Открытый урок по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру по программе "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_zime.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: «В гости к зиме»
(с использованием мультимедийных технологий)
Цели. Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с изменениями, происходящими в мире живой природы в зимнее время года.
Систематизировать и обогатить знания детей о природных связях
Развивать мышление, наблюдательность, любознательность
учащихся, учить анализировать, обобщать, сравнивать.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Экран, мультимедийный проектор, компьютер;
Презентация к уроку
Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 2 кл.- М.: АСТ- Астрель. 2011
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
- Я вас приглашаю в гости к зиме. (Слайд 1)
Письмо от мальчика, который всегда и во всём сомневается
«С наступлением зимы всё в природе замирает. Выпадает снег. Становится холодно. Ничего не меняется. Всё в природе уснуло. Даже поэт Суриков написал в своём стихотворении:
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…»
- Что ответить мальчику?
- Что вы по этому поводу думаете?
- Действительно ли зимой изменения в природе перестают происходить?
- Действительно ли всё уснуло, жизнь замирает?
(Высказывания детей)
- Наши мнения разошлись, не все согласны с мнением мальчика и поэта. Вопрос остается нерешенным.
- Нам надо доказать мальчику, что и зимой, в самую глухую пору, изменения продолжают происходить
- Что для этого надо сделать?
- Найти как можно больше примеров из жизни растительного и животного мира о том, что происходит в природе с наступлением зимы
- Итак, в путь. Первый привал «Приметы зимы» (Слайд 2)
Ш. Игра «Приметы зимы»
- По очереди называйте приметы зимы. Повторяться нельзя. Выигрывает та группа, которая назовет больше признаков зимы.
Неживая природа зимой . Обобщение (Слайд3)
- Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу. Зима – трудный период в жизни растений и животных.
Изучение нового материала.
1. Привал «Зимняя жизнь растений».
- А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений.
- На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы)
-Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.) (Слайд 4)
(Слайд 5)
- Как зимуют лиственные деревья и кустарники?
- Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.
(Слайд 6)
- Как зимуют хвойные растения?
- Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями - хвоинками. Только лиственница зимует без листьев. На всех хвойных деревьях на зиму сохраняются шишки.
(Слайд 7)
- Как зимуют травянистые растения?
-Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.
-Какую роль выполняет снег для этих растений?
(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)
- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.
- Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.
Физкультминутка.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз) По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны) Во дворе у снежной бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя) Побелел морковный нос. (Дети показывают нос) | В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте) Вьюга злится, снег кружится, (Дети кружатся) Заметает всё кругом Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками) |
Привал «Секреты животного мира».
–На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) (Cлайд 8)
Работа в группах (учебник с. 71- 72)
- Сейчас мы поговорим о том, что происходит с насекомыми, рыбами и птицами зимой. Будем работать в группах.
Устав группы.
1.Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
Как проводят зиму насекомые .
а ) Первая группа готовит рассказ о насекомых.
О том как проводят зиму насекомые прочитайте в учебнике и составьте ответ по плану, который лежит в конверте №1
1. Мы прочитали о ______________________
2. Нам удалось выяснить, что _______________________
3. Оказывается, __________________________
4. Мы сделали заключение, что_____________________
(Слайд 9)
Как проводят зиму рыбы ?
б ) Вторая группа готовит рассказ о рыбах. О том как проводят зиму рыбы прочитайте в учебнике и составьте ответ по плану, который лежит в конверте №1
(Слайд10,11)
в )Как проводят зиму птицы? Третья группа готовит рассказ о птицах. О том как проводят зиму птицы прочитайте в учебнике и составьте ответ по плану, который лежит в конверте №1
(Слайд12)
г ) Четвертая группа готовит рассказ о снегирях. Читают текст на листочке и готовят ответ по плану, который лежит в конверте №1 (Слайд13)
3 - Каких птиц вы видели около своего дома?
- Почему они прилетают к жилью человека?
(Стихотворение) Е. Благинина «Морозы»
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище, как во дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им!
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить и тогда
Им будет легко пережить холода!
- Как вы можете помочь птицам перенести трудное время?
4. Инсценировка (пресс – конференция для животных)
(Слайд14)
- Чтобы узнать, как зимуют некоторые звери, я предлагаю на опушке леса устроить пресс-конференцию для диких животных. А мы с вами будем журналистами и корреспондентами. Вы зададите им вопросы, которые вас интересуют. Угадайте, кто придет к нам на пресс-конференцию?
- Отгадайте загадки
(Cлайд 15)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Слайд 16 )
(Слайд 17)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Слайд 18)
(Слайд 19)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Слайд 20)
- Правильно, ребята. К нам на пресс-конференцию пришли белка, медведь и заяц. Первое слово предоставляется белке.
Белка. Гнездо у меня в дупле, прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри свое жилище застилаю мхом, лишайником, сухими веточками, листьями и шерстью. В моем гнезде обычно 2 выхода, в сильные морозы я затыкаю их
лишайником или хвостом. Иногда у меня бывает до тридцати гнезд в разных местах.)
- Вопрос журналистов
-Белка, чем ты питаешься зимой?
