Технологическая карта урока по окружающему миру "Где зимуют птицы", 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Материал урока поможет детям научиться различать зимующих и перелетных птиц; групировать их по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц. Используя представленную информацию для получения новых знаний, смогут научиться выдвигать предположения и доказывать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру (1 класс) УМК «Школа России»
Тема: Где зимуют птицы.
Тип учебного занятия: урок открытия новых знаний
Форма проведения урока: интерактивная
Время проведения: 45 мин
Участники: ученики 1 класса
Цель: создание образовательного пространства для расширения и закрепления знаний учащихся о перелетных и зимующих птицах нашего края.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся находить взаимосвязи в природе; поймут, что птицы зимуют по-разному; будут учиться строить сообщения, выводы в устной форме.
Личностные: ученики будут развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать доверие и внимательность к окружающему, готовность к сотрудничеству и дружбе.
Познавательные: ученики научатся формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации.
Регулятивные: учащиеся будут формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Коммуникативные: учащиеся будут учиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Основные понятия: зимующие птицы, перелётные птицы
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс 2 часть, А.А.Плешаков, М. «Просвещение» 2021 г., компьютер, экран, презентация «Где зимуют птицы?», карточки с изображением птиц, кормушки, семена подсолнечника, ягоды рябины, смайлики.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Планируемые результаты |
Психологический настрой на урок (1 – 2 мин) Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством упражнения психологического тренинга | -Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуем учителей и друг друга улыбкой. Настроение у всех отличное, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным. | Создание благоприятного для обучения климата. Воспитательный момент. Поднятие жизненного тонуса. (Л) |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | - На прошлом уроке мы вместе с Муравьишкой Вопросиком и Мудрой Черепахой совершили интересное путешествие. -В каких районах земного шара мы побывали на прошлом уроке? (В самых жарких районах мира.) -Как называются эти места? (Саванна, тропические леса) - С кем мы познакомились? Что вы можете рассказать про этих животных? (слоны, бывают африканские и индийские слоны) -Какие ещё животные живут в саванне и тропических лесах? (зебры, жирафы, крокодилы, носороги…) | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. (Р). Проблемный вопрос, выход на тему урока(П) Ученики научатся формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания (П) |
Постановка учебной проблемы. Самоопределение к деятельности. |
Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это - ... (птицы) - О ком же пойдет разговор на уроке? (О птицах) - К нам на урок снова пришли Муравьишка и Мудрая Черепаха, которые помогут нам узнать, где зимуют птицы? Почему некоторые птицы улетают зимовать в теплые края, а некоторые остаются зимовать в наших краях, и как об этом узнали учёные. | |
Физминутка | Воробьишко потянулся Распрямился, встрепенулся Головой кивнул три раза Подмигнул нам черным глазом, Лапки в стороны развел И по жердочке пошел. Прогулялся и присел, Свою песенку запел: Чик -чирик -чирик – чирик! | Освоение роли ученика.(Л) |
Открытие новых знаний. | -Давайте вспомним, кто такие птицы? (Животные, тело покрыто перьями) - А кто из вас знает, как называют птиц, которые никуда не улетают, а круглый год живут у нас? (Зимующие.) - Сейчас мы послушаем голоса птиц и отгадаем какая же птица так красиво поет? - Дети, а кто догадался, что у этих птиц общее? (Остаются зимовать) - Птиц, которые остаются в родных краях, называют зимующими, у них с осени образуется толстый слой подкожного жира, поэтому они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. | Умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение (К) Самостоятельное создание способов решения проблем (П) Умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях(К) |
Закрепление пройденного. Работа в группах. | 1 группа – собирают пазлы с изображением зимующих птиц 2 группа – работа по карточкам | Учащиеся будут формировать умения принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия (Р) Учащиеся будут учиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь (Р) |
Физминутка | Стая птиц летит на юг, Небо синее вокруг. Чтоб скорее прилетать, Надо крыльями махать. В небе ясном солнце светит, А внизу леса, поля – Расстилается земля. Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо много. Вот и юг! Ура! Ура! Приземляться нам пора. | Освоение роли ученика (Л) |
- Ребята, а кто из вас знает, как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места? (Перелётные). - Сейчас мы с ними познакомимся, отгадав загадки: - Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица … Во дворе стоит дворец, Там живёт один певец. Очень ловкий молодец И зовут его… Быстро над землёй порхает, Мошек на лету хватает И мелькает в высоте С чёрной стрелкой на хвосте. Домик у неё из глины, Вроде маленькой корзины. В небе осенью курлычут, За собою в небо кличут. Долго манят нас вдали... Кто скажите? ...
