Технологическая карта урока по окружающему миру "Мир растений"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Сидоренкова Дарья Николаевна

Здесь Вы найдёте информацию о том, как познакомить учащихся с миром растений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk._okruzhayushchiy_mir._mir_rasteniy.docx130 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА

Окружающего мира, проведённого в 3-б классе ГБОУ СОШ №47 ИМ. Д.С.Лихачёва

учителя начальных классов

Сидоренковой Дарьи Николаевны

Санкт-Петербург

2022

Тема: Мир растений

Цели деятельности педагога

познакомить учащихся с основной классификацией растений, способами их питания и дыхания.

Тип урока

открытие нового знания

Средства обучения

Презентация, игра, раздаточный материал (таблица)

Литература

учебник «Окружающий мир» 3 класс (1 часть)

План урока

Этап урока (с указанием продолжительности этапа)

Формируемые УУД (для каждого этапа)

Планируемые предметные результаты (для каждого этапа)

Орг. момент (1 мин)

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний.

Этап самоопределения к деятельности

П.: - устанавливать причинно-следственные связи;

П.: - уметь осознанно строить речевое высказывание устно

Самоопределение к деятельности

П.: - уметь осознанно строить речевое высказывание устно

П.:-строить логической цепи рассуждения

  Ставить, принимать и сохранять учебную задачу;

Работа по теме урока

П.: - устанавливать причинно-следственные связи;

П.: - уметь осознанно строить речевое высказывание устно

К.: - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Уметь находить в предложенном материале ответы на задаваемые вопросы.

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

Л.: - проявлять учебно-познавательный процесс к новому материалу

перечислять особенности хвойных и цветковых растений; различать группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые; уметь называть органы растений;

Подведение итогов и рефлексия

Р.: - уметь адекватно воспринимать оценки и отметки

перерабатывать полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний. Умения формулировать вопросы, которые являются описанием растений. Уметь узнавать группы растений по характерным для них признакам.

Этап урока  указанием продолжительности этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

Орг. момент (1 мин)

Приветствует детей, проверяет готовность детей к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Николаевна. Сегодня

я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте свою

готовность к уроку. Посмотрите на свои рабочие места, на ваших партах должны быть учебник по окружающему миру, пенал, дневник, садитесь.

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.

Этап самоопределения к деятельности (8мин)

Актуализация знаний:

-Ребята, а вы знаете, что цветы и разные растения разводят с глубокой древности, и они играли важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество красивых историй. Они не только радовали человека, но и помогали им в целительности, охраняли от сглаза, служили для украшения алтарей и жертвоприношений и многое другое. Существует много историй, мифов и легенд о происхождении цветов.

-Давайте с вами посмотрим, как появляются на свет эти прекрасные растения. Какие вы знаете необходимые условия, чтобы растение могло вырасти.  Верно, а с чего начинается рост растения? Что появляется первым?

-Верно, что появляется дальше?

-А дальше?

-А из чего состоит бутон?

-Молодцы, всё верно, кто может выйти к доске, показать и назвать все части растения?

Ребята, кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Верно, тема нашего урока- это «Мир Растений»

Мы с вами повторили, какие есть части у растения, а что мы можем узнать о них ещё на уроке?

Свет, влага, тепло.

Семечко.

Прорастают корни.

Стебель и бутон.

Из лепестков.

Показывает и называет части растения у доски.

«Растения»

Какие есть виды уроков, как они питаются, дышат, какие у них есть особенности.

Работа по теме урока(15 мин)

- Итак, у нашего цветка есть лепестки, что написано на каждом из них?

Как вы думаете, зачем нам нужны эти слова на лепестках?

Верно, это план нашего урока.

-Ну что ж, начнём работу с водорослей. (на доске напечатанное название группы растений, название части растения (ризоиды)  

Откройте учебник на странице 78 и прочитайте, что там сказано о этих растениях.

Давайте найдём среди изображений морскую капусту.

 Какое у неё тело? Правильно.

Давайте теперь поподробнее познакомимся с данным видом растений. Посмотрите небольшой видио фрагмент и ответьте на вопрос, какие самые распространённые водоросли есть в морях, как они прикрепляются ко дну?

Молодцы, движемся дальше.

Мхи. Кто прочитает нам о мхах?

Одной из особенностей мхов является их малый размер, они гораздо ниже деревьев, кустарников, даже трав и цветов, только чуть-чуть возвышаются над землей. И это очень удобно, ветер им не страшен. К тому же у земли всегда влажно, а у мхов нет корней, только стебельки листья, также у них нет цветов и семян. Мхи очень выносливы, не боятся тени, холода.

