Урок окружающего мира "В гости к зиме"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Сапронова Наталья Витальевна

План - конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_vo2_klasse_otkrytyy.docx25.88 КБ
Файл prezentatsiya.rar2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: «В гости к зиме»

(с использованием мультимедийных технологий)

Цели. Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с изменениями, происходящими в мире живой природы в зимнее время года.            

Систематизировать и обогатить знания детей о природных связях

             Развивать мышление, наблюдательность, любознательность

             учащихся, учить  анализировать, обобщать, сравнивать.

             Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 Оборудование: 

Экран, мультимедийный проектор, компьютер;

Презентация к уроку

А.А. Плешаков. Окружающий мир. 2 кл – М. : Просвещение, 2012

        

Ход урока.

Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?     (Зимой)

 - Я вас приглашаю в гости к зиме. (Слайд 1)

Письмо от мальчика, который всегда и во всём сомневается

«С наступлением зимы всё в природе замирает. Выпадает снег. Становится холодно. Ничего не меняется. Всё в природе уснуло. Даже поэт Суриков написал в своём стихотворении:

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…»

- Что ответить мальчику?

- Что вы по этому поводу думаете?

- Действительно ли зимой изменения в природе перестают происходить?

-  Действительно ли всё уснуло, жизнь замирает?

(Высказывания детей)

- Наши мнения разошлись, не все согласны с мнением мальчика и поэта. Вопрос остается нерешенным.

- Нам надо доказать мальчику, что и зимой, в самую глухую пору, изменения продолжают происходить

- Что для этого надо сделать?

- Найти как можно больше примеров из жизни растительного и животного мира о том, что происходит в природе с наступлением зимы

- Итак, в путь. Первый привал «Приметы зимы» (Слайд 2)

Ш.  Игра «Приметы зимы»

- По очереди называйте приметы зимы. Повторяться нельзя.

Неживая природа зимой . Обобщение (Слайд3)

- Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу. Зима – трудный период в жизни растений и животных. 

Изучение нового материала.

1. Привал «Зимняя жизнь растений».

- А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений.

- На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы)

-Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.) (Слайд 4)

 (Слайд 5)

- Как зимуют лиственные деревья и кустарники?

- Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.

(Слайд 6)

- Как зимуют хвойные растения?

- Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями - хвоинками. Только лиственница зимует без листьев. На всех хвойных деревьях на зиму сохраняются шишки.

(Слайд 7)

- Как зимуют травянистые растения?

-Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. 
-Какую роль выполняет снег для этих растений?

(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)

- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.

- Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.

2.Работа по учебнику ( работа в парах) с 132.

 

3. Физкультминутка.  

( Слайд 8)

4. Привал «Секреты животного мира».

–На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) (Cлайд 8)

- Сейчас мы поговорим о том, что происходит с насекомыми, рыбами и птицами зимой.

- Каких птиц можно увидеть зимой?

- На какие группы делятся птицы?

- Рассмотрите изображенных птиц. Назовите их.

- Послушайте стихотворение, запомните названных в нем птиц.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

У опушки в старых ёлках

От зари и до зари

Разговор ведут чечётки,

Громко вторят снегири.

Пёстрый дятел крикнет громко,

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на липках,

Отзовётся громкий чиж.

Я б могла ещё так много

Про лесных сказать птенцов.

Как с утра и до заката

На репьях гостят щеглы

 И торопятся куда – то

Ярко – красные щуры.

Как ,рассвет встречая новый,

Будит лес своих гостей.

Не опишешь даже словом

Красоту земли моей.

-О каких птицах вы услышали?

-Познакомимся с некоторыми поближе.

5. (Подготовленные ученики читают  мини-доклады о птицах.

( Слайд 9)

Ученик 1  (о чечётках)

Ученик 2  (о чижах)

Дети в шапочках дятла и клеста разыгрывают сценку

Дятел. Чего ты, клёст, визжишь? Обидели  тебя,

      что ли?

Клест. Да нет, дятел, это я радуюсь!

Дятел. Нашёл время радоваться..

Клёст. Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!

Дятел. В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут!

Клёст. Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха – мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.

Ученик 3( о клестах)

(Стихотворение) Е. Благинина «Морозы»

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку: в её конуре

Такой же морозище, как во дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе  им!

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить и тогда

Им будет легко пережить холода!

- Как вы можете помочь птицам перенести трудное время?

