Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Основы православной культуры" в 4 классе по теме: «Есть только одна Книга»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Тема урока: «Есть только одна книга».
Цель урока: дать учащимся представление о содержании и структуре Библии.
Задачи урока:
· познакомить учащихся со структурой и содержанием Библии;
раскрыть понятия слов «Библия», «Ветхий Завет», «Новый Завет»;
· фopмиpoвaть беpежнoе oтнoшение к дyхoвнo – кyльтypным цeннocтям, yвaжeниe к иcтopии и кyльтype xpиcтиaнcтвa кaк xpaнитeльницe oбщечeлoвeчecкиx цeннoстeй;
· развивать умение выделять главное в учебном материале, классифицировать, структурировать и обобщать;
· развивать навыки общения и сотрудничества в процессе групповой работы; умение слушать собеседника, вступать в диалог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_orkse.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРКСЭ "Основы православной культуры" в 4 классе
Тема конспекта урока:
«Есть только одна Книга»
Слушатель курсов повышения квалификации (шифр курса 00967) по предмету:
Белякова Людмила Геннадьевна
Место работы: ГБОУ Школа 285 имени В.А. Молодцова
Москва 2017
Тема урока: «Есть только одна книга».
Цель урока: дать учащимся представление о содержании и структуре Библии.
Задачи урока:
- познакомить учащихся со структурой и содержанием Библии;
раскрыть понятия слов «Библия», «Ветхий Завет», «Новый Завет»;
- фopмиpoвaть беpежнoе oтнoшение к дyхoвнo – кyльтypным цeннocтям, yвaжeниe к иcтopии и кyльтype xpиcтиaнcтвa кaк xpaнитeльницe oбщечeлoвeчecкиx цeннoстeй;
- развивать умение выделять главное в учебном материале, классифицировать, структурировать и обобщать;
- развивать навыки общения и сотрудничества в процессе групповой работы; умение слушать собеседника, вступать в диалог.
Тип урока: урок формирования и открытия новых знаний.
Виды учебной деятельности: беседа, работа с иллюстрациями, чтение с комментированием, диалог, групповая работа, самостоятельная работа.
Основные термины и понятия: Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Священное Писание, Пророк, Апостол, Христианин, Откровение.
Словарная работа: Библия, Священное Писание, пророки, Завет, время Ветхого Завета, апостолы, время Нового Завета.
Оборудование к уроку:
- интерактивная доска;
- презентация по теме «Есть только одна Книга»;
- выставка книг.
Структура урока:
- Организация деятельности учащихся.
- Постановка целей и задач урока.
- Актуализация знаний.
- Работа в группах (рассматривание Библии; состав Библии).
- Физкультминутка.
- Библия – кладезь мудрости.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент. Слайд 2.
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправится с утра?
Идти за солнцем следом,
Хоть этот путь не ведом.
Идти, мой друг, всегда идти
Дорогою Добра.
Учитель: «Давайте мы, улыбнёмся друг другу, чтобы искорки доброты загорелись в каждом из нас».
- Постановка цели и задач урока; мотивация к учебной деятельности учащихся.
Чтобы определить тему занятия, посмотрите, пожалуйста, на экран и на выставку книг. Слайд 3.
Учитель: «Что это за книги? Как вы считаете, что объединяет их? (Ответы детей.) Это Священные книги.
«Моим прозрением я обязан исключительно
чтению одной книги. Книги? Да, одной
старой, простой книги, скромной, как природа,
и, как природа естественной…и…(эта книга)
так прямо и называется: «Книга» - «Библия».
(Генрих Гейне, немецкий писатель XIX века).
Учитель: «Итак, предметом нашего изучение будет БИБЛИЯ». Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.» (Ответы учащихся). Учитель: «Тема нашего урока: «Есть только одна Книга». Слайд 4.
- Актуализация знаний
Учитель: «Ребята, а что вы знаете об этой книге?» (Ответы детей).