Теперь посмотрим, кто внимательнее всех слушал. Какого размера бывают мхи? Какие есть части у мхов?

Папоротники. (название группы и название листьев растения на экране)

Прочитай пожалуйста информацию из учебника про папоротники.

Из всех семейств растений на земле папоротники являются одними из наиболее древних. Их предки застали ещё динозавров, бродивших по нашей планете миллионы лет назад, причём с тех пор сами папоротники довольно слабо изменились. Те папоротники, что растут сейчас, – это лишь остатки богатого царства, миллионы лет назад населявшего нашу планету. Большинство этих древних красивых растений вымерли из-за изменения климата вместе с динозаврами. Настоящих листьев у папоротников ещё нет. Но в их направлении они сделали первые шаги. То, что у папоротника напоминает лист – вовсе не лист, а по своей природе – целая система ветвей, да ещё расположенных в одной плоскости. Это и называется так – плосковетка, или вайя, или, другое название – предпобег.

Как называются листья папаратника? Кто перечислит какие есть части у этого растения?

Теперь я предлагаю немного размяться и отдохнуть.

 -Водоросли, мхи, хвойные растения, Цветковые растения, папоротники, дыхание растений, питание растений. должны разобрать на уроке

-Это вопросы, которые мы должны разобрать на уроке.

Читают вслух о водорослях.

Продолговатое, похожее на ленту.

Самые распространённые водоросли в морях и океанах- это красные и бурые. Ко мну они прикрепляются с помощью резоидов.

Читают информацию о мхах в учебнике вслух.

Мхи не большого размера, немного возвышаются над землёй. У мхов есть только листья и стебли.

Дети читают текст.

Листья папоротника называются плосковетки или вайи. У папоротника есть корни, стебли, листья.

Физкультминутка (1 мин)

Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках)

Распускают лепестки (Начинают медленно вставать)

Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой)

Лепестки колышет (раскачиваются)

Наши чудные цветки

Закрывают лепестки

Головой качают (раскачиваются)

Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение)

дети повторят движения.

Продолжение работы по теме урока (18 мин)

Хвойные растения. (на экране название группы и название листьев-хвоя)

 Движемся дальше. Ребята, какие хвойные растения вы знаете?

А какое хвойное растение является символом праздника Нового года? Верно, а кто расскажет, чем отличаются хвойные растения от остальных?

Ребята, все слышали такую загадку: «Зимой и летом одним цветом»? Кто знает отгадку. Верно, а кто скажет, почему же она остаётся зелёной и зимой, и летом? Правильно.

А есть ли у хвойных растений какие-либо плоды?

Ребята, а кто знает, долго ли живут хвойные растения?

Хвойные одни из самых долгоживущих среди растений. Дерево легко может произрастать до полувека, а отдельные представители, и больше тысячи лет. Интересны и плоды хвойных растений – шишки. В шишках образуются семена, которые, попадая в почву, имеют большую всхожесть. Удивительно то, что во время пожара шишки превращаются в горячие «снаряды», и, загоревшись, отлетают от дерева на несколько метров, где при взрыве из них высыпаются семена и попадают в почву.

Кто перечислит части хвойных растений? Как образуются новые хвойные растения?

Цветковые растения.

На нашей планете наиболее широко распространены цветковые растения. Их можно встретить на любом участке суши, от Антарктиды до Арктики.

Чем отличаются эти растения? Правильно, после увядания таких растений на месте цветка образуется плод с семенами, которые после гибели цветка попадают в почву и прорастают новые. Все культурные растения, которые вывел человек относятся к этому классу. Какие вы знаете примеры цветковых растений?

Ребята, я предлагаю вам поиграть в небольшую игру, она называется «Цветочное интервью».  Сейчас выйдут по одному человеку с ряда, на голову я прикреплю цветок, ваша задача задавать вопросы только своему ряду, которые могут помочь вам определить, какой это цветок. Вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить да или нет. Например, «Этот цветок красного цвета», «Это весенний цветок»?

(подснежник, сирень, фиалка)

Ребята, сложно было угадать цветок? Почему? Правильно, эта игра показала нам, что существует очень много цветковых растений, которые похожи друг на друга, но есть и такие, которые имеют свой особенный признак, например, цвет, размер или время года, в которое они растут.

Хорошо, ребята, мы с вами повторили несколько групп растений, давайте теперь выполним задание, чтобы проверить наши знания.

