Разработка открытого урока по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Яцык Татьяна Анатольевна

Класс: 2

      УМК:  Учебник А. А. Плешаков. 

Предмет: «Окружающий мир»

Тема: В гости к зиме

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

        Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок в главе 3 «Природа».

       Цель: Формировать представления младших школьников о зимних изменениях в неживой и живой природе;

Познакомить с особенностями зимней жизни растений и животных;

Учить распознавать деревья зимой, следы животных на снегу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХОД УРОКА

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формирование УУД

I этап.  

Организационный момент.

Организация начала урока.

Проверка учителем готовности учащихся к уроку

Посадка учащихся по группам (3 группы по 8 человек, одна из них группа исследователей);

Исследователи заранее готовят вопросы по теме.

Подготовка к уроку (дневник, учебник, тетрадь и пенал).

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

II. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, давайте прослушаем песню, скажите о чем она?  

- Что такое такое белая тройка?

Назовите их.

 Просмотр  видеофильма

«Три белых коня»

(месяцы зимы)

Декабрь, январь и февраль

Видеофильм

Познавательные  (поиск и выделение необходимой информации;  логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство).

- Ребята, а кто из вас знает почему зимние месяцы так названы?

.

Декабрь: Этот месяц в народе называют «студень»: на всю зиму землю студит. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

Январь: точно рассекает зиму пополам, и за это его называли «сечень».

 

Январь - году начало, зиме середина. Дни становятся длиннее, больше светлых часов. А сугробы все выше, снег глубже, лед толще.

Февраль:

Называли его «вьюговой» или «снежень».

Дни в феврале, как правило, яркие, солнечные, но холодные. Изменчив, капризен февраль. То оттепель с плюсовой отметкой на термометре, то мороз под  20 градусов.  

Дети подготовили названия месяцев зимы.

III.  Мотивирующее введение в тему урока.

Ребята, послушайте загадку. Подумайте о чем мы сегодня на уроке мы будем с вами говорить.

Серая хозяйка, Тряхнет перинки

Над миром пушинки!

-Зима

Личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

IV. Формулировка темы урока, постановка цели

- Как вы думаете, какая сегодня у нас с вами будет тема урока?

- Куда  мы отправимся с вами в гости?

- Верно. Тема урока: «В гости к зиме»

- Что ребята относится  к Зиме?

- Что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке? (задачи)

-Какова цель сегодняшнего занятия?

Ежедневно в природе происходят изменения. Кажется, ещё недавно мы наблюдали за красотой осенних листьев. И вот уже за окном падают снежинки.

- Сегодня мы поговорим о том, как изменилась природа с наступлением зимы.

 Вспомним признаки зимы. Познакомимся жизнью растительного и животного мира зимой.

-Зима

К зиме.

(Снег, месяцы зимы, мороз, вьюга, холод, птицы улетают, животные впадают в спячку и т. д.)

-Какие растения и животные бывают зимой, что происходит в зимнее время;

- Значение зимы  для человека;

Дети ставят цель.

(Слайд 1)

Цель и задачи урока крепятся к доске.

 Личностные: действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом;
Регулятивные:  (целеполагание, планирование);
логические (анализ, обобщение);
познавательные (постановка и формулирование проблемы;

V. Работа по теме урока.

- Ребята, как вы понимаете что за окном зима?

А знаете как образуется снежинка?

(Высоко, над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец становятся красивыми звездочками. Учёные, изучающие снежинки, сумели выделить девять основных форм снежных кристаллов. Им даже дали интересные названия: пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка, снежинка оледенелая, снежинка круповидная.).

У меня на доске вывешены слова (слова - карточки); (Солнце, осадки, воздух, животные, растения);

- Что общего у этих слов?

- На какие две группы мы можем их с вами разделить?       - Какие слова отнесём к неживой природе?

 - Какие к живой природе?

 Ответы детей, группа исследователей дополняет.

Все слова относятся к природе

Живая и неживая природа

Солнце, осадки, воздух,

животные, растения);

Определение природы живой и неживой

Познавательные: (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));
Коммуникативные: (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);

– Давайте посмотрим на слова, которые относятся к неживой природе, скажите какие изменения в неживой природе происходят зимой?

- А какие явления природы можно наблюдать зимой вы мне расскажите, выполнив задания в группах.

– Вы должны взять  конверт под номером 1 прочитать и понять, о каком явлении природы говориться.

Конверт №1: Зимой обычно стоит морозная погода. Снег в это время сухой, сыпучий. Но нередко бывают оттепели. Тогда снег подтаивает, становится влажным и легко лепится.

2 : Не идётся и не едется,

Потому что ……..!

Но зато отлично падается!

Почему ж никто не радуется?

3 : Снегопад,

Снегопад.

Шёл он день

И ночь подряд.

Шёл он полем,

Шёл он лесом,

Заглянул и под навесы,

Пухом лёг он

На дома,

И мы поняли :

Зима.

4 группа: Заметает все пути

не проехать, не пройти.

У метели есть подруга -

снежно-ветреная …..  .

- Оцените себя;

- Что вы поняли?

- Что не поняли?

- Как будете действовать?

- Можем двигаться дальше?

- О чём мы с вами еще не говорили?

- На какие  группы делятся растения?

-  Какие бывают деревья?

- Что происходит  ними в зимнее время?

- А хвойные деревья?

