Мастер-класс: «Алгоритм построения урока-исследования в начальной школе»
консультация на тему
Мастер-класс на тему:
«Алгоритм построения урока-исследования в начальной школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм построения урока-исследования в начальной школе | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
«Алгоритм построения урока-исследования в начальной школе»
Андреевой Марины Юрьевны,
учителя начальных классов МБОУ школы №19 имени 212 полка
г.о. Кинешма, Ивановской области.
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа– один из важнейших путей в решении данной задачи.
В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.
Задачи исследовательского обучения:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира
Для решения поставленной ФГОС задачи развития УУД одним из эффективных способов является применение проблемно-исследовательского метода на уроках.
Планируя проведение уроков-исследований в своей практике, я использую следующие этапы.
-Мотивация (создание проблемной ситуации ).
-Исследование (поиск решения проблемы).
-Обмен информацией (изложение результатов исследования).
-Организация информации(сортировка и классификация полученных фактов).
-Связывание информации (открытие и формулирование новых знаний).
- Рефлексия (оценивание и обсуждение дальнейших перспектив).
-Применение (использование приобретённого знания в новых условиях).
Рассмотрим основные шаги при конструировании урока-исследования:
-важно осознать, какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы в ходе урока.
-необходимо определить характер, объём, сложность и форму представления материала.
-учесть специфику поставленных задач, обобщения, особенности материала
-обеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного.
-учесть правила организации работы в малых группах.
Самым первым и важным этапом урока –исследования является этап мотивации, сущность которого заключается в создании проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение у детей вопросов и гипотез в отношении неизвестного, которое и должно быть раскрыто в результате дальнейшего активного поиска, предпринятого детьми.
Рассмотрим несколько способов создания мотивации:
-приём загадки ( на доске круг со знаком ? и два списка слов или выражений: в одном списке слова обозначены «да», в другом «нет», также в этом приеме можно использовать- реальные объекты, рисунки, схемы, модели, демонстрация опытов, ряд слов, чьи-то высказывания, отрывки из музыкального произведения…(используется для дедуктивного исследования)
-прием «выполнимое/невыполнимое действие», на отдельных карточках названия различных литературных произведений, например «И.А.Крылов Басни» Детям предлагается отобрать из предложенного списка произведений басни. Названия произведений похожи на названия уже известных им басен, при этом учитель провоцирует детей на быстрый ответ. Выполняя задание, дети очень быстро начинают спорить друг с другом и запутываются. Учитель подчеркивает возникшие трудности и вместе с учащимися формулирует проблему, которая заключается в том, что дети не знают всех произведений, а по их названиям невозможно определить, являются они баснями или нет.
-прием «ключевые слова»,здесь задача учителя научить детей пользоваться ключевыми словами. При использовании приема ключей учитель спрашивает детей о том, что они ещё не знают и хотят узнать, обращает внимание на доску, где расположены ключи- подсказки, которые им в этом помогут.
-погружение в проблему ( Учитель предлагает детям представить себе, что они пришли в библиотеку, что бы взять книгу для урока , но название книги забыли! При этом содержание её помнят. У детей возникает вопрос «как это сделать?» Здесь от детей требуется учитывать разные мнения и интересы.
- Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)
Я провожу этот этап в малых группах, используя для каждой группы разный материал для изучения, на его основании учащиеся осуществляют свой поиск. Таким образом, каждая группа находит свой вариант решения проблемы. Возникает необходимость следующего этапа.
Например:
- каждая группа получает описание случая из жизни, подборку басен, рабочий лист и карандаши.
РАБОЧИЙ ЛИСТ « ИЗУЧАЕМ БАСНИ» План работы:
|
- 2 класс В.В.Бианки «Сова», Исследование в группах. Каждая группа получает часть сказки. Для того чтобы восстановить текст сказки, каждой группе необходимо выделить героев фрагмента текста и установить связь между ними, определить последовательность событий и озаглавить часть.
-Обмен информацией (изложение результатов исследования)
Дети представляют свои находки, свой вариант решения другим ученикам. Соотнесение своего и чужого вызывает необходимость дальнейшего мыслительного процесса по поиску решения. Эти процессы составляют сущность следующих этапов – организации и связывания информации.
Например: 2 класс «Описание осени в стихотворениях русских поэтов» Учащиеся знакомят друг друга с найденными сведениями. По ходу выступления групп заполняется таблица, с помощью которой информация систематизируется.
-Организация информации. Этот этап необходим, чтобы найти общий связующий принцип, закономерность, общую идею. Наличие разных вариантов классификации позволяет учителю сделать оптимальный выбор с точки зрения предстоящего вывода или открытия.
Например: «Эзоп. Лисица и виноград. И.А.Крылов. Лисица и виноград» Учитель предлагает работу по схеме. Что общего в баснях? Чем они отличаются?
-Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения, понятия…)
Например: при работе с басней формулируется обобщение, что при чтении басни необходимы особенные выражение, чувства, темп,(для того, чтобы она учила людей становиться лучше) 3 класс: «Лицейские годы А.С.Пушкина, формулируется обобщение: годы учения в Лицее, царскосельские друзья и учителя оказали большое влияние на Пушкина, его жизнь и творчество.
- Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы)
Например: 2 класс М.М.Пришвин «Ребята и утята» Этот этап я организую в форме проблемного диалога, побуждая детей к высказыванию собственной позиции. Так же целесообразно вернуться к гипотезам, выдвинутым в начале урока, и оценить их.
-Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия)
Например: в малых группах в течение 5 минут ученики по очереди предлагают разные варианты прочтения определенной басни, выбирается самый лучший, который представляется целому классу.
2 класс «Что такое басня» На этом этапе знакомлю детей с примером басни, помещенной на страницах учебника. После чтения басни, необходимо попросить детей обосновать, почему данное произведение относится к басням. Обращаю внимание на то, что для обоснования им необходимо пользоваться выделенными на доске характеристиками. Обсуждаем и заполняем рабочий лист.
На этапе обучения в основной школе педагоги могут основываться на тех умениях, которые получены на этапе обучения в начальной школе. Если на предыдущем этапе педагог применял исследовательский метод в обучении, включал детей в исследовательскую деятельность, направленно формировал исследовательские умения, то в среднем звене дети могут включаться в исследование на различных дисциплинах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе».
В данном мастере классе раскрываются следующие учебные цели и задачи:Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи:Познакомить коллег с понятием “ре...
Мастер -класс по работе с цифровой лабораторией в начальной школе
В настоящее время также много уделяют внимание вопросам исследовательского обучения. В связи с этим актуальны занятия в цифровой лаборатории....
Мастер - класс "Устный счет на уроках математики в начальной школе"
Классификация упражнений для устного счета по форме их восприяти. Условия продуктивного использования устного счета на уроках математики....
мастер класс "Использование развивающих заданий на уроках в начальной школе"
Очень важно заинтересовать детей на уроке учебной деятельностью. Поэтому необходимы развивающие творческие задания, которые не только повышают интерес, развивают творческий потенциал , но и повышают к...
мастер – класс Тема: «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе»
Перед нами, учителями начальных классов, стоит задача - научить детей читать в темпе разговорной речи (от 120 до 170 слов в минуту) к концу IV класса. Плохое чтение, заниженная, по отношению к оптимал...
Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)
Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...