Разработка урока по окружающему миру "В гости к зиме"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Признаки зимы в живой и неживой природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okr._miru._v_gosti_k_zime.docx | 815.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по окружающему миру
2 класс
Учитель : Попова Наталия Борисовна
ГБОУ СОШ №362
Тема урока: «В гости к зиме» (использование информационно-комуникационной технологии)
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса.
Тема урока: «В гости к зиме»
Цель:
Познакомить детей с измененениями в живой и неживой природе с приходом зимы.
Задачи:
Обучающая (познавательная) - сформировать у учащихся представления о зимних изменениях в природе, о жизни растительного и животного мира зимой. Познакомить учеников с вращением Земли вокруг Солнца как причиной смены времён года и погодой зимой.
Развивающая - создать условия для формирования действий целеполагания, прогнозирования, постановки и решения проблем связанных с поиском информации и ее структурированием. Умений выражать свои мысли, планировать и реализовать сотрудничество.
Воспитательная - создать условия для формирования действий смыслообразования, нравственно-этического оценивания.
Ожидаемые результаты урока:
Предметные - научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними.
Метапредметные – научатся работать в паре: извлекать информацию из текста и иллюстраций, обобщать изученный материал.
Личностные – учащиеся осознают необходимость бережного отношения к природе.
Материал к уроку: учебник А.А. Плешаков « Окружающий мир». 2 класс. Учебник в 2 частях. Часть – 1. – 3-е изд. Москва, Издательство «Просвещение , карточки с текстом, мультимедийная аппаратура.
Оборудование для опыта: Сосуд с водой, 2 полотенца, 2 стула, обогреватель (батарея).
1. Образец текста на карточках для индивидуального прочтения и обсуждения в группе.
№1
Зима…Солнце теперь поднимается в небе совсем невысоко, дни стоят короткие. Поэтому земля получает мало тепла. Снег укрыл землю, ветви деревьев, крыши домов. Реки, озёра, пруды скованы льдом. Замерзла почва.
№2
Зимой обычно стоит морозная погода. Снег в это время сухой, сыпучий. Захочешь, например, слепить снеговика – нечего не получится. Но нередко бывают оттепели. Тогда снег подтаивает, становится влажным и легко лепится.
№3
Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег затем замерзают. Так на дорогах образуется гололедица. В это время пешеходам и водителям автомобилей надо быть особенно осторожными.
№4
Очень интересно наблюдать за снегопадом. В разные дни снегопад бывает различным. В безветренные дни снег падает на землю спокойно, медленно, покрывая её ровным слоем.
№5
Снегопад при сильном ветре называется метелью. Снег кружится, несется по воздуху и по земле. У домов, заборов, деревьев вырастают сугробы.
№6
Довольно часто зимой на деревьях, проводах образуется пушистая снежная бахрома. Это изморось. Удивительно красивым становится при этом всё вокруг. Особенно красиво в это время в лесу и в парке.