-Мы много внимания уделили птицам, пора вспомнить о зверях. Что меняется в их жизни с приходом зимы? Как звери приспосабливаются к изменениям температуры?

-Что зимой происходит с белкой и зайцем? Для чего это надо?

-Как звери добывают себе корм?

Есть звери, которые делают запасы с осени. Приведите примеры таких зверей. (белка, мышь)

_ У вас на столах лежат карточки. Прочитайте текст о мышах и полёвках.

(Слайд 10)

-Есть звери, которые и зимой находят пропитание. Для этого им подходят сухая трава, кора деревьев, веточки. Кого устраивает такой корм? (зайца, лося, кабана.)

(Слайд 11)

-Прочитайте текст о зайцах, о лосях, о кабанах.

- У нас осталось несколько текстов про зверей – хищников. Прочитайте их и скажите :чем питаются зимой лиса, волк и ласка.

По ходу чтения демонстрируются слайды с изображением зверей.

(слайд 12)

-Есть еще одна группа зверей. Мы их не видим зимой в лесу,потому что они спят. Какие звери залегают в спячку? Кто еще из животных спит зимой?

Медведь устраивает берлогу в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнем пнем. С детства вы слышите о том, что медведь зимой сосёт лапу.  Это не так. Он ее не сосет, а лижет. Зимой у медведя на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком.

Если медведь летом мало ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой медведь встает и начинает искать пищу. Таких медведей называют шатунами. Встреча с таким голодным медведем очень опасна для жизни человека.

Спят зимой и барсуки. Но в отличие от медведя они просыпаются, поедят запасов у себя в норе и снова засыпают.

 - В зимнем лесу очень красиво и тихо. Может показаться, что нет ни одной живой души, но это не так. На белом снежном покрывале можно увидеть следы зверей. Давайте и мы попробуем угадать кому принадлежат следы на снегу (Слайд 13)

- Зима – трудное время в жизни животных. Зверям нередко бывает зимой голодно. Белка не всегда находит свои запасы. Ветки, кора деревьев и кустарников малопитательны по сравнению с травой. Трудно кормиться после сильных снегопадов, когда кустарники и низкие деревца находятся под снегом. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставя стога сена,  раскладывают морковь, капусту, желуди. Так люди помогают животным перенести голодное зимнее время.

VI Закрепление .

1. Работа в группах

(Слайд 14)

- Сейчас мы продолжим работу в группах.

1, 2,3 группы – анаграммы «Что за зверь?»

- Расшифруйте слова . Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор?

1) КЕЛАБ                                2) ДЕДМЕВЬ                        3) УСКБРА

ШЬЫМ                                КОЛВ                                ДЕДМЕВЬ

МОКЯХ                                БАНКА                                СЛОЬ

ЯЦАЗ                                АСЛИ                                КЁИЖ

4 группа

- Расшифруйте слова . Какое животное нельзя встретить зимой?  Обоснуйте свой выбор?

СЫРЬ

ЯЦАЗ

ГИНЕСРЬ

ВОСРЕЦК

2.Проверка (Слайд 15,16,17,18))

Ит    Итог урока. Рефлексия.

- Сегодня мы побывали в гостях у зимы.

- Происходят ли изменения в жизни растений и животных с наступлением зимы? (Изменения в живой природе происходят в любое время года. Изменения могут происходить с разной скоростью. Зимой скорость изменений может замедляться)

- Какой ответ мы можем теперь дать мальчику?

( О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?)

- Что запомнили на уроке?

- Чему научились?

- Какое задание было самое интересное?

- Что вас удивило на уроке?

- Что понравилось?

- Покажите свое настроение, которое было у вас на уроке.

 

Домашнее задание (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.

Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....

Урок окружающего мира. Тема: Где зимуют птицы?

Конспект урока Окружающего мира, по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс. Конспект разработан с учетом требований ФГОС НОО....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима" 1 класс

Презентация составлена к обобщающему уроку по теме "Зима" по учебнику "Окружающий мир" Федотовой, Трафимова (УМК "Перспективная начальная школа")...

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...

презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Зима в природе"

презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Зима в природе" УМК "Гармония"...

Урок окружающего мира "О птицах зимой" 1 класс

Урок изучения нового материала, на котором детям предлагается обобщить знания  о сезонных изменениях в жизни птиц, разъяснить понятия:зимующие, качующие, перелётные птицы. Развивать у детей умени...