Окружающий мир "В гости к зиме" 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Тема. В гости к зиме.
Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой и живой природе
Задачи: познакомить с изменениями в неживой и живой природе зимой, учить рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края;
учить работать в паре: выдвигать предположения, извлекать информацию из текста и фотографий, оценивать свои достижения;
·ориентировать на соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни
Планируемые результаты
Предметные:
- знать зимние изменения в неживой природе;
- объяснять причины изменений в неживой природе зимой;
- приводить примеры зимних явлений природы;
- понимать происхождение снежинок и знать их форму
Метапредметные:
понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить, оценивать свои достижения на уроке;
работать в паре: извлекать информацию из текста и фотографий, проводить взаимопроверку и самопроверку;
выполнить рисунок на предложенную тему
обобщать изученный материал
Личностные:
- понимать целостность картины мира;
- проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия;
- понимать и принимать ценности здорового образа жизни
Межпредметные связи: Литературное чтение, изобразительное искусство «Зимние картины»
Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, с. 130, 131; рабочая тетрадь, с.51, мультимедийный проектор, компьютер, листы с текстами для учеников; раздаточный материал – снежинки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mi1.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Тема. В гости к зиме.
Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой и живой природе
Задачи: познакомить с изменениями в неживой и живой природе зимой, учить рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края;
учить работать в паре: выдвигать предположения, извлекать информацию из текста и фотографий, оценивать свои достижения;
·ориентировать на соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни
Планируемые результаты
Предметные:
- знать зимние изменения в неживой природе;
- объяснять причины изменений в неживой природе зимой;
- приводить примеры зимних явлений природы;
- понимать происхождение снежинок и знать их форму
Метапредметные:
понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить, оценивать свои достижения на уроке;
работать в паре: извлекать информацию из текста и фотографий, проводить взаимопроверку и самопроверку;
выполнить рисунок на предложенную тему
обобщать изученный материал
Личностные:
- понимать целостность картины мира;
- проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия;
- понимать и принимать ценности здорового образа жизни
Межпредметные связи: Литературное чтение, изобразительное искусство «Зимние картины»
Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, с. 130, 131; рабочая тетрадь, с.51, мультимедийный проектор, компьютер, листы с текстами для учеников; раздаточный материал – снежинки.
Ход урока.
1. Активизация жизненного опыта, знаний.
(1 слайд) Загадка
Наступили холода
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайцем белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
( На 1 слайде тема : « В гости к зиме…»
- Назовите приметы зимы, указанные в этой загадке.
Работа у доски.
- Разложите картинки на 2 группы.
- По каким признакам вы разделили? ( живая, неживая природа- переворачиваю листки с надписями неживая, живая природа)
- Посмотрите на загадку.
- Что из нее можно отнести к первой группе? Ко второй?
2. Постановка цели.
- О чем же мы сегодня на уроке будем говорить?( о зиме, изменениях в природе)
Письмо
- У меня в руках письмо от мальчика, который всегда и во всем сомневается.
« С наступлением зимы все в природе замирает. Выпадает снег. Становится холодно. Все в природе уснуло. Даже поэт Суриков написал в своем стихотворении:
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной.
И заснул под нею
Крепко, непробудно…»
-Что ответить мальчику? Что вы по этому поводу думаете? Действительно ли изменения в природе перестают происходить?
- Наши мнения разошлись, не все согласны с мнением мальчика и поэта. Вопрос остается нерешенным.
-Нам надо доказать мальчику, что зимой, в самую глухую пору, изменения продолжают происходить.
Учитель Сравним изменения в неживой природе осенью с зимой( по научному дневнику сказать об изменениях)
( 2 слайд)
- Приведите свои примеры изменений в неживой природе.
- Мы ходили на экскурсию, вспомним про это. Какие наблюдения провели и что узнали? ( По рабочей тетради)
( Если есть фото, то показ, если нет, то фрагмент видео)
Диск
- Посмотрим и внимательно послушаем об изменениях в неживой природе зимой.
- О каких еще изменениях в неживой природе зимой вы узнали?
- О каких не сказано?
