Методическая разработка "Уроки -исследования в начальной школе"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Ярушина Татьяна Ивановна

Материал содержит  методические рекомендации по разработке уроков-исследования индуктивного и дедуктивного типа в начальной школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Мотивационный этап.

Приветствует учащихся.

Предлагает учащимся познакомиться  с текстом записки мальчика своему приятелю.

Этап исследования в малых группах.

 Напоминает правила работы в группах.

Организует работу в малых группах.

Этап   обмена информацией.

Организует выслушивание выступающих от каждой группы.

 Этап организации информации.

Организует формулирование правил переноса каждой группой, оформление плаката по правилам переноса слов в русском языке.

Этап связывания информации, формулировки вывода.

Предлагает учащимся сделать вывод по полученному плакату о правилах переноса слов в русском языке.

Этап применения новых знаний.

Организует работу по сравнению правила в учебнике русского языка с правилами, оформленными учащимися на плакате.

Организует работу учащихся по применению новых знаний.

Организует проверку выполнения задания по слайду.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Предлагает еще раз повторить правила переноса.

Предлагает оценить понимание учебного материала в соответствии с поставленной задачей урока при помощи сигнальных карточек.

Озвучивает домашнее задание. Предлагает прочесть задание упражнения и подготовить вопросы, если они возникли.

Читают текст, предложенный чителем

Начинают выполнять задание.

Изучают предоставленный учителем текст.

Отмечают правило переноса слов.

фиксируют выделенный способ переноса слов на  листке: разрезают слова согласно возможному переносу и наклеивают их на лист бумаги, иллюстрируя перенос слов.

Выступают с дополнениями и поправками к обсуждаемому

способу переноса.

Работают с правилом, которое надо собрать с помощью разрезанных слов.

 

Отвечают на вопросы учителя.

Прочитывают правило в учебнике и соотносят его с правилами на плакате.

Исправляют ошибки мальчика Вовы на листочке, который прочитывали в начале урока.

Сравнивают свою работу с эталоном на доске.

Озвучивают правила переноса.

Прочитывают задание.

Анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи.

Формулировать предположения.

Использовать в работе инструкцию.

Понимать смысл информации.

Анализировать слова и соотносить их к определенному правилу переноса.

Выдвигать предположения и грамотно его формулировать.

Формулировать  

решение поставленной задачи.

Уметь анализировать и понимать представленную

информацию.

Уметь соединять слова в единое грамотное предложение.

Понимать представленную информацию.

 

Анализировать и соединять полученную информацию в единое правило.

Уметь сравнивать, анализировать информацию с разных источников, находить несоответствие.

Делать вывод по учебной задаче.

Уметь прочитывать и анализировать

информацию в тексте.

В ходе выполнения уметь применить полученные теоретические знания на практике.

Понимать смысл информации по теме урока.

Систематизировать полученные предметные знания.

Анализировать информацию и понимать смысл прочитанного.

Формулировать ответ в случае непонимания.

 

Приветствуют учителя.

Вступают в диалог с учителем и учащимися.

Выслушивать выступающих.

Вспоминают

правила работы

в группах.

Рассаживаются по группам.

Взаимодействуют с учителем и учащимися в малых группах.

Группа

находит свой вариант решения проблемы

Готовят выступающего.

 

Слушают выступающих.

Грамотно строить высказывание.

Взаимодействуют с учителем и учащимися.

Работают в группах.

Принимают решение в ходе диалога.

Высказывают и обосновывают мнение и принимают мнение других. Готовят выступающего.

Взаимодействуют с учителем и собеседниками.

Взаимодействуют с учителем.

Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками в ходе выполнения задания.

Взаимодействуют с учителем.

Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.

Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.

Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.

Воспринимать

вслух ответы собеседника.

Грамотно строить монологическое высказывание.

Слушать и выслушивать. Адекватно строить свое высказывание.

Вступать в диалог с учителем и учащимися.

