Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Основы православной культуры" в 4 классе по теме: «Есть только одна Книга»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

   Тема урока: «Есть только одна книга».

    Цель урока: дать учащимся представление о содержании и структуре Библии.

    Задачи урока:

·        познакомить учащихся со структурой и содержанием Библии; 

раскрыть понятия слов «Библия», «Ветхий Завет», «Новый Завет»;

·        фopмиpoвaть беpежнoе oтнoшение к дyхoвнo – кyльтypным цeннocтям, yвaжeниe к иcтopии и кyльтype xpиcтиaнcтвa кaк xpaнитeльницe oбщечeлoвeчecкиx цeннoстeй;

·        развивать умение выделять главное в учебном материале, классифицировать, структурировать и обобщать;

·        развивать навыки общения и сотрудничества в процессе групповой работы; умение слушать собеседника, вступать в диалог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_orkse.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРКСЭ "Основы православной культуры" в 4 классе

Тема конспекта урока:

«Есть только одна Книга»

Слушатель курсов повышения квалификации (шифр курса 00967) по предмету:

Белякова Людмила Геннадьевна

Место работы: ГБОУ Школа 285 имени В.А. Молодцова

Москва 2017

   Тема урока: «Есть только одна книга».

    Цель урока: дать учащимся представление о содержании и структуре Библии.

    Задачи урока:

  • познакомить учащихся со структурой и содержанием Библии;  

раскрыть понятия слов «Библия», «Ветхий Завет», «Новый Завет»;

  • фopмиpoвaть беpежнoе oтнoшение к дyхoвнo – кyльтypным цeннocтям, yвaжeниe к иcтopии и кyльтype xpиcтиaнcтвa кaк xpaнитeльницe oбщечeлoвeчecкиx цeннoстeй;
  • развивать умение выделять главное в учебном материале, классифицировать, структурировать и обобщать;
  • развивать навыки общения и сотрудничества в процессе групповой работы; умение слушать собеседника, вступать в диалог.

      Тип урока: урок формирования и открытия новых знаний.

      Виды учебной деятельности: беседа, работа с иллюстрациями, чтение с комментированием, диалог, групповая работа, самостоятельная работа.

      Основные термины и понятия: Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Священное Писание, Пророк, Апостол, Христианин, Откровение.

      Словарная работа: Библия, Священное Писание, пророки, Завет, время Ветхого Завета, апостолы, время Нового Завета.

      Оборудование к уроку:

  • интерактивная доска;
  • презентация по теме «Есть только одна Книга»;
  • выставка книг.

     Структура урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Постановка целей и задач урока.
  3. Актуализация знаний.
  • Работа в группах (рассматривание Библии; состав Библии).
  1.  Физкультминутка.
  2. Библия – кладезь мудрости.
  3. Рефлексия.
  4. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент. Слайд 2.

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

           Отправится с утра?

 Идти за солнцем следом,

 Хоть этот путь не ведом.

 Идти, мой друг, всегда идти

 Дорогою Добра. 

Учитель: «Давайте мы, улыбнёмся друг другу, чтобы искорки доброты загорелись в каждом из нас».

  1. Постановка цели и задач урока; мотивация к учебной деятельности учащихся.

Чтобы определить тему занятия, посмотрите, пожалуйста, на экран и на выставку книг. Слайд 3.

Учитель: «Что это за книги? Как вы считаете, что объединяет их? (Ответы детей.) Это Священные книги.

«Моим прозрением я обязан исключительно

чтению одной книги. Книги? Да, одной

старой, простой книги, скромной, как природа,

и, как природа естественной…и…(эта книга)

так прямо и называется: «Книга» - «Библия».

(Генрих Гейне, немецкий писатель XIX века).

Учитель: «Итак, предметом нашего изучение будет БИБЛИЯ». Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.» (Ответы учащихся). Учитель: «Тема нашего урока: «Есть только одна Книга». Слайд 4.

  1. Актуализация знаний

Учитель: «Ребята, а что вы знаете об этой книге?» (Ответы детей).