Загадка
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (мороз)
И не снег, и не лед, а серебром все уберет. (иней)
- На чем образуется изморозь?
( 3 слайд)
Учитель. Иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах. На проводах, ветках кустов и деревьев – это изморозь ( есть кадр в моей презента- по рус яз). Иней ( мелкие кристаллики, похожие на крошечные снежинки) ложится в холодные ясные и тихие ночи на почву, стены дома, на скамейки, узоры на стеклах- это тоже иней.
- Какие явления в неживой природе мы можем наблюдать на картинках на доске? ( перечисляют)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. ( снежинка)
- Во время экскурсии мы рассматривали в лупу снежинку. Какая она?
( 4 слайд)
- О снежинках (рассказ ученика)
Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.
Под самолётом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду
мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу,
они сразу же становились лёгкими, нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе— это замёрзший водяной пар. Он есть повсюду в
окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли
дождя,а зимой — в снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые
цветы и звёзды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скаты-
ваются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют
хлопья.
А кто хочет узнать, какой ещё формы бывают снежинки? Я вам открою
секрет - Вы сможете об этом узнать в своих рабочих тетрадях. Откроем
их на с. 85, задание №2. Прочитайте задание.
(Музыка. Девочки кружатся со снежинками в руке, потом подлетают и прикрепляют их на доску.)
(5 слайд)
Учитель. По календарю зима начинается 1 декабря. Но ученые считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день низко поднимается на небе , тени длинные, а день самый короткий в году. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это еще не зима. Вспомните, как в этом году первый снежок посыпал 19 октября и сильный мороз 11 градусов был в октябре, и мы испугались: неужели зима уже наступила? Или в первых числах ноября пошел снег, завьюжило, а потом все растаяло и до …. мы не видели снега. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура устанавливается ниже нуля градусов.
-Как вы думаете, происходят ли изменения в живой природе зимой? Перечислите, что и кого мы относим к живой природе?
- Сейчас мы рассмотрим, как зима отразилась на жизни растений.
- На какие группы делятся все растения?( деревья, кустарники, травы)
-На какие 2 группы мы разделим деревья? (Лиственные и хвойные).
( 6 слайд, 7 слайд)
- Как зимуют лиственные деревья и кустарники?
- Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на каком дереве? ( дубе). На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.
- Сделайте вывод: Почему изменилась жизнь лиственных растений.
Вывод: так как стало холодно, то есть t воздуха ниже 0, почва замерзла, выпадает снег и день становится короче, то большинство лиственных растений сбрасывают листву на зиму.
- Умирают ли лиственные растения? Что мы видели на экскурсии?
Конечно, нет. Хоть деревья сбрасывают листву, но на ветках остаются почки. Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих лет растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание почек».
Работа с учебником стр.132 №1 и карточками с семенами. (Береза, липа, сосна обыкновенная, ясень, дуб, клен, ива)
-Определите, как называются эти растения?
(Слайд 8)
- Как зимуют хвойные растения?
- Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями - хвоинками. Только лиственница зимует без листьев. На всех хвойных деревьях на зиму сохраняются шишки.
Почему хвойные деревья не сбросили свои листья-хвоинки? ?
Лес остался живым, но он спит.
(Слайд 7)
- Как зимуют травянистые растения? (Учебник стр. 132)
-Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. – Почему?
-Какую роль выполняет снег для этих растений?
(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)
- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.
- Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.
- Изменилась ли жизнь животных с наступлением зимы?
- Что на это повлияло?
(Слайд зима, мороз, снег,..)
( Открываю морозы снег )
- Чего не стало хватать для многих животных?
(открываю нет корма )
- Как животные приспосабливаются к таким условиям?
( Заготавливают корм, находят корм в природе, ложатся в спячку)
-Приведите примеры.
( слайды этих животных, добавляет учитель…)
Рассказы детей о животных.
Загадка
Летом серый, а зимой белый. (Заяц) ( слайд смена окраски)
- Какие животные еще меняют окраску?
( слайды этих животных) (Учитель добавляет)
Игра «Рассели жильцов» ( мальчики)
- Как птицы переживают суровую зиму, ведь они питаются насекомыми?
