Открытый урок по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру по программе "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_zime.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: «В гости к зиме»

(с использованием мультимедийных технологий)

Цели. Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с изменениями, происходящими в мире живой природы в зимнее время года.            

Систематизировать и обогатить знания детей о природных связях

             Развивать мышление, наблюдательность, любознательность

             учащихся, учить  анализировать, обобщать, сравнивать.

             Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 Оборудование: 

Экран, мультимедийный проектор, компьютер;

Презентация к уроку

Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 2 кл.- М.: АСТ- Астрель. 2011

        

Ход урока.

Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?     (Зимой)

 - Я вас приглашаю в гости к зиме. (Слайд 1)

Письмо от мальчика, который всегда и во всём сомневается

«С наступлением зимы всё в природе замирает. Выпадает снег. Становится холодно. Ничего не меняется. Всё в природе уснуло. Даже поэт Суриков написал в своём стихотворении:

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…»

- Что ответить мальчику?

- Что вы по этому поводу думаете?

- Действительно ли зимой изменения в природе перестают происходить?

-  Действительно ли всё уснуло, жизнь замирает?

(Высказывания детей)

- Наши мнения разошлись, не все согласны с мнением мальчика и поэта. Вопрос остается нерешенным.

- Нам надо доказать мальчику, что и зимой, в самую глухую пору, изменения продолжают происходить

- Что для этого надо сделать?

- Найти как можно больше примеров из жизни растительного и животного мира о том, что происходит в природе с наступлением зимы

- Итак, в путь. Первый привал «Приметы зимы» (Слайд 2)

Ш.  Игра «Приметы зимы»

- По очереди называйте приметы зимы. Повторяться нельзя. Выигрывает та группа, которая назовет больше признаков зимы.

Неживая природа зимой . Обобщение (Слайд3)

- Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу. Зима – трудный период в жизни растений и животных. 

Изучение нового материала.

1. Привал «Зимняя жизнь растений».

- А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений.

- На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы)

-Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.) (Слайд 4)

 (Слайд 5)

- Как зимуют лиственные деревья и кустарники?

- Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.

(Слайд 6)

- Как зимуют хвойные растения?

- Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями - хвоинками. Только лиственница зимует без листьев. На всех хвойных деревьях на зиму сохраняются шишки.

(Слайд 7)

- Как зимуют травянистые растения?

-Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.
-Какую роль выполняет снег для этих растений?

(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)

- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.

- Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.

 

Физкультминутка.  

Солнце землю греет слабо,

(Руки вверх и вниз)                                                  

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны)                                               

Во дворе у снежной бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте)

Вьюга злится, снег кружится,

(Дети кружатся)

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

(Имитируют движения руками)

Привал «Секреты животного мира».

–На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) (Cлайд 8)

Работа в группах (учебник с. 71- 72)

- Сейчас мы поговорим о том, что происходит с насекомыми, рыбами и птицами зимой. Будем работать в группах.

Устав группы.

1.Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

Как проводят зиму насекомые .

а ) Первая группа готовит рассказ о насекомых.

О том как проводят зиму насекомые прочитайте в учебнике и составьте ответ по плану, который лежит в конверте №1

1. Мы прочитали о ______________________

2. Нам  удалось выяснить, что _______________________

3. Оказывается, __________________________

4. Мы сделали заключение, что_____________________

(Слайд 9)

Как проводят зиму рыбы ?

б ) Вторая группа готовит рассказ о рыбах. О том как проводят зиму рыбы прочитайте в учебнике и составьте ответ по плану, который лежит в конверте №1

 (Слайд10,11)

в )Как проводят зиму птицы?  Третья группа готовит рассказ о птицах. О том как проводят зиму птицы  прочитайте в учебнике и составьте ответ по плану, который лежит в конверте №1

 (Слайд12)

г ) Четвертая группа готовит рассказ о снегирях. Читают текст на листочке и готовят ответ по плану, который лежит в конверте №1 (Слайд13)

3        - Каких птиц вы видели около своего дома?

- Почему они прилетают к жилью человека?

(Стихотворение) Е. Благинина «Морозы»

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку: в её конуре

Такой же морозище, как во дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе  им!

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить и тогда

Им будет легко пережить холода!

- Как вы можете помочь птицам перенести трудное время?

4. Инсценировка (пресс – конференция для животных)

(Слайд14)

    - Чтобы узнать, как зимуют некоторые звери, я предлагаю на опушке леса устроить пресс-конференцию для  диких животных. А мы с вами будем журналистами и корреспондентами. Вы зададите им вопросы, которые вас интересуют. Угадайте, кто придет к нам на пресс-конференцию?

- Отгадайте загадки

 (Cлайд 15) 

Хожу в пушистой шубе, 

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.             

 (Слайд 16 )

(Слайд 17)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

 А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Слайд 18)

(Слайд 19)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.  

(Слайд 20)        

- Правильно, ребята. К нам на пресс-конференцию пришли белка, медведь и заяц. Первое слово предоставляется белке.

 Белка.  Гнездо у меня в дупле, прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри свое жилище застилаю мхом, лишайником, сухими веточками, листьями и шерстью. В моем гнезде обычно 2 выхода, в сильные морозы я затыкаю их

лишайником или хвостом. Иногда у меня бывает до тридцати гнезд в разных местах.)