2. Задействованные страницы учебника
Технологическая карта урока
Время, мин | Элементы методической структуры | Содержание этапов занятий | Планирование действий Педагогической оценки | |||
Действия учителя | Действия учащихся | |||||
Организационный момент | Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку, присаживайтесь, начать наш урок я бы хотела с высказывания писателя Н.Г.Гарина-Михайловского "Природа - это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучить". | Подготовка у уроку | ||||
10 | Проблемный этап урока | -Ребята, сегодня мы отправимся в гости, а к кому вы узнаете, отгадав загадку: Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. - Правильно! Молодцы! - Вспомните, предыдущие уроки, какая бывает, природа? -Что относится к неживой и к живой природе? - Вспомним, какие приметы зимы вы знаете (Слайд №2). - Разделимся на три команды по рядам, Команды по очереди называют приметы зимы. Повторяться нельзя! -С чем связаны такие изменения в природе? -Почему зимой холодно? -Давайте разберемся | -Зима -Живая и неживая -Солнце, звёзды, воздух, вода, камни — неживая природа. - Растения, животные, человек — живая природа. - Снег, метель, мороз, снегопад, похолодание, уменьшение продолжительности дня и т.д. - Не знаем | |||
Тема урока | - Тема нашего урока: «В гости к зиме». | |||||
Цель урока | Сегодня, мы узнаем, какие изменения происходят в неживой и живой природе с наступлением зимы и с чем они связаны. | |||||
Задачи урока | -Каким путем мы пойдем к цели? Задачи фиксируются на слайде (Слайд №3) - Молодцы! Вы правильно определили задачи нашего урока! Будьте очень внимательны! Мы узнаем с вами много нового и интересного. | 1) Мы познакомимся с изменениями в неживой природе, 2) Затем в живой природе 3) И ответим на главные вопросы нашего урока: С чем связаны такие изменения в природе? Почему зимой холодно? | Оценивание учащихся, участвующих в целеполагании | |||
15 | 1 Этап | «Неживая природа зимой» | ||||
Цель 1 | - Сегодня на уроке мы с вами будем не только путешественниками, но и исследователями. Для того чтобы ответить на вопрос, проделаем опыт, выдвинем предположительные результаты этого опыта, а потом посмотрим, что получится в результате проведения опыта и проверим чьи предположения будут верны. | |||||
Суть работы на I этапе | Опыт: Повесим намоченное и отжатое полотенце на спинку стула, стул повернем спинкой к батарее отопления. Второе такое же полотенце на другом стуле разместим боком к батарее на том же расстоянии. Оставим их до середины урока. Ваши предположения, какое полотенце будет сохнуть быстрее и почему? – Чье предположение верное мы узнаем позже, а сейчас проверим, что же вы знаете о времени года - зима. -Как вы думаете, когда наступает зима? -По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году. (Слайд № 4) А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки — это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными. А сейчас вы познакомитесь с другими изменениями в неживой природе. На партах у вас лежат карточки с текстом. Прочитайте текст, обсудите его в четверках (по две парты), подготовьте сообщение. И выберите выступающего в группе. (На слайде, по ходу ответов учеников, высвечиваются ключевые словосочетания. Слайд №5) | Предположения учащихся - Как только выпал снег, первого декабря и т.д. 1.- Солнце поднимается в небе не высоко, короткие дни, мало тепла, замерла почва, реки и озера покрылись льдом 2 –морозная погода и оттепель, 3 – гололедица 4 –снегопад 5 – метель 6 - изморозь | Оценивание учащихся, включенных в работу | |||
Итог 1 | - Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Поэтому устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. Зимой могут быть такие явления природу, как оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь. | |||||
ЭЛП | Идем в гости к зиме, продолжаем наш путь Ветер дует ледяной (Дети машут руками) И вздымает снега тучу. (Дети крутят руками) Зайцы прячутся в кустах. Даже хитрая лиса Притаилась и сидит, (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают) (Дети машут руками) Но утихла злая вьюга, Белой стала вся округа. (Потягивания – руки в стороны) Солнце светит в небесах. (Потягивания – руки вверх) Скачет по полю лиса. (Прыжки) Ну, а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба) И за парты вновь вернемся. (Дети садятся за парты). | |||||
10 | II этап | «Живая природа зимой» | ||||