- Какие птицы заготавливают корм на зиму? (Еще с осени синицы заготавливают себе на зиму корма рассовывают в трещины коры деревьев буквально миллионы засохших паучков и мелких насекомых.)
- Какие перебираются ближе к жилью человека? (Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека.)
- Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы собирают оставшиеся плоды и семена растений. .. Если еды хватает, то морозы птицам нипочем.
Секрет прост, они выживают зимой за счет собственного “ума” и догадливости. А вот если много снега, сильные морозы, то им приходится туго. И тогда… Мы тоже должны прийти к ним на помощь, сделать…, и не забывать… их подкармливать. Как вы думаете, какие птицы могут прилететь к нашей кормушке? Какую еду мы им приготовим?
- Вспомните, на уроках окр. мира мы говорили о невидимых нитях. Что это за невидимые нити?
( слайд о связи растений и животных зимой)
Следы животных ( учебник стр. 133)
- На парте у вас лежат листочки с цифрами, рассмотрите животных, их следы. Положите на следы номер того животного, кому они принадлежат.
Рефлексия.
- Что мы ответим мальчику, который сомневался, что в природе зимой происходят изменения?
Тест по зиме.
Итог.
- Зима очень интересное время года. Почему? ( 31 декабря мы переходим из одного года (какого?) в следующий (какой?).
Под Новый год все люди загадывают желания.(Включаю лампу)
- Протяните ладошку, поймайте блестящий огонек, загадайте желание, и оно обязательно исполнится.
- (Открываю елочку, включаю гирлянду) Наши сказочные зверюшки сегодня подружились, и вокруг этой волшебной елки празднуют Новый год.
( Стук в дверь. Входит Дед Мороз.)
- Это 2 А?
Здравствуйте, ребята,
Мои славные друзья!
Через лес, через сугробы,
К вам спешил на праздник я!
( Обращается к гостям)
Всех приветствую, друзья!
Очень рад вас видеть я!
Старому году оставьте печали,
Забудьте тревоги, обиды, беду
Только здоровья, успехов и счастья
Я вам желаю в Новом году!
( Обращается к детям)
Я – настоящий Дед Мороз,
Я вам известие принес,
Что Новый год уже в дороге
И скоро будет на пороге!
Вы чуда ждете? (пауза) Чудо будет!
(открывает коробочку и раздает детям приглашение на Новогодний праздник)
Викторина
1.Какая птица вниз головой бегает?
2.Когда у белки кисточки на ушах вырастают?
3.Почему заяц в снегу не проваливается?
4.Что ест зимой жаба?
5.Каких зверей зовут «шатунами»?
6.Какие птицы ночуют, зарываясь в снег?
7.Кто зимой голоден, летом сыт?
8.Какой зверёк спит всю зиму вниз головой?
9.Все ли зайцы зимой белые?
10.Какая птица живёт у нас только зимой?
Рефлексия
На конец, когда войдет Дед Мороз включить музыку «Зимняя сказка»
Найдите птиц по описанию.
Дятел – величиной с дрозда (23 см). Голос громкий, резкий – "кик-кик". Всем известна весенняя "дробь" дятла. Селится в лесах (преимущественно хвойных) и парках. Летом долбит кору деревьев, доставая личинок и взрослых насекомых; в зимнее время питается семенами сосны и ели.
Снегирь – величиной примерно с воробья (15 см). У самок верх серовато-коричневый, нос – розовато-серый. Голос – мягкое протяжное "дию" или "фью-фью", песня трескучая, с флейтовыми и свистовыми звуками. Живет в лесах (избегает чистых сосняков) с густым подлеском, в садах и парках. Держится скрытно в чаще; там же, невысоко над землей, часто у ствола молодой елочки, строит неглубокое гнездо.
Ворона – черно-серая или черная, 47 см в длину. Редко парит в воздухе. Издает громкое "карр-карр". Населяет открытые ландшафты, лесные опушки и полезащитные лесные полосы. Всеядна: кроме насекомых, червей, мышевидных грызунов, яиц и птенцов, употребляет и растительную пищу. Гнездится одиночно на высоких деревьях в апреле – мае. Оседлая и кочующая птица. Черная окраска характерна также для ворона, который отличается большими размерами, более мощным клювом и клиновидным хвостом.