Выступающий: грамотно строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей.

Адекватно строить свое высказывание.

Выделять общую точку зрения в беседе.

Использовать наглядный материал. Уметь формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия.

Выступающий: грамотно строить высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Принимать замечания собеседников и учителя.

Грамотно и понятно стоить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Уметь грамотно строить монологическое высказывание.

Воспринимать и понимать информацию на слух.

Слушать выступающего. Адекватно строить свое высказывание по поводу согласия или несогласия с мнением других.

Понимать учителя и собеседника.

Грамотно строить речевое высказывание.

Понимать и воспринимать на слух задания учителя.

Выступающий: грамотно и понятно строить речевое    высказывание по плану работы над домашним задание.

Проверяют свою готовность  к уроку.

Контролировать правильность ответов учащихся.

Взаимоконтроль, самоконтроль. осуществляемых действий.

Воспринимать на слух ответ учащихся.

Взаимоконтроль представленного способа переноса.

Осуществляют взаимо- и самоконтроль действий.

Осуществляют взаимоконтроль.

Осуществляют взаимоконтроль ответов.

Взаимоконтроль и самоконтроль в ходе работы.

Осуществляют самоконтроль выполнения задания.

Осуществляют самоконтроль и самооценку

выполнения задания.

Самоконтроль своей работы.

Самоконтроль понимания учебного материала урока.

Осуществление самоконтроля понимания задания.

Внутренне организовать себя на работу.

Удерживать учебную задачу.

Прогнозировать предстоящую работу и ставить цель.

Формулировать проблему урока.

Удерживать учебную задачу.

Планировать последовательность действий.

Обнаруживать отклонения в работе от предложенного плана-инструкции.

Контролировать ответ србеседника.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Уметь слушать в соответствии с учебной задачей. Принимать и сохранять учебную задачу; Уметь дополнять и уточнять высказывания по учебной задаче.

Удерживать внутренне учебную задачу и планировать свой ответ.

Находить различия с предложенным эталоном.

Удерживать учебную задачу.

Осуществлять внутренний самоконтроль осуществляемых действий в ходе работы над заданием.

Адекватно оценить свою работу по выполнению задания.

Внутренне контролировать и удерживать учебную задачу.

Адекватно оценить понимание учебного материала урока.

Удерживать учебную задачу.

Внутренне планировать предстоящую работу над домашним упражнением.



Предварительный просмотр:

Приложение  2

  

Технологическая карта урока литературного чтения

Автор

 Учитель начальных классов МОУ «СОШ №9»

г.Печоры  Ярушина Т.И.

Класс

3 класс

Автор УМК

Авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий ( Школа России).

Тема урока

Раздел «Самое великое чудо на свете».

Тема «Рукописные книги Древней Руси».

Тип урока

Урок открытия нового знания.

 Цель урока

 Создание условий для формирования умения читать, понимать, интерпретировать    текст.

Ход урока

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Осуществляемые

действия.

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые способы деят-ти

Осуществляемые

действия

Формируемые способы деят-ти

Осуществляемые

действия

Формируемые способы деят-ти

  Предтексто-вая   работа.

Цели    формировать умения:

-определять учебные задачи урока  с помощью учителя и самостоятельно;

-прогнозировать содержание произведения по его названию;

-осмысление и соотнесение уже имеющихся знаний с новыми суждениями.

1.Организует работу над составом слова РУКОПИСНЫЕ и его лексическим значением;                     Знакомит с   названием текста, предлагает спрогнозировать его содержания.

2. Предлагает ознакомиться с высказыванием «Рукописная книга –это книга в которой рисунки и текст нарисованы и написаны  от руки».

3.Использует стратегию «Ориентиры предвосхищения»

Предлагает учащимся ознакомиться с некоторыми суждениями на листочках и напротив каждого оставить «+» -согласен, «?» не уверен, что это так.

4.Организует фронтальную проверку того, как учащиеся выполнили задание с помощью слайда или вынесенных заранее на доску суждений.

