Организационный момент | Цель для учителя: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта | - А сейчас проверь дружок, Ты готов начать урок?
- Давайте подарим друг другу улыбку и начнем урок. Звучит запись «Звуки леса». — Не правда ли, прекрасны творения природы, ими только бы восхищаться. Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм — С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, Будь сердцем чуток. Не оскверняй его святынь. Е. Евтушенко
- Мы всегда куда-то торопимся: на работу, в школу, на занятия кружка. Сегодня мне хочется вас остановить. Оглянитесь вокруг. Порадуйтесь солнцу — оно же светит для нас. Птицам — они поют для нас. Берегите нашу землю, нашу природу. | - Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация | Цель для учителя: дать возможность самостоятельно вспомнить, выделить группы растений Цель для учащихся: уметь группировать растения по их признакам и свойствам | - В царстве растений учёные насчитывают около 500 тысяч видов. Все они, в зависимости от их строения, объединены в классы, или группы. -Какова особенность папоротников, мхов и водорослей? - Как они размножаются?
-Назовите группы растений, которые вы знаете.
- Какие части имеют растения известных вам групп?
Работа в тетради №1, с. 33, №46
|
-Никогда не цветут и не имеют семян. - Спорами – мельчайшими частичками. - Цветковые, хвойные, папоротники, мхи, водоросли. - Цветковые – корень, стебель, листья, цветки, плоды с семенами; хвойные - корень, стебель, листья-хвоинки, семена; папоротники – корень, стебель, листья; мхи – стебель и крохотные листочки; водоросли – ничего не имеют; состоят из частичек, соединенных в нити или пластины.
Разделить растения на две группы. Дополнить каждую группу растений своими примерами. | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
Постановка учебной задачи | Цель для учителя: организовать и направить к восприятию нового материала Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока | - А знаете ли вы, что некоторые виды растений стали исчезать или их осталось очень мало. Например, папоротники Пузырник судетский, Орлячок сибирский, Фегоптерис связывающий ( занесены в Красную книгу Арского района). - Как вы думаете, в чём причина исчезновения животных и растений?
- Кто основной виновник исчезновения некоторых видов растений, животных и птиц? - Какую задачу предстоит нам решать на уроке?
- Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу.
- Где вы встречались с красным цветом?
- Что означает в этих случаях красный цвет?
- Почему эту книгу назвали красной?
- Но о какой опасности? - Сформулируйте тему и цель урока? |
Становится меньше лесов. Загрязняется воздух. Животные умирают, не находя себе корма.
Человек.
Попробовать разобраться в этих вопросах. Помочь живой природе
- Красный цвет можно увидеть на пожаре - огонь. - В светофоре. Сигнал светофора красного цвета - опасность, переходить дорогу нельзя. - В дорожных знаках красный цвет – цвет предупреждения.
- Красный цвет говорит об опасности.
Эта книга предупреждает об опасности. Об опасности в природе Ответы детей | Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
Построение проекта выхода из затруднения. Первичное усвоение новых знаний
| Цель для учителя: дать учащимся конкретное представление о существовании Красной книги России, Республики Татарстан и Арского района Цель для учащихся: уметь перечислить причины исчезновения животных, растений и птиц, выбрать способ защиты своей позиции в конкретной ситуации и аргументировать свой выбор
| На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали животных. И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернет их. Некоторые виды растений и животных стоят на грани исчезновения. Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от бездушного уничтожения живой природы, самоуничтожения. В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Красный цвет — он сигнализирует — защити. Красный цвет книги — сигнал опасности. В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё — красная, а страницы разноцветные. - Как вы думаете, зачем?
- Молодцы, ребята. Вы выдвинули несколько версий. - А сделано это было для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение. - Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер. - На красных листах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. Например, красный волк. - На желтых - уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета. Одно из таких животных – розовый пеликан. - На белых — сведения о редких видах. Например, египетская цапля. - На серых — сведения о мало изученных и редких видах. Например, беломорский дельфин. - На зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Это, например, зубр, который подвергался большому истреблению. - Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. Впоследствии была создана Красная книга России и других стран. В нашей стране такая книга появилась в 1978 году. В 1995 году Ученые нашей республики создали Красную книгу Республики Татарстан, а в 2010 году ведущие специалисты Арского РОО и учителя биологии создали Красную книгу нашего района, с которой мы сегодня будем знакомиться.
- С какой целью была создана Красная книга?
Динамическая пауза. Топ-топ! Топотушки! Пляшет зайка на опушке, Пляшет ежик на пеньке, Пляшет чижик на сучке. Пляшет мышка возле норки, Пляшет козочка на горке, Пляшет утка на реке, Черепаха на песке. Топ-топ! Топотушки! Пляшут лапки, пляшут ушки. Пляшут рожки и хвосты. Охраняй все это ты!
Работа по учебнику (с.81) -Назовите цветущих растений, занесенные в Красную книгу. Рассмотрите их внимательно.
Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Арского района.
- О чём предупреждает нас Красная книги России, Татарстана и нашего района?
Работа в парах. Знакомство с правилами поведения в природе. Работа по учебнику (с.82-85) Один ученик читает правило, а другой поясняет. Вспомните примеры нарушений этих правил. • Правило 1.Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны! • Правило 2. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков! • Правило 3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников! • Правило 4. Убирайте за собой мусор! Не оставляйте его на природе! • Правило 5. Берегите почву! • Правило 6. Берегите прекрасный мир растений! • Правило 7. При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли! • Правило 8. Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой! - Что же мы с вами можем сделать для охраны природы? |
- Цветные страницы нужны для разделения на животных и растения. - Все природные объекты разделены по природным зонам.
Для того чтоб люди знали исчезающие виды растений и животных; Для того чтобы люди охраняли растения и животных, занесенных в Красную книгу, и бережно относились ко всем растениям и животным, защищали их.
Некоторые растения и животные находятся под угрозой исчезновения. Они могут погибнуть, если их не охранять.
Выполнять эти правила. Так мы сможем немного помочь природе.
| Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Первичная проверка понимания | Цель для учителя: установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы, закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу. Цель для учащихся: Учить детей работать в группе, умению договариваться между собой, прислушиваться к мнению каждого; формировать умение выделять главное; обучающийся сможет задуматься о том, кем он является природе и выразить своё отношение к ней. | 1. Самостоятельная работа. - Давайте попробуем помочь этим и многим другим редким растениям и животным. Я предлагаю работу в группах. а)Группа зоологов (учёные, которые изучают животных) составит памятку по охране животных.
б) Группа биологов (учёные, которые изучают растения) составит памятку по охране растений
2. Работа по тетради №1 с.34, №47 Раскрасить рисунок желтой кубышки на листочке в клетку по образцу.
3. Частично поисковая работа с Красной книгой. - Какие растения нашего края занесены в Красную книгу России? Выпишите их в тетрадь.
|
| Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
Рефлексия учебной деятельности | Цель для учителя: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Цель для учащихся: аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.
Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цель для учащихся: правильно выполнить домашнее задание | - Над чем вы задумались на уроке?
- Какие открытия сделали? Что вас удивило? Что дал вам урок? - Молодцы! Вы очень хорошо поработали.
Домашнее задание. Прочитать материал учебника с. 81-85. Придумай правила, которые помогут охране этих растений. Т №1, с.35, №49 - Спасибо за урок!
| Каждый человек должен быть другом природе. Должны охранять и беречь её, чтобы окружающий нас мир продолжал радовать нас своей красотой. Мы в ответе за нашу природу.
Ответы детей. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. |