Клест – крупнее воробья (17 см). Перекрещивание клюва возникает благодаря смещенному вбок росту подклювья. Подобно попугаям, использует клюв и для лазания. Голос – громкое "гипп-гипп-гипп", "кле-кле-кле". Песня – трескучее щебетание с трелями, немного напоминает пение зеленушки. Обитатель хвойных лесов. Питается семенами и почками ели и сосны, а также тлями. Гнездится с января до апреля. Кочующая птица.
В дневнике составьте модель цепи питания каждой птицы в условиях зимнего леса.
Например: семена сосны – дятел.
Чтобы перезимовать, некоторые птицы должны изменить свой рацион, довольствуясь лишь тем, что им удается раздобыть. Чтобы помочь им, установите кормушку. (Кормушку дети готовят заранее, до экскурсии.)
И помните: необходимо выкладывать пищу, когда идет снег или в сильный мороз. Как только погода улучшится, постепенно прекращайте подкормку. Тогда птицы начнут самостоятельно искать корм.
У вас на партах карточки со словами. Вы сейчас поработаете в парах: подумаете и определите на какие 2 группы можно разделить эти слова. - Выполнили работу. Проверяем. Поднимите снежинку, кто выполнил так.
По какому принципу вы разделили слова? (Дети: живая и неживая природа)
Кто правильно выполнил, берёт снежинку.
СЛОВА - (Солнце, небо, воздух, снег, ветер - неживая природа. Растения, звери, птицы, деревья, человек - живая природа.)
Физ. Минутка - А сейчас мы все встанем.
проверим насколько вы внимательны!!
-Если вы услышите слова, которые относятся к неживой природе – поднимаете руки вверх – вот так (учитель показывает).
-Если вы услышите слова, которые относятся к живой природе – приседаем – вот так (учитель показывает).
Все запомнили? Первый раз - повторяем.
СЛОВА: Снегопад, ветер, дерево, метель, изморозь, трава, гололедица, звери, оттепель снежинка. Молодцы! Садитесь.
-Ребята, в упражнение я включила новые слова, значение которых мы сейчас узнаем. – Кто из вас знает, что обозначает ОТТЕПЕЛЬ? Кто первый найдёт и прочитает об этом в словариках. (РАБОТА со СЛОВАРИКАМИ).
-Молодцы, ребята! Посмотрите на свои снежинки. А кто хочет узнать, какой ещё формы бывают снежинки? Я вам открою секрет - Вы сможете об этом узнать в своих рабочих тетрадях. Откроем их на с. 85, задание №2. Прочитайте задание.
-Попробуйте догадаться, как называются эти снежинки. Соедините стрелками. Работа в парах: вы можете с друг другом тихонечко посовещаться и выполнить задание каждый в своих тетрадях.
-Выполнили – поднимите снежинки. ПРОВЕРИМ! Кто выполнил верно - возьмёт по одной снежинке.
-Как красив зимний лес, весь покрытый снегом. Что мы можем увидеть в лесу на снегу? (следы.)
-А чьи это могут быть следы? (животных).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру во 2-м классе по теме «В гости к весне».
Обобщающий урок по окружающему миру....
Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"
Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...
Урок по окружающему миру в 1-м классе на тему: "В гостях у зимы. (Зимние изменения в природе)"
На данном уроке перед учащимися были поставлены цели: расширить и обобщить знания и свои наблюдения об окружающем мире об изменениях в природе зимой, и как одним из времен года; формировать бере...
Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"
Необходимо организовать и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: «В гости к зиме» (с использованием мультимедийных технологий)
урок-экскурсия...
Технологическая карта интегрированного урока по окружающему миру и технологии 1 класс по теме "Где зимуют птицы?Наши зимние гости -красногрудые снегири.Работа с нитками в несколько сложений.
Интегрированный урок в 1 классе по окружающему миру и технологии....
Технологическая карта по окружающему миру " Школа России" 2 класс " В гости к весне"
УМК " Школа России" 2 класс...