Урок учебного курса ОРКСЭ " Основы православной культуры" в 4 классе. Тема урока:«Библия и Евангелие». Базовый учебник: Автор: А.В. Кураев, издательство «Просвещение»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Александрова Ирина Алексеевна
  • Познакомить учащихся со значением Библии и Евангелие для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальности.       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Александрова И.А.

Учитель ОРКСЭ « Основы православной культуры»

    ГБОУ СОШ № 23 с углублённым изучением финского языка  

Невского района

г. Санкт - Петербурга.

Урок учебного курса ОРКСЭ « Основы православной культуры» в 4 классе

                                           Тема урока:  «Библия и Евангелие»

              Базовый учебник: Автор: А.В. Кураев, издательство «Просвещение» , 2012.

Цели урока:

  • познакомить учащихся со значением Библии для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность  
  • развивать личностные качества уважения к православной культуре, познавательную активность и интерес к устному и письменному слову; развивать умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении;  развивать речевые и творческие навыки детей;
  • воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры.

Задачи:

  • актуализировать понятия «христианство», «христианин», «завет», «пророк», «апостол», «притча», «откровение»
  • рассмотреть роль Библии в жизни христианина

Универсальные учебные действия:

  • регулятивные: осознание учеником, значимости освоения Библии для собственного развития и духовного роста;
  • познавательные: формирование представлений о роли Библии в православной культуре; расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;
  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками

Оборудование: компьютер, монитор, набор фотографий, иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение, тетради или альбомы для рисования, учебное пособие «Основы православной культуры» А.В.Кураева.

                                                                 Ход урока

  1. Организационный момент

       Мотивация( самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель:  - Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече.

Сегодня на нашем уроке присутствуют ваши родители. Давайте поприветствуем  их.

- Мы представляем Вам сегодня  рабочий урок по ОРКСЭ « Основы православной культуры» 4 класс.

Разрешите перед тем , как начать урок, познакомить родителей с учебником  ОПК  - автора  Андрей Вячеславовича Кураева.

И так мы начинаем:

  1.  Проверка  усвоения материала прошлого урока

Учитель:  - Ребята, на наших уроках  мы знакомимся с культурными традициями нашей страны .Культура копит опыт  человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передаётся от одних людей к другим.

Истоки русской культуры - в православной  религии.

-  Ребята ! А  что такое православие? ( умение правильно славить Бога)

      - А как его правильно славить?

      - Вспомните , о чем мы говорили на  прошлом уроке, какие понятия   мы узнали?     (  мы говорили о православной молитве)

      - Давайте вспомним ещё раз, что такое молитва? ( обращение к Богу)

      - А какие бывают виды молитв? ( молитва – просьба, молитва – благодарение, молитва – славословие)

- А как вы думаете ребята , где можно услышать молитвы? ( в храме, дома)

- Где их можно прочитать, где они написаны?

- Слышали ли вы раньше слово Библия? Где?

- Есть ли она у вас дома?

- А что представляет собой Библия ? ( это книга)

- Ребята! А кто - нибудь, догадался  и сможет назвать нам тему урока?

- Правильно! Сегодня мы узнаем , что такое Библия и Евангелие.

                                   Запись темы в тетрадь: « Библия и Евангелие»  ( слайд 1)

  1. Введение в тему, создание проблемной ситуации 

Учитель: - Ребята , посмотрите внимательно на слово Библия ( написано на доске) – какие однокоренные слова можно подобрать к этому слову?

У вас на столах лежат задания (зелёные листки).

Подпишите их пожалуйста . И ответьте на задание № 1                                                                                                       ( библиотека, библиотекарь)

- Да, действительно слово « библиотека» произошло от слова Библия. И в переводе с древнегреческого языка означает – « книги»  ( слайд 2)

- Обратите внимание , что слово Библия пишется с большой буквы – это означает только одно- священную книгу христиан Библию называют – « Книгой книг».

- Кто такие - христиане?  И почему для них эта книга так священна?     - учеб. С. 16 - 1 абзац.

                                                        Запись в тетрадь

-  Ребята , Библия-  книга , которая рассказывает о жизни Иисуса Христа- Сыне Божьем.                                                          

                                                                    ( слайд 3)

4.  Объяснение нового материала: работа с учебником, беседа.

