Рабочая программа курса ОРКСЭ "Основы Православной Культуры"
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме

Буйлова Марина Сергеевна

Данная программа подготовлена к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (авторы: O.JI. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Теп­ловой. ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_4_klass_osnovy_pravoslavnoy_kultury.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

с углублённым изучением немецкого языка №1294

107258, Россия, Москва, ул.Глебовская, 10

84991695941

http://sch1294v.mskobr.ru, e-mail: schl1294@mail.ru

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МС школы  

            Протокол № 5

от « 18 » июня 2014г.

Виноградов М.А.__________

  «СОГЛАСОВАНО»

    Заместитель директора

                по  УВР

« 19 » июня 2014г.

Федорова И.Г. ___________

«УТВЕРЖДАЮ»

                И.о. директора

               Приказ № 180 В

 

от « 20 » июня 2014г.

 Морохова Н.З. ___________

                                 

  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ДЛЯ  4  КЛАССА

  ПО КУРСУ «Основы религиозных культур и светской этики. Основы Православной культуры»

на основе авторской программы:

 O.JI. Янушкявичене, Ю.С. Васечко и др.

                 на 2014 – 2015 учебный год

               

                                                                           Составитель программы:

                                                                  Буйлова М.С.

                                                                 

                                                           

МОСКВА, 2014

Пояснительная записка

Данная программа подготовлена к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (авторы: O.JI. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. ФГОС. Начальная инновационная школа), выпущенному  издательством «Русское слово». Кроме учебника, включенного в Федеральные перечни учебников для общеобразовательных учреждений и имеющего грифы Отдела религиозного образования и катехизации и Издательского совета Русской Православной Церкви, учебно-методический комплекс включает пособие для учителя, рабочую тетрадь для школьника и мультимедийное приложение к этому учебнику с вспомогательными, хрестоматийными, иллюстративными материалами для учителя и школьников.

Введение преподавания предмета «Основы православной культуры» в рамках новой предметной области или комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызвано широким образовательным запросом на изучение православной культуры, православного христианского духовно- нравственного воспитания детей в системе общего образования. С 1990-х гг. практика изучения православной культуры развивалась в российской школе в форме учебных предметов, курсов в дополнительном образовании, школьном и региональном компонентах учебного плана. В 2002 г. представителями Русской Православной Церкви и Минобразования России было согласовано Примерное содержание учебного предмета «Православная культура» (письмо Минобразования России (Приложение к письму Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов РФ от 22.10.2002 г. №14-52-876 ин/16). Преподавание православной культуры в российской школе последовательно расширялось, в связи с чем в 2007 г. была одобрена Концепция введения преподавания «Православной культуры» в составе новой предметной (образовательной) области учебного плана духовно-нравственной направленности, а с 2009 г. были приняты решения о начале экспериментального преподавания религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника в группе регионов России. С 2012/13 учебного года преподавание «Основ православной культуры» по выбору семьи школьника в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) введено в 4 классах всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

  «Основы религиозных культур и светской этики» в ФК ГОС

В 2012 г. издан приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января № 69 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089». Согласно данному приказу, в соответствии с принятыми государственными решениями и документами о введении с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений ОРКСЭ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, были утверждены изменения в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

ОРКСЭ включен в перечень обязательных учебных предметов в начальной школе (раздел «Начальное общее образование. Общие положения»). Закреплена модульная структура курса, предусматривающая изучение модулей по выбору: «В рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в IV классе по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики». Сформулированы цели изучения ОРКСЭ: «Изучение «Основ религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести».

Этим же приказом установлен Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по ОРКСЭ, в частности по «Основам православной культуры». Он включает следующую обязательную тематику, дидактические единицы: «Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности».

В настоящей программе по «Основам православной культуры» учитываются все указанные документы.

«Основы религиозных культур и светской этики» в ФГОС НОО

В 2009 г. Министерством образования был утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Он, среди прочего, направлен на обеспечение:

  • духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
  • сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся. В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него была включена новая обязательная предметная область воспитательной духовно-нравственной направленности «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

С 2012 г. согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. № 1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» название данной предметной области — «Основы религиозных культур и светской этики».

Согласно этому же приказу и с учетом принятия нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому выбор учебных предметов, курсов, модулей и т.д. духов- но-нравственной воспитательной направленности осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, внесены уточнения в условия выбора модуля ОРКСЭ: «По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики».

