II. Проверка домашнего задания | 3 мин. | -Урок начнем с проверки домашнего задания. - Что вам было задано на дом? -Хорошо, проведем блиц-турнир: - Какую форму имеет наша планета? - Как можно доказать, что Земля имеет шарообразную форму? - Какое открытие сделал Ф. Магеллан? - Чем наша планета похожа на космический корабль? - Вывод: молодцы вы неплохо отвечали на мои вопросы, значит, вы хорошо усвоили предыдущий материал | -пересказ
-шарообразуню, форму сплюснутого шара –геоида Отвечают на вопросы учителя | К:-использовать в общении правила вежливости; -строить понятные для партнера высказывания; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р:-формировать умение ставить познавательные задачи; |
III. Актуализация знаний | 4 мин | 1. Повторение ранее изученного материала -Ребята, отгадайте загадку: - На ноге стоит одной, Крутит - вертит головой Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. - Вспомните, что такое глобус?
- Почему глобус имеет форму шара и вращается?
- Что можно увидеть на глобусе? - Каким цветом на глобусе обозначают воду? - Каким цветом на глобусе показаны участки суши? - Как называются большие участки суши, окруженные со всех стороной водой? - Как называются огромные участки воды на поверхности земного шара? 2. Сообщение темы и цели урока - Сегодня мы с вами отправимся в кругосветное путешествие. - Для чего люди путешествуют? - Удобно ли брать глобус в путешествие? - Верно, неудобно наметить маршрут путешествия. Когда мы смотрим на глобус, то нам видна лишь половина его поверхности. - Что поможет нам в путешествии, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Страны без людей, Города без домов, Леса без деревьев, Моря без воды. - О чем пойдет разговор на уроке? - Какие задачи поставите на сегодняшний урок? - Мы познакомимся с океанами и материками Земли, узнаем какой океан, материк самый большой, а какой самый маленький, познакомимся с физической картой полушарий, а в практической части все что узнаем, будем обозначать в контурных картах.
|
-Глобус -Глобус – это модель Земли -Наша Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси - Моря, реки, горы, равнины, города и т.д - Синим, голубым - Зеленым, желтым, коричневым - Материки
- Океаны
-Ответы детей
Нет, т.к. масштаб очень мелкий, поэтому не все объекты нанесены
-Карта | Р: формировать умение ставить познавательные задачи; -извлекать информацию из рисунка; -способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формулировать. К:-строить понятные для партнера высказывания; -учитывать другое мнение и позицию, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
IV. Изучение нового материла
| 24 мин. | - Знакомство с картой полушарий
Слайд 5 - Мы уже сказали, что не всегда удобно пользоваться глобусом. Чтобы начертить изображение Земли на бумаге, необходимо как бы «разрезать» ее поверхность на две половины. Ученые-картографы так и сделали. Они условно разделили поверхность земного шара на два полушария – восточное и западное – и изобразили их на бумаге. Слайд 6 - Получилась карта полушарий, на которой можно увидеть всю поверхность нашей планеты. - Как вы понимаете слово «полушарие»? -Самая северная точка на земном шаре – Северный полюс, а самая южная – Южный полюс. Землю делят также на Северное и Южное полушария по условной линии, которая одинаково удалена от полюсов. Эту линию называют экватором. (Длина – 40 000 км.) - На карте полушарий, как и на других картах и глобусе, направление – север-юг показывают меридианы, а направление запад-восток – параллели. Меридианы сходятся на полюсах. Вывод. Какие полушария бывают?
