Технологическая карта урока по модулю курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" на тему: "Дорога к храму"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока по модулю курса ОРКСЭ на тему: "Дорога к храму"
"Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Православие есть Церковь Христова на земле | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
по модулю курса ОРКСЭ
«Основы православной культуры»
Тема: «Дорога к храму»
Выполнила: Карпова Марина Анатольевна
учитель начальных классов
ГБОУ Школы №2088
г. Москва
2016
Тема: «Дорога в храм».
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:
- Познакомить с понятием «православный храм».
- Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
- Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
- Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
- Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.
Методическое обеспечение:
учебник О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшина « Основы религиозных культур и светской этике. Основы православной культуры» 4 класс,
рабочая тетрадь О.Л. Янушкевечене, Т.В. Комарова, Е.Ф. Теплова, Ю.С. Васечко к учебнику О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшина «Основы религиозных культур и светской этике. Основы православной культуры» 4 класс,
толковый словарь С.И. Ожегова.
Виды деятельности: диалог, рассказы учителя, прослушивание колокольного звона, знакомство с изображениями храмов.
Тип урока: урок первичного изучения нового материала.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Желаю нам успешной работы!
Мы часто слышим такое высказывание: «Русь златоглавая». Действительно, ни в какой другой стране нет такого количества храмов, как на Руси. Оказывать помощь в строительстве храмов считалось делом хорошим и благодатным. Наш народ не жалел ни сил, ни денег на это. Храмы – наша история, часть культурного наследия. Об этом мне хочется рассказать вам сегодня.
В наше время мы наряжаемся и идем в театр, кино, просто в гости, а раньше люди доставали из сундуков самую красивую одежду, одевались и шли в храм. Давайте и мы сегодня отправимся туда.
(Прослушивание аудиозаписи
2. Сообщение темы занятия.
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
Так отрадно плакать и молиться,
И так близко Небо там к земле,
Что потом печально возвратиться
В грешный мир, лежащий весь во зле.
Но душа опять будет вновь стремиться
В чудный мир, обратно, к тишине,
В мир святой, где может возродиться
Та любовь, что спит еще во мне.
Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.
Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.
II. Актуализация знаний учащихся
Посмотрим, какие храмы украшают нашу страну. (Слайды 3-8)
Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.
(учащиеся дают определения слову «храм») (Слайд 8)
- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. (Слайд 9)
- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
- В храме много икон.
- Зачем люди посещают храмы?
- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.
III. Изучение нового материала.
Все ваши ответы абсолютно правильные. На уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».
1.Беседа с учащимися.
На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.
Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.
Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
(Ответы учащихся)
- У него есть купол, на котором находится крест.
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.
Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.
Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
- Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?
- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.
Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
(предположения детей)
-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
- три главы (три Лица Святой Троицы);
- пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
- семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
- девять глав (девять чинов Ангельских);
- тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
- Как вы думаете, зачем нужны колокола?
- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
- Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
- Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
- Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
2. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.
Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?
- Мысли о храме, церкви, России…
3. Изучение устройства храма.
Давайте перенесёмся в храм на некоторое время. (Слайд 23)
Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?
(предположения детей)
Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. (Слайд 24)
Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.
Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.
Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. (Слайд 26)
V. Коллективная работа.
- Часто ли вы бываете в храме?
- Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?
Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:
(Учащиеся читают стихотворение по ролям)
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам...
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Учитель:
И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи.
- О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?
- Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?
- Как мы заходим в храм?
- Как мы стоим во время богослужения?
- Как оканчивается божественная литургия?
V. Рефлексия
1. Игра: «Подпиши части» (Слайды 28-31)
2. Игра: «Так или не так» (Слайд 32)
3. Узнай храм (Слайд 33)
VI. Итог занятия.
- Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
VII. Домашнее задание.
Общее:
- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке
- узнать, какие храмы есть в нашем городе
- прочитать стр.117-121 учебника
- ответить на вопросы стр.121
Индивидуальное:
- нарисовать храм вашей мечты
- подобрать и выучить стихотворение о храме
- составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"
Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест. Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....
Технологическая карта урока по модулю "Светская этика" "Род и семья - исток родственных отношений" 4 класс
Разработка технологической карты урока...
Технологическая карта урока по модулю "Светская этика" "Россия - Родина наша" 4 класс
Технологическая разработка урока...
Технологическая карта урока по модулю "Светская этика" "Семейные праздники" 4 класс
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока по модулю "Светская этика" "Дружба" 4 класс
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОМРК тема "Семья"
Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОМРК тема "Семья"...
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс. Тема: "Библия - Священная книга христиан"
Технологическая карта урока и мультимедийная презентация знакомят учеников 4 класса с Библией. Можно использовать материал для проектной деятельности....