Окружающий мир. В гости к зиме
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока по окружающему миру 2 класс. В гости к зиме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_gosti_k_zime_2_kl.docx | 999.83 КБ |
v_gosti_k_zime.pptx | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
В гости к зиме 24.12.2019
Цели урока:
- Познакомить детей с зимними явлениями природы, с изменениями в живой и неживой природе, об изменении в жизни растительного и животного мира в связи с приходом зимы.
- Систематизировать и обогатить знания детей о природных связях.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
- уточнять и систематизировать представления учащихся о зимних явлениях в неживой и живой природе;
- учить соотносить свои наблюдения с информацией учебника.
Планируемые результаты
Предметные:
Учащиеся научатся наблюдать за зимними природными явлениями;
получат возможность научиться проводить исследования.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.
Личностные: Знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.
Воспитательные: Воспитание бережного отношения к природе через учебные тексты, переживание чувства красоты в природе, гармонии, стремление к идеалу, описание многообразия и общих признаков природы родного края.
Оборудование: Карточки - названия привалов, карточки для работы в парах и группах, снежинки для оценивания, рисунки «Следы на снегу».
За неделю дети получили задания ученикам приготовить сообщения о «Снежинках», «Неживая природа зимой», «Животные зимой», «Птицы зимой».
Ход урока
1. Организационный момент
- Добрый день, мои юные друзья! Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, вы скажите сами.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(зимой)
- Итак, давайте прогуляемся по зимнему лесу. Посмотрите, как замечательно вокруг!
Какой свежий, морозный воздух! Слайды 2, 3, 4
Устали? Давайте отдохнём и понаблюдаем.
2. Привал первый «Неживая природа зимой». Слайд 5
- Вспомним сначала, что относится к неживой природе? (Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа).
- Как вы думаете, когда наступает зима? По каким признакам мы узнаем приход зимы? Давайте перечислим эти признаки:
Ответы учащихся. Слайд 6
Сегодня на уроке я буду оценивать ваши ответы снежинками.
- Молодцы. Получите снежинки.
Зима́ – одно из четырёх времён года, между осенью и весной. Основной признак этого времени года — устойчивая низкая температура (ниже 0 градусов по Цельсию), во многих районах Земли выпадает и ложится на поверхность земли снег. Астрономическая зима на планете длится с момента зимнего солнцестояния до момента весеннего равноденствия с 22 декабря до 21 марта. Календарная зима состоит из трёх месяцев: декабрь, январь и февраль.
- Посмотрите вокруг. Что лежит на земле? (Снег)
О снеге нам сегодня расскажет (ученик).
Рассказ ученика. Слайд 7
Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.
Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.
Практическая часть. Можно взять снег за окном и посмотреть лупой.
Загадки
- Чтобы вспомнить, какие ещё изменения происходят, отгадаем загадки.
Бежал по тропке луговой -
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой -
Речка сделалась рябой.
(Ветер)
- Охарактеризуйте ветер. Какой он зимой? (холодный, обжигающий, колючий, лютый)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
(Мороз)
- Где вы можете видеть рисунки мороза? (на окнах)
- Почему они там появляются? (из-за разности температур внутри помещения и снаружи).
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.
(Метель)
- Кому приходилось видеть метель? Что при этом происходит?
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан ... ( иней)
- С чем можно сравнить деревья, покрытые инеем? (с белоснежным покрывалом, с кокосовой стружкой, ажурной шалью и т. д.)
Зимние явления природы:
оттепель, гололедица, снегопад, метель, иней, изморозь
- Молодцы. Отвечавшим – снежинки.
Работа в парах:
-Перед вами карточки: на одних написано начало зимних примет, на других – конец.
Соединить карточки и прочитать примету.
Больше снега — больше хлеба.
Быстрая оттепель — будет мало и дождей летом..
Воробьи дружно чирикают — к теплу.
Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
Длинные сосульки в конце февраля — к долгой весне.
Дым из трубы столбом — к холодам.
Если зимой сухо и холодно, то и летом будет сухо и жарко.
Если зимой тепло — летом будет холодно.
Если окна начинают потеть при двойных рамах — к усилению мороза.
