участия учителя). – самостоятельно формулировать и задавать вопросы партнеру, необходимые для организации собственной деятельности. – задавать вопросы необходимые для организации совместной деятельности и сотрудничества с партнером. | - учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами одной группы для принятия совместных решений; - в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей | 2года 2 года | 4-5 4-5 | |
-Постановка вопросов: | ||||
–самостоятельно формулировать и задавать вопросы партнеру, необходимые для организации собственной деятельности. –задавать вопросы необходимые для организации совместной деятельности и сотрудничества с партнером. | 2-года 2 года | 4-5 4-5 | ||
-Разрешение конфликтов: | ||||
–формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (в том числе при открытом столкновении мнений). –устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; –договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с опорой на социально-приемлемые способы поведения, в том числе в ситуации столкновения интересов. | - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов. | 2 года 2- года | 4-5 4-5 | |
-Управление поведением партнера: | ||||
–обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности и оказывать необходимую помощь партнеру в процессе сотрудничества –управлять поведением партнера, осуществляя контроль, давать эмоциональную оценку поведения партнера и осознавать способы коррекции данного поведения | - брать на себя инициативу в организации совместного действия; - оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; - осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера | 2 года 2- года | 4-5 4-5 | |
-Точность выражения мысли (Умение выражать свои мысли): | ||||
– аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности. – аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально-приемлемыми способами. | - в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия | 2 года 2-года | 4-5 4-5 | |
- Владение монологической и диалогической формами речи: | ||||
– соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; – строить монологическое контекстное высказывание средствами устной и письменной речи. –монологической и диалогической формам речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей в форме громкой социализированной речи и в форме внутренней речи, – Сформированность умения строить монологическое контекстное высказывание для осуществления эффективных групповых обсуждений. | - вступать в диалог, также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | 2- года 2- года | 4-5 4-5 |
Предметные результаты
Предметный результат | Кол-во лет на освоение | Классы | Подлежит ли промежу-точной аттестации |
I. Обучающийся научится: | |||
| 2 год | 4-5 | Да |
| 2 года | 4-5 | Да |
| 2 года | 4-5 | Да |
| 2 год | 4-5 | Да |
- формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека. | 2 год | 4-5 | Да |
-формирование понимания высокой культурной и художественной ценности христианского искусства, его глубоких корней в мировом искусстве. | 2 года | 4-5 | |
-формирование понятий душа, болезни души, образ Божий в человеке | 2 года | 4-5 | Да |
-знакомство с праздниками русского народа | 2 года | 4-5 | Да |
-формирование понятий добро, грех, любовь, добродетель, порок, | 2 года | 4-5 | Да |
-иметь предствление об Иисусе Христе и его жизни, о священных книгах всех времен и народах, религий мира. | 2 года | 4-5 | Да |
-познакомиться с устройством храма ,иконостаса. | 2 года | 4-5 | Да |
-узнает о возникновении христианства на Руси, о других мировых религиях народов России. | 2 года | 4-5 | Да |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из трех модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
В преподавании данного курса применяется безотметочная система контроля сформированности ключевых компетенций обучающихся. Оценка выполнения текущих домашних заданий и самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, словарей, творческих работ и исследовательских проектов обучающихся на завершающем этапе.
Эффективным элементом контроля, связанным с использованием проблемно-диалогической технологии, является самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Объектами педагогического наблюдения, позволяющие оценить уровень духовно-нравственного развития учащихся 4 класса являются следующие показатели духовно-нравственного развития:
1. эмоционально-чувственный (нравственные чувства)
2. когнитивный (нравственная позиция)
3. эмоционально-действенный (практический): нравственное поведение, нравственные качества.
К объектам педагогического наблюдения, позволяющим оценить уровень духовно-нравственного развития младших школьников, можно отнести:
- «карту знаний» учащихся;
- способы и умения осуществления сотрудничества учащихся в классе и с учащимися 1-5-х классов;
- личные достижения учащихся и класса в целом;
- самостоятельную работу учащихся с целью коррекции своих знаний или освоения новых знаний и способов деятельности;
- работу ученика в паре, малой группе детей;
- заполнение и совместное с детьми составление всевозможных (тематических, итоговых, диагностических) оценочных листов, с учётом принципа предельной дифференциации умений;
- творческие находки и уникальные «продукты» детской деятельности как формы признания их социальной значимости, «портфель» ученика и его презентацию.