Учитель: «Книга, о которой сегодня пойдет речь, - самая удивительная книга мира. Библия - это величайший памятник человеческой культуры, в который заложены основы христианской веры. Знакомство с этим произведением необходимо каждому человеку, верующему и нет. Иоанн Златоуст говорил: «Священное Писание - это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильной, твердой и мудрой». Память о том, что рассказывали о Боге друг другу люди называется СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ, ведь передавалось оно из уст в уста. Но люди боялись забыть что-то из того, что открыл им Бог. Некоторые из них записали то, что узнали. Однако писали они не сами по себе, но с помощью самого Бога. Дух Святой помогал им, вдохновлял их, хотя они писали своим языком и были людьми своего времени. То, что они записали о Боге под руководством Самого Бога Называется СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ. Как вы думаете, какие важные моменты темы мы должны уяснить на уроке? Какие вопросы мы должны поставить к теме и решить их в ходе урока? (Ответы детей: «Что такое Библия? Цель ее написания? Для кого написана Библия. Какова главная мысль? Кто является её автором?).

Учитель: «Именно поиском ответов на эти вопросы мы и будем заниматься».

Работа в парах.

Учитель: «Посмотрите, пожалуйста, в словаре значение слова «Библия». Составьте однокоренные слова».

(Ответы детей: библиотека, библиография).

Учитель: «А если обратиться к толковому словарю, то в переводе с древнегреческого языка оно переводится как «Книга». В христианской традиции собрание священных, записанных через избранных от Бога людей: пророков и апостолов».

Работа в группе.

Учитель: «Рассмотрите Библию. Священное Писание составлялось разными людьми (около 40 составителей) в течение полутора тысяч лет. Авторами Библии были особые люди, которых избрал сам Бог. Их называют пророками и апостолами. Эти люди писали книги под действием Святого Духа и их разума. Сколько частей в Библии? Как называется каждая часть? (Ответы детей: «Ветхий Завет» и «Новый Завет»). Библия представляется уникальной во всех отношениях. Она повествует о происхождении мира и сотворении человека, хранит историю человеческой цивилизации, содержит наставление, что необходимо для самого главного дела христианина – спасения души. В ней дано религиозное понимание мира, связь человека с Творцом и нравственные правила жизни на Земле.  Библия состоит из 77 книг: Ветхого Завета (от сотворения мира до прихода Спасителя на Землю) и  Книг Нового Завета (Евангелие, Деяния, Послания, Апокалипсис). Ветхий Завет также называется: «Священной историей дохристианской эпохи». Новый Завет называется: «Священной историей раннего христианства». А как вы думаете могло ли большое количество авторов написать одну книгу? (Ответы детей). Давайте проверим эту гипотезу. Возьмите листочек бумаги на своём столе, напишите по одному предложению о погоде за окном и отдайте этот листочек мне. (Учитель собирает листочки и читает предложение за предложением, а ученики слушают, что из этого получилось). Получился единый рассказ? (Ответы детей: «Нет, не получился). Какой вывод можно из этого сделать? (Ответы детей). Для того, чтобы написать рассказ или книгу, нужен один автор, или совместная работа нескольких авторов. А чтобы получилась хорошая и интересная книга, нужен хороший автор. Но есть книга, которую писали более 40 авторов (показать Библию), которые не могли договориться между собой, так как жили в разное время и в разных странах, но книга представляет собой единое целое, хотя и писалась на протяжении 1500 лет. Авторы Библии только передавали то, что им было сказано Богом. Люди, которым Бог диктовал свои мысли, были совершенно разные». Слайд 5.

Слайд 6.

  1. Цари – Давид и Соломон;
  2. Врач – Лука;
  3. Богослов – Павел и Ездра;

Слайд 7.

  1. Государственные деятели – Моисей, Даниил;
  2. Рыбак – Пётр;
  3. Музыкант – Асаф;
  4. Пророки – Иеремия, Иоиль, Авдий.

Работа в группах.

1группа. Сообщение о содержании Ветхого Завета.

ВОПРОСЫ: «Что значит «Ветхий Завет»? Определите, что значит это название?»

 (Ответ детей: «Те книги, которые были записаны в израильском народе в течение нескольких тысяч лет до рождения Иисуса Христа, называются ВЕТХИМ ЗАВЕТОМ. Ветхий - старый, завет – завещание, учение, завещанное Богом людям». Ветхий Завет говорит: «Спаситель, которого вы ждете, ГРЯДЕТ».

Основные сюжеты Ветхого Завета:

  • Сотворение мира.
  • Первые люди, Адам и Ева, их грех, отпадение от Бога.
  • Первое убийство (Каин и Авель).
  • Всемирный потоп, Ной и его ковчег.
  • Авраам, Исаак, Иосиф.
  • 10 заповедей»). Слайд 8.

