Технологическая карта урока по окружающему миру: Разнообразие растений
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Лучкова Татьяна Алексеевна

Тип урока: открытие новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8._urok_tehnologicheskaya_karta.docx52.55 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель

Лучкова Татьяна Алексеевна

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

УМК

Школа России

Тема урока

Разнообразие растений

Тип урока

открытие новых знаний

Прогнозируемые результаты

Личностные: 

  • формировать основы гражданской позиции;
  • развивать умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника, принимать и сохранять учебную задачу, работать с информацией в малых группах,  строить понятные для партнёра высказывания, правильно задавать вопросы,  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу.

Метапредметные:

  • выдвигать гипотезы и обосновывать их;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
  • учить анализировать и  классифицировать найденную информацию;
  • учить анализировать и выделять общее.

Предметные:

  • формировать представление  о разнообразии растительного мира,
  • познакомить с отличительными признаками основных групп растений,
  • развивать умение различать группы растений по их существенным признакам.

Дидактические средства

Атлас-определитель "От неба до земли", рабочая тетрадь, учебник "Окружающий мир", 1 часть.

Оборудование:

интерактивная доска, компьютер, ноутбуки по количеству групп (5), проектор, файлы для загрузки в каждой ноутбук для групп, индивидуальные таблицы для работы, правила работы в группе, учебник, листы ответов, карточки с заданиями для работы в группе, презентация, карточки для кластера.

Цель урока

познакомить  с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

Задачи урока

Образовательные: формировать у учащихся представление  о разнообразии растительного мира;  познакомить с отличительными признаками основных групп растений; умение различать группы растений по их существенным признакам.

Развивающие:  развивать мышление, коммуникативные качества, интерес к предмету;

Воспитательные: умение  вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Правила работы на уроке

1. Не бойся высказывать свою точку зрения.

2. Уважай мнения других.

3. Не перебивай одноклассников и учителя.

4. Хочешь ответить - подними руку.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин)

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Психологический настрой.

Приветствуют учителя.

- Какое замечательное утро. Как балует нас природа своим теплом, светом, осенними арматами, как много она нам рассказывает. Природа как книга  - хранит все истины и ответит на все наши вопросы. Поэтому мы должны быть ей за это благодарны и беречь ее. Ведь Природа - наш друг.

Приветствуют учителя.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

Создание благоприятного психологического климата, приветствие.

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

(8 мин)

Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Работа в группах.

Взаимопроверка.

Кластер

Дефинирование.

Работа групп по цепочки.

- Вся природа делится на ....(живая и неживая).  На прошлых уроках мы познакомились с неживой природой. Мы изучали темы воздух, вода и почва. Давайте вспомним изученный материал.

Работа по группам:

- Прошу работать так, что соблюдались правила работы в группе.

Каждая группа решает кроссворд по теме: Почва.

По окончанию работы, группы меняются кроссвордами и проверяют.

Изучением живой природы занимается специальная наука. Кто знает как она называется? Биология.

- На какие царства ученые-биологи делят всю живую природу?  

Бактерии

Грибы

Животные

Растения

- У нас с вами сегодня будет  необычный урок. Наш класс превратится в научно-исследовательскую лабораторию, а мы с вами научные сотрудники. И сегодня все наши 5 лабораторий будут изучать царство  растений.

- Кто-нибудь знает как называется наука, которая изучает растения?

- Ботаника.

 - Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: "Растения - зелёная одежда Земли"

- Давайте проверим какие растения мы с вами уже знаем. Каждая группа называет по 1 растению.

Учащиеся работают в группе. Выполняют задания по пройденным темам.

Взаимная проверка выполненного задания и сообщение результатов проверки.

Дети дают ответ.

Создание кластера на доске.

Актуализируют знания о растениях, обсуждают в группе и дают ответ, поочередно называя растения.

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Определение уровня усвоения ранее изученного материала.

III. Формулирование темы урока, постановка цели

(5 мин)

Цели: организовать формулирование темы урока учащимися;  организовать постановку цели урока учащимися.

Беседа

-- Вот какое количество растений мы с вами знаем, какие они разные.

- Как мы называем что-то. когда это много и это очень разное?

 - Как можно сформулировать тему нашего урока?

- И тема урока звучит: Разнообразие растений.

- Вы знаете сколько видов растений существует на нашей планете?

 - Около 500 тыс. растений?

-  Как вы думаете, что необходимо сделать для изучение такого количества ?

-Ученые-ботаники разделили растения на несколько групп.

-  Чем мы сегодня будем заниматься в наших  лабораториях.

 - Учебная задача: изучить группы растений и  их признаки.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

Формулируют тему урока.

Высказывают гипотезы.

Ставят учебную задачу.

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

Уметь находить определение понятиям, делать выводы.

IV. Работа по теме.

Организация исследовательской работы.

(15 мин)

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для выведения основных признаков растений каждой группы и определения растений данной группы; выяснить отличительные признаки каждой группы растений.

.  

Знакомство с новой классификацией растений.

Постановка задачи и плана работы.

Работа в группах с источниками информации (ноутбук).

Работа с Атласами-определителями.

Заполнение таблицы.

Формулирование итогов работы.

-  Откройте учебники, страница 70.

Познакомьтесь с названием групп растений.

А сейчас каждая лаборатория изучит отдельную группу  растений с помощью информации на электронном носителе, заполняя таблицу. А потом представит нам результаты исследования

Мы будем работать  группами.

1-я группа: Что такое водоросли?

2-я группа: Что такое мхи?

3-я группа: Что такое папоротники?

4-я группа: Что такое хвойные растения?

