Урок учебного курса ОРКСЭ " Основы православной культуры" в 4 классе. Тема урока:«Библия и Евангелие». Базовый учебник: Автор: А.В. Кураев, издательство «Просвещение»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
- Познакомить учащихся со значением Библии и Евангелие для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Александрова И.А.
Учитель ОРКСЭ « Основы православной культуры»
ГБОУ СОШ № 23 с углублённым изучением финского языка
Невского района
г. Санкт - Петербурга.
Урок учебного курса ОРКСЭ « Основы православной культуры» в 4 классе
Тема урока: «Библия и Евангелие»
Базовый учебник: Автор: А.В. Кураев, издательство «Просвещение» , 2012.
Цели урока:
- познакомить учащихся со значением Библии для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность
- развивать личностные качества уважения к православной культуре, познавательную активность и интерес к устному и письменному слову; развивать умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении; развивать речевые и творческие навыки детей;
- воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры.
Задачи:
- актуализировать понятия «христианство», «христианин», «завет», «пророк», «апостол», «притча», «откровение»
- рассмотреть роль Библии в жизни христианина
Универсальные учебные действия:
- регулятивные: осознание учеником, значимости освоения Библии для собственного развития и духовного роста;
- познавательные: формирование представлений о роли Библии в православной культуре; расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;
- коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками
Оборудование: компьютер, монитор, набор фотографий, иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение, тетради или альбомы для рисования, учебное пособие «Основы православной культуры» А.В.Кураева.
Ход урока
- Организационный момент
Мотивация( самоопределение) к учебной деятельности.
Учитель: - Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече.
Сегодня на нашем уроке присутствуют ваши родители. Давайте поприветствуем их.
- Мы представляем Вам сегодня рабочий урок по ОРКСЭ « Основы православной культуры» 4 класс.
Разрешите перед тем , как начать урок, познакомить родителей с учебником ОПК - автора Андрей Вячеславовича Кураева.
И так мы начинаем:
- Проверка усвоения материала прошлого урока
Учитель: - Ребята, на наших уроках мы знакомимся с культурными традициями нашей страны .Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передаётся от одних людей к другим.
Истоки русской культуры - в православной религии.
- Ребята ! А что такое православие? ( умение правильно славить Бога)
- А как его правильно славить?
- Вспомните , о чем мы говорили на прошлом уроке, какие понятия мы узнали? ( мы говорили о православной молитве)
- Давайте вспомним ещё раз, что такое молитва? ( обращение к Богу)
- А какие бывают виды молитв? ( молитва – просьба, молитва – благодарение, молитва – славословие)
- А как вы думаете ребята , где можно услышать молитвы? ( в храме, дома)
- Где их можно прочитать, где они написаны?
- Слышали ли вы раньше слово Библия? Где?
- Есть ли она у вас дома?
- А что представляет собой Библия ? ( это книга)
- Ребята! А кто - нибудь, догадался и сможет назвать нам тему урока?
- Правильно! Сегодня мы узнаем , что такое Библия и Евангелие.
Запись темы в тетрадь: « Библия и Евангелие» ( слайд 1)
- Введение в тему, создание проблемной ситуации
Учитель: - Ребята , посмотрите внимательно на слово Библия ( написано на доске) – какие однокоренные слова можно подобрать к этому слову?
У вас на столах лежат задания (зелёные листки).
Подпишите их пожалуйста . И ответьте на задание № 1 ( библиотека, библиотекарь)
- Да, действительно слово « библиотека» произошло от слова Библия. И в переводе с древнегреческого языка означает – « книги» ( слайд 2)
- Обратите внимание , что слово Библия пишется с большой буквы – это означает только одно- священную книгу христиан Библию называют – « Книгой книг».
- Кто такие - христиане? И почему для них эта книга так священна? - учеб. С. 16 - 1 абзац.
Запись в тетрадь
- Ребята , Библия- книга , которая рассказывает о жизни Иисуса Христа- Сыне Божьем.