- Дети, а кто догадался, что у этих птиц общее? (Они перелетные) - Перелётные птицы – те, которые ежегодно совершают перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно. | Ученики научатся формировать умения использовать знаково-символические средства; устанавливать причинно-следственные связи (П) Учащиеся будут формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем, осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия (Р) | |
Проблемно-поисковая работа. | -У: Ребята, рассмотрите рисунки. И подумайте, почему многие птицы улетают на зиму в теплые края? (Птицам холодно, и им не хватает еды, насекомые с наступлением холодов изчезли. Нет трав и растений, лягушки ушли в спячку, вода замерзла) -У: Правильно. Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений. Но что самое интересное, места зимовок и маршрут пути большинства птиц постоянные и с годами не меняются. Весной птицы возвращаются в те же места, где вывелись или гнездились в прошлом году.
| Создание способов решения проблем(П) Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается (Л) Построение логической цепи рассуждений |
Постановка проблемного вопроса Открытие новых знаний | - Ребята, есть ученые, которые изучают птиц, их называют орнитологами. Как же узнали ученые, что перелетные птицы улетают в одно и то же место? Ученые узнали об этом, надевая на лапки птицам кольца. Как эти кольца могли помочь ученым? - Сейчас посмотрим видео. И ответим на этот вопрос. (Просмотр видео) - У: На каждом кольце свой номер и адрес места, где птица была окольцована. Если кто-то встречал окольцованную птицу, то он сообщал об этом. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. | Формулирование проблемы (П) Взаимодействие со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности, готовность к преодолению трудностей(Р) Поиск информации, работа с различными источниками(П) |
Закрепление знаний и способов действий | - Легко ли птицам зимой? (Нет,тяжело) - Почему тяжело? (Птицам холодно и голодно) - Как мы можем помочь птицам? (Птицам нужно готовить кормушки и подкармливать их) - В рамках акции «Помоги птицам зимой» вы с родителями смастерили кормушки. Спасибо, ребята! - А чем подкармливать знаете? Ведь не все птицы любят хлеб, семена подсолнечника, тыква, шишек? Открою вам секрет, что снегири и синицы любят ягоды рябины, а воробьи и дятлы – сырые семена подсолнечника. | Ученики будут развивать доверие и внимательность к окружающему, готовность к сотрудничеству и дружбе (Л) Ученики научатся устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации. Учащиеся будут формировать проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве(Р) Учащиеся будут учиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. |
Практическая часть. Индивидуальная работа | - Ребята, сейчас мы с вами покормим птиц, но сначала нам надо перебрать корм, потому что не все птицы любят ягоды и семечки. - Давайте вспомним, какая птичка что любит? (Снегирь и синица – ягоды, дятел и воробей – сырые семечки) - Отделите ягоды рябины и сырые семечки (работа детей) – А теперь, давайте накормим птиц (дети насыпают корм в кормушки) - И в продолжении акции вы возьмете еду для птиц и свои кормушки, у себя во дворе вместе с родителями покормите птичек. | |
Рефлексия деятельности. Игра на внимание. | - Наш урок подходит к концу. - А сейчас ребята мы проверим, как вы запомнили, какие птицы зимующие, а какие перелетные? Давайте проверим. Встаньте из-за парт. Если я называю зимующую птичку, вы садитесь, как будто вам холодно, а когда перелетную, встаньте на цыпочки и поднимите руки вверх, как будто собрались улетать. Ласточка (полетели), поползень (присели), жаворонок (полетели), дятел (присели), зяблик (полетели), соловей (полетели), воробей (присели), синица (присели), скворец (полетели), галка (присели), сова(присели), журавль(полетели). | Самостоятельное создание способов решения поставленной проблемы (П) Способность преодолевать трудности, понимать перспективы дальнейшей работы. (Р) Анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков. |
Подведение итогов урока. | - Наш урок подошел к концу. Сегодня мы узнали много нового и интересного. И я хочу попросить вас оценить свою работу. Если вам было интересно, всё понятно, и у вас все получалось ОТЛИЧНО поднимите желтый смайлик. Если все было ХОРОШО, многое получалось, поднимите зеленый смайлик. Если были какие-то сложности, то поднимите красный смайлик. Спасибо за урок! Вы большие МОЛОДЦЫ! | Способность преодолевать трудности, понимать перспективы дальнейшей работы. (Р) Умение выделить нравственный аспект поведения. Объективная оценка результатов деятельности.(Л) |
Самоанализ
урока Окружающий мир в 1 классе.