5-я группа: Что такое цветковые растения

План:

1. Сейчас каждая лаборатория должны познакомиться с информацией, предложенной на ноутбуках.

2. Рассмотреть фотографии.

3. Найти с помощью Атласа-определителя  растение данной группы.

Заполнить таблицу, отметив + или -  какие части имеют представители этой группы.

Учитель фиксирует на доске результаты в таблице.

- Какие же признаки лежат в основе деление растений на группы? (наличие органов растений)

Знакомятся с названиями групп растений.

Получают и запоминают задание.

Выполняют исследования, руководствуясь планом работы.

Находят названия растений  данной группы.

Заполняют таблицу наличия признаков растений.

Формулируют выводы наблюдений, записывают выводы.

Каждая группа представляет результаты исследования.

И вносит результаты по каждой группе в свои таблицы.

Формулирование вывода.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности.

Использование и введение в словарный обиход термина "группа растений".

Соотнесение группы растений с названием я растений и их внешним видом.

Определение основных признаков классификации.

V. Физминутка

(2мин)

Цель: организовать отдых детей, смену деятельности

Физминутка

Демонстрация движений физминутки.

Учащиеся выполняют движения физминутки.

Восстановление физических и духовных сил

VI.  Закрепление нового материала

(6 мин)

Цель: выяснить количественного соотношения видов растений и их разнообразия.

Работа с книгой и рабочей тетрадью.

Графическое изображение "Лесенка"

Знакомство с редкими растения.

- А вы хотите узнать  какая группа растений самая многочисленная?

Нам поможет в этом учебник.

На с. 72 авторы делятся с нами такой информацией.

Внесите ее в рабочую тетрадь (таблицу, с. 40).

- Давайте графически покажем соотношение групп растений на доске.

Знакомит с помощью виртуального путешествия с редкими растениями: рафлезия, сиквоя, вельвичия, гинкго.

Читают информацию в учебнике, находят данные, вносят в таблицу в тетради.

Выкладывают графически (с помощью карточек) лесенкой соотношение количество групп растений.

Знакомятся с редкими растениями.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

Первичная проверка понимания.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Тест.

Самопроверка

Рефлексия

А теперь выполним небольшой

Тест: Согласен - не согласен.

1. Все растения цветут (-).

2. У хвойных есть плоды (-).

3.  Самая многочисленная группа растений - это цветковые растения (+).

4. Водоросли, мхи и водоросли размножаются спорами (+).

5. У водорослей нет корней(+).

Представляет ключ и баллы.

- Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательное царство живой природы.

-  Действительно мир растений очень разнообразный?

Продолжите высказывание:

- Мы сегодня узнали ....

- Я  могу использовать эти знания…

- Мы достигли учебной задачи?

Фиксируют свой вариант ответа в табличке.

Учащиеся смотрят свои результаты, закрывают

результат.

Ответы учащихся.

Сверяют собственные ответы с ключом. Определяют уровень выполнения и исправляют ошибки.

Высказывают собственное мнение

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

Анализ свои собственные достижения, неудачи, поиск способов решения проблем.

VI. Домашнее задание (2 мин)

Фиксация домашнего задания в дневнике.

- Прочитать в учебнике статью на стр. 69-73, рабочая  тетрадь,  стр. 29-1.

- Для юных ученых: подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы.

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

Запись домашнего задания  в дневник.

Отличительные признаки групп растений

Виды

растений

корень

стебель

лист

цветок

плод

семена

споры

Особенности

жизнедеятельности

Водоросли

-

-

-

-

-

-

+

живут в воде

Мхи

-

+

+

-

-

-

+

живут в сырых местах

Папоротники

+

+

+

-

-

-

+

живут в сырых местах

Хвойные

растения

+

+

+

-

-

+

-

вечнозеленые

Цветковые растения

+

+

+

+

+

+

-

очень многочисленны

Кроссворд «Почва»

  1. Русский учёный создавший науку почвоведение.
  2. Он придаёт почве тёмный цвет.
  3. Питательные вещества, без которых растения не могут жить.
  4. В почве она тоже есть.
  5. Наука о почвах.
  6. Они тоже твёрдые тела.
  7. Главное свойство почвы.
  8. Верхний плодородный слой земли.
  9. Соль, оставшаяся на стекле после испарения воды.
  10. Одно из газообразных веществ, содержащееся в почве.

        Камни. Почва без ответов

Кроссворд «Почва»

По горизонтали:

1. Верхний плодородный слой земли.

2. Главное свойство почвы.

3. Наука о почве

4. Фамилия русского ученого, который исследовал и создал науку о почве.

По вертикали: Вспомните состав почвы с помощью загадок. По ходу заполняйте кроссворд.

5. Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь?    

6. Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир.

7.  Какая нота и продукт называются одинокого?

8.  Петя замок строит ловко,
 Катя торт печёт ведёрком.
 Здесь, у моря на часок
 Всех детей собрал / Песок /!

9.  Запас солей в почве постоянно наполняется благодаря ……(перегной- ед.ч.)

10. Если встретишь на дороге,
   То увязнут сильно ноги.
   А сделать миску или вазу – 
   Они понадобятся сразу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе Тема "Разнообразие животных"

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе Тема "Разнообразие животных" УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме: "Разнообразие растений" 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Разнообразие растений",  автор учебника  А.А. Плешаков,УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Мир растений"

Здесь Вы найдёте информацию о том, как познакомить учащихся с миром растений....

Технологическая карта урока по окружающему миру " Разнообразие животных" 3 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру " Разнообразие животных" 3 класс...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Разнообразие растений" (УМК "Школа России"), 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений;Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с осн...