Учитель: - Немецкий  поэт Иоганн Гете писал о Библии.

Цитата немецкого поэта:

«Пусть мир прогрессирует и развивается сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не может, заменить Библию, она основа всякого образования и всякого развития»

                                                            Интересные факты:

                                                            ( слайд 4)

- Перевод Библии на славянский язык Кирилл и Мефодий осуществили с помощью составленной ими славянской азбуки – глаголицы ( слайд 5)

- Ежегодно 24 мая в России отмечается  День славянской  письменности и культуры. Это день памяти Кирилла и Мефодия открывшим нам путь к книгам.   ( слайд 6)

- Библия состоит  из Ветхого завета  и Нового завета и  объединяет  в себе 77 книг .

                                                (записываем в тетрадь)                                                                                                (слайд 7 -8 )

         Учитель: -  Книги Ветхого завета – составляют большую часть Библии. ( слайд 9)

                    – Найдите синонимы к слову « ветхий»  ( старый, древний)

                     - Запишите ответ в вопрос № 2 ( зеленый листок)

                     - Что означает слово завет?  ( союз, договор)

                                        Чтение учебника с. 16 – 2 абзац  

                     -  Запишите ответ в вопрос № 3 ( зел. листок)

                     - Кто написал книги Ветхого завета?   ( пророки)

                     - Ребята , а кто такие пророки?  ( слайд № 10)

                                      Чтение учебника   с.17 - 1 абзац

                                 (запись в тетрадь основных понятий)

                       - Новый  завет – « Евангелие»  

                                    Чтение учебника с.18  - 1 абзац

                      - Что обозначает слово Евангелие – ответьте и запишите в вопрос № 4 ( зел. листок)

                                                                            ( добрая весть)

           - А кто написал  Новый завет?   ( апостолы)

                                     Чтение учебника с.18 – 2 абзац –( записываем в тетрадь)

        - Апостол – посланник. Их четыре.  Они являются апостолами – евангелистами.

         У каждого из них есть свой знак – символ.   ( слайд 11 -12)

                                                       (  записываем в тетрадь)

         - Это Матфей - человек,  Иоанн - орел,  Лука - телец ,   Марк – лев.

         5.  Динамическая пауза.

 Учитель: -  читает стихотворение, показывая движения, дети стоя выполняют описанные движения:

«ВВЕРХ РУКА И ВНИЗ РУКА»

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх,

другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

(Приседания, хлопки в

 ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

 Встали-сели, встали-сели!

    6.Продолжение работы над темой урока: работа с иллюстрациями учебника, беседа, чтение.

 Учитель: -- Оказывается, многие крылатые фразы имеют библейское происхождение. Их в народе      называют крылатыми выражениями.

- В поте лица ( тяжким трудом)

- Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет

- Не от мира сего ( чудак,  человек  отрешённый  от реальности)                  ( слайд 13)

 - Мудрость этих фраз живет и по сегодняшний   день    В Библии  много притчей.

                                            Чтение учебника с. 18 – 5 абзац

 В Библии есть и небольшие рассказы . Обратимся к учебнику с. 18 – «Это интересно»

 ( Чтение рассказа  )                                            ( слайд 14)

 Учитель: - Как вы думаете, почему царь Соломон отдал ребенка второй женщине ( ответы детей)

- Которая же была матерью? ( ответы детей)

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного? ( НАСТОЯЩАЯ МАТЬ СКОРЕЕ ОТДАСТ РЕБЕНКА ДРУГОЙ, ЛИШЬ БЫ ЕЕ РЕБЕНОК ОСТАЛСЯ ЖИВ)

- По сюжету это вроде бы бытовая , житейская    история, но в ней скрыт очень важный для человека нравственный урок.

Библия является величайшим памятником истории и культуры. Многие сюжеты Библии стали основой многочисленных произведений искусств - живописи, литературы, скульптуры, музыкальных произведений.

Ни одна  другая  книга в мире не вызывала такого интереса у художников как Библия. Величайшие художники- живописцы  иллюстрировали её сюжеты и мысли. ( слайд  15)

        7.  Закрепление материала урока.

Учитель: -Почему Библию называют Книгой книг?

