Урок-исследование в начальной школе
методическая разработка по окружающему миру

Шарапова Марина Леонидовна

На всех этапах урока ученики всегда вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-исследование в начальной школе

Новая типология предполагает и определенные виды  уроков. Так, например,  на уроке «открытия» новых знаний обучающиеся должны выступать в роли исследователя, первооткрывателя новых знаний, умений, способов действия. Поэтому здесь уместно использовать урок-исследование.

Главная цель урока - исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования, как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Отличительной чертой урока-исследования является целостность, т.е. связность всех этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока. Результат – интеллектуальный, устанавливающий истину. Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование УУД.

На уроке формируются исследовательские умения:

  • умение видеть проблему;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • умения и навыки наблюдения;
  • проведения эксперимента;
  • умение делать выводы и умозаключения;
  • структурировать материал;
  • навыки работы с текстом;
  • умение доказывать и защищать свои идеи.

Основные характеристики учебного исследования:

1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;

2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;

3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);

 4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;

5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

Основными этапами урока-исследования являются:

1.Мотивация.

2. Создание проблемной ситуации (обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза).

3. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы).

4.Обмен информацией (изложение результатов исследования).

5.Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов).

6.Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения).

7.Подведение итогов: рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы).

8.Применение новых знаний (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия).

Учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы проблема возникла сама собой, и у учащихся появился стимул ее разрешить.

Формулирование проблемы означает плавный переход ко второму этапу - этапу исследования. Лучше всего проводить этот этап в группах с разным исходным материалом, на основе которого учащиеся осуществляют поиск решения проблемы.

Наличие нескольких групп, использование разного материала для решения проблемы делает целесообразным следующий этап - этап обмена информацией, когда каждая группа делится своими находками по проблеме, высказывает свое мнение о проблеме.

Соотнесение своего и чужого вывода наводит на следующий этап - связывание и организация информации. На этом этапе происходит группировка, анализ, синтез, дети должны найти общий принцип, закономерность, общую идею, сделать свое маленькое открытие сами.

Дальнейшие этапы исследования помогают детям глубже понять обобщение, к которому пришли в результате исследования и возможность перенести это обобщение на другие науки, найти те же закономерности, принципы действия.

Все этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими.  Учебный материал на протяжении всего урока работает на организацию несложного поиска и исследования, соответствует  жизненному опыту учеников младших классов.

Данный методический прием я часто использую на уроках освоения новых знаний. Исследования могут проводиться и индивидуально, и в парах, и в группах. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Технология позволяет решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.

На всех этапах урока ученики всегда вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.  

Учебная информация всегда привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысятся возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Проведенная мною работа показывает, что уроки – исследования способствуют развитию личности, а значит, направлена на реализацию цели начального общего образования и отвечает современным требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение урока – исследования в начальной школе

Выступление на районном МОучителей начальных классов. «Организация и проведение урока – исследования в начальной школе»Вашему вниманию  представлен алгоритм организации учебно-познавательно...

Урок-исследование в начальной школе

В статье рассматривается структура урока-исследования в начальной школе...

Урок-исследование по русскому языку "Занимательная грамматика"2 класс .УМК "Перспективная начальная школа"

Урок-исследование по русскому языку "Занимательная грамматика" УМК "ПНШ"...

Мастер-класс: «Алгоритм построения урока-исследования в начальной школе»

Мастер-класс на тему:«Алгоритм построения урока-исследования в начальной школе»...

Урок -исследование в начальной школе

Методические рекомендации в помощь учителю "Как построить урок -исследование в начальной школе"....

Урок-исследование на тему Килограмм и центнер УМК Перспективная начальная школа 2 класс.

Урок-исследование на тему "Килограмм и центнер" УМК Перспективная начальная школа 2 класс.Цель деятельности: создать условия для знакомства с новой единицей измерения массы - центнером; сове...

Методическая разработка "Уроки -исследования в начальной школе"

Материал содержит  методические рекомендации по разработке уроков-исследования индуктивного и дедуктивного типа в начальной школе....