Урок -исследование в начальной школе
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Методические рекомендации в помощь учителю "Как построить урок -исследование в начальной школе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kak_postroit_urok_issledovaniya_v_nachalnoy_shkole_1.docx | 31.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Стемасская средняя общеобразовательная школа
Вешкаймского района
Ульяновской области
Как построить урок – исследования в начальной школе
Методические рекомендации
Выполнила:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ Стемасская СОШ
Тягина Елена Викторовна
Как построить урок – исследования в начальной школе
Урок – исследование в начальной школе - тема довольно сложная, требующая много подготовки, но и интересная, и что самое главное работает на результат обучения.
Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий, что является самым главным требованием современного образования.
Учебное исследование рассматривается как образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности .
Основные характеристики учебного исследования:
1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;
2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;
3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);
4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;
5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
В основе организации урока можно выделить семь основных этапов методики исследования, которые следуют друг за другом, и один дополнительный:
I. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)
II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)
III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)
IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)
V.Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)
VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы)
VII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия) .
Уровни реализации «Исследовательского обучения»
Первый: когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения;
Второй: взрослый ставит проблему, но метод решения ребенок ищет самостоятельно;
Третий: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно.
Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности.
1.Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).
3. Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).
4. Умение представить результат своей работы ( формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).
Методы исследования:
- проблемный метод;
- дидактическая или ролевая игра;
- практические методы (упражнения, практические работы, экскурсии, составление моделей);
- беседа;
- работа с книгой (учебником) ;
- наглядные методы;
Условия формирования исследовательских умений :
1. Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.
2. Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики. Окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
3. Творческая среда.
Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
4.Психологический комфорт.
Одна из задач учителя - поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
5. Личность педагога.
Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
6. Учет возрастных особенностей.
Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Работа по развитию исследовательских умений
В 1 классе:
- проблемное, частично- поисковая обучение под руководством учителя;
- урок- исследование (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);
- кратковременные исследования- наблюдения с описанием (под руководством учителя).
В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира.
Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:
1)Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание, гипотеза и др.
2)Осуществление коллективных исследований по определенному плану ( с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.
3) На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
4)На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов, предлагаются логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.
5) Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.
В 3 классе:
1.Учащиеся продолжают знакомится с теорией исследования, методами исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.
2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности больше.
3. Учащимися осуществляется самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования.
4. Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся должна с достаточной степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план исследования, определять одну- две задачи, находить материал, представлять доклад с показом.
В 4 классе
Внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.
Для их формирования можно решать учебно-исследовательские задачи, процесс решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских умений, используя традиционные технологии в сочетании с информационными.
Виды учебных исследований:
по количеству участников:
индивидуальные ( самостоятельные), групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по времени: кратковременные или долговременные;
- по теме: предметные, свободные.
Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
выступления, как правило, для определенного круга- своих одноклассников, учащихся параллельных классов;
выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.
Отличительной чертой урока - исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока. Рассмотрим основные шаги при конструировании урока – исследования:
Основные шаги при конструировании урока-исследования.
Первый шаг- учитель осознаёт, что ученик должен узнать на уроке —
планируемое обобщение — содержательно-смысловой стержень урока.
Второй шаг — определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение ( учебник + дополнительный текст-различны по уровню сложности.)
Третий шаг — определить тип исследования ( индуктивное или дедуктивное)-две разновидности мыслительного процесса: индукция-это переход от частного к общему, дедукция наоборот: от общего к частному. Индукция ведёт к открытию, а дедукция- к его проверке.
Четвёртый шаг — сконструировать проблемную ситуацию для учеников, мотивацию. Он же является организационным этапом: продумать состав групп, форму работы, как будут представлять результаты своего поиска.
Урок как система.
Цельность урока обеспечивается двумя важнейшими компонентами -
мотивацией и обобщением.
Если обобщение — это содержательно-смысловой стержень урока ( ради чего ) проводится урок, то
Мотивация — это динамический стержень урока
( из-за чего) проводится урок.
Благодаря обобщению обеспечивается содержательная ценность ( единство урока),а благодаря мотивации - его психологическая цельность.
Исследовательская деятельность младших школьников ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности.
Педагогическая целесообразность вовлечения детей в исследовательскую деятельность, подтверждается тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска.
Библиографический список
1. Леонтович, А. В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. – 2008. – №4. – С. 24-36.
2. Новейший педагогический словарь /ред.Е. С. Рапоцевич – М.: Современная школа, 2010. – 228с.
3. Шумакова, Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников// Москва, Просвещение, 2011 – 158 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организаци игр - исследований в начальной школе
Материал содержит информацию о том как правильно организовывать и проводить игры - исследования....
Организация и проведение урока – исследования в начальной школе
Выступление на районном МОучителей начальных классов. «Организация и проведение урока – исследования в начальной школе»Вашему вниманию представлен алгоритм организации учебно-познавательно...
Статья"Исследование текста на уроках русского языка как одно из видов исследования в начальной школе"
В данной статье предлагается примерное исследование текстов на уроках русского языка в 4 классе по теме «Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны(1941-1945)»...
Урок-исследование в начальной школе
В статье рассматривается структура урока-исследования в начальной школе...
Мастер-класс: «Алгоритм построения урока-исследования в начальной школе»
Мастер-класс на тему:«Алгоритм построения урока-исследования в начальной школе»...
Методическая разработка "Уроки -исследования в начальной школе"
Материал содержит методические рекомендации по разработке уроков-исследования индуктивного и дедуктивного типа в начальной школе....
Урок-исследование в начальной школе
На всех этапах урока ученики всегда вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый...