Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру для класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова. «Окружающий мир», учебно-методического комплекта «Школа России». Учебник «Окружающий мир», А.А.Плешаков. М., Просвещение. (УМК «Школа России»). Содержание УМК соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Предметное содержание УМК соответствует возрасту обучающихся и отражает круг интересов школьников;
Данная рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова. «Окружающий мир», учебно-методического комплекта «Школа России». Учебник «Окружающий мир», А.А.Плешаков. М., Просвещение. (УМК «Школа России»). Содержание УМК соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Предметное содержание УМК соответствует возрасту обучающихся и отражает круг интересов школьников;
Данная рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни;
- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы и культуры;
- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
- этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Учащиеся получат возможность научиться:
- умения осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
- понимания себя наследником ценностей многонационального российского общества, его гуманистических и демократических ценностных основ;
- осознания своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в различных видах внеурочной деятельности;
- представление о возможностях собственного участия в построении будущего России.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- планировать свои действия;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение, классификацию и сериацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выбирать или самостоятельно предлагать в соответствии со своими интересами темы проектных работ, определять необходимые источники информации и способы оформления результата;
- использовать при проведении практических и проектных работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений, опытов, проектной деятельности;
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- аргументировать свою позицию;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «извини, пожалуйста», «прости», «спасибо» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, выполнять проекты по теме; составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Учащиеся получат возможность научиться:
- включаться в ролевую игру, ведя беседу, рассказ от имени персонажа (учителя, экскурсовода, путешественника и т.д.);
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Человек и природа
Учащиеся научатся:
- рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, эколога;
- изготавливать модели Солнечной системы и отдельных планет;
- использовать глобус и карту для получения информации о Земле;
- анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения;
- находить и показывать на физической карте различные географические объекты, пользоваться картой природных зон России;
- объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
- приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
- выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать деятельность людей в разных природных зонах и раскрывать возникшие экологические проблемы и способы их решения;
- приводить примеры заповедников и национальных парков России;
- использовать карту родного края для получения информации о нём;
- различать и описывать изученные природные объекты своего края;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- давать краткую характеристику природного сообщества по плану;
- выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
- использовать разные источники информации, включая краеведческую литературу, для получения сведений и подготовки сообщений о природе, в том числе о природе России и своего края.
- Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе, быту, природной среде;
- находить в различных источниках на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете, актуальную информацию о проектах по спасению редких видов животных России;
- осознавать необходимость и ценность таких проектов для сохранения разнообразия и красоты природы родной страны и всей планеты;
- перечислять международные экологические организации и кратко характеризовать их деятельность; приводить примеры международных экологических дней, раскрывать их символический смысл;
- различать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; приводить примеры заповедников и национальных парков России и других стран, осознавать их значение для сохранения природы;
- рассказывать об охране природы в своём крае;
Человек и общество
Учащиеся научатся:
- рассказывать о мире с точки зрения историка;
- узнавать, как учёные изучают жизнь людей в разные исторические времена, приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
- распознавать некоторые знаменитые сооружения прошлого и рассказывать о них;
- соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
- показывать с помощью карты и глобуса, как человек открывал планету Земля;
- читать историческую карту;
- описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
- узнавать о занятиях и профессиях людей прошлого;
- составлять словарь по теме, различать слова и выражения, относящиеся к истории;
- показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных событий;
- рассказывать по плану, карте, иллюстрациям об исторических событиях;
- соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
- составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
- описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
- называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
- находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
- понимать важную роль России в мировой истории;
- показывать на карте границу, территорию, столицу, другие города современной России;
- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права;
- осознавать, что значит быть гражданином, что такое права и обязанности гражданина;
- понимать, в чём состоят различия между государственным
- устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
- раскрывать значение государственных символов России, находить их среди символов других стран;
- рассказывать о главных праздниках России, объяснять их значение в жизни страны;
- узнавать историю краёв, областей, городов России, описывать их достопримечательности;
- рассказывать о традициях и праздниках народов России;
- осознавать связь современной России с её историей;
- использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о жизни общества в прошлом и настоящем.
- Учащиеся получат возможность научиться:
- перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
- называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
- называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
- приводить конкретные примеры прав ребёнка;
- использовать политико-административную карту России для получения информации о родной стране, субъектах Российской Федерации;
- узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
- рассказывать о святынях России (на примере памятников истории и культуры своего региона), осознавать их ценность для каждого жителя страны.