2. Знакомство с океанами - Водные пространства и суша на них размещаются неравномерно. Планета, на которой мы живем, это скорее планета воды Почему? - Если посмотреть на карту полушарий, то станет понятно, что все океаны и моря соединены между собой. Именно поэтому совокупность океанов и морей называют Мировым океаном Слайд 7 - Океан – водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками. -Океанов всего 4. -Остановимся подробнее на каждом. -Давайте послушаем сообщения ваших одноклассников об океанах. Сообщение о Тихом океане - Тихий океан или как его часто называют Великий океан - самый большой на планете. Он почти со всех сторон опоясан вулканами. Его площадь составляет чуть меньше половины всего Мирового океана. Максимальная ширина Тихого океана приближается к половине окружности Земли. Расположен между материками Евразией и Австралией на западе, Северной и Южной Америкой на западе, Антарктидой на юге. В 1519 году во время первой кругосветной экспедиции, которую возглавлял испанский мореплаватель Фернандо Магеллан, океан ни разу не проявил свой строптивый нрав, за что и получил неоправданное название «Тихий» П/Р - на контурной карте ручкой обозначим Тихий океан, название печатаем с большой буквы. Сообщение об Атлантическом океане - Атлантический океан назван по имени древнегреческого титана Атланта, который держал на своих плечах небесный свод. К его бассейну относится 13 морей, а четырнадцатое Саргассово море лишено берегов. Атлантический океан - второй по величине после Тихого. Расположен между Гренландией и Испанией на севере, между Европой и Африкой на востоке, Северной и Южной Америки на западе и Антарктидой на юге. П/Р в контурной карте напечатаем Атлантический океан. Сообщение об Индийском океане - Индийский океан - третья по величине часть Мирового океана. Каждому ясно, что свое название океан получил от Индии, берега которой омывает. К бассейну Индийского океана относятся 3 моря - Красное, Аравийское и Андаманское. Над поверхностью океана поднимается один из самых больших островов - Мадагаскар. Самый теплый - Индийский океан, вода в нем 35,5 градусов. Вода в нем теплая, как парное молоко. П/Р найдем на контурной карте Восточного полушария и обозначим Индийский океан. Сообщение о Северном Ледовитом океане - Се́верный Ледови́тый океа́н — наименьший по площади океан Земли, расположен полностью в северном полушарии, между Евразией и Северной Америкой. Северный Ледовитый океан находится почти внутри сплошного материкового кольца. Его объем составляет лишь 1 процент всего Мирового океана. Дно океана изучено сравнительно мало П/Р в контурных картах обозначим Северный Ледовитый океан и в Западном и в Восточном полушариях. Вывод:Огромная масса воды, разделенная континентами, т.е. материками, образует сколько океанов? - Назовем все океаны? - Ребята, какой же океан самый большой, а какой – самый маленький? Слайд 23 3. Знакомство с материками. - Огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой – это материки, или континенты. - Всего их шесть. Самый большой материк – Евразия. Рядом – Африка. Два других больших материка похожи друг на друга – это Северная Америка и Южная Америка. Пятый материк – Австралия, он меньше остальных. И шестой, ледяной, материк Антарктида находится в самом низу карты мира.
|
- ответы детей
-Половина круга
Показывают на карте
-Западное и Восточное - потому что большую часть земной поверхности занимает вода
Слушают сообщения одноклассников
Отмечают в контурной карте
Отмечают в контурной карте
Отмечают в контурной карте
Отмечают в контурной карте
4 Называют океаны
| Р: - формировать умение ставить познавательные задачи; -извлекать информацию из рисунка; -способность формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формулировать.
К: - использовать в общении правила вежливости; -строить понятные для партнера высказывания; -учитывать другое мнение и позицию, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
П: - ставить познавательные задачи; -осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, материалов учебника. Л.- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения; -адекватное понимание причин успеха в учебной деятельности.
П.: обозначать на контурной карте материки и океаны, полюса, экватор.
П.: обозначать на контурной карте материки и океаны, полюса, экватор.
П.: обозначать на контурной карте материки и океаны, полюса, экватор.
П.: обозначать на контурной карте материки и океаны, полюса, экватор.
|
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия | 2 мин | - Итак, наше кругосветное путешествие подошло к концу. Что помогло нам его совершить? - Чем карта отличается от глобуса? Что у них общего? - Сколько всего материков? Океанов? Назовите их. - Какой материк самый большой? - Самый маленький? - Самый жаркий? - Самый холодный? - Можно ли объединить Южную Америку и Африку в одну группу? - Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу? - На каких материках много равнин? - Где самые высокие горы? - Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан? (Слайд 24) - А теперь я попрошу оценить свою работу на уроке, выбрав один из смайликов: «Улыбающийся смайлик» - я доволен своей работой на уроке «Равнодушный смайлик» - я допустил ошибку «Недовольный смайлик» - надо постараться и успех придет | Высказывают свое мнение | Л:-создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения; -адекватное понимание причин успеха в учебной деятельности. |