рабочая программа по курсу ОРКСЭ Основы православной культуры
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Программа поможет быстро разработать уроки по курсу Основы Духовно-нравственной культуры народов России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochas_programma_orkse_zaritskoy_t.n.docx74.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций

Нормативные документы

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
  2. Об объявлении в Российской Федерации Года культуры / Указ Президента РФ от 22.04.2013 г. № 375
  3. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
  4. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
  5. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
  6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
  7. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
  8. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
  9. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
  10. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
  11. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

Региональный уровень

  1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
  2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
  3. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.

 Федеральные государственные образовательные стандарты

общего образования

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644).
  2. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 (зарегистрирован в Минюсте России).

Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Федеральный уровень

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. 
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2011.

Региональный уровень

  1. О приоритетных направлениях повышения квалификации педагогических и руководящих работников областной системы образования Челябинской области в 2014 году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.02.2014 г. № 03-02/889.
  2. О проведении мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 15.04.2014г. № 03-02/2669.
  3. О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 103/4286 от 18.06.2011 г.
  4. Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/5868 от 08.08.2012 г.
  5. О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01 сентября 2012 г./ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01-1786 от 09.06.2012 г.
  6. О порядке введения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях с 01 сентября 2012г./ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 24/ 6142 от 20.08.2012 г.
  7. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл.; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.

  • Учебный план, Годовой календарный учебный график и Расписание учебных занятий МОУ СОШ № 17  на 2014-2015 учебный год.

Данная рабочая программа составлена на основе вариативной программы инновационного комплексного курса для 4−5 классов общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (А.Я.Данилюк, М.: Просвещение, 2010).

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Цель комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Место комплексного учебного курса в учебном плане.

Основные содержательные модули курса:

  • Основы православной культуры
  • Основы мировых религиозных культур
  • Основы светской этики
  • Основы мусульманской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры.

В МОУСОШ № 17 выбраны модули:

  • Основы православной культуры
  • Основы мировых религиозных культур  

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Образовательный результат (обучающийся научится)

Образовательный результат (обучающийся получит возможность научиться)

Кол-во лет на

освоение

Классы

                           Личностные:

  1.  Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):

– Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

 – Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории

– Сформированность гуманистических, демократических ценностей.        

– Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

– Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах сверстников;

– Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

– Осознание значения семьи в жизни человека и общества.

– Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

– Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

– Сформированность гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

– Сформированность чувства ответственности и долга перед Родиной.

– Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

– Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

– Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

– Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

– Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;

- устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

52

 

1-2

74-5

8

4-5

  1. Смыслообразование:

– Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развития опыта участия в социально значимом труде.

– Сформированность основ современной экологической культуры соответствующей; опыт экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях.

– Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

– Сформированность основ современной экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

- готовности к самообразованию и самовоспитанию.

51-2

 

1-2

74-5

4-5

  1. Нравственно-этическая ориентация:

– Сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, традициям России и народов мира;

– Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

– Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

– Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия своего края, народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

– Сформированность навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

– Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

– Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

– Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

- адекватной позитивной  самооценки и Я-концепции;

- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания  чувствам  других, выражающейся в поступках, направленных н помощь и обеспечения благополучия. 

51-2

 

1-2

74-5

8

4-5

Метапредметные результаты освоения учебного предмета

Образовательный результат (обучающийся научится)

Образовательный результат (обучающийся получит возможность научиться)

Кол-во лет на

освоение

Классы

Подл. ли промежуточной аттестац.

Метапредметные результаты:

  1. Регулятивные

                  - Целеполагание:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

– самостоятельно ставить новые цели и задачи деятельности;

– самостоятельно анализировать условия достижения цели и задач на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

– самостоятельно формулировать познавательную цель и задачи.

- самостоятельно ставить новые учебные задачи;

- умение самостоятельно определять цели деятельности, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;

- умение  самостоятельно выделять альтернативные способы достижения цели деятельности и выбирать наиболее эффективный

2 года

2 года

4-5

классы

4-5

Да

 Да

                                      - Планирование:

- в сотрудничестве с учителем планировать пути достижения познавательных задач;

– самостоятельно составлять планы.

 

- самостоятельно планировать пути достижения познавательных целей и задач;

– самостоятельно составлять планы, в том числе альтернативные.