Содержание курса
4 класс. (68 ч)
Человек и природа. Окружающий мир, его многообразие. Способы и средства познания окружающего мира. Представление о времени и его течении. Прошлое, настоящее и будущее.
Связи в окружающем мире: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между человеком и природой. Изображение связей с помощью моделей.
Звёзды и планеты. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна – спутник Земли. Освоение человеком космоса; достижения нашей страны в космических исследованиях. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера).
Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Природное сообщество и взаимосвязи в нём: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2 – 3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Всемирное природное наследие. Бережное отношение к природному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Человек и общество. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.
Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика). Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края.
История – наука о прошлом людей. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Представления об эпохах в истории человечества: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени. Памятники истории и культуры – свидетели различных эпох в истории человечества.
Всемирное культурное наследие. Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья.
Правила безопасного поведения в природе. Безопасность сети Интернет.
Календарно-тематическое планирование
уроков окружающего мира
4 класс
Раздел программы | Тема урока | Кол-во часов | дата | ||
№ | по плану | по факту | |||
1 четверть | 17 | ||||
1 | Земля и человечество (9ч) | Мир глазами астронома | 1 | ||
2 | Планеты Солнечной системы | 1 | |||
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы | 1 | |||
4 | Мир глазами географа | 1 | |||
5 | Мир глазами историка | 1 | |||
6 | Когда и где? | 1 | |||
7 | Мир глазами эколога | 1 | |||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | |||
9 | Входная контрольная работа | 1 | |||
10 | Природа России (11ч) | Равнины и горы России | 1 | ||
11 | Моря, озёра и реки России | 1 | |||
12 | Природные зоны России | 1 | |||
13 | Зона арктических пустынь | 1 | |||
14 | Тундра | 1 | |||
15 | Леса России | 1 | |||
16 | Лес и человек | 1 | |||
17 | Зона степей | 1 | |||
2 четверть | 16 | ||||
18 | Пустыни | 1 | |||
19 | У Чёрного моря | 1 | |||
20 | Обобщение знаний по разделу «Природа России» | 1 | |||
21 | Родной край – часть большой страны (14ч) | Наш край | 1 | ||
22-23 | Поверхность нашего края | 2 | |||
24 | Водные богатства нашего края | 1 | |||
25 | Наши подземные богатства | 1 | |||
26 | Земля-кормилица | 1 | |||
27 | Экскурсия в лес и на луг | 1 | |||
28 | Жизнь леса | 1 | |||
29 | Жизнь луга | 1 | |||
30 | Жизнь в пресных водах | 1 | |||
31 | Экскурсия к водоёму | 1 | |||
32 | Полугодовая контрольная работа | 1 | |||
33 | Растениеводство в нашем крае | 1 | |||
34 | Животноводство в нашем крае | 1 | |||
3 четверть | 18 | ||||
35 | Страницы всемирной истории (5ч) | Начало истории человечества | 1 | ||
36 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 | |||
37 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | |||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | |||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | |||
40 | Страницы истории России (20ч) | Промежуточная аттестация. Тест | 1 | ||
41 | Во времена Древней Руси | 1 | |||
42 | Страна городов | 1 | |||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | |||
44 | Трудные времена на Русской земле | 1 | |||
45 | Русь расправляет крылья | 1 | |||
46 | Куликовская битва | 1 | |||
47 | Иван Третий | 1 | |||
48 | Мастера печатных дел | 1 | |||
49 | Патриоты России | 1 | |||
50 | Пётр Великий | 1 | |||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | |||
4 четверть | 18 | ||||
52 | Екатерина Великая | 1 | |||
53 | Отечественная война 1812 года | 1 | |||
54 | Страницы истории XIX века | 1 | |||
55 | Россия вступает в ХХ век | 1 | |||
56 | Страницы истории 1920-1930-х годов | 1 | |||
57-58 | Великая Отечественная война и Великая Победа | 2 | |||
59 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | |||
60 | Современная Россия (9ч) | Проверочная работа по разделу «Страницы всемирной истории». | 1 | ||
61 | Мы – граждане России | 1 | |||
62 | Славные символы России | 1 | |||
63 | Такие разные праздники | 1 | |||
64 | Путешествие по России | 1 | |||
65 | Проверочная работа по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека Тест | 1 | |||
66-67 | Путешествие по России | 2 | |||
68 | Презентация проектов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...