Словарик: «Ветхий Завет», «Пророки».

Учитель: «С приходом Иисуса Христа был заключен Новый Завет всех людей с Богом».

2 группа. Сообщение о содержании Нового Завета.

ВОПРОС: «Что значит «Новый Завет»? Определите, что значит это название?»  (Ответ детей: «Другие книги Св. Писания были написаны вскоре после смерти и воскресения Иисуса Христа. Они называются НОВЫМ ЗАВЕТОМ. Главные из книг Нового Завета – четыре книги, в которых описывается жизнь Христа, его учение, страдания, смерть на кресте и воскресение. Эти книги называются ЕВАНГЕЛИЕ, что по-гречески значит “благая весть”. Благо – это добрая, хорошая весть.

Основные сюжеты Нового Завета:

  • Рождество Христово.
  • Крещение Господне.
  • Нагорная проповедь.
  • Притчи.
  • Преображение.
  • Предательство Иуды.
  • Распятие на кресте.
  • Воскресение.
  • Вознесение.
  • Послания учеников христианским общинам. Слайд 9.

Словарик: «Новый Завет», «Евангелие», Апостолы.

  1. Физминутка

Это Библия моя (закрытые ладошки).

Её открою я (открываем ладошки).

Внимательно послушаю (ручки к ушкам).

Ведь эта книга лучшая.

  1. Библия – кладезь мудрости (первичное закрепление знаний).

Работа с карточками.

(Крылатые выражения)

Учитель: «Библия – это кладезь мудрости. Библейские выражения давно и прочно вошли в нашу речь, делая ее ярче и выразительнее. У вас на столах лежат карточки с некоторыми из них. Части этих выражений перепутались, помогите восстановить их и постарайтесь объяснить их значение.

Крылатые слова из Ветхого Завет

  1. Ждать как манну небесную.
  2. Вавилонское столпотворение.

       Крылатые слова из Нового Завета:

  1. Зарыть талант в землю.
  2. Блудный сын

Учитель: «Многие поэты и писатели оставили свои восхищённые очерки о Библии: Ф.М. Достоевский, Ф.И. Тютчев, А. Некрасов, А.С. Пушкин, В. Брюсов и многие- многие другие. Послушайте одно из них. Слайд 10.

Ты вечно новой, век за веком
За годом год, за мигом миг,

Встаешь – алтарь пред человеком,
О, Библия! О, Книга книг!
   

                                                 В. Брюсов

Учитель: «Не только поэты и писатели воспевали «Книгу книг», но многие известные художники посвящали свои полотна библейским сюжетам»,

Слайды с картинами известных художников (Библейские сюжеты). Слайд 11.

  1. Рефлексия.

Учитель: «Давайте составим итоговый Синквейн со словом Библия. Но прежде всего я расскажу вам, что это такое, и как он составляется. Слайд 10.

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

Библия-  

Священная, боговдохновенная,

Учит, объясняет, наставляет!

Читайте Библию.

Самая мудрая книга!

Лист самооценки урока.

1. На уроке мне больше всего понравилось…___________________________

2. На уроке мне не понравилось… ____________________________________

3. Из урока мне запомнилось…_______________________________________

4. Мне захотелось узнать больше о…._________________________________

Слайд 12.

Учитель: «Какой же вывод мы можем сделать о Библии? (Ответы детей). Все библейские книги называют Священным Писанием. Священное Писание – главный источник знаний о Боге и руководство в жизни для любого христианина. Все библейские книги у христиан считаются священными.   Прежде всего она отвечает на каждый вопрос человеческой души.

Юность ли обращается к ней – она руководит.

Старость ли нуждается в посохе – она поддерживает.

Голодная ли душа ищет пищи – она насыщает.

Немощь ли взывает к ней – она облекает в силу.

Века уходят, поколения меняются – она остаётся неизменной.

Империи… династии восстают и падают – она пребывает.

  1.  Домашнее задание: найти и выписать крылатые выражения из Библии, постараться объяснить их значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу" Основы православной культуры" на тему " Пасха"

Конспект открытого урока по курсу "Основы православной культуры" на тему " Пасха"...

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе по теме : "Человек рождён для добра"

Целью данного урока является формирование у школьников мотивации к осознанному, нравственному поведению, осмыслению понятия добра, милосердия, воспитывать великодушие, милосердие, сострадание, учить д...

Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме:  «Росс...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме:  &laqu...