Урок-исследование в начальной школе
статья по теме
В статье рассматривается структура урока-исследования в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_agafonova_g._n.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий.
Учебное исследование рассматривается как образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности [2].
Основные характеристики учебного исследования:
1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;
2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;
3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);
4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;
5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной [1].
В основе организации урока можно выделить шесть основных этапов методики исследования, которые следуют друг за другом, и один дополнительный:
I. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)
II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)
III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)
IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)
V.Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)
VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы)
VII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия) [3].
Отличительной чертой урока - исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока. Рассмотрим основные шаги при конструировании урока – исследования:
Этап | Содержание деятельности | Что нужно знать учителю |
1 | Сформулировать обобщение урока | Осознать, какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы |
2 | Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение | Определить объём, характер, форму предъявления информации на основании значимых критериев |
3 | Определить тип учебного исследования | Учесть специфику обобщения, особенности материала, задачи, которые ставит учитель |
4 | Сконструировать проблемную ситуацию для учеников | Обеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного (планируемого обобщения) |
5 | Продумать состав групп, распределение материала для изучения по группам, форму представления работы | Учесть принципы и правила организации работы в малых группах |
Цельность урока, его подчинённость одной идее обеспечивается двумя компонентами – мотивацией и обобщением. Если обобщение – это содержательно-смысловой стержень урока («ради чего»), то мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса, - это динамический стержень урока («из-за чего») проводится урок [3].
Возникновение сомнения, неуверенности, вопроса или проблемы, на разрешение которых должна быть направлена вся дальнейшая активность учащихся на уроке, является целью этапа мотивации.
Способы создания мотивации на уроке представляют собой различные варианты конструирования проблемных ситуаций, обуславливающих необходимость проведения исследования.
В ряду эффективных форм активизации исследовательской, поисковой активности школьников особое место занимает экскурсия, т. к. она может служить стартовой площадкой для детских исследований, дать мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть много интересных проблем для собственных изысканий, продуцировать большое количество самых разных гипотез. Однако, следует помнить о том, что экскурсия – это не просто прогулка по определённому маршруту, а серьёзная работа, требующая большой предварительной подготовки педагога и учеников.
Таким образом, организация исследовательской деятельности создаёт благоприятные условия для развития универсальных учебных действий у младших школьников.
Библиографический список
1. Леонтович, А. В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. – 2008. – №4. – С. 24-36.
2. Новейший педагогический словарь /ред.Е. С. Рапоцевич – М.: Современная школа, 2010. – 228с.
3. Шумакова, Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников// Москва, Просвещение, 2011 – 158 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и проведение урока – исследования в начальной школе
Выступление на районном МОучителей начальных классов. «Организация и проведение урока – исследования в начальной школе»Вашему вниманию представлен алгоритм организации учебно-познавательно...
Урок-исследование по русскому языку "Занимательная грамматика"2 класс .УМК "Перспективная начальная школа"
Урок-исследование по русскому языку "Занимательная грамматика" УМК "ПНШ"...
Мастер-класс: «Алгоритм построения урока-исследования в начальной школе»
Мастер-класс на тему:«Алгоритм построения урока-исследования в начальной школе»...
Урок -исследование в начальной школе
Методические рекомендации в помощь учителю "Как построить урок -исследование в начальной школе"....
Урок-исследование на тему Килограмм и центнер УМК Перспективная начальная школа 2 класс.
Урок-исследование на тему "Килограмм и центнер" УМК Перспективная начальная школа 2 класс.Цель деятельности: создать условия для знакомства с новой единицей измерения массы - центнером; сове...
Методическая разработка "Уроки -исследования в начальной школе"
Материал содержит методические рекомендации по разработке уроков-исследования индуктивного и дедуктивного типа в начальной школе....
Технологическая карта урока- исследования на тему: "Что мы знаем о воде?"(Окружающий мир. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"
Данный урок является инновационным, интересным, познавательным. Использованы научные данные о богатстве водных ресурсов РСО-Алании, озера Байкал.На уроке были созданы условия для самостоятельной иссле...