Урок окружающего мира "В гости к зиме"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Цели: дать учащимся представление о характерных признаках зимы в живой и неживой природе; дать представление об изменениях в жизни растений и животных зимой, показать связь этих изменений с неживой природой; развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; воспитывать интерес и любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_po_okruzhayushchemu_zima.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В гости к зиме!
Цели: дать учащимся представление о характерных признаках зимы в живой и неживой природе; дать представление об изменениях в жизни растений и животных зимой, показать связь этих изменений с неживой природой; развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; воспитывать интерес и любовь к природе.
Ход урока:
1. Организационный момент (Повторение пройденного)
-Доброе утро, ребята! С каким настроение вы пришли сегодня в школу? Надеюсь, что с хорошим, потому что сейчас мы оправимся в гости! А в гости принято ходить только с хорошим настроением.
2. Сообщение темы урока
Что такое? Утром рано
За окно кидаю взгляд:
В белых шубах великаны
Неподвижные стоят.
И блестит парчою новой
Их пушистый белый мех...
Будто шапкою бобровой,
Крыты головы у всех!..
А вчера еще тоскливо
Жались голые стволы
И глядел на них тоскливо
Хмурый день холодной мглы.
Видно, сам мороз с зимою
В санках ночью прикатил
И пушистой пеленою
Сад и двор запорошил...
Всё кругом повеселело —
Стало чисто и светло.
И земле под шубкой белой
Спать так сладко и тепло!
Г. Галина
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Зима)
- Сегодня мы отправимся в гости к зиме. Поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом зимы, попробуем нарисовать картину зимы.
3. Работа по теме урока
- А знаете ли вы зимние месяцы? Перечислите их по порядку. (декабрь, январь, февраль)
- Я буду загадывать вам загадки о зимних месяцах, а вы попробуйте отгадать. Давайте попробуем.
Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой - вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год. (декабрь)
- Скажите, ребята, какую особенность имеет декабрь? (Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано.)
- А какой главный праздник мы встречаем в декабре? ( А еще декабрь это последний месяц года. В этом месяце мы наряжаем ёлку к приходу Нового года и нового месяца - января. Считают, что месяц декабрь и старый год заканчиваются ночью, когда наступает 12 часов. Поэтому в эту последнюю ночь декабря многие взрослые и даже детишки не спят. Все встречают Новый год, гуляют, устраивают фейерверки. )
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)
- Ребята, скажите, какие характерные черты имеет январь? (И вот наступил январь - это первый месяц года, но второй, месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос.)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
Все мы знаем, у него
Двадцать восемь дней всего!
Високосный год придет
И добавку принесет! (Февраль)
- Скажите, ребята, что вам запомнилось о феврале?(Это последний месяц зимы.
В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Погода становиться мягче, теплее, чем в январе. От того снег становиться липким. В такую погоду хорошо строить снежные крепости, лепить снеговиков и снежных баб. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Так и получается Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.)
- Вы очень внимательно слушали загадки и наверняка услышали характерные приметы зимы? Что вам запомнилось?
- Давайте, посмотрим на экран и внимательно послушаем, ничего ли мы не забыли?
- Скажите, ребята, а какое зимой солнышко? (Не яркое, светит меньше, чем весной)
- Какой зимний месяц самый холодный? Почему? (январь.)
- А какое небо зимой?
- Какие осадки выпадают зимой?
-Что происходит зимой с водоемами? (лёд покрывает воду.)
- Скажите, ребята, когда нам можно будет пойти гулять по льду? Например, на Волгу? Почему?
- А как же проводят зиму обитатели озёр и водоёмов, если их покрывает толстая корка льда? (лёд и слой снега, служит одеялом, а жители озёр на зиму впадают в спячку)
-Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом зимы. Что относим к живой природе?
Что происходит с деревьями и кустарниками? (ветви лиственных деревьев покрываются инеем, а хвойные остаются зелёными)
4. Физкультминутка
5. Продолжение работы по теме урока
- Итак, выпадает снег, деревья одевают новые снежные шубы, а что происходит с птицами. Можно ли зимой увидеть птиц? Каких? (СВИРИСТЕЛИ, СНЕГИРИ, СИНИЦА, ВОРОБЬИ, ВОРОНЫ)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять.
(Снегирь)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый ….
( Воробей)
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется …
(Синица).
Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её (Ворона)
Посмотрите, к нам на ели
Прилетели и запели.
С хохолками прилетели
И запели как свирели.
(Свиристель)
-Какие птицы встречаются в нашей роще? (Дятел, поползень, московка)
- Кому еще в зимнем лесу так же трудно, как и птицам? (животные)
- Итак, уже совсем скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Сначала мы попробуем определить, почему одни животные зимой спят, а другие — нет. Кто эти животные? (Медведь и ежик.)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Словно елка, весь в иголках.
Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь, а зовется это ...
( Еж)
— Подумайте и скажите, почему медведь впадает в спячку. (Медведи – самые крупные хищные млекопитающие на Земле. Медведь, являясь хищником, всеяден, т. е. ест все, что похоже на пищу. Но это плохо помогает зимой. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные как следует едят, чтобы накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики. Одной животной пищи, например, бурому медведю просто не хватит, чтобы прокормиться. Поэтому он уходит в спячку, которая может продолжаться тоже в зависимости от вида, от 4 до 6 месяцев.)
- Говорят, что медведь сосёт лапу, действительно ли это так? Как думаете вы?
- Где будет спать медведь? В берлоге.
- Где спрячется ежик? (В норе.)
- Ребята, а что вы знаете про ежей? Как они зимуют? (Ежи, с приходом осени, также перестраивают свой жизненный распорядок на новый лад в соответствии с меняющимися условиями окружающей среды. С понижением ночных температур они все реже появляются из своих гнезд – да и что им делать в садах и на полях такими холодными ночами. Подходит время зимней спячки. Поэтому, во время редких вечерних прогулок ежи собирают сухие листья, траву и другой растительный материал и стаскивают в свое гнездо, стараясь его максимально утеплить. С наступлением заморозков зверьки плотно закрывают изнутри единственное входное отверстие, соединяющее их с внешним миром, и засыпают. Первое время до наступления устойчивой морозной погоды ежи спят довольно чутко. Если их потревожить, они просыпаются, сердито сопят и фыркают, громко выражая свое недовольство.)
- Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ...
(Зайка.)
- Как же он готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.)
- Почему зайчик меняет шубку? Какого она цвета?
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка)
- Где проводит зиму лисица и волк? Как называются их домики? (У лисы - нора, у волка - логово)
- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.)
-А вот наш следующий зверек может встретиться вам и в нашей роще.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
( белка)
- Как меняется белка с приходом зимы? (Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой.)
- Где живет белка? (В дупле.)
- Как она подготовилась к зиме? (Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.)
-Итак, ребята, какие изменения произойдут в жизни животных и птиц с приходом зимы? (Им придется очень тяжело, потому, что зимой не достаточно корма для жизни)
- Чего больше бояться птицы? Холода или голода? (голода)
-Что мы можем сделать, чтобы помочь нашим пернатым друзьям? (кормушки)
-Ребята, скажите, какие опасности подстерегают животных зимой? Как мы можем им помочь?
6. Закрепление изученного
-Ребята, а сейчас, мы с вами немного поиграем, проверим, что из урока вы запомнили.
Игра «Кто лишний?»
-Определите, кто из этих животных лишний? Почему?
ЛИСА
БЕЛКА
ЁЖ
ЗАЯЦ
ВОЛК
МЕДВЕДЬ
Игра «Зимние загадки»
Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес,
Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез. (снег)
Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)
-Скажите, ребята, какую опасность несут сосульки?
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке? (снежинки)
Не снег, не лёд,
а серебром деревья уберёт. (иней)
Он похож на неваляшку,
Но с морковкою мордашка.
К ветру, холоду привык
Наш веселый…(снеговик)
Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём ... (узор)
-Теперь вы знаете многое о зиме. И если я вас попрошу нарисовать картину зимы, я думаю, вы без труда справитесь, да? Давайте попробуем! А в конце урока устроим маленькую галерею!!! (музыкальная пауза) видео ролик
- Итак, ребята, глядя на свои картины, расскажите мне, пожалуйста, о приметах грядущей зимы.
-Как мы можем помочь птицам и зверям, живущим у нас в роще?
- Но и не надо забывать о нас самих. Какие опасности подстерегают нас зимой? И как нам их избежать?
- Вы очень хорошо потрудились! Всем спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс
На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...
урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.
Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....
Урок окружающего мира. Тема: Где зимуют птицы?
Конспект урока Окружающего мира, по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс. Конспект разработан с учетом требований ФГОС НОО....
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима" 1 класс
Презентация составлена к обобщающему уроку по теме "Зима" по учебнику "Окружающий мир" Федотовой, Трафимова (УМК "Перспективная начальная школа")...
Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"
Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...
презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Зима в природе"
презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Зима в природе" УМК "Гармония"...
Урок окружающего мира "О птицах зимой" 1 класс
Урок изучения нового материала, на котором детям предлагается обобщить знания о сезонных изменениях в жизни птиц, разъяснить понятия:зимующие, качующие, перелётные птицы. Развивать у детей умени...