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- построение жизненных планов во временной перспективе;

- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения

2 года

2 года

4-5

4-5

Да

Да

                                           - Прогнозирование:

- основам  прогнозирования как предвидения будущих событий.

- основам  прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

- Умение самостоятельно прогнозировать будущие события и развитие процесса.

2 года

 2 года

4-5

4-5

Да

 Да

                                            - Контроль:

– в сотрудничестве с учителем осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия.        

– самостоятельно осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия.

- Основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей 

2 года и далее

4-5

 

Да

                                              - Оценка:

– в сотрудничестве с учителем оценивать и принимать решения, определяющие дальнейшую деятельность.

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям.        

- Адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов  на решение задачи;

- Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности

2 года

2 года

4-5

4-5

                                               - Коррекция:

–самостоятельно вносить  необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце.        

–самостоятельно корректировать свою деятельность в соответствии с изменяющейся ситуацией.

- Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

2 года

2 года

4-5

4-5

                                                 - Волевая саморегуляция:

– самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.        

– основам волевой саморегуляции

- основам саморегуляции эмоциональных состояний;

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей 

2 года

2 года

4-5

4-5

  1. Познавательные

                       - Смысловое чтение и работа с информацией:

– основам ознакомительного и изучающего чтения;

– самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, в том числе с использованием ресурсов библиотек и интернета, для выполнений учебных заданий;

– структурировать тексты.

- усваивающему  и поисковому чтению;

–осуществлять поиск информации с использование различных источников для решения учебных и жизненных задач;

–самостоятельно создавать структурированные тексты.

- основам рефлексивного чтения[1];

- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

- организовывать исследование с целью проверки гипотез;

- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации

2-года

2 года

4-5

4-5

          - Освоенность методов познания, инструментария и понятийного аппарата, логических действий и операций:

– осуществлять выбор способов решения задач

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая критерии; устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя

– формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач;

–  строить логическое рассуждение.        

– преобразовывать модели и схемы для решения задач;

– осуществлять выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять анализ на основе самостоятельного выделения существенных и несущественных признаков

– самостоятельно давать определение понятиям;

– самостоятельно осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая основания и критерии, установливать причинно-следственные связи;

– самостоятельно объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования проблемы;

–обобщать понятия; формулировать и обосновывать гипотезы под руководством учителя.

- основам рефлексивного чтения;

- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

- организовывать исследование с целью проверки гипотез;

- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации

2 года

2 года

4-5

4-5

          - Умений проектной, в том числе учебно-исследовательской, деятельности

– планировать учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме;

– выполнять учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями;

– оформлять учебный проект под руководством учителя в соответствии с требованиями;

– представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации с использованием объектов наглядности;

– при представлении продукта учебного проекта аргументировать свою позицию, используя языковые средства адекватные исследуемой проблеме;

– самостоятельно по образцу проводить контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта.        

– самостоятельно планировать учебный проект (учебное исследование), используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме;

– самостоятельно выполнять учебный проект (учебное исследование), используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями;

– самостоятельно оформлять учебный проект (учебное исследование) в соответствии с требованиями;

– представлять продукт (результат) учебного проекта (учебного исследования) в форме устной презентации с использованием объектов наглядности и аргументированных ответов на вопросы;

– при представлении продукта (результата) учебного проекта (учебного исследования) спорить и отстаивать свою позицию;

– проводить самоконтроль и самооценку хода и результатов выполнения учебного проекта (учебного исследования).

- основам рефлексивного чтения;

- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

- организовывать исследование с целью проверки гипотез;

- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации

2 года

2 года

4-5

4-5

  1. Коммуникативные

- Планирование  совместной  деятельности:

– учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем;

– планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.        

– совместно с группой вырабатывать цели и функции участников совместной деятельности под руководством учителя;

– планировать общие способы работы в совместной деятельности со сверстниками (без участия учителя).

– самостоятельно формулировать и задавать вопросы партнеру, необходимые для организации собственной деятельности.        

– задавать вопросы необходимые для организации совместной деятельности и сотрудничества с партнером.

- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами одной группы для принятия совместных решений;

- в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей

2года

2 года

4-5

4-5

          -Постановка вопросов:

–самостоятельно формулировать и задавать вопросы партнеру, необходимые для организации собственной деятельности.        

–задавать вопросы необходимые для организации совместной деятельности и сотрудничества с партнером.

2-года

2 года

4-5

4-5

              -Разрешение конфликтов:

–формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (в том числе при открытом столкновении мнений).        

–устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

–договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с опорой на социально-приемлемые способы поведения, в том числе в ситуации столкновения интересов.

- договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов.

2 года

2- года

4-5

4-5

                   -Управление поведением партнера:

–обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности и оказывать необходимую помощь партнеру в процессе сотрудничества        

–управлять поведением партнера, осуществляя контроль, давать эмоциональную оценку поведения партнера и осознавать способы коррекции данного поведения

- брать на себя инициативу в организации совместного действия;

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных  действий и действий партнера

2 года

2- года

4-5

4-5

            -Точность выражения мысли (Умение выражать свои мысли):

– аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.        

– аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально-приемлемыми способами.

- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую  информацию как ориентир для построения действия

2 года

2-года

4-5

4-5

          - Владение монологической и диалогической формами речи:

– соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

– строить монологическое контекстное высказывание средствами устной и письменной речи.        

–монологической и диалогической формам  речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей в форме громкой социализированной речи и в форме внутренней речи,

– Сформированность умения строить монологическое контекстное высказывание для осуществления эффективных групповых обсуждений.

- вступать в диалог, также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка 

2- года

2- года

4-5

4-5

Предметные результаты

Предметный результат

Кол-во лет на освоение

Классы

Подлежит ли промежу-точной аттестации

I. Обучающийся научится:

  • - знать, понимать и принять  ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурны традиций многонационального народа России;

 

2 год

4-5

Да

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

 2  года

4-5

Да

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

2 года

4-5

Да

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

2 год

4-5

Да

- формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека.

2 год

4-5

Да

-формирование   понимания  высокой культурной и художественной ценности христианского искусства, его глубоких корней в мировом искусстве.

2 года

4-5

-формирование  понятий душа, болезни души, образ Божий в человеке

2 года

4-5

Да

-знакомство с праздниками русского народа

2 года

4-5

Да

-формирование понятий добро, грех, любовь, добродетель, порок,

2 года

4-5

Да

-иметь предствление об Иисусе Христе и его жизни, о священных  книгах  всех времен  и народах, религий мира.

2 года

4-5

Да

-познакомиться с устройством храма ,иконостаса.

2 года

4-5

Да

-узнает о возникновении христианства на Руси, о других мировых религиях народов России.

2 года

4-5

Да

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из трех  модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия — наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Характеристика контрольно-измерительных материалов

В преподавании данного курса применяется безотметочная система контроля сформированности ключевых компетенций обучающихся. Оценка  выполнения текущих домашних заданий и самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, словарей, творческих работ и исследовательских проектов обучающихся на завершающем этапе.

Эффективным элементом контроля, связанным с использованием проблемно-диалогической технологии, является самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

Объектами педагогического наблюдения, позволяющие оценить уровень духовно-нравственного развития учащихся 4 класса являются следующие показатели духовно-нравственного развития:

1. эмоционально-чувственный (нравственные чувства)

2. когнитивный (нравственная позиция)

3. эмоционально-действенный (практический): нравственное поведение, нравственные качества.

К объектам педагогического наблюдения, позволяющим оценить уровень духовно-нравственного развития младших школьников, можно отнести:

  1. «карту знаний» учащихся;
  2. способы и умения осуществления сотрудничества учащихся в классе и с учащимися 1-5-х классов;
  3. личные достижения учащихся и класса в целом;
  4. самостоятельную работу учащихся с целью коррекции своих знаний или освоения новых знаний и способов деятельности;
  5. работу ученика в паре, малой группе детей;
  6. заполнение и совместное с детьми составление всевозможных (тематических, итоговых, диагностических) оценочных листов, с учётом принципа предельной дифференциации умений;
  7. творческие находки и уникальные «продукты» детской деятельности как формы признания их социальной значимости, «портфель» ученика и его презентацию.