Сейчас вы получите названия групп растений и их описание вам необходимо соотнести название группы и её описание и соединить стрелочками.

Проверка.

Теперь выполним следующее. Первый вариант найдёт в учебнике, прочитает и расскажет соседу о том, как питаются растения. Второй вариант прочитает и расскажет, как дышат растения. Кто хочет выйти к доске и рассказать про питание растений? Кто хочет рассказать нам про дыхание растений?

Ребята, вы большие молодцы, со всем справились. Посмотрите на наш цветок, на нём пропали слова, появились цифры, каждая из них соответствует вопросам, которые мы уже разобрали.

Давайте начнём, кто хочет ответить? Выбирайте цифру.

Ель, сосна, пихта.

Ёлка.

У остальных растений есть листя- крона деревьев, а у хвойных на месте листьев иголки, которые называются хвоей.

Ёлка.

Хвойные деревья не сбрасывают зимой листья, как лиственные.

Нет, но вместо плодов у них есть шишки, в которых находятся семена.

(делают свои предположения)

Хвойные растения имеют корни, стебли, листья (хвоя).

Вместо плодов у хвойных растений есть шишки, в которых есть семена, которые попадают в почву и прорастают.

У этих растений есть красивые цветы.

Розы, ромашки, лилии, сирень, черёмуха, жасмин.

Вызывается по одному ребёнку с ряда, на голову прикрепляется цветок, задача детей задавать вопросы, которые помогут им определить, какой цветок у него на голове. Каждый ребёнок играет со своим рядом. (4 минуты)

Да/Нет

Очень много цветов, которые подходят под описание.

Выполняют задание, проводят самопроверку.

Читают текст в учебнике, рассказывают друг-другу. После чего, по одному ребёнку выходят к доске и рассказывают для всех, показывая на схеме.

Дети выходят к доске, рассказывает свою тему и показываю на схеме.

Дети выбирают цифру и отвечают на соответствующий вопрос.

  1. Как в хозяйстве используют водоросли? (в медицине, в пищевой промышленности)
  2. Назовите особенности мхов? (малый размер, у них отсутствуют корни, но есть стебли и листья)
  3. Как называются листья папоротника? (плосковетки или вайи)
  4. Плоды каких растений называют «Горящие снаряды»? (плоды хвойных растений)
  5. Перечислите части цветковых растений. (корни, стебли, листья, бутон, плоды)
  6. Что входит в пищу растений? (вода, углекислый газ- сахарный крахмал)
  7. Как образуется кислород? (его выделяют растения, образуется вместе с питательными веществами)

Подведение итогов (2мин) Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какая тема нашего урока?

- Какую мы ставили цель?

- Достигли её?

- Что вы сегодня узнали нового?

Сейчас вы получите изображение цветов, давайте раскрасим этот цветок так, как мы поработали на уроке, если у вас всё получилось, было интересно раскрасьте его красным цветом, если что-то не получилось и остались вопросы, то жёлтым.

Кто хочет рассказать про свой цветок, почему он сделал его такого цвета.

- Спасибо за урок, до свидания.

Водоросли

Очень древние растения. У них есть корни и стебли, листья называются вайи.

Мхи

Жители воды, у них нет косней, стеблей, листьев. Плодов. Место скрепления тела растения с дном называется ризоиды.

Папоротники

Небольшого размера, растут во влажных местах, не имеют корней, у них есть только стебли и листья.

Хвойные растения

Имеют корни, стебли, хвоинки. На месте плодов, у них растут шишки.

Цветковые растения.

Эти растения имеют разнообразие видов. У них есть корни, стебли, бутон, плоды, листья.

https://img2.freepng.ru/20180421/ehe/kisspng-drawing-line-art-flower-clip-art-camellia-border-5adae4d09478f9.7696296315242948646082.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по Окружающему миру ПНШ 2 класс"Солнце, воздух, вода и..растения"

Технологическая карта урока по Окружающему миру для 2 класса с подробным описанием действий учителя и учащихся. Урок с использованием интерактивного микроскопа.Данный материал готовился для краевого к...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Растения луга" (2 класс)

В технологической карте урока по окружающему миру русписаны УУД. Показаны формы и методы работы на уроке....

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе "Как живут растения?"

ЦЕЛЬ УРОКА:Создать условия для знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо; помочь учащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;ЗАДАЧИ: 1. Познакомить ...

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России». «Какие бывают растения».

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России». «Какие бывают растения»....