Если снег выпадает, когда лист с дерева не спадает, то зима будет лютой.
Молодцы. Самые быстрые получают снежинки.
Физкультминутка.
- Ну что? Вы еще не замерзли? Давайте разомнемся.
Встаньте. Приготовьте свои ладошки. Подышите на них, согрейте.
А теперь давайте поиграем.
Игра «Хлопки».
- Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы. Если же другое – присядьте.
Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.
3. Привал 2. «Секреты животного мира» Слайд 8
- Устали. Давайте отдохнем и понаблюдаем в нашем лесу за живой природой.
- Что же относится к живой природе? (Растения, животные, человек - живая природа).
- На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые)
- Перечислите признаки зимы в живой природе.
Ответы детей.
- Давайте проверим Слайд 9
- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.
- Отгадайте загадку:
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Белка.
Рассказ ученика.
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.
К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.
Следующая загадка.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Медведь
Рассказ ученика.
Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.
Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.
Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.
Следующая загадка
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало-
Нет ни дыма, ни пожара.
Лиса
Рассказ ученика.
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
Следующая загадка
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Заяц
Рассказ ученика.
У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.
О птицах зимой. Рассказы учеников. Слайд 11-12
- Что мы можем сделать, чтобы облегчить их жизнь зимой?
- Правильно, кормушки.
Работа в группах «Расселите животных по домикам» Слайд 13
Соедините стрелками животное и домик.
Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.
4. Привал 3. «Следы на снегу» Слайд 14-15
Работа в рабочей тетради.
- Откройте рабочую тетрадь на с. 84.
- Угадайте чьи это следы?
- Соедините стрелками животное с его следами.
5. Подведение итогов.
Игра «Снежный ком».
- Я кидаю этот снежный ком (сделанный из бумаги белой), а вы быстро отвечаете на вопросы, а то ручки замерзнут.
- Какие главные признаки зимы?
- Назовите зимующих животных?
- Назовите животных которые впадают в спячку?
- Назовите зимующих птиц?
- Какие зимние приметы знаете?
- Какие праздники отмечаем зимой?
- Назовите зимние месяца?
6. Рефлексия.
Подсчитайте свои снежинки.
Оцените свои действия на уроке.
Понравился ли вам урок? Поднимите карточку с соответствующим смайликом.
7. Домашнее задание.
Учебник с. 130-133. Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой.
Сделать рисунок «Красота зимы».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неживая природа зимой Привал 1.
Признаки зимы: Дни становятся короче, а ночи длиннее. Низкая устойчивая температура (ниже 0 о С). Замерзают водоёмы. Во многих районах на земле лежит снег.
Секреты животного мира Привал 2.
Признаки зимы: Деревья сбросили листву. Насекомые спрятались. Птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края. Некоторые животные впали в спячку. Некоторые изменили окраску, утеплили шубку.
Зимующие птицы Привал 3.
Лиса Расселите животных по домикам: Кабан Мышь Ищут корм в природе Впадают в спячку Делают запасы Медведь Белка Хомяк Лось Ёж Заяц Волк Барсук
Следы на снегу Привал 4.
Молодцы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру по программе "Планета знаний"...
Урок окружающего мира "В гости к зиме"
План - конспект урока с презентацией...
Урок окружающего мира "В гости к зиме"
Цели: дать учащимся представление о характерных признаках зимы в живой и неживой природе; дать представление об изменениях в жизни растений и животных зимой, показать связь этих изменений с неживой пр...
Разработка урока по окружающему миру "В гости к зиме"
Признаки зимы в живой и неживой природе...
Окружающий мир "В гости к зиме" 2 класс
Тема. В гости к зиме.Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой и живой природеЗадачи: познакомить с изменениями в неживой и живой природе зимой, учить расс...
Разработка открытого урока по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс
Класс: 2 УМК: Учебник А. А. Плешаков. Предмет: «Окружающий мир»Тема: В гости к зимеТип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и спосо...
Конспект урока окружающего мира "в гости к зиме" ( класс 2 УМК "Школа России")
Тема урока «В гости к зиме» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока:-Формировать у детей представления о зимних изменениях в неживой и живой природе;-Познакомить...