Тема урока: Где зимуют птицы?
Цель: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях, познакомить с перелётными птицами, выяснить где они зимуют.
Задачи:
Образовательные: Расширить представление о птицах; познакомить ребят с отличительными признаками перелётных птиц от зимующих птиц; познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.
Способствовать развитию экологической грамотности, памяти, вниманию.
Воспитывать: бережного отношения к природе.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; формирование начальных форм рефлексии.
Коммуникативные: формирование умения выстраивать речевые высказывания; формирование умений работать в группах и парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
формирование умений отличать птиц перелётных от зимующих
Оборудование:
Плешаков А.А «Окружающий мир», учебник
Плешаков А.А «Окружающий мир», рабочая тетрадь
Презентация «Где зимуют птицы»
Картинки с птицами, тексты на карточках, перья, слова на карточках.
Алгоритм самооценки
Тип урока: урок – исследование
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативную и исследовательскую технологию. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Где и Когда?».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, групповая, работа в паре, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Урок начинается с организационного момента, задача которого – подготовить обучающихся к работе на уроке. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить обучающихся в деловой ритм урока. На этом же этапе задаётся проблемный вопрос о том, почему вслед за ласточкой не улетают другие птицы: воробьи, голуби, синицы. Этот этап помог детям осознать тему и цели урока.
При актуализации знаний, цель которой – актуализация опыта обучающихся была организована работа в группе по разгадыванию загадок о птицах. (сборка пазлов).
На основном этапе при изучении нового материала, для восприятия, осмысления и запоминания постаралась разнообразить виды деятельности. Организовала работу в группах, просмотр презентации «Где зимуют птицы». Знакомство с новым понятием как учёный- орнитолог, показ фотографий из архива школьного музея. Представленная на этих этапах информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Ученики сопоставляли информацию учителя с уже имеющимися знаниями и опытом, анализировали признаки и описания птиц.
Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний. Самостоятельность обучающихся в подведении итогов урока позволяет сделать вывод о раскрытии темы урока.
Урок имеет логическое завершение – эмоциональное чтение стихотворения - призыва «Покормите птиц зимой!». Продолжением темы урока является наблюдение за птицами во внеурочное время. Покорить птиц и понаблюдать за их поведением. Это будет началом проектной работы «Покормите птиц зимой».
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Важным моментом на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: 2 физминутки (2,5 мин.), смена статической позы, смена видов деятельности. Минимальное использование информационно-коммуникационные технологии -ИКТ обусловлено нормами СанПин.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Урок прошёл на достаточно высоком эмоциональном и интеллектуальном уровне. Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе
Новое построение урока с понятийной гроздью....
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Красная книга России"
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Красная книга России". УМК "Перспективная начальная школа"...
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе "Вода - растворитель"
технологическая карта урока с применением интерактивной доски...
Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе «УМК «Школа России».Тема: Когда изобрели велосипед? (История и применение велосипеда)
Технологическая карта урока поможет учителю провести урок в 1 классе по теме: "Когда изобрели велосипед? (История и применение велосипеда)" в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе " Память о прошлом"
В технологической катре подробно представлены и расписаны все этапы урока, виды УУД, расписаны виды работ учащихся, деятельность уителя на уроке и учеников...
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока "Домание опасности. Пожар"
Это материал поможет учителям начальных классов составлять технологические карты к урокам....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...