Определяют состав слова.

Выдвигают предположения о том, что может быть «рукописным».

Слушают   учителя.

Отвечают на его вопросы.  

Прочитывают новое высказывание

Прочитывают предложенные суждения.

Возможные

суждения:

-Рукописная книга-произведение искусства;

-Каждая глава и отдельная страница рукописной книги начиналась и заканчивалась заставками и концовками;

-Рукописная книга была большой и тяжелой;

-Для письма использовали пергамент;

-Орудиями письма были перьевые ручки;

-Рукописные книги были доступны всем ;

-Рукописные книги писались монахами;

-Летописи-это рассказы о важных событиях Древней Руси;

-Самая известная летопись Древней Руси- «Повесть временных лет», была написана монахом Нектарием;

-Первая печатная книга на Руси появилась в 1654 году.

Вступают в диалог с учителем. Озвучивают свои предположения.

Использовать имеющиеся знания по русскому языку.

Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Прогнозировать

содержание произведения по его названию.

Формулируют свою точку зрения согласия или несогласия с новым предположением.

Актуализируют имеющиеся знания и определяют знания, которыми не обладают.

Осознавать уровень своих знаний.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время фронтального диалога.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время фронтального диалога.

Слушать одноклассника, строить свои высказывания.

Строят грамотное высказывание.

Слушать одноклассника, строить свои высказывания.

Грамотно выстраивать монологическое высказывание.

Контролируют ответы учащихся, дополняют их своими довыдами.

Самоконтроль при выполнении задания.

Определять и понимать учебную цель урока.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Планировать работу в соответствии с обозначенной целю урока.

Слушать и   оценивать ответы одноклассников.

Осуществлять внутреннее планирование дальнейшей работы на уроке в соответствии с новой учебной задачей урока.

Работа над текстом.

Цель:

-формирование умений понимать и интерпретиро-вать текст.

Работа после прочтения текста.

Цель: формировать умение оценить и обобщить полученную информацию, соотнести со своим жизненным опытом; дополнять полученную информацию новыми сведениями.

1.После прочтения каждого абзаца в третьей колонке рабочего листа с суждениями отметить «-» суждения, с которыми вы теперь не согласны. Исправить  их в своих листочках.

2.Организует обсуждение тех исправлений, которые учащиеся

Сделали после прочтения текста в своих рабочих листах.

3.Использует стратегию   «Перевод сплошного текста в графическую схему». Предлагает на основе правильных суждений на рабочих листах

составить  кластер, заполнив вначале только лучи, а центральную часть обозначить в конце работы.

Организует работу в группах.

Акцентирует внимание на правилах работы в группе.

4.Организует выслушивание выступающего от каждой группы.  

5.Организует формулирование вывода учащимися по работе с кластером.

При необходимости, задает вопросы, направляющие учащихся на правильный вывод по оформлению кластера.

 Организует оценку работ групп.

1.Организует работу с иллюстрацией учебника

  на с.5.

2.Предлагает ответить на вопросы:

- Что на иллюстрации  изображено, о чем не сказано в нашем тексте?

-Как вы думаете, что было вначале: рукописная книга или создание алфавита на Руси?

-Кто составил первую азбуку для славян?

-Какими новыми сведениями можно дополнить наш текст?

3.Предлагает домашнее задание: 1.Подготовить краткие сведения, дополняющие прочитанный текст.

2.Краткий пересказ текста.

3. По выбору: подготовить сообщение или презентацию о св.Кирилле и Мефодии.

Прочитывают предложенный текст в учебнике.

Вступают в диалог с учителем. Озвучивают свои предположения.

Рассаживаются по группам.

Вспоминают правила работы в группе.

Учащиеся заполняют «лучи», а центральную часть кластера заполняют  в конце.