Белка. На зиму я заготавливаю до 600 граммов сухих грибов. А ещё прячу в кладовые орехи, желуди, зерна, сухие ягоды
- Спасибо белка.
- Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы.
- Ребята, а какие еще животные делают запасы на зиму? (Хомяки, суслики, мыши, полевки) (Слайд 21)
- Теперь слово предоставляется зайцу
Заяц. Я большой мастер запутывать следы, чтобы сбить с толку своего врага. И бегун я отменный. Во время погони могу пробежать за 1 час 70 километров.
- Вопрос журналистов
- Заяц, чем ты питаешься зимой?
Заяц. Ем веточки осины, берёзы, клена. С веток более толстых деревьев обгрызаю кору. Не откажусь и от сена, морковки или капусты.
- Как спасаешься от мороза?
Заяц. Весь день провожу в укромных местах – под поваленным стволом, под пнём или в кустах. В сильные морозы рою в снегу глубокие норы, сплю не закрывая глаз.
- Спасибо, заяц
- Ребята, а какие ещё животные зимой ищут корм в природе? (Волки, рыси, лоси, кабаны) (Слайд 21)
- И, наконец, слово предоставляется медведю.
Медведь. Зимой я сплю. Осенью и летом жира нагуляю и отдыхаю в тёплой берлоге, которую устраиваю в сухом месте, в углублении, под вывернутым с корнем пнем.
- Вопрос журналистов
- А правда ли, что медведь лапу сосет?
Медведь. Нет, я её просто лижу. Зимой на подошве лап отслаивается и слезает старая, загрубевшая кожа. Молодая нежная кожица чешется и мёрзнет. Облизывая лапы. Горячим языком, причмокиваю губами. Вот и кажется, что я лапу сосу.
- Вопрос журналистов
- Может ли медведь зимой проснуться?
Медведь. Иногда это случается. От сильного холода, голода или стрельбы. Если проснусь, то до конца зимы не засыпаю, а брожу по лесу. И уж лучше со мной, голодным и злым не встречаться.
- Спасибо, медведь.
- Ребята, а какие животные, как и медведь тоже впадают в спячку? (Хомяки, барсуки, летучие мыши) (Слайд 21)
- В зимнем лесу очень красиво и тихо. Может показаться, что нет ни одной живой души, но это не так. На белом снежном покрывале можно увидеть следы зверей. Давайте и мы попробуем угадать кому принадлежат следы на снегу (Слайд 22)
- Зима – трудное время в жизни животных. Зверям нередко бывает зимой голодно. Белка не всегда находит свои запасы. Ветки, кора деревьев и кустарников малопитательны по сравнению с травой. Трудно кормиться после сильных снегопадов, когда кустарники и низкие деревца находятся под снегом. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставя стога сена, раскладывают морковь, капусту, желуди. Так люди помогают животным перенести голодное зимнее время.
VI Закрепление .
1. Работа в группах
- Сейчас мы продолжим работу в группах.
1, 2,3 группы – анаграммы «Что за зверь?»
- Расшифруйте слова . Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор?
1) КЕЛАБ 2) ДЕДМЕВЬ 3) УСКБРА
ШЬЫМ КОЛВ ДЕДМЕВЬ
МОКЯХ БАНКА СЛОЬ
ЯЦАЗ АСЛИ КЁИЖ
4 группа
- Расшифруйте слова . Какое животное нельзя встретить зимой? Обоснуйте свой выбор?
СЫРЬ
ЯЦАЗ
ГИНЕСРЬ
ВОСРЕЦК
2.Проверка (Слайд 23, 24, 25, 26)
3. Игра «Да- Нет» (Слайд27)
- Выберите правильный ответ
Итог урока. Рефлексия
- Сегодня мы побывали в гостях у зимы.
- Происходят ли изменения в жизни растений и животных с наступлением зимы? (Изменения в живой природе происходят в любое время года. Изменения могут происходить с разной скоростью. Зимой скорость изменений может замедляться)
- Какой ответ мы можем теперь дать мальчику?
( О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?)
- Что запомнили на уроке?
- Чему научились?
- Какое задание было самое интересное?
- Что вас удивило на уроке?
- Что понравилось?
- Покажите свое настроение, которое было у вас на уроке.
Домашнее задание (по выбору).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классе
Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классеТЕМА: Питание и здоровьеЦЕЛЬ:Сформировать представление о режиме питания.Рассказать о значении питания для человека.Дать понятие полезная ...
Конспект открытого урока по окружающему миру "Приход весны" 4 класс
Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: «Приход зимы»....
Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация
Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация...
Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"
Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...
Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера"
Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера". УМК "Школа 2100"...
Открытый урок по окружающему миру + химия в 4 классе по программе Перспективная начальная школа
Открытиый урок по окрыжающему миру + химия в 4 классе по программе ПНШ. Конспект урока. Рабочий лист ученика. Сообщение о нефти. Сообщемение о полезных ископаемых. Презентации №1 и №2....
Открытый урок по окружающему миру «Охрана растений» 3 класс УМК «Школа России»
Цели и задачи:Ø показать значимость растений в жизни человека;Ø формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;Ø закр...