Рабочая программа по предмету: «ОРКСЭ (основы православной культуры)».
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по ОРКСЭ (Основы православной культуры) составлена на основе авторской программы «ОРКСЭ (основы православной культуры)» Данилюк А.Я., Емельяновой Т.В., Марченко О.Н., Мацыяка Е.В., Обернихиной Г.А., Савченко К.В. (М.: Просвещение, 2014), которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по предмету: «ОРКСЭ (основы православной культуры)» (базовый уровень). | 75.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ №2
______________ Круглова А.В.
______________ дата
М.П.
Рабочая программа по предмету:
«ОРКСЭ
(основы православной культуры)»
(базовый уровень)
4-а класс
2017 - 2018 учебный год
Составитель: Сидорова Светлана Ивановна,
учитель начальных классов
(высшая квалификационная категория)
г.о. Электросталь
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ОРКСЭ (Основы православной культуры) составлена на основе авторской программы «ОРКСЭ (основы православной культуры)» Данилюк А.Я., Емельяновой Т.В., Марченко О.Н., Мацыяка Е.В., Обернихиной Г.А., Савченко К.В. (М.: Просвещение, 2014), которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Цели и задачи курса, общая характеристика, результаты изучения и ценностные ориентиры содержания учебного курса описаны в самой программе.
Программа адресована обучающимся четвёртых классов общеобразовательных школ.
В соответствии с Федеральным базисным учебным образовательным планом на изучение курса «ОРКСЭ (основы православной культуры)» в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа – 34 учебные недели.
Количество часов в I триместре – 11.
Количество часов во II триместре – 11.
Количество часов в III триместре – 12.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Данная программа выбрана учителем, так как она отвечает миссии и задачам школы, социальному запросу контингента учащихся школы.
Цели и задачи курса
Цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Предмет светский; преподавание планируется вести светским педагогом. Официальным учебником является учебник, созданный протодиаконом Андреем Кураевым.
Цель — духовно-нравственное развитие и воспитание младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции.
Основная педагогическая задача — познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям; сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек.
Задачи:
- Знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;
- Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Основные задачи:
- приобщение младших подростков к традиционным морально-нравственным идеалам, ценностям, моральным нормам;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формирование начальных представлений о российской духовной традиции, включающей знание, понимание и принятие обучающимися общего, особенного и уникального в каждой из традиционных религий и этике, основанное на отечественных культурных традициях;
- формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;
- укрепление ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования;
• смягчение негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.
Организация учебно-воспитательного процесса в рамках предмета и его модулей, а также в соответствующей системе межпредметных связей должна обеспечивать реализацию единых требований к результатам освоения содержания:
• понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений о единстве и особенностях российской национальной духовной традиции как основе исторической, культурной и современной жизни многонационального народа России;
- развитие мотивации к реализации творческого потенциала в учебной, предметно-продуктивной и общественной деятельности на основе традиционных моральных норм, нравственных установок и идеалов;
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление веры в Россию;
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей, убеждённость в необходимости поддержания межэтнического мира и согласия;
- формирование первоначальных представлений и уважительного отношения к традиционным религиям;
- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения для сохранения и укрепления духовного и социально-психологического здоровья человека;
- сформированность первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
«Основы православной культуры» – это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры.
Основной принцип, заложенный в содержания курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур;
- общность социально-политического пространства.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной формой.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;
- развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕЯ УЧЕБНОГО КУРСА
(ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА)
В результате изучения учебного предмета «Основы православной культуры» получат дальнейшее развитие следующие планируемые результаты освоения учебного предмета:
1) Универсальные учебные действия:
а) личностные;
б) регулятивные;
в) коммуникативные;
г) познавательные.
2) ИКТ компетентности;
3) Учебно-исследовательская и проектная деятельности;
4) Смысловое чтение и работа с текстом.
Обучение детей по программе курса: «Основы православной культуры» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их истории и культуре;
— становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
— формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
— развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать и находить компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов, выходы из спорных ситуаций;
— развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
— наличие мотивации к труду, работе на результат;
— формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям, бережному отношению.