( слайд 3)
4. Объяснение нового материала: работа с учебником, беседа.
Учитель: - Немецкий поэт Иоганн Гете писал о Библии.
Цитата немецкого поэта:
«Пусть мир прогрессирует и развивается сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не может, заменить Библию, она основа всякого образования и всякого развития»
Интересные факты:
( слайд 4)
- Перевод Библии на славянский язык Кирилл и Мефодий осуществили с помощью составленной ими славянской азбуки – глаголицы ( слайд 5)
- Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Это день памяти Кирилла и Мефодия открывшим нам путь к книгам. ( слайд 6)
- Библия состоит из Ветхого завета и Нового завета и объединяет в себе 77 книг .
(записываем в тетрадь) (слайд 7 -8 )
Учитель: - Книги Ветхого завета – составляют большую часть Библии. ( слайд 9)
– Найдите синонимы к слову « ветхий» ( старый, древний)
- Запишите ответ в вопрос № 2 ( зеленый листок)
- Что означает слово завет? ( союз, договор)
Чтение учебника с. 16 – 2 абзац
- Запишите ответ в вопрос № 3 ( зел. листок)
- Кто написал книги Ветхого завета? ( пророки)
- Ребята , а кто такие пророки? ( слайд № 10)
Чтение учебника с.17 - 1 абзац
(запись в тетрадь основных понятий)
- Новый завет – « Евангелие»
Чтение учебника с.18 - 1 абзац
- Что обозначает слово Евангелие – ответьте и запишите в вопрос № 4 ( зел. листок)
( добрая весть)
- А кто написал Новый завет? ( апостолы)
Чтение учебника с.18 – 2 абзац –( записываем в тетрадь)
- Апостол – посланник. Их четыре. Они являются апостолами – евангелистами.
У каждого из них есть свой знак – символ. ( слайд 11 -12)
( записываем в тетрадь)
- Это Матфей - человек, Иоанн - орел, Лука - телец , Марк – лев.
5. Динамическая пауза.
Учитель: - читает стихотворение, показывая движения, дети стоя выполняют описанные движения:
«ВВЕРХ РУКА И ВНИЗ РУКА»
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх,
другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.
(Приседания, хлопки в
ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
Встали-сели, встали-сели!
6.Продолжение работы над темой урока: работа с иллюстрациями учебника, беседа, чтение.
Учитель: -- Оказывается, многие крылатые фразы имеют библейское происхождение. Их в народе называют крылатыми выражениями.
- В поте лица ( тяжким трудом)
- Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет
- Не от мира сего ( чудак, человек отрешённый от реальности) ( слайд 13)
- Мудрость этих фраз живет и по сегодняшний день В Библии много притчей.
Чтение учебника с. 18 – 5 абзац
В Библии есть и небольшие рассказы . Обратимся к учебнику с. 18 – «Это интересно»
( Чтение рассказа ) ( слайд 14)
Учитель: - Как вы думаете, почему царь Соломон отдал ребенка второй женщине ( ответы детей)
- Которая же была матерью? ( ответы детей)
- Какой вывод можно сделать из всего сказанного? ( НАСТОЯЩАЯ МАТЬ СКОРЕЕ ОТДАСТ РЕБЕНКА ДРУГОЙ, ЛИШЬ БЫ ЕЕ РЕБЕНОК ОСТАЛСЯ ЖИВ)
- По сюжету это вроде бы бытовая , житейская история, но в ней скрыт очень важный для человека нравственный урок.
Библия является величайшим памятником истории и культуры. Многие сюжеты Библии стали основой многочисленных произведений искусств - живописи, литературы, скульптуры, музыкальных произведений.
Ни одна другая книга в мире не вызывала такого интереса у художников как Библия. Величайшие художники- живописцы иллюстрировали её сюжеты и мысли. ( слайд 15)
7. Закрепление материала урока.
Учитель: -Почему Библию называют Книгой книг?
- Из каких частей она состоит?