- Вопрос журналистов

-Белка, чем ты питаешься зимой?

Белка.  На зиму я заготавливаю до 600 граммов сухих грибов. А ещё прячу в кладовые орехи, желуди, зерна, сухие ягоды

- Спасибо белка.

     -  Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

  Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы.

- Ребята, а какие еще животные делают запасы на зиму? (Хомяки, суслики, мыши, полевки) (Слайд 21)

- Теперь слово предоставляется зайцу

Заяц.  Я большой мастер запутывать следы, чтобы сбить с толку своего врага. И бегун я отменный. Во время погони могу пробежать за 1 час 70 километров.

- Вопрос журналистов

- Заяц, чем ты питаешься зимой?

Заяц.  Ем веточки осины, берёзы, клена. С веток более толстых деревьев обгрызаю кору. Не откажусь и от сена, морковки или капусты.

- Как спасаешься от мороза?

Заяц.  Весь день провожу в укромных местах – под поваленным стволом, под пнём или в кустах. В сильные морозы рою в снегу глубокие норы, сплю не закрывая глаз.

- Спасибо, заяц

- Ребята, а какие ещё животные зимой ищут корм в природе? (Волки, рыси, лоси, кабаны) (Слайд 21)

- И, наконец, слово предоставляется медведю.

Медведь.  Зимой я сплю. Осенью и летом жира нагуляю и отдыхаю в тёплой берлоге, которую устраиваю в сухом месте, в углублении, под вывернутым с корнем пнем.

- Вопрос журналистов

- А правда ли, что медведь лапу сосет?

Медведь.  Нет, я её просто лижу. Зимой на подошве лап отслаивается и слезает старая, загрубевшая кожа. Молодая нежная кожица чешется и мёрзнет. Облизывая лапы. Горячим языком, причмокиваю губами. Вот и кажется, что я лапу сосу.

- Вопрос журналистов

- Может ли медведь зимой проснуться?

Медведь.  Иногда это случается. От сильного холода, голода или стрельбы. Если проснусь, то до конца зимы не засыпаю, а брожу по лесу. И уж лучше со мной, голодным и злым не встречаться.

- Спасибо, медведь.

- Ребята, а какие животные, как и медведь тоже впадают в спячку? (Хомяки, барсуки, летучие мыши) (Слайд 21)

 - В зимнем лесу очень красиво и тихо. Может показаться, что нет ни одной живой души, но это не так. На белом снежном покрывале можно увидеть следы зверей. Давайте и мы попробуем угадать кому принадлежат следы на снегу (Слайд 22)

- Зима – трудное время в жизни животных. Зверям нередко бывает зимой голодно. Белка не всегда находит свои запасы. Ветки, кора деревьев и кустарников малопитательны по сравнению с травой. Трудно кормиться после сильных снегопадов, когда кустарники и низкие деревца находятся под снегом. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставя стога сена,  раскладывают морковь, капусту, желуди. Так люди помогают животным перенести голодное зимнее время.

VI Закрепление .

1. Работа в группах

- Сейчас мы продолжим работу в группах.

1, 2,3 группы – анаграммы «Что за зверь?»

- Расшифруйте слова . Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор?

1) КЕЛАБ                                2) ДЕДМЕВЬ                        3) УСКБРА

ШЬЫМ                                КОЛВ                                ДЕДМЕВЬ

МОКЯХ                                БАНКА                                СЛОЬ

ЯЦАЗ                                АСЛИ                                КЁИЖ

4 группа

- Расшифруйте слова . Какое животное нельзя встретить зимой?  Обоснуйте свой выбор?

СЫРЬ

ЯЦАЗ

ГИНЕСРЬ

ВОСРЕЦК

2.Проверка (Слайд 23, 24, 25, 26)

3. Игра «Да- Нет» (Слайд27)

- Выберите правильный ответ

Итог урока. Рефлексия

- Сегодня мы побывали в гостях у зимы.

- Происходят ли изменения в жизни растений и животных с наступлением зимы? (Изменения в живой природе происходят в любое время года. Изменения могут происходить с разной скоростью. Зимой скорость изменений может замедляться)

- Какой ответ мы можем теперь дать мальчику?

( О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?)

- Что запомнили на уроке?

- Чему научились?

- Какое задание было самое интересное?

- Что вас удивило на уроке?

- Что понравилось?

- Покажите свое настроение, которое было у вас на уроке.

 

Домашнее задание (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классе

Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классеТЕМА: Питание и здоровьеЦЕЛЬ:Сформировать представление о  режиме питания.Рассказать о значении питания  для человека.Дать понятие полезная ...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Приход весны" 4 класс

Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: «Приход зимы»....

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация...

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера"

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера". УМК "Школа 2100"...

Открытый урок по окружающему миру + химия в 4 классе по программе Перспективная начальная школа

Открытиый урок по окрыжающему миру + химия в 4 классе по программе ПНШ. Конспект урока. Рабочий лист ученика. Сообщение о нефти. Сообщемение о полезных ископаемых. Презентации №1 и №2....

Открытый урок по окружающему миру «Охрана растений» 3 класс УМК «Школа России»

Цели и задачи:Ø показать значимость растений в жизни человека;Ø формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;Ø закр...