Требования к метапредметным результатам:
— овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
— знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
— знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
— понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
— формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
— освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»; знакомство с историей возникновения и распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной традиции буддизма;
— формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
— знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
— осознание места и роли буддийской культуры в истории России;
— формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
— развитие этической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
— формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
Обучающийся получит возможность научиться:
·проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность,
·организовывать своё время с использованием ИКТ.
В ходе изучения предмета обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Будет продолжена работа по формированию и развитию основ смыслового чтения и работы с текстом. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У них будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Школьники усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Ученики овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чём говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, её происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Раздел II. Православие в России.
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
Наименования разделов | Количество часов |
Введение в православную духовную традицию. | 17 ч |
Православие в России. | 17 ч |
Итого: 34 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ
«ОРКСЭ (ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ)»
Номера уро-ков | Наименования разделов и тем | Тип урока | Планируемые результаты | Дата проведения | |||
План | Факт | ||||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||
1 триместр – 12 ч | |||||||
Введение в православную духовную традицию (17 ч) | |||||||
1. | Россия – наша Родина. с.4-6 | Введение | Научиться осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, выполнять действия по алгоритму. Коммуникативные: слушать и понимать речь других, выражать свои мысли. Регулятивные: применять подбор информации, учиться работать по предложенному учителем плану | Формирование умения анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей | ||
2. | Культура и религия. с.7-9 | Урок - познание | Научиться понимать, что человек создаёт культуру, осмыслить, о чём говорит религия | П.: составлять рассказы на основе простейших моделей, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выражать свои мысли. Р.: работать по предложенному учителем плану | Формирование представления о культуре как явлении, включающем самое лучшее, что делает народ | ||
3. | Человек и Бог в православии. с.10-14 | Урок - рассужде-ние | Понять, какие дары Бог дал человеку, осмыслить, что вера в Бога может влиять на поступки людей | П.: составлять рассказы на основе простейших моделей, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, уметь договариваться, вести дискуссию. Р.: определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя | Формирование первоначальных понятий о народе, православной вере | ||
4. | Православная молитва. с.15-20 | Урок - исследо-вание | Научиться правильно читать молитвы | П.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства, уметь слышать, слушать и понимать партнёра. Р.: учиться работать по предложенному учителем плану | Формирование следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья» | ||
5. | Библия и Евангелие. с.21-26 | Урок - познание | Научиться правильно осмыслить, кто такие христиане, что такое Библия, что такое Евангелие | П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Р.: определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя, учиться работать по предложенному учителем плану | Оценивание жизненных ситуаций и поступков людей с точки зрения общечеловеческих норм | ||
6. | Проповедь Христа. с.27-32 | Урок - познание | Научиться правильно понимать, чему учил Христос, что такое Нагорная проповедь, какое сокровище нельзя украсть | П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали, учиться работать по предложенному учителем плану | Оценивание поступков реальных лиц, героев произведений, высказываний известных личностей | ||
7. | Христос и Его крест. с.33-38 | Урок – раз- мышление | Осознать, как Бог стал человеком, понять, почему Христос не уклонился от казни, какова символика креста | П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: участвовать в диалоге, высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека, уметь вести дискуссию. Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали, учиться работать по предложенному учителем плану | Оценивание поступков реальных лиц, героев произведений, высказываний известных личностей | ||
8. | Пасха. с.39-44 | Урок - познание и рассуж-дение | Понять, что воскресение не только день недели, как празднуют Пасху | П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Р.: организовывать своё рабочее место под руководством учителя | Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | ||
9. | Православное учение о человеке. с.45-50 | Урок – лабора-торное занятие | Осмыслить, чем Бог одарил человека, понять, что значит - болит душа, узнать, что такое образ Божий в человеке | П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали, учиться работать по предложенному учителем плану | Осознание ценности человеческой жизни | ||
10. | Совесть и раскаяние. с.51-57 | Урок – размыш-ление | Узнать о подсказках совести, как исправить ошибки. | П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека, учиться строить логическую цепь рассуждений. К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выражать свои мысли. Р.: организовывать своё рабочее место под руководством учителя, учиться способности понимать и проявлять свои чувства посредством слов | Оценивание поступков реальных лиц, героев произведений, высказываний известных личностей | ||