-А какое дерево сбрасывает свои иголки?

- А что происходит с травами?

- Оцените себя.

- Давайте пойдём дальше, что ещё мы с вами не разобрали?

- А что же происходит с животными?

Есть звери, которые делают запасы с осени. Приведи примеры таких зверей. (белка, мышь)

Дупло у белки не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями. Белочке там тепло. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но мы знаем, что много грибов развесила белка по лесу для сушки, много орехов закопала в разные лесные «кладовки» под деревьями: Так много, что за зиму всё не съедает. Её запасами кормятся другие лесные звери.

-Есть звери, которые и зимой находят пропитание. Для этого им подходят сухая трава, кора деревьев, веточки. Кого устраивает такой корм? (зайца, лося, кабана.)

- Сейчас я предлагаю выполнить задания в группах.

- По моей команде вы возьмёте конверт с цифрой № 2.

- Вам нужно найти лишнее животное

Конверт №2

.

1:Медведь, заяц, волк, рысь.

2: Медведь, барсук, лиса, ёж.

3: Клёст, ласточка, стриж, грач.

4: Дятел, ласточка, синица, воробей

  Дети отвечают, группа исследователей дополняет.

Дети выполняют задания о явлениях неживой природы зимой.

Отвечают на вопрос, группа исследователей дополняет.

 Отвечают дети, группа исследователей дополняет.

Дети готовятся, один из группы выступает.

Исследователи сравнивают, согласны не согласны, дополняют.

О живой природе

Растения

(деревья, кустарники, травы).

(лиственные и хвойные)

(Зимой деревья и кустарники, сбрасывают листву, засыпают, а от морозов их спасает снег и кора).

Хвоя остается

Лиственница

НЕКОТОРЫЕ ТРАВЫ СБРАСЫВАЮТ ЛИСТВУ, НЕКОТОРЫЕ УХОДЯТ ПОД СНЕГ ЗЕЛЁНЫМИ.

Животных и птиц.

ПТИЦЫ -  улетают в тёплые края

НЕКОТОРЫЕ ЖИВОТНЫЕ -  ложатся в спячку.

Группы отвечают, исследователи дополняют

Исследователи:

  1. Медведь впадает в спячку, но есть медведь шатун, которого разбудили среди зимы, он ходит ищет пищу, очень опасен;
  2. Лиса охотится зимой, не спит;

3. Клёст- живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.

4. Ласточки- улетают в тёплые края самые первые,

потому что пропадают насекомые, а это их еда.

Работа в группах.

Презентация

Исследователи зачитывают карточки

Таблица результатов

Карточки с явлениями природы

Карточки заданий «Найди лишнее»

О явлениях природы.

Определить о каком явлении природы говориться.

Физминутка

«Игра в хлопки»

- Хлопните в ладошки, если услышите зимние явления природы.

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилет птиц, оттепель, гололедица.

Вот вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.) Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.) Вон лисица в поле скачет, Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.) Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.) И к себе приходим в дом. (Дети садятся.

Дети хлопают в ладоши

VI. Контролирующее задание

Задание по группам. Игра «Расселите животных по домикам».

(Игра позволяет установить ассоциативные связи в изучаемой теме, развивает логическое мышление).

Домик 1 — животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 — животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 животные, которые зимой ищут корм в природе.

- Оцените себя

Заполняют домики, один из группы выступает

Дети оценивают работу

Регулятивные: (прогнозирование; контроль; коррекция; оценка);
Познавательные: (моделирование); логические (анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование

Животный мир и растительный мир их связь

VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Ребята, назовите тему сегодняшнего занятия?

- Какие месяцы зимы вы знаете?

- Что происходит в неживой природе?

- Что необходимо сделать человеку, чтобы помочь животным и птицам?

.

Как вы себя чувствовали на уроке?

- Что понравилось?

- Что делали?

- Давайте сравним удался ли урок?

Дети отвечают

Дети отвечают по образцу самооценивания

 (образец самооценивания)

Оценивание

Регулятивные: (прогнозирование; контроль; коррекция; оценка);
Познавательные: (моделирование); логические (анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование

VIII Домашнее задание

Дифференцированное

Прочитать статью в учебнике с.130 - 133. Подготовить сообщение о зимующих птицах (на выбор).

Сделать рисунки на тему: «Следы, которые я видел по дороге в школу и обратно». (Проверка наблюдательности)

Выполнить задание в рабочей тетради.

Записывают дом. Задание в дневник

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...

Разработка открытого урока по окружающему миру для 3 класса

Разработка открытого урока по окружающему миру  "Вода. Огонь. Газ"...

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Животные - часть природы"

Данная работа содержит технологическую карту, прзентацию и дополнительный материал к уроку....

Разработка открытого урока по окружающему миру 2 класс "В гости к зиме".

Разработка открытого урока по окружающему миру 2 класс "В гости к зиме"...

Разработка открытого урока по окружающему миру (технологическая карта + презентация) для 2 класса на тему: "Строение тела человека" УМК Школа России

Урок разработан в соответствии с ФГОС.В основе лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке разнообразны. Они позволяют не только формировать предметные знания и навыки,но...

Разработка открытого урока по окружающему миру (технологическая карта + презентация) для 2 класса на тему: "Строение тела человека" УМК Школа России

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.В основе лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке интересны и разнообразны.Они позволяют не только формировать предм...