Суть работы на II этапе | (Слайд№6) Скажите, к кому в гости мы попали? Картинка к сказке «Морозко» Когда рукодельница, взбивала перину Морозу Ивановичу, что она заметила? -Почему под снегом некоторые растения зеленые? -Есть травянистые растения: земляника, озимая рожь, озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными. Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче перенести зимние морозы. (Слайд №7) -Все ли травянистые растения зимуют зелеными? -А как зимуют деревья? - Лиственные деревья умирают зимой? - Как мы можем в этом убедиться? (Слайд №8) В этом легко можно убедиться, если рассмотреть почку растения. Снаружи она покрыта плотными чешуйками. Раздвинув ее мы увидим маленькие зеленые листочки. Чешуйки защищают их от мороза и высыхания. Листочек сидит на крошечном стебельке, который так же спрятан в чешуйке. Зимой дерево как будто спит. А весной из почек вырастут молодые стебли с листьями. - Какую роль выполняет снег для растений? - Зимой мы не видим живых листьев, цветков, почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих тысячелетий растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. В конце зимы под снегом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной. В лесу можно встретить не только растения, но и различных зверей и птиц. Но всех ли мы встретим зимой? Давайте посмотрим на картинки и назовем тех животных, которых не встретишь в зимнем лесу. (Слайд №9) - А в жизни других животных что-то изменилось? - Оказывается, снег защищает не только растения, но и согревает животных. Например: Лось в глубоком снегу не зарывается полностью. На поверхности всегда остается голова и спина с густой шерстью. Лесные мыши и мыши полевки делают себе ходы под снегом и свободно перемещаются, добывая там желуди, орехи, зеленую траву, а так же ветки у которых обгрызают кору. Мы их не можем услышать, а вот лисы и ласки хорошо слышат шуршание мышей и охотятся на них. Вашим домашним заданием будет узнать, как зимует белка, медведь и заяц | К Морозу Ивановичу - Что под снегом отдыхает зеленая травка. - Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть
- Нет, у многих растений отмирает наземная часть. -Хвойные деревья зимуют зелеными. Лиственные деревья сбрасывают листья. Нет, они только кажутся мертвыми, но это не так Предположения учащихся - Снег для этих растений – теплое пуховое одеяло, он укрывает и корни растений и не дает им замерзнуть. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.) - Ежа, медведя и барсука мы не можем встретить, они в спячке. - Белка и заяц – меняют окрас. Уногих животных шерсть становится более густой и тёплой ,т.к. отрастает подшёрсток . | Оценивание учащихся, включенных в работу | |||
Итог 2 | Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не видим живых листьев, цветков, почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. Животные тоже приспособились к этому холодному времени года. Хорошо в гостях у зимы, но нам нужно возвращаться в класс. | |||||
ЭЛП | Физминутка Мы погреемся немножко, (Натираем плечи) Мы похлопаем в ладошки, (Хлопаем в ладоши) Ножками потопаем (Топаем на месте) И себя похлопаем. (Хлопаем по коленям про зиму) Ну вот мы с вами снова в классе | |||||
8 | III этап | Ответы на поставленные вопросы | ||||
Цель 3 | - Так с чем же связаны изменения в неживой и живой природы зимой? | |||||
Суть работы на III этапе | Чтобы это выяснить вернемся к нашему опыту с полотенцем - Потрогайте полотенце, что заметили – Какое полотенце больше высохло? Почему? – Сделайте вывод: Как действуют прямые и косые тепловые лучи от нагревателя? С чем это связано? - А теперь свяжите это с нашим опытом - Так и Солнце нагревает землю. От земли нагревается воздух. Летом, когда лучи более прямые, земля нагревается сильнее и воздух становится теплым. Зимой тепловые лучи более косые. Земля нагревается слабее, и воздух становится холодным. Откройте страницу 57 вашего учебника и сравните схематическое изображение солнечных лучей. К какому времени года относится первый рисунок? Второй? Почему? -Теперь мы можем ответить на вопрос -Почему зимой холодно? -Так с чем связаны такие изменения в неживой и природе зимой? -А от чего зависит наклон солнечных лучей? -Почему летом солнце поднимается выше, чем зимой? Вы найдете ответ, на этот вопрос, прочитав текст на странице 58. - А теперь соединим все события вместе (Слайд №11) | -Полотенце, которое висело напротив батареи более сухое. -Это полотенце было повернуто полностью и тепла получало больше - Прямые лучи нагревают поверхность сильнее, чем косые. - На первое полотенце, повернутое спинкой к батарее, падали прямые тепловые лечи и оно высохло, и нагрелось быстрее, А на полотенце повернутое боком к батарее падали