Урок-исследование в начальной школе
методическая разработка по окружающему миру
На всех этапах урока ученики всегда вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-исследование в начальной школе | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование в начальной школе
Новая типология предполагает и определенные виды уроков. Так, например, на уроке «открытия» новых знаний обучающиеся должны выступать в роли исследователя, первооткрывателя новых знаний, умений, способов действия. Поэтому здесь уместно использовать урок-исследование.
Главная цель урока - исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования, как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Отличительной чертой урока-исследования является целостность, т.е. связность всех этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока. Результат – интеллектуальный, устанавливающий истину. Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование УУД.
На уроке формируются исследовательские умения:
- умение видеть проблему;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- умения и навыки наблюдения;
- проведения эксперимента;
- умение делать выводы и умозаключения;
- структурировать материал;
- навыки работы с текстом;
- умение доказывать и защищать свои идеи.
Основные характеристики учебного исследования:
1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;
2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;
3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);
4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;
5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Основными этапами урока-исследования являются:
1.Мотивация.
2. Создание проблемной ситуации (обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза).
3. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы).
4.Обмен информацией (изложение результатов исследования).
5.Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов).
6.Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения).
7.Подведение итогов: рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы).
8.Применение новых знаний (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия).
Учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы проблема возникла сама собой, и у учащихся появился стимул ее разрешить.
Формулирование проблемы означает плавный переход ко второму этапу - этапу исследования. Лучше всего проводить этот этап в группах с разным исходным материалом, на основе которого учащиеся осуществляют поиск решения проблемы.
Наличие нескольких групп, использование разного материала для решения проблемы делает целесообразным следующий этап - этап обмена информацией, когда каждая группа делится своими находками по проблеме, высказывает свое мнение о проблеме.
Соотнесение своего и чужого вывода наводит на следующий этап - связывание и организация информации. На этом этапе происходит группировка, анализ, синтез, дети должны найти общий принцип, закономерность, общую идею, сделать свое маленькое открытие сами.
Дальнейшие этапы исследования помогают детям глубже понять обобщение, к которому пришли в результате исследования и возможность перенести это обобщение на другие науки, найти те же закономерности, принципы действия.
Все этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работает на организацию несложного поиска и исследования, соответствует жизненному опыту учеников младших классов.
Данный методический прием я часто использую на уроках освоения новых знаний. Исследования могут проводиться и индивидуально, и в парах, и в группах. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Технология позволяет решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.
На всех этапах урока ученики всегда вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Учебная информация всегда привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысятся возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Проведенная мною работа показывает, что уроки – исследования способствуют развитию личности, а значит, направлена на реализацию цели начального общего образования и отвечает современным требованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и проведение урока – исследования в начальной школе
Выступление на районном МОучителей начальных классов. «Организация и проведение урока – исследования в начальной школе»Вашему вниманию представлен алгоритм организации учебно-познавательно...
Урок-исследование в начальной школе
В статье рассматривается структура урока-исследования в начальной школе...
Урок-исследование по русскому языку "Занимательная грамматика"2 класс .УМК "Перспективная начальная школа"
Урок-исследование по русскому языку "Занимательная грамматика" УМК "ПНШ"...
Мастер-класс: «Алгоритм построения урока-исследования в начальной школе»
Мастер-класс на тему:«Алгоритм построения урока-исследования в начальной школе»...
Урок -исследование в начальной школе
Методические рекомендации в помощь учителю "Как построить урок -исследование в начальной школе"....
Урок-исследование на тему Килограмм и центнер УМК Перспективная начальная школа 2 класс.
Урок-исследование на тему "Килограмм и центнер" УМК Перспективная начальная школа 2 класс.Цель деятельности: создать условия для знакомства с новой единицей измерения массы - центнером; сове...
Методическая разработка "Уроки -исследования в начальной школе"
Материал содержит методические рекомендации по разработке уроков-исследования индуктивного и дедуктивного типа в начальной школе....