11. | Заповеди. с.58-60 | Урок – рассуж- дение | Определить, какие заповеди даны людям, понять, что общего у убийства и воровства | П.: описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи, анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения. К.: участвовать в диалоге, высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека, учиться умению согласованно выполнять совместную деятельность. Р.: организовывать своё рабочее место под руководством учителя | Понимание значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | ||
12. | Милосердие и сострадание. с.61-66 | Урок – рассуж- дение | Определить, чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как христианин должен относиться к людям | П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями, учиться извлекать необходимую информацию. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе парной работы, сотрудничать в совместном решении проблемы. Р.: уважительно относиться к партнёру, учиться оценивать нравственные нормы | Оценивание поступков реальных лиц, героев произведений, высказываний известных личностей | ||
2 триместр – 11 ч | |||||||
13. | Золотое правило этики. с.67-69 | Урок – рассуж- дение | Научиться применять главное правило человеческих отношений, понять, что такое неосуждение | П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, учиться умению и готовности вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Р.: высказывать своё предположение | Осознание ценности человеческой жизни | ||
14. | Храм. с.70-75 | Урок - экскурсия | Понять, что люди делают в храмах, выяснить, как устроен православный храм | П.: описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: участвовать в диалоге, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя. Р.: высказывать своё предположение, учиться работать по предложенному учителем плану | Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | ||
15. | Икона. с.76-81 | Урок - ознаком-ление | Узнать, почему икона так необычна, понять, зачем изображают невидимое | П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), учиться выражать свои мысли. Р.: учиться определять общую цель и пути её достижения, работать по предложенному учителем плану | Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | ||
16. | Творческие работы учащихся. с.82 | Урок – обобще-ние | Научиться грамотно презентовать свой творческий проект, владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы | П.: формулировать решение задачи с помощью рисунков, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: строить диалог со взрослыми и сверстниками, учиться умению слышать, слушать и понимать партнёра,оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Р.: давать эмоциональную оценку деятельности класса | Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям | ||
17. | Подведение итогов праздничного проекта. с.83 | Урок – обобще-ние | Научиться взаимодейство-вать со сверстниками в процессе творческой деятельности | П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей. К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, учиться умению слышать, слушать и понимать партнёра. Р.: высказывать своё предположение | Оценивание собственного поведения и поведения окружающих | ||
Православие в России (17 ч) | |||||||
18. | Как христианство пришло на Русь. с.84-89 | Урок - познание | Правильно понять, что такое Церковь, что такое крещение | П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: учиться умению договориться о распределении ролей в совместной деятельности, уметь слышать, слушать и понимать партнёра. Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов, учиться работать по предложенному учителем плану | Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | ||
19. | Подвиг. с.90-92 | Урок – рассуж-дение | Правильно понять, что такое подвиг | П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, выражать свои мысли. Р.: различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью | Оценивание поступков реальных лиц, героев произведений, высказываний известных личностей | ||
20. | Заповеди блаженств. с.93-98 | Урок -рассуж-дение | Правильно понять, когда христиане бывают счастливы, как плач может обернуться радостью, когда сердце бывает чистым | П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, уметь и быть готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи | Осознание ценности человеческой жизни | ||
21. | Зачем творить добро? с.99-102 | Урок – рассуж-дение | Правильно понять, чему радуются святые | П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя, извлекать необходимую информацию. К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства, уметь и быть готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Р.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями, понимать значение добра и зла | Оценивание поступков реальных лиц, героев произведений, высказываний известных личностей | ||
22. | Чудо в жизни христианина. с.103-105 | Урок – рассуж-дение | Правильно понять, что такое Святая Троица, христианские добродетели | П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. К.: быть готовым слушать собеседника, уметь выражать свои мысли. Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи, учиться работать по предложенному учителем плану | Осознание ценности человеческой жизни | ||
23. | Православие о Божием суде. с.106-111 | Урок – рассуж-дение | Научиться правильно видеть в людях Христа, понять, почему христиане верят в бессмертие | П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: участвовать в диалоге, высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека, уметь и быть готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов, учиться работать по предложенному учителем плану | Оценивание собственного поведения и поведения окружающих | ||
3 триместр – 12 ч | |||||||
24. | Таинство причастия. с.112-118 | Урок – рассуж-дение | Правильно понять, как Христос передал Себя ученикам, что такое причастие | П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Р.: учиться толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций | Осознание ценности человеческой жизни | ||
25. | Монастырь. с.119-124 | Урок - ознаком-ление | Правильно понять, почему люди идут в монахи | П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, уметь слышать, слушать и понимать партнёра. Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов, учиться работать по предложенному учителем плану | Оценивание поступков реальных лиц, героев произведений, высказываний известных личностей | ||