Таким образом, выбор модуля осуществляют родители (законные представители) учащегося. Данная предметная область (ОРКСЭ) в целом должна отражать:

  • знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Общая характеристика учебного курса

В Инструктивно-нормативном письме «Об обучении основам религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях» для учителей и организаторов введения курса (Приложение к письму «О введении курса ОРКСЭ» Министерства образования и науки России руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования от 22 августа 2012 г. № 08-250) даны указания по проведению данного курса.

Основными задачами введения преподавания религиозных культур и светской этики в начальной школе, в частности, являются:

  • знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур; основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
  • формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Основная цель изучения модуля «Основы православной культуры» в рамках курса или предметной области ОРКСЭ в начальной школе — духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника на основе исторических и культурных традиций православного христианства, Русской Православной Церкви. Эта цель реализуется во взаимодействии с семьей школьника, которая выступает заказчиком данного образования для своего ребенка. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в выступлении на XX Международных Рождественских образовательных чтениях в связи с этим отметил, что главной целью духовно-нравственного образования является «...приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья». Таким образом, школа в процессе преподавания «Основ православной культуры» оказывает поддержку семье в формировании духовно-нравственных ценностей, культуры и образа жизни ребенка в соответствии с мировоззренческим выбором и культурными особенностями его семьи.

В рамках образовательных задач предметной области или курса ОРКСЭ в целом изучение «Основ православной культуры» направлено на формирование российской культурной и гражданской идентичности школьников на основе исторических и культурных традиций русского и других православных народов России, православной и русской культуры.

Концепция модуля «Основы православной культуры», представленного в данной программе и соответствующем учебнике, учебно-методическом комплексе, базируется на следующих принципах:

  • комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов православного христианства;
  • раскрытие нравственного идеала православного христианства как традиционной религии русского и ряда других народов России, культурообразующей религии, составляющей неотъемлемую часть исторического наследия народов России, имеющей особое значение в истории России, в становлении и развитии духовности и культуры российского общества (преамбула Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»);
  • светский характер образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, предполагающий организационно-правовую независимость указанных учреждений от организаций Русской Православной Церкви;
  • взаимодействие, сотрудничество государства и Русской Православной Церкви в процессе введения ОРКСЭ, разработки и экспертизы учебного и методического обеспечения по православной культуре;
  • культурологический характер преподавания «Основ православной культуры», не предусматривающей «обучения религии», приобщения учащихся к религиозной практике, обязательного участия в бо- гослужениях, отправлении религиозного культа.

В методическом плане при создании учебника и данной программы основополагающими были следующие положения:

  • ориентация учебного материала на положительные знания о православной христианской религии, культуре, традиции в форме, доступной для учащихся 4 класса начальной школы;
  • раскрытие исторических, культурологических, нравственных аспектов православной христианской традиции через конкретно-исторические и личностно значимые для обучающихся примеры (например, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);
  • отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;
  • объяснение сложных понятий и терминов преимущественно в контексте описательно-повествовательного изложения в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;
  • исключение оценок любой другой религии, религиозной культуры, тем более обсуждения имевших в прошлом межрелигиозных противостояний и конфликтов (указано только о наличии традиционных религий в России в контексте межпредметных связей в рамках предметной области, о гражданском равноправии в Российской Федерации всех людей вне зависимости от отношения к религии и религиозной принадлежности, о веротерпимости как традиции межрелигиозных отношений в нашей стране).

Принимая во внимание перспективу расширения преподавания ОРКСЭ на начальной ступени общего образования, а также введения преподавания ОРКСЭ на ступенях основной школы (систематический курс) и средней (старшей) школы, изучение православной культуры в начальной школе носит первоначальный, пропедевтический характер (основы православной культуры). Содержание курса включает учебный материал, дающий самое общее, основное представление о вероучении, исторических и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви на уровне, доступном младшим школьникам по их возрастным особенностям и познавательным возможностям.

Изучение «Основ православной культуры», как и других модулей ОРКСЭ, ориентировано на взаимодействие в образовательном процессе школы, учителя с родителями, семьями школьников, а также с представителями, специалистами, организациями Русской Православной Церкви.

Место курса в учебном плане

1 февраля 2012 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 74 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312» внесены и изменения в Базисный учебный план, согласно которым на изучение ОРКСЭ и соответственно «Основ православной культуры» по выбору семьи школьника отводится 34 учебных часа (1 час в неделю) в 4 классе.