Формы фиксации достижений ученика:

  1. Тетрадь «Мои творческие работы» (эссе по итогам экскурсий, бесед, просмотра видеофильмов и т.п., кластеры).
  2. Рефлексивный «Дневник», в котором фиксируются «карты знаний» по разным темам программы.
  3. «Словарь» для фиксации новых слов, понятий, явлений, т.п..
  4. Рабочая тетрадь (журнал) для осознанного чтения и письма при изучении новых текстов (по технологии ТРКМЧП).
  5. «Листы самооценки» (оценочные листы) – для отражения личных оценочных суждений за каждое умение по предмету до и после выполнения определённого вида работы.
  6. «Портфель» ученика, который представляет собой форму и процесс накапливания образцов продуктов учебно-познавательной деятельности школьника, а также соответствующих информационных материалов о результатах освоения образовательных программ. Оценка содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной, качественной оценки по четырём уровням. А в конце года организовывается его презентация.

7.          Анкета для изучения мнения родителей.

8.          Анкета для изучения мнения учителя (карта наблюдений за учеником).

.9          Анкеты для учащихся.

10.        Тесты.

          МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ    КУРСА.

Главная цель курса по изучению данного курса – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.

Для изучения курса дистанционного обучения , должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

-          классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

-          демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

-           вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику

-         электронные пособия  к модулям.

-   наличие возможности установки интернета при обучении.

-         дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

библиотечный фонд (книгопечатная продукция);

-         нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие  правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

-         специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению,культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию,мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

-         научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

-         хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

-         документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

-         энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

-         религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

-         художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

Планируемые результаты изучения данного курса

Планируемые результаты изучения предмета ОРКСЭ

В условиях безотметочного обучения целесообразно выделить 3 уровня духовно-нравственного развития:

  • Низкий уровень
  • Средний уровень
  • Высокий уровень

Показатели

Планируемые результаты образовательной деятельности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Нравственные чувства

Имеет представления о базовых   гуманистических, духовно-нравственных ценностях, знает   нравственные   правила, принципы, нормы этики

но не всегда проявляет эмоциональную отзывчивость, критичную нравственную самооценку, затрудняется в правильной аргументации различных точек зрения на безнравственные поступки, проявлении положительных и нравственных чувств в ситуациях высокого эмоционального напряжения.

Позитивно относится к базовым ценностям общества. Самостоятельно контролирует нравственные качества и мотивы своих поступков на основе нравственных правил, способен тормозить безнравственные (нежелательные) действия во взаимоотношениях с другими людьми на основе нравственной самооценки и самопроверки, самостоятельно и правильно  аргументирует свою точку зрения, оценивая свои и чужие поступки, стремится к проявлению нравственных поступков и осуждает и безнравственные

Сформировано осознанное ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, уважительно относится к народным традициям, защитникам Родины, старшему поколению, родителям, имеет опыт переживания высоких нравственно-этических чувств, искренне проявляет положительные нравственно-этические чувства  в обсуждении вопросов духовно-нравственной культуры народов России.

Нравственная позиция

Преимущественно при поддержке учителя в игровой форме и беседах проявляет интерес получению знаний о нравственных нормах и ценностях, к идеям добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе.

При этом с целью решения познавательных задач бессистемно использует   различные   способы   поиска

информации   по нравственной тематике в   библиотеке,   Интернете и других источниках.

Активно интересуется знаниями о нравственных нормах и ценностях, идеями добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе, систематически использует   различные   способы   поиска

информации   по нравственной тематике в   библиотеке,   Интернете и других источниках.

Самостоятельно выполняет творческие работы, посещает факультативные занятия и внеурочные мероприятия духовно-нравственной тематики.

Проявляет повышенный интерес к урокам духовно-нравственной культуры народов России, внеурочной и внешкольной деятельности по вопросам, гражданского и патриотического воспитания. Проявляет интерес к общественным явлениям и межкультурной коммуникации, активно обсуждает вопросы нравственного поведения и основ религиозной культуры с родителями, учителем и другими участниками воспитательного процесса. Самостоятельно выполняет творческие работы, участвует в организации и привлекает одноклассников к проведению внеурочных мероприятий, акций милосердия, выставок творческих работ.

Нравственное поведение

В основном выполняет правила нравственного

поведения на основе понимания их необходимости,

проявляет   желание,   стремление   делать   людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.