26. | Отношение христианина к природе. с.125-128 | Урок – рассуж-дение | Правильно понять, что делает человека выше природы, какую ответственность несёт человек за сохранение природы | П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства, выражать свои мысли. Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи | Оценивание собственного поведения и поведения окружающих | ||
27. | Христианская семья. с.129-132 | Урок – размыш-ление | Правильно понять, что такое венчание, что означает обручальное кольцо | П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, уметь и быть готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов | Оценивание поступков реальных лиц, героев произведений, высказываний известных личностей | ||
28. | Защита Отечества. с.133-138 | Урок - познание | Правильно понять, когда война бывает справедливой | П.: описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи. К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства, выражать свои мысли. Р.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями, учиться работать по предложенному учителем плану | Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | ||
29. | Христианин в труде. с.139-141 | Урок – рассуж-дение | Правильно понять, какой труд напрасен | П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. К.: уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, уметь и быть готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи | Оценивание собственного поведения и поведения окружающих | ||
30. | Любовь и уважение к Отечеству. с.142-144 | Урок - познание | Научиться объяснять выражение «жизнь положить за други своя», какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины | П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах, производить поиск и отбор необходимой информации. К.: участвовать в диалоге, высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека, выражать свои мысли. Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов | Оценивание поступков реальных лиц, героев произведений, высказываний известных личностей | ||
31. | Святыня православия, ислама, буддизма, иудаизма. | Комбини-рованный | Понимать, что главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, труд, культура | П.: производить поиск необходимой информации для выполнения заданий. К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства, сотрудничать в совместном решении задачи. Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов | Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | ||
32. | Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики. | Комбини-рованный | Понимать, что главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, труд, культура | П.: производить поиск необходимой информации для выполнения заданий. К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства, участвовать в диспутах и уметь слушать собеседника. Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов | Оценивание поступков реальных лиц, героев произведений, высказываний известных личностей | ||
33. | Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи. | Комбини-рованный | Понимать, что главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, труд, культура | П.: производить поиск необходимой информации для выполнения заданий. К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства, участвовать в диспутах и уметь слушать собеседника. Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов | Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | ||
34. | Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике. | Комбини-рованный | Понимать, что главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, труд, культура | П.: производить поиск необходимой информации для выполнения заданий. К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства, участвовать в диспутах и умение слушать собеседника. Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов | Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | ||
Итого: 34 часа |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
Данилюк А.Я., Емельянова Т.В., Марченко О.Н., Мацыяка Е.В., Обернихина Г.А., Савченко К.В. Основы религиозных культур и светской этики. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2014.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2013.
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Учебник для общеобразовательных организаций. 4 класс. – М.: Просвещение, 2016.
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Учебное пособие для учащихся. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2010.
Обернихина Г.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.
Обернихина Г.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Просвещение, 2016.
Дроздецкая С.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры», 4 класс.
Также для реализации программного содержания используется учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
от 30.08.2017 г. №1
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
__________ Романютина Т.В.
31.08.2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (2 вид) по Основам православной культуры (факультатив)
Предмет "Основы православной культуры" – это пропедевтический курс, который знакомит ребят с нравственными и духовными основами православия. Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента рус...
Рабочая программа по учебному курсу "Основы православной культуры"
Программа включает нормативно-правовой аспект, модули, пояснительную записку, цели, задачи курса, принципы обучения, ожидаемый результат, место курса в учебном плане, используемые методы, технологии, ...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы православной культуры»
Программа предназначена для ознакомления младших школьников с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и люд...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")
Рабочая программа по ОРКСЭ ( модуль"Основы православной культуры") для 4 класса на 2012-13 уч.год...
рабочая программа по курсу ОРКСЭ Основы православной культуры
Программа поможет быстро разработать уроки по курсу Основы Духовно-нравственной культуры народов России...
Рабочая программа к курсу ОРКСЭ (Основы мировых религиозных культур)
Рабочая программа разработана для 4 класса...