 (Возможные ЛУЧИ кластера

1.заставки и концовки на каждой странице и вначале главы;

2.переплет из кожи  и ткани, роскошно украшен;

3.писали от руки птичьими перьями;

4.не выносились из библиотек, были дорогие;

5.писались монахами несколько  лет;

6.летопись монаха Нестора «Повесть временных лет»;

…и, следовательно, рукописная книга является произведением искусства (записать в центре кластера).

Выступающие представляют свои ответы.

Вступают в фронтальный диалог с учителем и учащимися.

 Участвуют в беседе

по содержанию иллюстрации.

Грамотное и правильное чтение про себя. Выделять существенную информацию из текста.

Выделают главное в каждой части.

Улавливать идею произведения.

Находить главную мысль текста.

Аргументировать свою точку зрения.

Осуществлять поиск необходимой информации в тексте  и рабочем листе для выполнения   задания, проводить анализ текста; доказывать своё мнение; строить осознанно и произвольно речевое высказывание в устной и письменной форме.

Понимать главную мысль текста и его идею. Обосновывать свое понимание словами из текста.

Выступающий ученик грамотно строит устное высказывание, доказывает свое мнение на основе прочитанного текста и информации, отобранной в тексте.

Определять главную мысль, идею текста, его основные части.

Выделять существенную информацию.

Выделяют существенную информацию по иллюстрации.

Выдвигают предположения и обосновывают их, опираясь на имеющиеся знания.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время фронтального диалога.

В группах

  по четыре человека обсуждают все задание по работе с текстом, вырабатывают общее решение.

Готовят выступающего от группы.

Взаимодействуют с учителем и учащимися во время обсуждения.

Взаимодействуют с учителем и друг с другом.

Взаимодействуют с учителем.

Строить монологическое высказывание, понятное для окружающих. Выслушивать ответы окружающих. Адекватно выражать свое несогласие с другим мнением и аргументировать свою точку зрения, приводя доказательства из прочитанного текста.

Выделить лидера; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

в том числе

в ситуации столкновения интересов;

в коммуникации строить понятные для партнера высказывания;

понимать

на слух ответы учащихся.

Адекватно и грамотно строить высказывание.

Строить понятное и грамотное монологическое высказывание.

Самоконтроль

  выполнения задания.

Осуществлять  взаимоконтроль и самоконтроль.

 

Взаимооценка выбранного варианта.

Самооценка своей учебной деятельности на уроке

Принимать

и сохранять учебную цель

и задачу; обнаруживать отклонения и отличия от своего первоначального варианта ответа.

Принимать

и сохранять учебную цель и задачу; осуществлять взаимоконтроль, взаимооценку, оценку работы всей группы.

Выступающий ученик:

принимать

и сохранять учебную   цель; планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Слушающие учащиеся:

адекватно оценивать результаты деятельности одноклассников

Осуществляют самооценку и взаимооценку деятельности группы.

Удерживать внутренне учебную задачу урока и планировать самостоятельный поиск информации в соответствии с поставленным домашним заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организаци игр - исследований в начальной школе

Материал содержит информацию о том как правильно организовывать и проводить игры - исследования....

Организация и проведение урока – исследования в начальной школе

Выступление на районном МОучителей начальных классов. «Организация и проведение урока – исследования в начальной школе»Вашему вниманию  представлен алгоритм организации учебно-познавательно...

Учебные исследования в начальной школе

В этой статье в краткой форме представлен первый педагогический опыт написания учебных исследовательских работ в 3 классе начальной школы. Опыт интересен тем, что учебные исследования проведены не одн...

Статья"Исследование текста на уроках русского языка как одно из видов исследования в начальной школе"

В данной статье предлагается примерное исследование текстов на уроках русского языка в 4 классе  по теме  «Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны(1941-1945)»...

Урок-исследование в начальной школе

В статье рассматривается структура урока-исследования в начальной школе...

Мастер-класс: «Алгоритм построения урока-исследования в начальной школе»

Мастер-класс на тему:«Алгоритм построения урока-исследования в начальной школе»...