Внеурочная и внешкольная работа

Взаимосвязь учебной, внеурочной и внешкольной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальной школе, что создает дополнительные возможности для освоения учащимися знаний по курсу православного христианского духовно-нравственного воспитания школьников. Внеурочные мероприятия возможны в форме дополнительных занятий, кружка, студии православной культуры и служат для более детального раскрытия отдельной темы и блока тем курса. Внешкольная деятельность при изучении «Основ православной культуры» в рамках ОРКСЭ может включать посещения близлежащих храмов, монастырей Русской Православной Церкви, экскурсии, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Особо важно привлечение к внешкольным мероприятиям родителей учащихся.

Организация учебной деятельности

Организация учебной деятельности на уроках по «Основам православной культуры» основывается на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, репродуктивных, индуктивных и дедуктивных.

К рекомендуемым формам организации учебной деятельности относятся следующие:

  • беседа репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведение учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций;
  • взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т. д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами;
  • взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.;
  • интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения;
  • драматизация (театрализация) при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из этих этапов может быть поручен определенной творческой группе;
  • ведение поурочного словаря основных терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению учебного материала школьниками. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, устной и письменной речи, поскольку она требует создания точных, понятных, грамотных формулировок;
  • составление галереи образов. Эта работа направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление связей содержания курса не только на теоретическом, но и на образно-визуальном уровне, а также на формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием такой галереи образов может стать разнообразный наглядный материал по курсу: репродукции картин, икон, храмов, фотографии и изображения персоналий, музейных экспозиций, ритуальные и бытовые предметы, характерные для православной культуры, и др., целесообразно привлечение фотографий предметов, лиц, событий по тематике курса из семьи, семейного архива учащихся (с согласия родителей);
  • написание кратких эссе, сочинений, что способствует развитию навыков письма, работы с источниками информации

Диагностика и оценка результатов образования

В течение учебного года рекомендуется провести три диагностических работы. Стартовая диагностика в начале учебного года в форме анкетирования с целью выявления исходных знаний учащихся по предмету и исходного отношения к учебному предмету. Диагностика в конце первого полугодия в форме анкетирования с целью выявления уровня полученных знаний учащихся по изученной тематике; отношения к урокам по ОПК (психологическая комфортность работы на уроках, отношение к учебе, учебному предмету, проблемы); ориентации в интересах учащихся для планирования подготовки проектных работ. Итоговая диагностика в конце учебного года в форме анкетирования с целью выявления отношения к учебному предмету; защита и оценивание творческих работ учащихся.

В целом комплексная система оценивания результатов образования учащихся по «Основам православной культуры» с учетом специфики содержания предмета духовно-нравственной воспитательной направленности и новизны предметной области по религиозным культурам и светской этике, а также имеющегося педагогического опыта может включать оценивание:

  • посещаемости учащимся уроков (в %);
  • активности учащегося на уроках;
  • качества ведения учебной тетради, папки с заданиями, рисунками, другими творческими работами (портфолио);
  • выполнения домашних заданий, текущих тестов, самостоятельных работ к отдельным урокам;
  • подготовки сообщений к урокам инициативно и по заданию учителя;
  • участия во внеурочных и внешкольных занятиях, мероприятиях;
  • участия в подготовке итоговых творческих проектов;
  • участия в школьных и других конкурсах, викторинах, выставках, олимпиадах по «Основам православной культуры», Общероссийской олимпиаде школьников по «Основам православной культуры».

Использование отметочной системы (текущие отметки по пятибалльной шкале и итоговая отметка) может использоваться по выбору учителя и образовательного учреждения, если это представляется целесообразным, но желательно в дополнение к указанной выше оценке результатов образования.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Согласно ФК ГОС (2004 г.), в результате изучения «Основ православной культуры» в рамках ОРКСЭ ученик должен:

знать/понимать:

  • основные понятия православной культуры;
  • историю возникновения православной культуры;
  • особенности и основные традиции православного христианства;
  • описание основных содержательных составляющих Библии как Священного Писания Церкви, православных храмов, праздников и святынь;

уметь:

  • описывать изученные феномены, явления православной культуры;
  • устанавливать взаимосвязь между православной религиозной культурой и поведением людей;
  • излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, российского общества;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами православной нравственной культуры, традиции;
  • строить отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе принципов веротерпимости, уважения прав человека на мировоззренческие и культурные особенности с учетом общепринятых в России нравственных ценностей, норм поведения;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
  • готовить и представлять сообщения по выбранным темам.

