Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики), модуль «Основы светской этики» 4 класс по программе «Школа России» 34 часа в год 1 час в неделю на 2021-2022 уч
рабочая программа по орксэ

Тетерева Марианна Николаевна

 

                                            Пояснительная записка

Перечень нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденный  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г.№373 (с изменениями и дополнениями).

 

  • Примерные программы начального общего образования. М: Просвещение, 2010г.
  • Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);
  • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012г. N МД 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» - приложение №4;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011г. N МД - 1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011г. N МД - 883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2012 г. N МД - 172/03 «О федеральных перечнях учебников»,
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22.08. 2012 года № 08- 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»;
  • Данилюк  А. Я. Основы религиозных культур и светской этики : программы общеобразовательных учреждений : 4-5 кл./ А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.
  • Приказ министерства образования и науки Амурской области от 15.09.2010 № 1439 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования»
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов учителя от 29.08.2014 г. протокол № 1 педагогического совета
  •  Основная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом № 388 от 31.08.2015 года.

 

Цель курса:

Формирование у  младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных  традиций многонационального  народа России  и уважения  к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_orks.docx304.57 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Админ\Desktop\оркс.jpeg

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №24 ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

МАОУ «Школа №24 г. Благовещенска»

Директор  

МАОУ «Школа №24 г. Благовещенска»

____________ Е.И.Исаева

____________ Т.В. Щербакова

«_____» ____________ 2021 г.

«_____» ____________ 2021 г.

Рабочая программа по курсу  ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики),

                            модуль «Основы светской этики»

                                   4 класс

по программе «Школа России»

34 часа в год 1 час в неделю

на 2021-2022 учебный год

Составители:                                                                РАССМОТРЕНА

1.Безматерных С.В.                                                             на заседании МО протокол №_____ от      

2.Малышева Д.В.                                                        «_____»______________2021 г.

3. Попова Н.А.

4. Тетерева М.Н.                                                          Руководитель МО _________________

5. Голованова О.Г.

6. Минина Е.В.

7. Мунгалова С.А.

                                                    г. Благовещенск, 2021

                                            Пояснительная записка

Перечень нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденный  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г.№373 (с изменениями и дополнениями).

  • Примерные программы начального общего образования. М: Просвещение, 2010г.
  • Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);
  • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012г. N МД 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» - приложение №4;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011г. N МД - 1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011г. N МД - 883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2012 г. N МД - 172/03 «О федеральных перечнях учебников»,
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22.08. 2012 года № 08- 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»;
  • Данилюк  А. Я. Основы религиозных культур и светской этики : программы общеобразовательных учреждений : 4-5 кл./ А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.
  • Приказ министерства образования и науки Амурской области от 15.09.2010 № 1439 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования»
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов учителя от 29.08.2014 г. протокол № 1 педагогического совета
  •  Основная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом № 388 от 31.08.2015 года.

Цель курса:

Формирование у  младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных  традиций многонационального  народа России  и уважения  к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

        Задачи курса:

  • знакомство обучающихся с основами светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и  ценностей  для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий, представлений  о духовной  культуре и морали, полученных обучающимися  в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих  основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной  истории  и культуры  при изучении гуманитарных предметов  на ступени основной  школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной    и    многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения  и диалога во имя общественного мира и согласия.

Сведения о программе: программа разработана  на основании авторской программы  Данилюка  А. Я. Основы религиозных культур и светской этики : программы общеобразовательных  учреждений : 4-5 кл./ А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.

Информация о внесенных изменениях: изменения в авторскую программу не внесены.

Информация об использовании УМК:

  • Основы светской этики : 4-5 кл.: учеб. пособие для общеобразовательных  учреждений / [ А. Я. Данилюк ]. – М.: Просвещение, 2014.
  • Основы религиозных культур и светской этики : кн. для учителя : 4-5 кл.: справ. материалы для обшеобразоват. учреждений / под ред. В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010. 

Информация о количестве часов:

Количество часов в год-34

Количество часов в неделю -1

Проектов -4

Исследований -2

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная.

Технологии обучения: технология проблемного диалога, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии.

Содержание курса «Основы светской этики» (34 часа)

Россия - наша Родина. Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали. Добро и зло. Добродетели и пороки. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Что значит быть моральным? Дружба. Что значит быть моральным? Род и семья - исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинения. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Жизнь человека - высшая нравственная ценность. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Любовь и уважение к Отечеству

Тематическое планирование:

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2

Духовные ценности и нравственные идеалы  в жизни человека и общества

28

3

Духовные традиции многонационального народа России

5

 Календарно - тематическое планирование:

№ п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Количество уроков

Формы контроля

План

факт

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч)

1

Россия  - наша Родина.

1

Духовные ценности и нравственные идеалы  в жизни человека и общества

 (28 часов)

2

   

Что такое светская этика?

1

3

Мораль и культура

1

4

Особенности морали

1

5

Добро и зло

1

6

   

Добро и зло

1

7

Добродетель и порок

1

8

 

Добродетель и порок

1

9

Свобода и моральный выбор человека

1

10

Свобода и ответственность

1

11

Моральный долг

1

12

Справедливость

1

13

Альтруизм и эгоизм

1

14

Дружба

1

исследование

15

Что значит быть моральным?

1

16

Обобщение по теме «Мораль»

1

17

Обобщение по теме «Мораль»

1

18

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

1

исследование

19

Нравственный поступок

1

20

Золотое правило нравственности

1

21

Стыд, вина и извинение

1

22

Честь и достоинство

1

23

Совесть

1

24

Образы нравственности.

1

25

 

Образы нравственности.

1

26

Образцы нравственности в культуре Отечества

1

27

Этикет

1

28

Семейные праздники

1

29

 

Жизнь человека - высшая нравственная ценность

1

Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

30

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

31

Итоговая презентация творческих проектов

1

Проект

32

   

 Итоговая презентация творческих проектов

Выступление учащихся со своими творческими работами:  «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

1

Проект

33

Итоговая презентация творческих проектов

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)».  «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

1

Проект

34

   

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

Проект

Планируемые результаты:

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных

социальных  ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям.

Требования к  метапредметным  результатам:

 - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее  эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их  выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной  деятельности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения  рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к   результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных  религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- осознание ценности человеческой жизни.

Система оценки планируемых результатов: При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов обучающихся по модулю,   предусмотренных  в рамках курса, В форме индивидуальных и коллективных творческих, проектных, исследовательских  работ учащихся и их обсуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)

Рабочая программа:пояснительная записка,календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс

Рабочая программа  с КТП по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики»  4 класс...

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4  класса  в соответствии с...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...