Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики), модуль «Основы светской этики» 4 класс по программе «Школа России» 34 часа в год 1 час в неделю на 2021-2022 уч
рабочая программа по орксэ
Пояснительная записка
Перечень нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г.№373 (с изменениями и дополнениями).
- Примерные программы начального общего образования. М: Просвещение, 2010г.
- Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);
- Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012г. N МД 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» - приложение №4;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011г. N МД - 1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011г. N МД - 883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2012 г. N МД - 172/03 «О федеральных перечнях учебников»,
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22.08. 2012 года № 08- 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»;
- Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики : программы общеобразовательных учреждений : 4-5 кл./ А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.
- Приказ министерства образования и науки Амурской области от 15.09.2010 № 1439 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования»
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов учителя от 29.08.2014 г. протокол № 1 педагогического совета
- Основная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом № 388 от 31.08.2015 года.
Цель курса:
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_orks.docx | 304.57 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №24 ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА»
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Заместитель директора по УВР МАОУ «Школа №24 г. Благовещенска» | Директор МАОУ «Школа №24 г. Благовещенска» |
____________ Е.И.Исаева | ____________ Т.В. Щербакова |
«_____» ____________ 2021 г. | «_____» ____________ 2021 г. |
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики),
модуль «Основы светской этики»
4 класс
по программе «Школа России»
34 часа в год 1 час в неделю
на 2021-2022 учебный год
Составители: РАССМОТРЕНА
1.Безматерных С.В. на заседании МО протокол №_____ от
2.Малышева Д.В. «_____»______________2021 г.
3. Попова Н.А.
4. Тетерева М.Н. Руководитель МО _________________
5. Голованова О.Г.
6. Минина Е.В.
7. Мунгалова С.А.
г. Благовещенск, 2021
Пояснительная записка
Перечень нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г.№373 (с изменениями и дополнениями).
- Примерные программы начального общего образования. М: Просвещение, 2010г.
- Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);
- Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012г. N МД 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» - приложение №4;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011г. N МД - 1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011г. N МД - 883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2012 г. N МД - 172/03 «О федеральных перечнях учебников»,
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22.08. 2012 года № 08- 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»;
- Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики : программы общеобразовательных учреждений : 4-5 кл./ А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.
- Приказ министерства образования и науки Амурской области от 15.09.2010 № 1439 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования»
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов учителя от 29.08.2014 г. протокол № 1 педагогического совета
- Основная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом № 388 от 31.08.2015 года.
Цель курса:
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
- знакомство обучающихся с основами светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий, представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Сведения о программе: программа разработана на основании авторской программы Данилюка А. Я. Основы религиозных культур и светской этики : программы общеобразовательных учреждений : 4-5 кл./ А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.
Информация о внесенных изменениях: изменения в авторскую программу не внесены.
Информация об использовании УМК:
- Основы светской этики : 4-5 кл.: учеб. пособие для общеобразовательных учреждений / [ А. Я. Данилюк ]. – М.: Просвещение, 2014.
- Основы религиозных культур и светской этики : кн. для учителя : 4-5 кл.: справ. материалы для обшеобразоват. учреждений / под ред. В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.
Информация о количестве часов:
Количество часов в год-34
Количество часов в неделю -1
Проектов -4
Исследований -2
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная.
Технологии обучения: технология проблемного диалога, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии.
Содержание курса «Основы светской этики» (34 часа)
Россия - наша Родина. Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали. Добро и зло. Добродетели и пороки. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Что значит быть моральным? Дружба. Что значит быть моральным? Род и семья - исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинения. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Жизнь человека - высшая нравственная ценность. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Любовь и уважение к Отечеству
Тематическое планирование:
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 |
2 | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 28 |
3 | Духовные традиции многонационального народа России | 5 |
Календарно - тематическое планирование:
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Количество уроков | Формы контроля | ||
План | факт | |||||
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч) | ||||||
1 | Россия - наша Родина. | 1 | ||||
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (28 часов) | ||||||
2 |
| Что такое светская этика? | 1 | |||
3 | Мораль и культура | 1 | ||||
4 | Особенности морали | 1 | ||||
5 | Добро и зло | 1 | ||||
6 |
| Добро и зло | 1 | |||
7 | Добродетель и порок | 1 | ||||
8 |
| Добродетель и порок | 1 | |||
9 | Свобода и моральный выбор человека | 1 | ||||
10 | Свобода и ответственность | 1 | ||||
11 | Моральный долг | 1 | ||||
12 | Справедливость | 1 | ||||
13 | Альтруизм и эгоизм | 1 | ||||
14 | Дружба | 1 | исследование | |||
15 | Что значит быть моральным? | 1 | ||||
16 | Обобщение по теме «Мораль» | 1 | ||||
17 | Обобщение по теме «Мораль» | 1 | ||||
18 | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества | 1 | исследование | |||
19 | Нравственный поступок | 1 | ||||
20 | Золотое правило нравственности | 1 | ||||
21 | Стыд, вина и извинение | 1 | ||||
22 | Честь и достоинство | 1 | ||||
23 | Совесть | 1 | ||||
24 | Образы нравственности. | 1 | ||||
25 |
| Образы нравственности. | 1 | |||
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества | 1 | ||||
27 | Этикет | 1 | ||||
28 | Семейные праздники | 1 | ||||
29 |
| Жизнь человека - высшая нравственная ценность | 1 | |||
Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) | ||||||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 1 | ||||
31 | Итоговая презентация творческих проектов | 1 | Проект | |||
32 |
| Итоговая презентация творческих проектов Выступление учащихся со своими творческими работами: «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. | 1 | Проект | ||
33 | Итоговая презентация творческих проектов Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)». «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | 1 | Проект | |||
34 |
| Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | 1 | Проект |
Планируемые результаты:
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Система оценки планируемых результатов: При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов обучающихся по модулю, предусмотренных в рамках курса, В форме индивидуальных и коллективных творческих, проектных, исследовательских работ учащихся и их обсуждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)
Рабочая программа:пояснительная записка,календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс
Рабочая программа с КТП по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс...
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с...
Рабочая программа учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики", 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...