Разработка открытого урока по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)
Класс: 2
УМК: Учебник А. А. Плешаков.
Предмет: «Окружающий мир»
Тема: В гости к зиме
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок в главе 3 «Природа».
Цель: Формировать представления младших школьников о зимних изменениях в неживой и живой природе;
Познакомить с особенностями зимней жизни растений и животных;
Учить распознавать деревья зимой, следы животных на снегу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_uroka_po_okruzhayushchemu_v_gosti_k_zime_2_klassmiru.rar | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
ХОД УРОКА
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Формирование УУД |
I этап. Организационный момент. | Организация начала урока. Проверка учителем готовности учащихся к уроку | Посадка учащихся по группам (3 группы по 8 человек, одна из них группа исследователей); Исследователи заранее готовят вопросы по теме. Подготовка к уроку (дневник, учебник, тетрадь и пенал). | Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) | |
II. Актуализация опорных знаний. | - Ребята, давайте прослушаем песню, скажите о чем она? - Что такое такое белая тройка? Назовите их. | Просмотр видеофильма «Три белых коня» (месяцы зимы) Декабрь, январь и февраль | Видеофильм | Познавательные (поиск и выделение необходимой информации; логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство). |
- Ребята, а кто из вас знает почему зимние месяцы так названы? . | Декабрь: Этот месяц в народе называют «студень»: на всю зиму землю студит. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году. Январь: точно рассекает зиму пополам, и за это его называли «сечень».
Январь - году начало, зиме середина. Дни становятся длиннее, больше светлых часов. А сугробы все выше, снег глубже, лед толще. Февраль: Называли его «вьюговой» или «снежень». Дни в феврале, как правило, яркие, солнечные, но холодные. Изменчив, капризен февраль. То оттепель с плюсовой отметкой на термометре, то мороз под 20 градусов. | Дети подготовили названия месяцев зимы. | ||
III. Мотивирующее введение в тему урока. | Ребята, послушайте загадку. Подумайте о чем мы сегодня на уроке мы будем с вами говорить. Серая хозяйка, Тряхнет перинки Над миром пушинки! | -Зима | Личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); | |
IV. Формулировка темы урока, постановка цели | - Как вы думаете, какая сегодня у нас с вами будет тема урока? - Куда мы отправимся с вами в гости? - Верно. Тема урока: «В гости к зиме» - Что ребята относится к Зиме? - Что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке? (задачи) -Какова цель сегодняшнего занятия? Ежедневно в природе происходят изменения. Кажется, ещё недавно мы наблюдали за красотой осенних листьев. И вот уже за окном падают снежинки. - Сегодня мы поговорим о том, как изменилась природа с наступлением зимы. Вспомним признаки зимы. Познакомимся жизнью растительного и животного мира зимой. | -Зима К зиме. (Снег, месяцы зимы, мороз, вьюга, холод, птицы улетают, животные впадают в спячку и т. д.) -Какие растения и животные бывают зимой, что происходит в зимнее время; - Значение зимы для человека; Дети ставят цель. | (Слайд 1) Цель и задачи урока крепятся к доске. | Личностные: действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом; |
V. Работа по теме урока. | - Ребята, как вы понимаете что за окном зима? А знаете как образуется снежинка? (Высоко, над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец становятся красивыми звездочками. Учёные, изучающие снежинки, сумели выделить девять основных форм снежных кристаллов. Им даже дали интересные названия: пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка, снежинка оледенелая, снежинка круповидная.). У меня на доске вывешены слова (слова - карточки); (Солнце, осадки, воздух, животные, растения); - Что общего у этих слов? - На какие две группы мы можем их с вами разделить? - Какие слова отнесём к неживой природе? - Какие к живой природе? | Ответы детей, группа исследователей дополняет. Все слова относятся к природе Живая и неживая природа Солнце, осадки, воздух, животные, растения); | Определение природы живой и неживой | Познавательные: (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений)); |
– Давайте посмотрим на слова, которые относятся к неживой природе, скажите какие изменения в неживой природе происходят зимой? - А какие явления природы можно наблюдать зимой вы мне расскажите, выполнив задания в группах. – Вы должны взять конверт под номером 1 прочитать и понять, о каком явлении природы говориться. Конверт №1: Зимой обычно стоит морозная погода. Снег в это время сухой, сыпучий. Но нередко бывают оттепели. Тогда снег подтаивает, становится влажным и легко лепится. 2 : Не идётся и не едется, Потому что ……..! Но зато отлично падается! Почему ж никто не радуется? 3 : Снегопад, Снегопад. Шёл он день И ночь подряд. Шёл он полем, Шёл он лесом, Заглянул и под навесы, Пухом лёг он На дома, И мы поняли : Зима. 4 группа: Заметает все пути не проехать, не пройти. У метели есть подруга - снежно-ветреная ….. . - Оцените себя; - Что вы поняли? - Что не поняли? - Как будете действовать? - Можем двигаться дальше? - О чём мы с вами еще не говорили? - На какие группы делятся растения? - Какие бывают деревья? - Что происходит ними в зимнее время? - А хвойные деревья? -А какое дерево сбрасывает свои иголки? - А что происходит с травами? - Оцените себя. - Давайте пойдём дальше, что ещё мы с вами не разобрали? - А что же происходит с животными? Есть звери, которые делают запасы с осени. Приведи примеры таких зверей. (белка, мышь) Дупло у белки не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями. Белочке там тепло. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но мы знаем, что много грибов развесила белка по лесу для сушки, много орехов закопала в разные лесные «кладовки» под деревьями: Так много, что за зиму всё не съедает. Её запасами кормятся другие лесные звери. -Есть звери, которые и зимой находят пропитание. Для этого им подходят сухая трава, кора деревьев, веточки. Кого устраивает такой корм? (зайца, лося, кабана.) - Сейчас я предлагаю выполнить задания в группах. - По моей команде вы возьмёте конверт с цифрой № 2. - Вам нужно найти лишнее животное Конверт №2 . 1:Медведь, заяц, волк, рысь. 2: Медведь, барсук, лиса, ёж. 3: Клёст, ласточка, стриж, грач. 4: Дятел, ласточка, синица, воробей | Дети отвечают, группа исследователей дополняет. Дети выполняют задания о явлениях неживой природы зимой. Отвечают на вопрос, группа исследователей дополняет. Отвечают дети, группа исследователей дополняет. Дети готовятся, один из группы выступает. Исследователи сравнивают, согласны не согласны, дополняют. О живой природе Растения (деревья, кустарники, травы). (лиственные и хвойные) (Зимой деревья и кустарники, сбрасывают листву, засыпают, а от морозов их спасает снег и кора). Хвоя остается Лиственница НЕКОТОРЫЕ ТРАВЫ СБРАСЫВАЮТ ЛИСТВУ, НЕКОТОРЫЕ УХОДЯТ ПОД СНЕГ ЗЕЛЁНЫМИ. Животных и птиц. ПТИЦЫ - улетают в тёплые края НЕКОТОРЫЕ ЖИВОТНЫЕ - ложатся в спячку. Группы отвечают, исследователи дополняют Исследователи:
3. Клёст- живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма. 4. Ласточки- улетают в тёплые края самые первые, потому что пропадают насекомые, а это их еда. | Работа в группах. Презентация Исследователи зачитывают карточки Таблица результатов Карточки с явлениями природы Карточки заданий «Найди лишнее» | О явлениях природы. Определить о каком явлении природы говориться. | |
Физминутка «Игра в хлопки» | - Хлопните в ладошки, если услышите зимние явления природы. Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилет птиц, оттепель, гололедица. Вот вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.) Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.) Вон лисица в поле скачет, Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.) Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.) И к себе приходим в дом. (Дети садятся. | Дети хлопают в ладоши | ||
VI. Контролирующее задание | Задание по группам. Игра «Расселите животных по домикам». (Игра позволяет установить ассоциативные связи в изучаемой теме, развивает логическое мышление). Домик 1 — животные, которые к зиме делают запасы. Домик 2 — животные, которые зимой впадают в спячку. Домик 3 животные, которые зимой ищут корм в природе. - Оцените себя | Заполняют домики, один из группы выступает Дети оценивают работу | Регулятивные: (прогнозирование; контроль; коррекция; оценка); Животный мир и растительный мир их связь | |
VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке | -Ребята, назовите тему сегодняшнего занятия? - Какие месяцы зимы вы знаете? - Что происходит в неживой природе? - Что необходимо сделать человеку, чтобы помочь животным и птицам? . Как вы себя чувствовали на уроке? - Что понравилось? - Что делали? - Давайте сравним удался ли урок? | Дети отвечают Дети отвечают по образцу самооценивания | (образец самооценивания) | Оценивание Регулятивные: (прогнозирование; контроль; коррекция; оценка); |
VIII Домашнее задание | Дифференцированное Прочитать статью в учебнике с.130 - 133. Подготовить сообщение о зимующих птицах (на выбор). Сделать рисунки на тему: «Следы, которые я видел по дороге в школу и обратно». (Проверка наблюдательности) Выполнить задание в рабочей тетради. | Записывают дом. Задание в дневник | Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"
Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...
Разработка открытого урока по окружающему миру для 3 класса
Разработка открытого урока по окружающему миру "Вода. Огонь. Газ"...
Методическая разработка открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Животные - часть природы"
Данная работа содержит технологическую карту, прзентацию и дополнительный материал к уроку....
Разработка открытого урока по окружающему миру 2 класс "В гости к зиме".
Разработка открытого урока по окружающему миру 2 класс "В гости к зиме"...
Разработка открытого урока по окружающему миру (технологическая карта + презентация) для 2 класса на тему: "Строение тела человека" УМК Школа России
Урок разработан в соответствии с ФГОС.В основе лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке разнообразны. Они позволяют не только формировать предметные знания и навыки,но...
Разработка открытого урока по окружающему миру (технологическая карта + презентация) для 2 класса на тему: "Строение тела человека" УМК Школа России
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.В основе лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке интересны и разнообразны.Они позволяют не только формировать предм...
Разработка открытого урока по окружающему миру 3 класс "Школа России"
laquo;Золотое кольцо России»...