Согласно ФГОС начального общего образования (раздел II), «Требованиям к освоению основной образовательной программы начального общего образования», предметные, метапредметные и личностные результаты изучения «Основ православной культуры» в рамках ОРКСЭ должны отражать:

Предметные результаты:

  1. готовность к нравственному совершенствованию, духовному развитию на основе ценностей и традиций православной культуры;
  2. знакомство с основными нормами православной христианской морали, понимание их значения для выстраивания отношений в семье, обществе;
  3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  4. формирование представлений о православном христианстве как традиционной религии, о его роди в культуре, истории и современности России;
  5. первоначальные представления об исторической роли православного христианства в становлении российской государственности;
  6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовной традиции русского народа, других православных народов в России;
  7. осознание ценности человеческой жизни, духовной жизни человека в православной христианской традиции;

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета по «Основам православной культуры»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с содержанием курса; способность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность наличия различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета по «Основам православной культуры»;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, изучаемыми на «Основах православной культуры» и в курсе ОРКСЭ в целом, при изучении других учебных дисциплин в начальной школе;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета по «Основам православной культуры»;

Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление православных христианских гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах в православной христианской традиции, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств в связи с изучением основ православной культуры;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе принятия ценностей и традиций православной культуры, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Календарно – тематическое планирование

34 часа (1 час в неделю)

урока

Тема урока

Дата

1

Введение в предмет

2

Россия — наша Родина

3

Самая главная встреча

4

Введение в православную традицию

5

Есть только одна Книга

6

Бог — Творец мира

7

История одного предательства

8

В ожидании Спасителя

9

Возлюби Господа Бога твоего…

10

Возлюби ближнего твоего…

11

Девочка, Которая стала Храмом

12

«В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос…»

13

Сын Человеческий

14

Притчи Иисуса Христа

15

Как стать счастливым. Часть 1

16

Как стать счастливым. Часть 2

17

Как стать счастливым. Часть 3

18

Планирование учебных проектов

19

Подвиг христианской жизни

20

Крестный путь и Воскресение

21

Церковь — корабль спасения

22

От рождения до вечности

23

Каждый день праздник

24

Дорога к храму

25

Икона — окно в Божий мир

26

«Героем тот лишь назовётся…»

27

Пастырь добрый

28

«Не в силе Бог, а в правде!»

29

Жизнь как горящая свеча

30

Любовь сильнее смерти

31

Заключение. Богатыри

32-33

Подготовка  творческих проектов

34

Представление творческих проектов (фестиваль духовной культуры)

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

К необходимым элементам учебно-методического обеспечения учебного процесса относится учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений, авторы O.JI. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой), рабочая программа к учебнику, методическое пособие для учителя, а также фонд дополнительной литературы и образовательных материалов (на выбор учителя).

Рекомендуемое материально-техническое обеспечение включает:

а)        оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для демонстрации иллюстративного материала, классную доску с набором вспомогательных приспособлений;

б)        технические средства обучения: предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе; оборудование, предназначенное для демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр или устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.).

Список дополнительной литературы

Справочные издания

Православная энциклопедия. Т. 1—23. М., 2000—2010. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993—1995.

Религиозная, научная и научно-популярная литература

Библия. Синодальный текст.

Библия, изложенная для семейного чтения. М., 2006. Бенедиктов Н.А. Русские святыни. М., 2003.

Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: книга для чтения с детьми в школе и дома. М., 1994.

Богданов А.П. Русские патриархи 1589—1700 гг.: в 2 т. М., 1999.

Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2006.

Великий князь Александр Невский / сост. А.Ю. Карпов. М., 2002.

Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди: мои духовные встречи. М., 1998.

Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004.

Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007.

Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература: учебное пособие для учащихся среднего возраста. М., 1992.

Давыдова Н.В. «Мастера»: книга для чтения по истории православной культуры. М., 2004.

Денисов Л. И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 1998.

Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2001.

Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана Затворника: в 5 т. М., 2003.

Добротолюбие: избранное для мирян / сост. архим. Ювеналий. М., 2002.

Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская литература XVIII—XX вв. М., 2002. Дымина Е.В. Как составить рабочую программу по модулям курса ОРКСЭ. Электронный ресурс http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=2056 (поиск по названию материала).

Житие и чудеса святого Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. М., 1994.

Жития русских святых: в 2 т. М., 2003.

Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000.

Иисус Христос в документах истории / сост. Б.Г. Деревенский. СПб., 2007.

Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997.

Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001.

Карташев А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002.

Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М., 2000.

«Круг Лета Господня». Времена года. Православные праздники: антология русской поэзии: в 4 кн. Приложение: Методическое пособие по основам красноречия. М.: Храм Христа Спасителя, 2009. Кулаков А.Е. Свет Вифлеемской звезды. М., 1999.

Коротких Сергий, свящ. Мир Божий: основы православной культуры и нравственности: материалы для школьных уроков. Ч. 1—2. М., 2003. Крупин В.Н. Русские святые. М., 2003. Лебедев Д., прот. Крещение Руси. М., 2003. Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003. Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2000.

Метлик И.В. Православная культура в современной школе: методические рекомендации // Религия и школа в современной России: документы, материалы, выступления. М., 2003.

«Молитвы русских поэтов». XI—XIX: антология / авт.-сост. В.И. Калугин. М., 2010. Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная библейская энциклопедия. М., 2006. Основы мировых религиозных культур и светской этики: учебно-методическое пособие. М., 2012. Пивоваров Б.И. Православная культура России. Новосибирск, 2002; 2-е изд. Новосибирск, 2010.

Польский М., протопресв. Новые мученики российские: в 2 кн. М., 1993.

Поповский М.А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. СПб., 2007.

Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.

Православные старцы Оптиной пустыни: жития, чудеса, поучения. М.; Рига, 1995.

Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: в 2 кн. СПб., 2000.

Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М., 1999.

Серафим (Роуз), архим. Православие и религия будущего. М., 1996.

Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. М., 2007.

Смирнов П., прот. История Христианской Православной Церкви. М., 1998.

Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. М., 1997. Супрун В.И. Православия Святые имена: учебное пособие по истории религии. Волгоград, 1996. Таисия (Карцова), монахиня. Русские святые. СПб., 2001. Тальберг Н.Д. История Русской церкви. М., 1997.

Тихон (Полянский), иером. Путешествие в историю русских монастырей. М., 2006. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета / под ред. А.П. Лопухина: в 12 т. М., 1997—1998.

Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей. М., 2003. Ушинский К Д. «Детский мир» и хрестоматия: в 2 кн. М., 2003. Федотов Т.П. Святые Древней Руси. М., 1997.

Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры»: для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / сост. Т.В. Дорофеева, М.М. Сысоева, Л.И. Романова. Воронеж, 2007.

Шевченко JI.JI. (автор-составитель). Отчий дом: книга для семейного чтения по истории христианской культуры/под ред. Л.Н. Антоновой, протоиерея Петра Иванова и др. М., 2008.

Янушкявичене O.JI. Дерево доброе: учебное пособие для изучения основ православной культуры в начальных классах. М., 2003.

Электронные ресурсы

Библия онлайн. Русский синодальный перевод. Церковно-славянский текст, http://bibleonline.ru/bible/ rus/53/13/

Православный календарь, http://days.pravoslavie.ru/

Основы религиозных культур и светской этики, http://www.orkce.org/

Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры, http://opk.pravolimp.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (ОРОИК РПЦ). http://www.otdelro.ru/

Православное образование, http://media.otdelro.ru/

Сайт «Вера и время». Московская городская ассоциация учителей православной культуры. http://www.verav.ru/common/theme.php?num=7

Московский институт открытого образования, лаборатория истории и культуры религий. Курсы повышения квалификации по ОПК. http://mioo.seminfo.ru/course/

Презентации, уроки по ОПК педагога Рябчук С.М. (г. Находка, Приморский край). http://www.rusedu. ru/member2120.html

Методические материалы по Основам православной культуры. http://wiki.iteach.ru/index.php/ Основы православной культуры

Поиск презентаций по тематике православной культуры (по ключевым словам), http://www.myshared.ru/ category/1/

Светоч. Учебные и методические материалы по православной культуре, http://svetoch-opk.ru/ Курс занятий, http.y/vologda-eparhia.ru/category/методические-материалы Основы православной культуры. Издательский дом «1 сентября». http://vos. lsepternber.ru/ 12 уроков Православия, http://www.12urokovpravoslavia.ru/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива "Основы православной культуры"

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. Третий год обучения...

рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.

Данная  рабочая  программа  разработана  на основе ФГОС НОО  и  предназначена  для обучающихся  4 класса  общеобразовательной  школы....

рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.

Данная  рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями  ФГОС НОО  и предназначена  для обучающихся  4 класса общеобразовательной  школы...

Рабочая программа по основам православной культуры 4 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Примерной основной  образовательной прогр...