Учитель: «Книга, о которой сегодня пойдет речь, - самая удивительная книга мира. Библия - это величайший памятник человеческой культуры, в который заложены основы христианской веры. Знакомство с этим произведением необходимо каждому человеку, верующему и нет. Иоанн Златоуст говорил: «Священное Писание - это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильной, твердой и мудрой». Память о том, что рассказывали о Боге друг другу люди называется СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ, ведь передавалось оно из уст в уста. Но люди боялись забыть что-то из того, что открыл им Бог. Некоторые из них записали то, что узнали. Однако писали они не сами по себе, но с помощью самого Бога. Дух Святой помогал им, вдохновлял их, хотя они писали своим языком и были людьми своего времени. То, что они записали о Боге под руководством Самого Бога Называется СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ. Как вы думаете, какие важные моменты темы мы должны уяснить на уроке? Какие вопросы мы должны поставить к теме и решить их в ходе урока? (Ответы детей: «Что такое Библия? Цель ее написания? Для кого написана Библия. Какова главная мысль? Кто является её автором?).
Учитель: «Именно поиском ответов на эти вопросы мы и будем заниматься».
Работа в парах.
Учитель: «Посмотрите, пожалуйста, в словаре значение слова «Библия». Составьте однокоренные слова».
(Ответы детей: библиотека, библиография).
Учитель: «А если обратиться к толковому словарю, то в переводе с древнегреческого языка оно переводится как «Книга». В христианской традиции собрание священных, записанных через избранных от Бога людей: пророков и апостолов».
Работа в группе.
Учитель: «Рассмотрите Библию. Священное Писание составлялось разными людьми (около 40 составителей) в течение полутора тысяч лет. Авторами Библии были особые люди, которых избрал сам Бог. Их называют пророками и апостолами. Эти люди писали книги под действием Святого Духа и их разума. Сколько частей в Библии? Как называется каждая часть? (Ответы детей: «Ветхий Завет» и «Новый Завет»). Библия представляется уникальной во всех отношениях. Она повествует о происхождении мира и сотворении человека, хранит историю человеческой цивилизации, содержит наставление, что необходимо для самого главного дела христианина – спасения души. В ней дано религиозное понимание мира, связь человека с Творцом и нравственные правила жизни на Земле. Библия состоит из 77 книг: Ветхого Завета (от сотворения мира до прихода Спасителя на Землю) и Книг Нового Завета (Евангелие, Деяния, Послания, Апокалипсис). Ветхий Завет также называется: «Священной историей дохристианской эпохи». Новый Завет называется: «Священной историей раннего христианства». А как вы думаете могло ли большое количество авторов написать одну книгу? (Ответы детей). Давайте проверим эту гипотезу. Возьмите листочек бумаги на своём столе, напишите по одному предложению о погоде за окном и отдайте этот листочек мне. (Учитель собирает листочки и читает предложение за предложением, а ученики слушают, что из этого получилось). Получился единый рассказ? (Ответы детей: «Нет, не получился). Какой вывод можно из этого сделать? (Ответы детей). Для того, чтобы написать рассказ или книгу, нужен один автор, или совместная работа нескольких авторов. А чтобы получилась хорошая и интересная книга, нужен хороший автор. Но есть книга, которую писали более 40 авторов (показать Библию), которые не могли договориться между собой, так как жили в разное время и в разных странах, но книга представляет собой единое целое, хотя и писалась на протяжении 1500 лет. Авторы Библии только передавали то, что им было сказано Богом. Люди, которым Бог диктовал свои мысли, были совершенно разные». Слайд 5.
Слайд 6.
- Цари – Давид и Соломон;
- Врач – Лука;
- Богослов – Павел и Ездра;
Слайд 7.
- Государственные деятели – Моисей, Даниил;
- Рыбак – Пётр;
- Музыкант – Асаф;
- Пророки – Иеремия, Иоиль, Авдий.
Работа в группах.
1группа. Сообщение о содержании Ветхого Завета.
ВОПРОСЫ: «Что значит «Ветхий Завет»? Определите, что значит это название?»
(Ответ детей: «Те книги, которые были записаны в израильском народе в течение нескольких тысяч лет до рождения Иисуса Христа, называются ВЕТХИМ ЗАВЕТОМ. Ветхий - старый, завет – завещание, учение, завещанное Богом людям». Ветхий Завет говорит: «Спаситель, которого вы ждете, ГРЯДЕТ».
Основные сюжеты Ветхого Завета:
- Сотворение мира.
- Первые люди, Адам и Ева, их грех, отпадение от Бога.
- Первое убийство (Каин и Авель).
- Всемирный потоп, Ной и его ковчег.
- Авраам, Исаак, Иосиф.
- 10 заповедей»). Слайд 8.
Словарик: «Ветхий Завет», «Пророки».