Формы фиксации достижений ученика:
- Тетрадь «Мои творческие работы» (эссе по итогам экскурсий, бесед, просмотра видеофильмов и т.п., кластеры).
- Рефлексивный «Дневник», в котором фиксируются «карты знаний» по разным темам программы.
- «Словарь» для фиксации новых слов, понятий, явлений, т.п..
- Рабочая тетрадь (журнал) для осознанного чтения и письма при изучении новых текстов (по технологии ТРКМЧП).
- «Листы самооценки» (оценочные листы) – для отражения личных оценочных суждений за каждое умение по предмету до и после выполнения определённого вида работы.
- «Портфель» ученика, который представляет собой форму и процесс накапливания образцов продуктов учебно-познавательной деятельности школьника, а также соответствующих информационных материалов о результатах освоения образовательных программ. Оценка содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной, качественной оценки по четырём уровням. А в конце года организовывается его презентация.
7. Анкета для изучения мнения родителей.
8. Анкета для изучения мнения учителя (карта наблюдений за учеником).
.9 Анкеты для учащихся.
10. Тесты.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.
Главная цель курса по изучению данного курса – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.
Для изучения курса дистанционного обучения , должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
- электронные пособия к модулям.
- наличие возможности установки интернета при обучении.
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
библиотечный фонд (книгопечатная продукция);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению,культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию,мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
Планируемые результаты изучения данного курса
Планируемые результаты изучения предмета ОРКСЭ
В условиях безотметочного обучения целесообразно выделить 3 уровня духовно-нравственного развития:
- Низкий уровень
- Средний уровень
- Высокий уровень
Показатели | Планируемые результаты образовательной деятельности | ||||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||
Нравственные чувства | Имеет представления о базовых гуманистических, духовно-нравственных ценностях, знает нравственные правила, принципы, нормы этики но не всегда проявляет эмоциональную отзывчивость, критичную нравственную самооценку, затрудняется в правильной аргументации различных точек зрения на безнравственные поступки, проявлении положительных и нравственных чувств в ситуациях высокого эмоционального напряжения. | Позитивно относится к базовым ценностям общества. Самостоятельно контролирует нравственные качества и мотивы своих поступков на основе нравственных правил, способен тормозить безнравственные (нежелательные) действия во взаимоотношениях с другими людьми на основе нравственной самооценки и самопроверки, самостоятельно и правильно аргументирует свою точку зрения, оценивая свои и чужие поступки, стремится к проявлению нравственных поступков и осуждает и безнравственные | Сформировано осознанное ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, уважительно относится к народным традициям, защитникам Родины, старшему поколению, родителям, имеет опыт переживания высоких нравственно-этических чувств, искренне проявляет положительные нравственно-этические чувства в обсуждении вопросов духовно-нравственной культуры народов России. | ||
Нравственная позиция | Преимущественно при поддержке учителя в игровой форме и беседах проявляет интерес получению знаний о нравственных нормах и ценностях, к идеям добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе. При этом с целью решения познавательных задач бессистемно использует различные способы поиска информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и других источниках. | Активно интересуется знаниями о нравственных нормах и ценностях, идеями добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе, систематически использует различные способы поиска информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и других источниках. Самостоятельно выполняет творческие работы, посещает факультативные занятия и внеурочные мероприятия духовно-нравственной тематики. | Проявляет повышенный интерес к урокам духовно-нравственной культуры народов России, внеурочной и внешкольной деятельности по вопросам, гражданского и патриотического воспитания. Проявляет интерес к общественным явлениям и межкультурной коммуникации, активно обсуждает вопросы нравственного поведения и основ религиозной культуры с родителями, учителем и другими участниками воспитательного процесса. Самостоятельно выполняет творческие работы, участвует в организации и привлекает одноклассников к проведению внеурочных мероприятий, акций милосердия, выставок творческих работ. | ||
Нравственное поведение | В основном выполняет правила нравственного поведения на основе понимания их необходимости, проявляет желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности. Преимущественно под непосредственным руководством учителя участвует в просмотре кинофильмов и другой внеурочной и внешкольной коллективной деятельности гражданского и историко-патриотического содержания. Вместе с тем иногда допускает безнравственные поступки. | Всегда выполняет правила нравственного поведения на основе понимания их необходимости, проявляет желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности. С желанием участвует в туристической деятельности, краеведческой работе, просмотре кинофильмов, путешествиях по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых играх гражданского и историко-патриотического содержания под руководством учителя. Ответственно относится и обязательно выполняет творческие задания | Является образцом нравственного поведения. Инициирует и активно участвует в сюжетно-ролевых играх, литературно-музыкальных праздниках, спектаклях и других мероприятиях духовно-нравственной направленности. Проводит беседы, экскурсии для младших школьников по вопросам нравственного поведения, отношения к национальным святыням и духовной культуре Отечества. Как правило, активно участвует в поисковой деятельности, различных интеллектуальных, творческих ученических конкурсах и нередко является победителем. |
Список литературы.