Преимущественно под непосредственным руководством учителя  участвует в просмотре кинофильмов и другой  внеурочной и  внешкольной коллективной деятельности гражданского и историко-патриотического содержания. Вместе с тем иногда допускает безнравственные поступки.

Всегда выполняет правила нравственного

поведения на основе понимания их необходимости,

проявляет   желание,   стремление   делать   людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.

С желанием участвует в туристической деятельности, краеведческой работе,  просмотре кинофильмов,  путешествиях по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых играх гражданского и историко-патриотического содержания под руководством учителя. Ответственно относится и обязательно выполняет творческие задания

Является образцом нравственного

поведения. Инициирует и активно участвует в сюжетно-ролевых играх, литературно-музыкальных праздниках, спектаклях и других мероприятиях духовно-нравственной направленности. Проводит беседы, экскурсии для младших школьников по вопросам нравственного поведения, отношения к национальным святыням и духовной культуре Отечества.

Как правило, активно участвует в поисковой деятельности, различных интеллектуальных, творческих ученических конкурсах и нередко является победителем.

                               Список литературы.

                

1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы мировых религиозных культур. 4-5

2. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4—5 кл.        

3.Программы общеобразовательных учреждений, 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики, Данилюк А.Я.

4.Электронное пособие к   модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

5.Репродукции картин , икон и т. п.

6.Словари и энциклопедии( электронные адреса в сети Интернет):

-http://www.ozhegov.org/  Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка;

-http://www.vedu.ru/BigEncDic/29939  Большой Энциклопедический Словарь;

-http://www.megaslov.ru/html/m/moral5.html Словарь иностранных слов.   Происхождение, значение и описание слов

-http://www.inslov.ru  Словарь иностранных слов;

-http://slovari.yandex.ru/~книги/Религия/Религия/ Энциклопедия «Религия»

-http://www.megabook.ru/ Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

7.Библия.

8. Деяния Святых Апостолов, Послания Святых Апостолов

9. Официальные документы Русской Православной  Церкви

10. Богослужебные книги (издания Псалтири, акафисты, молитвословы)

11. Описания и сказания о земной жизни Ииуса Христа и Пресвятой Богородицы

12.Церковно- историческая литература.

13. Массовая популярная духовно-нравственная литература

14. Духовная проза и поэзия. Литературоведческие издания

15. Православные церковные календари

16. Кинофильмы, видеофильмы религиозной тематики (документальные, художественные)

17. Аудиокассеты выступлений служителей церкви, церковных служб, аудиозаписи духовной музыки  и песнопений

18. CD-ROM, DVD религиозной тематики.


[1] Познавательные образовательные результаты  (обучающийся получит возможность научиться) будут одинаковыми для всех категорий  формируемого познавательного  результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ основы православной культуры

Внеклассное мероприятие:"Мы – русичи, мы – россияне!"“Нам Родину завещано любитьИ сердцем отовсюду к ней тянуться,Не перервать связующую нить,И нам порой так нужно оглянуться”.Цель: способствование фо...

Рабочая программа курса ОРКСЭ "Основы Православной Культуры"

Данная программа подготовлена к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (авторы: O.JI. Янушкявичене, Ю.С. Васеч...

Технологическая карта урока по модулю курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" на тему: "Дорога к храму"

Конспект урока по модулю курса ОРКСЭ на тему: "Дорога к храму" "Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!"...

Урок учебного курса ОРКСЭ " Основы православной культуры" в 4 классе. Тема урока:«Библия и Евангелие». Базовый учебник: Автор: А.В. Кураев, издательство «Просвещение»

Познакомить учащихся со значением Библии и Евангелие для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальности.      ...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Основы православной культуры" в 4 классе по теме: «Есть только одна Книга»

 Тема урока: «Есть только одна книга».    Цель урока: дать учащимся представление о содержании и структуре Библии.    Задачи урока:·...

Рабочая программа по предмету: «ОРКСЭ (основы православной культуры)».

Рабочая программа по ОРКСЭ (Основы православной культуры) составлена на основе авторской программы «ОРКСЭ (основы православной культуры)» Данилюк А.Я., Емельяновой Т.В., Марченко О.Н., Мац...