Учитель: «С приходом Иисуса Христа был заключен Новый Завет всех людей с Богом».
2 группа. Сообщение о содержании Нового Завета.
ВОПРОС: «Что значит «Новый Завет»? Определите, что значит это название?» (Ответ детей: «Другие книги Св. Писания были написаны вскоре после смерти и воскресения Иисуса Христа. Они называются НОВЫМ ЗАВЕТОМ. Главные из книг Нового Завета – четыре книги, в которых описывается жизнь Христа, его учение, страдания, смерть на кресте и воскресение. Эти книги называются ЕВАНГЕЛИЕ, что по-гречески значит “благая весть”. Благо – это добрая, хорошая весть.
Основные сюжеты Нового Завета:
- Рождество Христово.
- Крещение Господне.
- Нагорная проповедь.
- Притчи.
- Преображение.
- Предательство Иуды.
- Распятие на кресте.
- Воскресение.
- Вознесение.
- Послания учеников христианским общинам. Слайд 9.
Словарик: «Новый Завет», «Евангелие», Апостолы.
- Физминутка
Это Библия моя (закрытые ладошки).
Её открою я (открываем ладошки).
Внимательно послушаю (ручки к ушкам).
Ведь эта книга лучшая.
- Библия – кладезь мудрости (первичное закрепление знаний).
Работа с карточками.
(Крылатые выражения)
Учитель: «Библия – это кладезь мудрости. Библейские выражения давно и прочно вошли в нашу речь, делая ее ярче и выразительнее. У вас на столах лежат карточки с некоторыми из них. Части этих выражений перепутались, помогите восстановить их и постарайтесь объяснить их значение.
Крылатые слова из Ветхого Завет
- Ждать как манну небесную.
- Вавилонское столпотворение.
Крылатые слова из Нового Завета:
- Зарыть талант в землю.
- Блудный сын
Учитель: «Многие поэты и писатели оставили свои восхищённые очерки о Библии: Ф.М. Достоевский, Ф.И. Тютчев, А. Некрасов, А.С. Пушкин, В. Брюсов и многие- многие другие. Послушайте одно из них. Слайд 10.
Ты вечно новой, век за веком
За годом год, за мигом миг,
Встаешь – алтарь пред человеком,
О, Библия! О, Книга книг!
В. Брюсов
Учитель: «Не только поэты и писатели воспевали «Книгу книг», но многие известные художники посвящали свои полотна библейским сюжетам»,
Слайды с картинами известных художников (Библейские сюжеты). Слайд 11.
- Рефлексия.
Учитель: «Давайте составим итоговый Синквейн со словом Библия. Но прежде всего я расскажу вам, что это такое, и как он составляется. Слайд 10.
Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
Библия-
Священная, боговдохновенная,
Учит, объясняет, наставляет!
Читайте Библию.
Самая мудрая книга!
Лист самооценки урока.
1. На уроке мне больше всего понравилось…___________________________
2. На уроке мне не понравилось… ____________________________________
3. Из урока мне запомнилось…_______________________________________
4. Мне захотелось узнать больше о…._________________________________
Слайд 12.
Учитель: «Какой же вывод мы можем сделать о Библии? (Ответы детей). Все библейские книги называют Священным Писанием. Священное Писание – главный источник знаний о Боге и руководство в жизни для любого христианина. Все библейские книги у христиан считаются священными. Прежде всего она отвечает на каждый вопрос человеческой души.
Юность ли обращается к ней – она руководит.
Старость ли нуждается в посохе – она поддерживает.
Голодная ли душа ищет пищи – она насыщает.
Немощь ли взывает к ней – она облекает в силу.
Века уходят, поколения меняются – она остаётся неизменной.
Империи… династии восстают и падают – она пребывает.
- Домашнее задание: найти и выписать крылатые выражения из Библии, постараться объяснить их значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу" Основы православной культуры" на тему " Пасха"
Конспект открытого урока по курсу "Основы православной культуры" на тему " Пасха"...
Урок по курсу «Основы православной культуры» в рамках темы «Чудо в жизни христианина»: Житие Павла Таганрогского
Урок по основам православной культуры...
Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»
Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе по теме : "Человек рождён для добра"
Целью данного урока является формирование у школьников мотивации к осознанному, нравственному поведению, осмыслению понятия добра, милосердия, воспитывать великодушие, милосердие, сострадание, учить д...
Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»
Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Росс...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...
Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»
Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: &laqu...