1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы мировых религиозных культур. 4-5
2. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4—5 кл.
3.Программы общеобразовательных учреждений, 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики, Данилюк А.Я.
4.Электронное пособие к модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
5.Репродукции картин , икон и т. п.
6.Словари и энциклопедии( электронные адреса в сети Интернет):
-http://www.ozhegov.org/ Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка;
-http://www.vedu.ru/BigEncDic/29939 Большой Энциклопедический Словарь;
-http://www.megaslov.ru/html/m/moral5.html Словарь иностранных слов. Происхождение, значение и описание слов
-http://www.inslov.ru Словарь иностранных слов;
-http://slovari.yandex.ru/~книги/Религия/Религия/ Энциклопедия «Религия»
-http://www.megabook.ru/ Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
7.Библия.
8. Деяния Святых Апостолов, Послания Святых Апостолов
9. Официальные документы Русской Православной Церкви
10. Богослужебные книги (издания Псалтири, акафисты, молитвословы)
11. Описания и сказания о земной жизни Ииуса Христа и Пресвятой Богородицы
12.Церковно- историческая литература.
13. Массовая популярная духовно-нравственная литература
14. Духовная проза и поэзия. Литературоведческие издания
15. Православные церковные календари
16. Кинофильмы, видеофильмы религиозной тематики (документальные, художественные)
17. Аудиокассеты выступлений служителей церкви, церковных служб, аудиозаписи духовной музыки и песнопений
18. CD-ROM, DVD религиозной тематики.
[1] Познавательные образовательные результаты (обучающийся получит возможность научиться) будут одинаковыми для всех категорий формируемого познавательного результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ основы православной культуры
Внеклассное мероприятие:"Мы – русичи, мы – россияне!"“Нам Родину завещано любитьИ сердцем отовсюду к ней тянуться,Не перервать связующую нить,И нам порой так нужно оглянуться”.Цель: способствование фо...
Рабочая программа курса ОРКСЭ "Основы Православной Культуры"
Данная программа подготовлена к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (авторы: O.JI. Янушкявичене, Ю.С. Васеч...
Технологическая карта урока по модулю курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" на тему: "Дорога к храму"
Конспект урока по модулю курса ОРКСЭ на тему: "Дорога к храму" "Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!"...
Урок учебного курса ОРКСЭ " Основы православной культуры" в 4 классе. Тема урока:«Библия и Евангелие». Базовый учебник: Автор: А.В. Кураев, издательство «Просвещение»
Познакомить учащихся со значением Библии и Евангелие для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальности. ...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Основы православной культуры" в 4 классе по теме: «Есть только одна Книга»
Тема урока: «Есть только одна книга». Цель урока: дать учащимся представление о содержании и структуре Библии. Задачи урока:·...
Рабочая программа по предмету: «ОРКСЭ (основы православной культуры)».
Рабочая программа по ОРКСЭ (Основы православной культуры) составлена на основе авторской программы «ОРКСЭ (основы православной культуры)» Данилюк А.Я., Емельяновой Т.В., Марченко О.Н., Мац...