косые тепловые лучи, оно влажное, так как получило меньше тепла. Так и зимой лучи более косые, земля нагревается медленней -Первый рисунок – лето, так как солнечные лучи падают прямо и нагревают поверхность земли сильнее. -Второй рисунок – зима, так как солнечные лучи косые и нагревают поверхность земли слабее. -Да Предположения учащихся - Он наклона Солнечных лучей - От высоты солнца - Не знаем - Ось вращения Земли всегда направлена к полярной звезде. При движении Земли по орбите, солнце больше освещает то Южное, то Северное полушарие. Когда Северное полушарие повернуто к солнцу – это время года лето. - Когда Южное полушарие поворачивается к солнцу, в северном полушарии наступает зима, от этого солнечные лучи соврем мало нагревают Землю. - Земная ось направлена на Полярную звезду, Земля движется вокруг Солнца - Пока наше полушарие направлено к Солнцу, дни у нас долгие, лучи прямые, это теплое время года –лето - Пока наше полушарие повернуто от солнца, дни у нас короткие, лучи косые, это холодное время года – зима | Оценивание учащихся, включенных в работу | |||
Итог 3 | -Ответили ли мы на поставленные вопросы? - С чем связаны такие изменения в природе с приходом зимы? Почему зимой холодно? | Да! С наклоном земной оси и движением Земли вокруг Солнца. Потому что наше полушарие Зимой повернуто от солнца и солнце поднимается ниже над горизонтом. От этого солнечные лучи косые. | Оценивание учащихся | |||
7 | ЗЭУ | Ребята, вот и подходит концу наш урок! И пора подвести итоги! | ||||
Вывод по уроку | Сегодня мы побывали в гостях у зимы и узнали все ее секреты! Понравилось ли вам у нее в гостях? - В начале урока мы ставили задачи, давайте обратимся к ним: (Слайд№11) 1) Мы познакомиться с изменениями в неживой природе зимой. 2) Познакомиться с изменениями в живой природе зимой. 3) Ответить на вопросы: С чем связаны такие изменения в природе? Почему зимой холодно? Кто подведет итог по первому вопросу? По второму? По третьему? Вы абсолютно верно все отметили, наклон земной оси, и движение Земли вокруг Солнца определяют погоду оказывающее влияние на живую и неживую природу зимой. | 1) Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Поэтому устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. Зимой могут быть такие явления природу, как оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь. 2) Зима – период покоя в жизни растений. Снежный покров защищает растения и согревает животных. Животные тоже приспособились к этому холодному времени года. Кто-то меняет окрас, а кто-то впадает в спячку. 3) С наклоном земной оси и движением Земли вокруг Солнца. Потому что наше полушарие Зимой повернуто от солнца и солнце поднимается ниже над горизонтом. От этого солнечные лучи косые. Поэтому зимой холодно. | Оценивание учащихся | |||
МП | Запишите домашнее задание: выяснить, как зимует белка, медведь и заяц. Ребятам, которые хорошо работали на уроке, я поставлю оценки в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по окружающему мирув 1 классе "Здоровая пища"
данный урок проводится без ИКТ,но с использованием различных видов деятельности учащихся и форм общения педагога с детьми.Усвоение материала идёт с опорой на свойственые первоклассникам возрастные осо...
Методическая разработка урока по окружающему миру "Птицы зимой" 2 класс
Урок- путешествие в зимний лес, встреча со старичком-лесовичком помогает детям в занимательной форме окунуться в жизнь леса и его обитателей.Загадки,красочные иллюстрации в музыкальном сопровождении (...
Разработка урока по окружающему мир «Как животные готовятся к зиме» 1 класс
Разработка урока по окружающему мир «Как животные готовятся к зиме» (с использованием групповых технологий) 1 класс УМК «Перспективная начальная школа»...
Разработка урока по окружающему миру "Зима" 1 класс
I. Орг. момент. Психологический настрой. Кто, угадай-ка,Седая хозяйка:Тряхнёт перинки, Над миром пушинки. (Зима)- Какое время года наступило? (Зима)II. Актуализация знаний и постановк...
Методическая разработка урока по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы"
материал по окружающему миру...
Разработка урока по окружающему миру на тему: "Как помочь птицам зимой". 1 класс УМК "Школа России".
На уроке идет знакомство с условиями жизни перелетных, зимующих, кочующих птиц. В уроке представлен яркий наглядный материал, кроссворд с загадками, игра (презентация)...
Разработка урока по окружающему миру 2 класс "В гости к зиме"
Интегрированный урок, дающий не только знания по окружающему миру, но и развитие творческих способностей ,позитивных эмоций....