- Из каких частей она состоит?

-Как переводится слово «Евангелие»? Сколько есть Евангелий? Кто их авторы?

-О чем рассказывает Библия людям?

              Отвечаем на вопросы  задания  ( зел. листок)

            Вопрос  № 5  К то такие апостолы____________

           Вопрос№ 6 Кто такие христиане? ________________( человек принявший учение Христа)

           Вопрос № 7  Как называется первая часть Библии ___________( Ветхий завет)

           Вопрос   № 8  Как называется вторая  часть Библии._________( Новый завет)

  8. Подведение итогов, домашнее задание.

1. Подумайте и ответьте на вопрос: «Как вы понимаете, что такое откровение? Бывают ли откровения в нашей обычной жизни? Чем они отличаются от религиозного откровения, то есть откровения Бога?

 2.   Вместе с родителями подумайте над вопросом:  « Что значит быть христианином, православным человеком ?»  

                                                      Задания на листках

                                         Работа по теме урока: « Библия и Евангелие»

 Ф.И. ______________________________________класс_________число________

 Ответьте на вопросы:

  1. Подберите и запишите однокоренные слова к слову « Библия»______________________

________________________________________________________________________________

  1. Подбери синонимы  к слову « ветхий»____________________________________________
  2. Что означает слово « завет» _____________________________________________________
  3. Закончи предложение:

В переводе с греческого языка « Евангелие « ______________________весть.

  1. Кто такие Апостолы?________________________________._Перечисли их_______________

_____________________________________________________________________________

  1. Кто такие « христиане»:___________________________________________________________
  2. Как называется 1 часть Библии_:____________________________________________
  3. Как называется 2 часть Библии_:____________________________________________

                               

                                           Работа по теме урока: « Библия и Евангелие»

 Ф.И. ______________________________________класс_________число________

 Ответьте на вопросы:

  1. Подберите и запишите однокоренные слова к слову « Библия»______________________

________________________________________________________________________________

  1. Подбери синонимы  к слову « ветхий»____________________________________________
  2. Что означает слово « завет» _____________________________________________________
  3. Закончи предложение:

В переводе с греческого языка « Евангелие « ______________________весть.

  1. Кто такие Апостолы?________________________________._Перечисли их_______________

_____________________________________________________________________________

  1. Кто такие « христиане»:___________________________________________________________
  2. Как называется 1 часть Библии_:____________________________________________
  3. Как называется 2 часть Библии_:____________________________________________

  1. Рефлексия

Учитель: - Ребята на ваших листках есть кружок , отметьте цветом если:

Красный – было интересно и познавательно .

Синий – было интересно, но иногда я не всё понимал.

Желтый – неинтересно  и я ничего не понимал.

 СДАЙТЕ ЛИСТКИ .   Всем спасибо!

                                 

                                 Просьба к родителям заполнить анкету по уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ основы православной культуры

Внеклассное мероприятие:"Мы – русичи, мы – россияне!"“Нам Родину завещано любитьИ сердцем отовсюду к ней тянуться,Не перервать связующую нить,И нам порой так нужно оглянуться”.Цель: способствование фо...

Рабочая программа курса ОРКСЭ "Основы Православной Культуры"

Данная программа подготовлена к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (авторы: O.JI. Янушкявичене, Ю.С. Васеч...

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Учебный предмет: ОРКСЭ (основы православной культуры). Тема урока: Заповеди

Цели урока: познакомить учащихся с библейскими заповедями.·       способствовать развитию духовно-нравственной личности посредством знакомства с заповедями·...

Технологическая карта урока по модулю курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" на тему: "Дорога к храму"

Конспект урока по модулю курса ОРКСЭ на тему: "Дорога к храму" "Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!"...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Основы православной культуры" в 4 классе по теме: «Есть только одна Книга»

 Тема урока: «Есть только одна книга».    Цель урока: дать учащимся представление о содержании и структуре Библии.    Задачи урока:·...

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Православная культура" по теме "Христианские заповеди. Совесть"

Цель урока - объяснение этических основ Ветхого Завета, раскрытие содержания первых четырех заповедей Декалога о должном отношении людей к Богу.Задачи урока:учебные: сформировать представление о Декал...