-Как переводится слово «Евангелие»? Сколько есть Евангелий? Кто их авторы?
-О чем рассказывает Библия людям?
Отвечаем на вопросы задания ( зел. листок)
Вопрос № 5 К то такие апостолы____________
Вопрос№ 6 Кто такие христиане? ________________( человек принявший учение Христа)
Вопрос № 7 Как называется первая часть Библии ___________( Ветхий завет)
Вопрос № 8 Как называется вторая часть Библии._________( Новый завет)
8. Подведение итогов, домашнее задание.
1. Подумайте и ответьте на вопрос: «Как вы понимаете, что такое откровение? Бывают ли откровения в нашей обычной жизни? Чем они отличаются от религиозного откровения, то есть откровения Бога?
2. Вместе с родителями подумайте над вопросом: « Что значит быть христианином, православным человеком ?»
Задания на листках
Работа по теме урока: « Библия и Евангелие»
Ф.И. ______________________________________класс_________число________
Ответьте на вопросы:
- Подберите и запишите однокоренные слова к слову « Библия»______________________
________________________________________________________________________________
- Подбери синонимы к слову « ветхий»____________________________________________
- Что означает слово « завет» _____________________________________________________
- Закончи предложение:
В переводе с греческого языка « Евангелие « ______________________весть.
- Кто такие Апостолы?________________________________._Перечисли их_______________
_____________________________________________________________________________
- Кто такие « христиане»:___________________________________________________________
- Как называется 1 часть Библии_:____________________________________________
- Как называется 2 часть Библии_:____________________________________________
Работа по теме урока: « Библия и Евангелие»
Ф.И. ______________________________________класс_________число________
Ответьте на вопросы:
- Подберите и запишите однокоренные слова к слову « Библия»______________________
________________________________________________________________________________
- Подбери синонимы к слову « ветхий»____________________________________________
- Что означает слово « завет» _____________________________________________________
- Закончи предложение:
В переводе с греческого языка « Евангелие « ______________________весть.
- Кто такие Апостолы?________________________________._Перечисли их_______________
_____________________________________________________________________________
- Кто такие « христиане»:___________________________________________________________
- Как называется 1 часть Библии_:____________________________________________
- Как называется 2 часть Библии_:____________________________________________
- Рефлексия
Учитель: - Ребята на ваших листках есть кружок , отметьте цветом если:
Красный – было интересно и познавательно .
Синий – было интересно, но иногда я не всё понимал.
Желтый – неинтересно и я ничего не понимал.
СДАЙТЕ ЛИСТКИ . Всем спасибо!
Просьба к родителям заполнить анкету по уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ основы православной культуры
Внеклассное мероприятие:"Мы – русичи, мы – россияне!"“Нам Родину завещано любитьИ сердцем отовсюду к ней тянуться,Не перервать связующую нить,И нам порой так нужно оглянуться”.Цель: способствование фо...
Рабочая программа курса ОРКСЭ "Основы Православной Культуры"
Данная программа подготовлена к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (авторы: O.JI. Янушкявичене, Ю.С. Васеч...
Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...
Учебный предмет: ОРКСЭ (основы православной культуры). Тема урока: Заповеди
Цели урока: познакомить учащихся с библейскими заповедями.· способствовать развитию духовно-нравственной личности посредством знакомства с заповедями·...
Технологическая карта урока по модулю курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" на тему: "Дорога к храму"
Конспект урока по модулю курса ОРКСЭ на тему: "Дорога к храму" "Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!"...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Основы православной культуры" в 4 классе по теме: «Есть только одна Книга»
Тема урока: «Есть только одна книга». Цель урока: дать учащимся представление о содержании и структуре Библии. Задачи урока:·...
Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Православная культура" по теме "Христианские заповеди. Совесть"
Цель урока - объяснение этических основ Ветхого Завета, раскрытие содержания первых четырех заповедей Декалога о должном отношении людей к Богу.Задачи урока:учебные: сформировать представление о Декал...